Что собой представляли сирены. Мифология Древней Греции
Сиреной называют птицу с женской головой. В мифах она известна как соблазнительница моряков. Атрибутами сирен являются лиры и флейты - музыкальные инструменты , олицетворяющие чувственный соблазн.
Сирена символизирует искушение, совращение женщиной, обман, отклонение мужчины от его подлинной цели; прельщение притягательностью преходящего, ведущее к духовной смерти; душу, пойманную чувственными соблазнами. Это также символ похорон.
В Египте птицы-сирены считались душами, отделенными от тел. В греческой мифологии это злые души, жаждущие крови.
Сирены считаются намного опаснее своих мифологических двойников-русалок : они искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их.
В славянской мифологии аналогом сирен, но куда более положительным, являются вещие человеко-птицы - сирины (Сирин, Алконост, Гамаюн), умеющие предсказывать будущее и вызывать дождь.
Сирены (Σειρήνες), в греческом мифотворчестве демонические существа, морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой (Аполлоний Родосский, IV 892-898), Мельпоменой или дочерью Стеропа (Аполлодор, I 3, 4; I 7, 10).
Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид. Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения.
Первые упоминания о сиренах имеются в гомеровской Одиссее. Они обитали на западе, на острове между землей Цирцеи и Сциллой, и здесь, сидя на цветущем прибрежном лугу, чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв все на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями. Лишь благодаря предостережению Цирцеи, Одиссей избег коварных сирен. Он приказал привязать себя к мачте корабля и повелел залить воском уши своих товарищей (Гомер, Одиссея, XII, 39; XII 166-200).
В послегомеровских сказаниях (например, в "Аргонавтике" Аполлония Родосского, IV, 893) сирены изображались девами чудной красоты, с очаровательным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Когда аргонавты плыли мимо острова сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире; один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Аполлоний Родосский, IV 900-919). В послегомеровских мифах сирены представлялись в образе крылатых дев, или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Этот последний атрибут они получили по собственной просьбе, чтобы им было легче разыскивать по морям и островам их пропавшую подругу Персефону, после того как ее напрасно искали на земле.
Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы. Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках . В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы.
Сирены - одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.
В статье:
Сирены - происхождение и характерные черты
Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря - мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам - их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .
В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю - Аглаофой, а младшую - Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.
Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно - это мог быть Форкий , или хтоническая богиня Кето , или божество Ахелой . Иногда их матерью легенды называют одну из муз - Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу . Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа , а также Гея .
Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.
Кадр из фильма «Пираты карибского моря»
Различные облики принимал и Форкий - таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.
В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.
Существует иная версия этой легенды - боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.
Сирены в легендах
«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909
Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок - цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.
Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов . Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись - вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен - он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.
Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея» . Гомер описывал расположение острова сирен - он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости - они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.
Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов .
Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен - Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.
С течением времени эти существа стали близки к и . Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.
Сирены в Средние века
С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.
В «Физиологе» , самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:
Нравоописателем сказано, что сирены несут смерть. Обиталище их - море, а песни их завораживают. Услыхавшие сирен моряки лишаются сознания, падают в морские волны и там гибнут. До пупка тела у них женские, а от пупка - птичьи.
Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.
Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены - плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.
Сирены в современной культуре
В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.
в древнегреческой мифологии - полуптицы-полуженщины, обитавшие на острове у берегов Южной Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему острову, усыпляли их, а затем пожирали.
Отличное определение
Неполное определение ↓
СИРЕНЫ
Девы на острове западного моря, находящемся между островом Кирки и Сциллой; они привлекали своим приятным пением проезжавших мимо и вовлекали их в погибель. Они сидят на усеянном цветами лугу и вокруг них лежат груды тлеющих до костей мужских трупов, кожа которых везде стягивается. Опасность заключается только в их пении, так как оно привлекает моряков к гибельному берегу. Ноm. Od. 12, 39 слл. В них видели то соблазнительных муз моря, то действующих при помощи магической силы пения волшебниц, или же простую сказку моряков, или нравственный принцип (Welcker III, 164), или чарующие божества, или, наконец, демонов разложения. Имя их подходит к слову??????? (Sirius), обозначающему приносителя жары; оба слова ведут к одному понятию, а именно к понятию света и горения; они - божества жгучести, засухи. Но это не возвращающийся ежегодно жар, который обозначает Сирий, но утомляющий, убивающий все живое и принимающийся за выродок земли зной (сирокко). Действия их - тишина ветра, гниение кожи. Они пользовались культом около Суррента, в Этолии (где отцом их называется Ахелой) они были спутницами Персефоны до ее похищения в Сицилии. В самом древнем виде они представляют большую, неуклюжую птицу с женской головой - откуда и происходит их пение и знание. Уже у Алкмана они представлены поющими существами. Печальный, жалобный характер их пения наводил на мысль сравнивать их пение с плачем об умерших (???????) на могилах. Платон приводит их в связи с гармонией сфер. Со времен александрийских ученых отцом С. постоянно является Ахелой, а у более древних писателей - Форк. У Гомера упоминается только о двух, более поздние же принимают обыкновенно три С.; имена их: Парфенона, Левкосия и Лигея; или также: Фельксиепея, Мольна, Аглаофема. Наконец, у римлян с ними связано понятие прельщения и соблазна (impoba Siren desidia, Horat. Sat. 2, 3, 14). Когда Одиссей проезжал мимо них, то он залепил своим товарищам уши воском, себя же самого приказал с незалепленными ушами привязать к мачте. Ноm. Od. 12, 158 слл. Когда аргонавты проезжали мимо С., то Орфей запел ответную песню. Т. к. они, согласно предсказанию, могли жить только до тех пор, пока кто-нибудь не проедет мимо них не прельстившись, то они бросились из-за Орфея или из-за Одиссея в море и превратились в утесы. Более позднее предание представляло их существами, верхняя половина тела которых была женская, нижняя же - птичья. Они получили форму птиц для того, чтобы искать Персефону. Ov. met. 5, 552 слл. Позднее перевели их на местопребывание на мыс Пелорский или так называемые Сиренузские острова при входе в залив Посейдонский или на Капрею. Храм С. был при Сурренте, а гробница С. Парфеноны под Неаполем; у последнего ежегодно устраивался бег с факелами. Искусство изображает их первоначально птицами с женской головой, затем женщинами с птичьими ногами, наконец, женщинами в длинных одеждах. На гробницах находят много изображений или в форме рельефов, или в виде статуй. Их изображают как вдохновенные существа, с лирой и флейтой. ср. : Schrader, die Sirene nach ihrer Bedeutung und K?nstlerischen Darstellung, (1868).
СИРЕНЫ (в мифологии) СИРЕНЫ (в мифологии)
СИРЕ́НЫ, в греческой мифологии полуптицы-полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. Считались дочерьми речного бога Ахелоя ( см. АХЕЛОЙ) и одной из Муз или Стеропы ( см. СТЕРОПА) . Их число колеблется от двух-трех (у Гомера) до огромного множества у позднейших авторов. Сирены жили на острове, усеянном останками жертв. Мимо этого острова проплывал Одиссей ( см. ОДИССЕЙ) , который, чтобы слышать их пение, привязал себя к мачте, а своим спутникам залил воском уши. Во время путешествия аргонавтов ( см. АРГОНАВТЫ (в мифологии)) пение сирен заглушал Орфей ( см. ОРФЕЙ) . В классический период сиренам теряют черты дикости, их наделяют глубокой мудростью, считают, что они сидят на каждой из восьми небесных сфер мирового веретена Ананке ( см. АНАНКЕ (в мифологии)) и их пение звучит как музыка сфер, подчеркивая гармонию космоса. В средневековье сирен представляют как ундин или русалок, с рыбьим хвостом.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "СИРЕНЫ (в мифологии)" в других словарях:
- (Sirened, Σειρη̃νες). Морские девы, которых считалось три и которые привлекали мореплавателей своим пением с целью погубить их. По преданию, они жили недалеко от Сциллы. Одиссей спасся от них тем, что приказал привязать себя к мачте корабля, а… … Энциклопедия мифологии
Сирены … Википедия
Сирены (миф.) - Сирены. Фрагмент росписи краснофигурного стамноса: корабль Одиссея и сирены. Ок. 475 до н.э. Британский музей . Лондон. СИРЕНЫ, в греческой мифологии полуптицы–полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле –… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИРЕНЫ, в греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом … Современная энциклопедия
В греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. Переносно соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом … Большой Энциклопедический словарь
Сирены, в древнегреческой мифологии полуптицы полуженщины. Согласно «Одиссее» Гомера, своим волшебным пением С. завлекали мореходов к прибрежным скалам, о которые разбивались корабли. Одиссей, чтобы спасти своих спутников, залепил им уши воском,… … Большая советская энциклопедия
I в греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом. II отряд водных млекопитающих. Туловище торпедообразное, передние конечности … … Энциклопедический словарь
- (лат. siren, от греч. seiren). 1) фантастические существа греческой мифологии, полурыбы, полудевы, пением своим приманивавшие плывших мимо моряков; в переносном значении женщины соблазнительницы. 2) животное из отряда китообразных. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
- (SeirhneV, Sirenes) в греческой мифологии морские музы,олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность,под которою скрываются острые утесы или мели. Первые упоминания о С.имеются в Одиссее. Они живут на западе, на острове… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Джон В … Википедия
-
В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы
с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие
от матери-музы
(Мельпомены или Терпсихоры)
божественный голос, а от отца (Ахелоя .
бога
пресных вод
) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех
до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей
кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим
все живые существа с ума.
Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие
от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Число
их колеблется от двух-трёх до целого множества. Они обитают на скалах острова,
усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением.
С. ублажали некогда богиню Деметру
. Мимо острова Сирен проплыл Одиссей ,
привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда
аргонавты
плыли мимо острова Сирен,
Орфей заглушил
их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов
Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой ,
поселившей его в Лилибее. Сирен сближали с гарпиями
и керами ; они воспринимались даже как музы иного
мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности
дикие хтонические Сирены превращаются в сладкоголосых мудрых Сирен,
каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена
богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Plat.
R. Р. Х 617 b).
«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев)
выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему:
«Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море
и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам,
когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют
сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский,
другая же половина птичья. Таким же образом всякий «двоедушный человек
коварен во всех своих путях». Есть люди, которые идут в церковь, но от
грехов не удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе
скотов. Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством
прельщают души нетвердых».
Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте
уподоблялся Христу, корабль - церкви, сирены - плотским желаниям. «Сердце
усладное пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих
душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина)
от грехопадения и гибели для вечного спасения... Аллегория поддавалась
дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль
- наше тело, кормчий, который засыпает и утопает,- душа.
Камертон разумения был найден: морские блудницы
будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие
сирены - полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья,
получают хвосты, расстаются с птичьими лапами... К XII столетию только
единичные авторы помнили об их «воздушном» прошлом.