Юрий томиншел по городу волшебник. Юрий томин - шел по городу волшебник Сказка шел по городу волшебник краткое содержание
«Шёл по городу волшебник» - повесть писателя Юрия Томина в жанре литературной сказки, рассказывающая о мальчике, нашедшем коробок с волшебными спичками. Впервые опубликована в 1963 году .
Сюжет
Повесть состоит из двух частей.
Мелкие чудеса
Толик Рыжков - простой четвероклассник из Ленинграда , которому, однако, не чужды отрицательные черты характера - лень, нечестность, хвастовство и тщеславие. Однажды Толик нарушает правила уличного движения и, убегая от милиционера, он случайно попадает в странный двор, из которого нет выхода. Посреди двора стоит небольшое строение, в котором Толик встречает странного мальчика с холодными голубыми глазами, скрупулёзно считающего коробки со спичками. Толик, пытаясь привлечь его внимание, невзначай берёт один из них, на что мальчик неожиданно агрессивно реагирует и Толик, испугавшись, каким-то образом убегает из строения и из таинственного двора.
Через некоторое время он узнаёт, что коробок - волшебный и, если сломать спичку и загадать желание, оно сразу же исполняется. Толик начинает творить различные мелкие чудеса, но из-за них вся его жизнь идёт наперекосяк, он ссорится с лучшим другом Мишкой Павловым (но позже мирится с ним), а все окружающие его люди уже не могут общаться с ним так же, как прежде. В конце концов он уже не знает, как преодолеть тот клубок проблем, который образовался в результате бездумного исполнения всех его желаний, но самое плохое впереди - странный мальчик с голубыми глазами, который оказывается Волшебником, неожиданно появляется перед ним. Он очень зол на Толика за бестолковость его желаний и объявляет, что забирает его с собой. Случайно Волшебнику «под горячую руку» попадают Мишка с его собакой Майдой, так как Мишка, не зная о том, кто перед ним, нелестно отзывается о физически слабой внешности Волшебника. В следующую секунду Толик, Мишка и Майда чувствуют, что взлетают в воздух.
Чудеса поневоле
Толик приходит в себя в зале какого-то здания, в котором позже опознаёт Дворец пионеров . Выйдя наружу, он обнаруживает рядом ещё несколько строений, одно из которых Гостиный двор . Одновременно Толик сталкивается с металлическим человекообразным роботом Балбесом. От него и от появившегося затем Волшебника Толик узнаёт, что находится на острове, расположенном в неком параллельном измерении, которое называется Вчерашний День. Остров целиком забит различными развлечениями и удовольствиями, в виде аттракционов, ресторанов и магазинов, но единственные люди на острове это - Волшебник, Толик и Мишка, не считая Майды и Балбеса. Волшебник объявляет Толику, что он должен забыть Мишку, потому что Мишка больше не его друг, его друг - Волшебник, и он может дать Толику многое из того, чего не может дать ему Мишка (конечно, за счёт спичек). Волшебник также объясняет Толику, что тот в своё время приглянулся ему из-за всех отрицательных качеств его характера, а именно - зависти и лести, потому что Волшебник считает, что его другом должен быть тот, кто будет ему всё время завидовать (ведь с волшебными спичками он может пожелать всё, что угодно). Поскольку Волшебник не контролирует передвижения Толика по острову, мальчик начинает самостоятельное блуждание в попытках отыскать Мишку. Его молча сопровождает Балбес, в котором, как Толик выясняет, заложена только одна программа: Толик может идти куда захочет и делать что хочет, но ему нельзя идти туда, где держат Мишку. Исследуя остров, Толик замечает кучу бессмыслицы в благах, которые наколдовал Волшебник: в парке отдыха пешеходная дорожка движется сама и в любую сторону, куда Толик захочет пойти; на пляже лежит целый ряд удочек, но рыбалка бесполезна, потому что рыба сама готова выпрыгнуть на берег; плавание не имеет смысла, потому что в воде Вчерашнего Дня невозможно утонуть; а когда Толик приходит на пристань, то все стоящие там катера сами заводятся. Тем временем, Мишка находится в заточении в комнате на одном из верхних этажей в высоком здании на берегу. Из своего окна, глядя на океан, он замечает, что линия горизонта расположена очень близко к берегу, словно водная поверхность куда-то обрывается. Каждый раз когда Волшебник входит к нему в комнату, он загадывает желание, чтобы Мишка и Майда не могли причинить ему какой-либо урон. Волшебник требует от Мишки, чтобы тот извинился перед ним и даже обещает в таком случае отпустить его домой, но Мишка отказывается. Во-первых, он не собирается бросать Толика (хотя Волшебник пытается убедить его, что Толик давно к нему равнодушен), а во-вторых, он чувствует, что Волшебник врёт и никуда его не отпустит.
Толик садится на один из катеров и решает-таки уплыть с острова. Через какое-то расстояние Балбес заявляет, что Толику дальше плыть нельзя, и пытается оторвать его руки от штурвала. Толик вопит от боли и Балбес неожиданно отпускает его. Сообразив, что Балбес запрограммирован на то, чтобы не причинять Толику никакую боль, Толик начинает безостановочно говорить, что ему очень больно, благодаря чему катер плывёт вперёд. Через какое-то время Толик начинает замечать впереди странное вспухание воды, а затем из пустоты на какое-то время появляется его город, но тут катер автоматом даёт задний уход и увозит Толика к Волшебнику. Волшебник настойчиво спрашивает у Толика, что тот видел, и Толик, заподозрив неладное, врёт, что ничего не видел. В тот же вечер Волшебник приходит к Мишке и, не сдержавшись, раскрывает ему секрет: мир Вчерашнего Дня отделён от реальности некой Чертой ; если подплыть к Черте на закате, то можно увидеть город, а если подплыть на рассвете, то можно уплыть за Черту. Чуть позже ночью Толику, изображая на словах боль, удаётся узнать от Балбеса, где находится Мишка. С помощью робота он забирается к другу в комнату и помогает ему и Майде спуститься оттуда на канате. Балбес же, который всё время следует за Толиком, вместо того, чтобы воспользоваться канатом, просто шагает через подоконник, падает на землю и в нём что-то ломается. Друзья бегут на причал, но тут просыпается Волшебник и замечает их. Поскольку у Волшебника при себе не оказывается спичек, то Толику, несмотря на то, что Волшебник старше его, удаётся скрутить последнего, так как тот, будучи очень зависимым от спичек, физически очень ослаб, и запереть его в уборной. Он, Мишка и Майда садятся на один из катеров и плывут к Черте. Сломанный Балбес медленно идёт вслед за Толиком, заходит в воду и постепенно скрывается на глубине. Подплыв к Черте, катер на этот раз плывёт вперёд, но когда его нос проходит Черту, то он неожиданно плывёт назад - Волшебник освободился. Толик, Мишка и Майда тогда выпрыгивают за борт, попав за Черту.
Они оказываются прямо посреди проезжей части на оживлённой улице, появившись из ниоткуда. Радости от возвращения Толик не испытывает, так как видит вокруг кучу последствий своих желаний. В частности, его мама не ругает его за таинственное исчезновение (их отсутствие не прошло незамеченным), так как ранее Толик загадал желание, чтобы мама всё ему разрешала. И хотя у него уже нет коробка с волшебными спичками и он не может ничего исправить, случайно Толик находит одну-единственную спичку, выпавшую до этого из коробка, и ломает её, загадав желание, чтобы в жизни его родителей, друзей и его самого всё было по-прежнему, как раньше, что и происходит. Книга завершается послесловием, в котором автор пишет, что Волшебник до сих пор живёт во Вчерашнем Дне (и в любой момент может вернуться в реальность, чтобы найти себе нового друга и отомстить Толику), и что Толик ещё долго будет, с опаской озираясь, ходить по улицам и испуганно вздрагивать каждый раз, когда ему навстречу будет идти человек с холодным голубым блеском алчности в глазах.
Издания
- Ю. Томин. «Шёл по городу волшебник», Л. : Детгиз (Ленинградское отделение), г., Рисунки Б. Калаушина
- Костер , № 2, февраль , стр. 36-46, иллюстрации С. Острова,
- Ю. Томин. «Шёл по городу волшебник», Л.: Детгиз (Ленинградское отделение), г., стр. 5-140, иллюстрации Б. Калаушина и С. Спицына
По сравнению с изданием 1963 года, в этом этом издании убрана глава 9, где рассказывается как голубь украл у старушки три рубля. На трёшку голубь купил и выпил пива, чем вызвал сильное нервное растройство у продавца пива. Напившись пива голубь устраивается спать на крыше, громко храпя, чем смушает местных кошек. Изменились границы некоторых глав. Вставлен кусок в 18 главе о посещении Мишкой дома Анны Гавриловны .
- Ю. Томин. «Шёл по городу волшебник», Л.: Детгиз (Ленинградское отделение), г., Рисунки Б. Калаушина
- Ю. Томин. Повести и рассказы, Л.: Детская литература (Ленинград), г., стр. 5-130, иллюстрации С. Спицина
- Ю. Томин. «Шёл по городу волшебник», Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), г.,стр. 3-127, иллюстрации С. Спицина.
- Ю. Томин. Избранное: Повести. Рассказы., Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), г., с. 89-202, иллюстрации В. Топкова.
- Ю. Томин. «Шел по городу волшебник»,
Мелкие чудеса
Толик Рыжков – простой четвероклассник из Ленинграда, которому, однако, не чужды отрицательные черты характера – лень, нечестность, хвастовство и тщеславие. Однажды Толик нарушает правила уличного движения и, убегая от милиционера, он случайно попадает в странный двор, из которого нет выхода. Посреди двора стоит небольшое строение, в котором Толик встречает странного мальчика с холодными голубыми глазами, скрупулезно считающего коробки со спичками. Толик, пытаясь привлечь его внимание, невзначай берет один из них, на
Что мальчик неожиданно агрессивно реагирует и Толик, испугавшись, каким-то образом убегает из строения и из таинственного двора. Через некоторое время он узнает, что коробок – волшебный и, если сломать спичку и загадать желание, оно сразу же исполняется. Толик начинает творить различные мелкие чудеса, но из-за них вся его жизнь идет наперекосяк, он ссорится с лучшим другом Мишкой Павловым (но позже мирится с ним), а все окружающие его люди уже не могут общаться с ним так же, как прежде. В конце концов он уже не знает, как преодолеть тот клубок проблем, который образовался в результате бездумного исполнения всех его желаний, но самое плохое впереди – странный мальчик с голубыми глазами, который оказывается Волшебником, неожиданно появляется перед ним. Он очень зол на Толика за бестолковость его желаний и объявляет, что забирает его с собой. Случайно Волшебнику “под горячую руку” попадают Мишка с его собакой Майдой, так как Мишка, не зная о том, кто перед ним, нелестно отзывается о физически слабой внешности Волшебника. В следующую секунду Толик, Мишка и Майда чувствуют, что взлетают в воздух.
Чудеса поневоле
Толик приходит в себя в зале какого-то здания, в котором позже опознает Дворец пионеров. Выйдя наружу, он обнаруживает рядом еще несколько строений, одно из которых Гостиный двор. Одновременно Толик сталкивается с металлическим человекообразным роботом Балбесом. От него и от появившегося затем Волшебника Толик узнает, что находится на острове, расположенном в неком параллельном измерении, которое называется Вчерашний День. Остров целиком забит различными развлечениями и удовольствиями, в виде аттракционов, ресторанов и магазинов, но единственные люди на острове это – Волшебник, Толик и Мишка, не считая Майды и Балбеса. Волшебник объявляет Толику, что он должен забыть Мишку, потому что Мишка больше не его друг, его друг – Волшебник, и он может дать Толику многое из того, чего не может дать ему Мишка (конечно, за счет спичек). Волшебник также объясняет Толику, что тот в свое время приглянулся ему из-за всех отрицательных качеств его характера, а именно – зависти и лести, потому что Волшебник считает, что его другом должен быть тот, кто будет ему все время завидовать (ведь с волшебными спичками он может пожелать все, что угодно). Поскольку Волшебник не контролирует передвижения Толика по острову, мальчик начинает самостоятельное блуждание в попытках отыскать Мишку. Его молча сопровождает Балбес, в котором, как Толик выясняет, заложена только одна программа: Толик может идти куда захочет и делать что хочет, но ему нельзя идти туда, где держат Мишку.
Исследуя остров, Толик замечает кучу бессмыслицы в благах, которые наколдовал Волшебник: в парке отдыха пешеходная дорожка движется сама и в любую сторону, куда Толик захочет пойти; на пляже лежит целый ряд удочек, но рыбалка бесполезна, потому что рыба сама готова выпрыгнуть на берег; плавание не имеет смысла, потому что в воде Вчерашнего Дня невозможно утонуть; а когда Толик приходит на пристань, то все стоящие там катера сами заводятся. Тем временем, Мишка находится в заточении в комнате на одном из верхних этажей в высоком здании на берегу. Из своего окна, глядя на океан, он замечает, что линия горизонта расположена очень близко к берегу, словно водная поверхность куда-то обрывается. Каждый раз когда Волшебник входит к нему в комнату, он загадывает желание, чтобы Мишка и Майда не могли причинить ему какой-либо урон. Волшебник требует от Мишки, чтобы тот извинился перед ним и даже обещает в таком случае отпустить его домой, но Мишка отказывается. Во-первых, он не собирается бросать Толика (хотя Волшебник пытается убедить его, что Толик давно к нему равнодушен), а во-вторых, он чувствует, что Волшебник врет и никуда его не отпустит.
Толик садится на один из катеров и решает-таки уплыть с острова. Через какое-то расстояние Балбес заявляет, что Толику дальше плыть нельзя, и пытается оторвать его руки от штурвала. Толик вопит от боли и Балбес неожиданно отпускает его. Сообразив, что Балбес запрограммирован на то, чтобы не причинять Толику никакую боль, Толик начинает безостановочно говорить, что ему очень больно, благодаря чему катер плывет вперед. Через какое-то время Толик начинает замечать впереди странное вспухание воды, а затем из пустоты на какое-то время появляется его город, но тут катер автоматом дает задний уход и увозит Толика к Волшебнику. Волшебник настойчиво спрашивает у Толика, что тот видел, и Толик, заподозрив неладное, врет, что ничего не видел. В тот же вечер Волшебник приходит к Мишке и, не сдержавшись, раскрывает ему секрет: мир Вчерашнего Дня отделен от реальности некой Чертой; если подплыть к Черте на закате, то можно увидеть город, а если подплыть на рассвете, то можно уплыть за Черту. Чуть позже ночью Толику, изображая на словах боль, удается узнать от Балбеса, где находится Мишка. С помощью робота он забирается к другу в комнату и помогает ему и Майде спуститься оттуда на канате.
Балбес же, который все время следует за Толиком, вместо того, чтобы воспользоваться канатом, просто шагает через подоконник, падает на землю и в нем что-то ломается. Друзья бегут на причал, но тут просыпается Волшебник и замечает их. Поскольку у Волшебника при себе не оказывается спичек, то Толику, несмотря на то, что Волшебник старше его, удается скрутить последнего, так как тот, будучи очень зависимым от спичек, физически очень ослаб, и запереть его в уборной. Он, Мишка и Майда садятся на один из катеров и плывут к Черте. Сломанный Балбес медленно идет вслед за Толиком, заходит в воду и постепенно скрывается на глубине. Подплыв к Черте, катер на этот раз плывет вперед, но когда его нос проходит Черту, то он неожиданно плывет назад – Волшебник освободился. Толик, Мишка и Майда тогда выпрыгивают за борт, попав за Черту.
Они оказываются прямо посреди проезжей части на оживленной улице, появившись из ниоткуда. Радости от возвращения Толик не испытывает, так как видит вокруг кучу последствий своих желаний. В частности, его мама не ругает его за таинственное исчезновение (их отсутствие не прошло незамеченным), так как раннее Толик загадал желание, чтобы мама все ему разрешала. И хотя у него уже нет коробка с волшебными спичками и он не может ничего исправить, случайно Толик находит одну-единственную спичку, выпавшую до этого из коробка, и ломает ее, загадав желание, чтобы в жизни его, родителей и друзей все было по-прежнему, как раньше, что и происходит. Книга завершается послесловием, в котором автор пишет, что Волшебник до сих пор живет во Вчерашнем Дне (и в любой момент может вернуться в реальность, чтобы найти себе нового друга и отомстить Толику), и что Толик еще долго будет, с опаской озираясь, ходить по улицам и испуганно вздрагивать каждый раз, когда ему навстречу будет идти человек с холодным голубым блеском алчности в глазах.
Юрий Геннадиевич Томин
Шел по городу волшебник
Повесть, в которой случаются чудеса
1929–1997Юрий Геннадиевич Томин (наст. фам. – Кокош) родился в 1929 г. во Владивостоке. Позднее семья переехала в Ленинград. Мальчику исполнилось 12 лет, когда началась Великая Отечественная война.
Он был эвакуирован в Сталинград, затем в Горький. Здесь учился в школе, потом – в ремесленном училище. Только в 1945 г. Томин возвратился в Ленинград. Снова школа – 10-й класс.
Прочитав в каком-то журнале рассказ о моряке дальнего плавания, Томин решил поступить в Высшее мореходное училище. Проучившись год, он понял, что ветер романтики занес его не туда. Плавание на кораблях – это проторенная дорожка. Хотелось чего-то необычного, будоражащего ум и воображение. И Томин перебирается на физический факультет Ленинградского университета, который заканчивает в 1952 г., получив специальность «геофизик».
Три года Томин отдал Крайнему Северу: Туруханск, Игарка, Средняя Тунгуска, Верхняя Тунгуска, Енисей… Дальние поисковые партии, нелегкие экспедиционные будни: ночевки на голой земле, многодневные переходы пешком и на лыжах, пот, холод, усталость, комары…
Именно там, в обстановке тяжелого напряженного труда, в окружении суровых молчаливых людей, вырабатывались его жизненные принципы: мужество, честность, верность долгу, товарищество, которые потом и составили нравственный фундамент будущих произведений писателя.
Юрий Томин становится начальником геофизической партии, поступает в аспирантуру, а в 1955–1959 гг. преподает в вузе.
Его первая книга «Повесть об Атлантиде» была написана в 1959 г. Герои повести – сибирские мальчишки, мечтатели и романтики, увлеченные красивой легендой и отправляющиеся на поиски необыкновенной страны – Атлантиды.
Вторая книга писателя – сборник «Алмазные тропы» (1960). Это рассказы о людях прямых и отважных, о чести, верности, преданности долгу.
В своем творчестве Юрий Томин стремился отыскать самый короткий и надежный путь к душе юного читателя, говорить с ним о вещах серьезных, жизненно важных увлекательно, без нотаций и унылых поучений.
Именно поэтому после первых двух книг, написанных в реалистической манере, автор обращается к другому типу повествования – так называемой нефантастической фантастике (повести «Борька, я и невидимка», 1962; «Шел по городу волшебник», 1963; «Нынче все наоборот», 1968; «Карусели над городом», 1979; «А, Б, В, Г, Д и другие», 1982).
Суть этой повествовательной манеры заключается в том, что в ней сказочный вымысел не поглощает реальность целиком, а присутствует лишь в виде волшебного элемента. Благодаря ему создаются определенные ситуации, в которых обычная жизнь предстает под необычным углом зрения, поворачивается к читателю своими неизвестными гранями, а характеры героев открываются с весьма своеобразной стороны.
Лучшее произведение Юрия Томина – повесть-сказка «Шел по городу волшебник» – относится к этому жанру. В ней роль чудесного элемента выполняет коробок волшебных спичек, который случайно находит герой повести, четвероклассник Толик Рыжков. Стоит переломить одну – и все его желания исполняются. Читатель, пройдя с героем через целый ряд испытаний, пережив стыд, страх, ужас, понимает в итоге, что ничто в мире не достается даром, без усилий и душевных затрат.
А если так все-таки случается, то не приносит счастья и очень скоро начинает тяготить, разрушая твою прежнюю жизнь и дорогие тебе отношения с родными и близкими людьми.
Произведения Юрия Томина написаны в 60-70-е гг. прошлого века, но интерес к ним не угасает и по сей день. Умные, веселые, увлекательные, его повести помогают юному читателю лучше понять себя и окружающих, учат доброте, отзывчивости, сопереживанию, умению ощущать чужую беду как свою.
Часть первая
Мелкие чудеса
Милиционеры очень любят детей. Это каждый знает. Любят они не только своих детей, а всех подряд, без разбору. Не верите – посмотрите детские фильмы. В фильмах милиционеры всегда улыбаются детям. И все время отдают честь. Как только постовой увидит мальчика, так сразу же бросает свои дела и мчится, чтобы отдать ему честь. А если девочку увидит – тоже мчится. Наверное, ему все равно – мальчик или девочка. Главное – успеть отдать честь.
Если же кому-нибудь попадется милиционер, который не улыбается и не отдает честь, то это ненастоящий милиционер.
А все-таки хорошо, что ненастоящие милиционеры иногда встречаются.
В Ленинграде вот есть один такой. И если бы его не было, то ничего не случилось бы с Толиком Рыжковым…
А случилось вот что.
Шел Толик по проспекту.
Рядом с ним, по мостовой, медленно ехала желтая «Волга». Из динамиков, установленных на крыше «Волги», на всю улицу гремел оглушительный и радостный голос диктора: «Граждане, соблюдайте правила уличного движения! Несоблюдение этих правил часто приводит к несчастным случаям. Недавно на Московском проспекте гражданин Рысаков пытался перебежать дорогу впереди идущей автомашины. Водитель не успел затормозить, и гражданин Рысаков был сбит автомашиной. С переломом ноги он был доставлен в больницу. Граждане, помните: несоблюдение правил уличного движения ведет к несчастным случаям…»
Толик шел рядом с «Волгой» и сквозь боковое стекло видел лейтенанта милиции с микрофоном в руках. Лейтенант был молодой и какой-то очень чистенький. Было странно, что у него такой оглушительный голос, хотя бы и по радио.
Толик внимательно, насколько было видно вперед, оглядел мостовую, стараясь угадать, в каком месте произошло все это с гражданином Рысаковым. Но угадать было невозможно. В обе стороны, одна за другой, катились машины. Здоровенный самосвал, шлепая шинами по асфальту, быстро отставал от вертлявого «Москвича», а их обоих, пренебрежительно пофыркивая, обгоняла тяжелая черная «Чайка». И все они проезжали, может быть, над тем местом, где «недавно» лежал неосторожный Рысаков…
«А что, если бы это случилось не «недавно», а сейчас! – подумал Толик. – Только чтобы машина объехала Рысакова… И – чтобы врезалась в трамвай… Но только чтобы водитель остался цел… А трамвай – сошел с рельсов… Но – чтобы пассажиры все остались целы… А движение по всей улице – остановилось… И тогда нельзя было бы перейти улицу… И я не пошел бы в школу…»
Юрий Геннадиевич Томин
Шел по городу волшебник
Повесть, в которой случаются чудеса
1929–1997Юрий Геннадиевич Томин (наст. фам. – Кокош) родился в 1929 г. во Владивостоке. Позднее семья переехала в Ленинград. Мальчику исполнилось 12 лет, когда началась Великая Отечественная война.
Он был эвакуирован в Сталинград, затем в Горький. Здесь учился в школе, потом – в ремесленном училище. Только в 1945 г. Томин возвратился в Ленинград. Снова школа – 10-й класс.
Прочитав в каком-то журнале рассказ о моряке дальнего плавания, Томин решил поступить в Высшее мореходное училище. Проучившись год, он понял, что ветер романтики занес его не туда. Плавание на кораблях – это проторенная дорожка. Хотелось чего-то необычного, будоражащего ум и воображение. И Томин перебирается на физический факультет Ленинградского университета, который заканчивает в 1952 г., получив специальность «геофизик».
Три года Томин отдал Крайнему Северу: Туруханск, Игарка, Средняя Тунгуска, Верхняя Тунгуска, Енисей… Дальние поисковые партии, нелегкие экспедиционные будни: ночевки на голой земле, многодневные переходы пешком и на лыжах, пот, холод, усталость, комары…
Именно там, в обстановке тяжелого напряженного труда, в окружении суровых молчаливых людей, вырабатывались его жизненные принципы: мужество, честность, верность долгу, товарищество, которые потом и составили нравственный фундамент будущих произведений писателя.
Юрий Томин становится начальником геофизической партии, поступает в аспирантуру, а в 1955–1959 гг. преподает в вузе.
Его первая книга «Повесть об Атлантиде» была написана в 1959 г. Герои повести – сибирские мальчишки, мечтатели и романтики, увлеченные красивой легендой и отправляющиеся на поиски необыкновенной страны – Атлантиды.
Вторая книга писателя – сборник «Алмазные тропы» (1960). Это рассказы о людях прямых и отважных, о чести, верности, преданности долгу.
В своем творчестве Юрий Томин стремился отыскать самый короткий и надежный путь к душе юного читателя, говорить с ним о вещах серьезных, жизненно важных увлекательно, без нотаций и унылых поучений.
Именно поэтому после первых двух книг, написанных в реалистической манере, автор обращается к другому типу повествования – так называемой нефантастической фантастике (повести «Борька, я и невидимка», 1962; «Шел по городу волшебник», 1963; «Нынче все наоборот», 1968; «Карусели над городом», 1979; «А, Б, В, Г, Д и другие», 1982).
Суть этой повествовательной манеры заключается в том, что в ней сказочный вымысел не поглощает реальность целиком, а присутствует лишь в виде волшебного элемента. Благодаря ему создаются определенные ситуации, в которых обычная жизнь предстает под необычным углом зрения, поворачивается к читателю своими неизвестными гранями, а характеры героев открываются с весьма своеобразной стороны.
Лучшее произведение Юрия Томина – повесть-сказка «Шел по городу волшебник» – относится к этому жанру. В ней роль чудесного элемента выполняет коробок волшебных спичек, который случайно находит герой повести, четвероклассник Толик Рыжков. Стоит переломить одну – и все его желания исполняются. Читатель, пройдя с героем через целый ряд испытаний, пережив стыд, страх, ужас, понимает в итоге, что ничто в мире не достается даром, без усилий и душевных затрат.
А если так все-таки случается, то не приносит счастья и очень скоро начинает тяготить, разрушая твою прежнюю жизнь и дорогие тебе отношения с родными и близкими людьми.
Произведения Юрия Томина написаны в 60-70-е гг. прошлого века, но интерес к ним не угасает и по сей день. Умные, веселые, увлекательные, его повести помогают юному читателю лучше понять себя и окружающих, учат доброте, отзывчивости, сопереживанию, умению ощущать чужую беду как свою.
Часть первая
Мелкие чудеса
Милиционеры очень любят детей. Это каждый знает. Любят они не только своих детей, а всех подряд, без разбору. Не верите – посмотрите детские фильмы. В фильмах милиционеры всегда улыбаются детям. И все время отдают честь. Как только постовой увидит мальчика, так сразу же бросает свои дела и мчится, чтобы отдать ему честь. А если девочку увидит – тоже мчится. Наверное, ему все равно – мальчик или девочка. Главное – успеть отдать честь.
Если же кому-нибудь попадется милиционер, который не улыбается и не отдает честь, то это ненастоящий милиционер.
А все-таки хорошо, что ненастоящие милиционеры иногда встречаются.
В Ленинграде вот есть один такой. И если бы его не было, то ничего не случилось бы с Толиком Рыжковым…
А случилось вот что.
Шел Толик по проспекту.
Рядом с ним, по мостовой, медленно ехала желтая «Волга». Из динамиков, установленных на крыше «Волги», на всю улицу гремел оглушительный и радостный голос диктора: «Граждане, соблюдайте правила уличного движения! Несоблюдение этих правил часто приводит к несчастным случаям. Недавно на Московском проспекте гражданин Рысаков пытался перебежать дорогу впереди идущей автомашины. Водитель не успел затормозить, и гражданин Рысаков был сбит автомашиной. С переломом ноги он был доставлен в больницу. Граждане, помните: несоблюдение правил уличного движения ведет к несчастным случаям…»
Толик шел рядом с «Волгой» и сквозь боковое стекло видел лейтенанта милиции с микрофоном в руках. Лейтенант был молодой и какой-то очень чистенький. Было странно, что у него такой оглушительный голос, хотя бы и по радио.
Толик внимательно, насколько было видно вперед, оглядел мостовую, стараясь угадать, в каком месте произошло все это с гражданином Рысаковым. Но угадать было невозможно. В обе стороны, одна за другой, катились машины. Здоровенный самосвал, шлепая шинами по асфальту, быстро отставал от вертлявого «Москвича», а их обоих, пренебрежительно пофыркивая, обгоняла тяжелая черная «Чайка». И все они проезжали, может быть, над тем местом, где «недавно» лежал неосторожный Рысаков…
«А что, если бы это случилось не «недавно», а сейчас! – подумал Толик. – Только чтобы машина объехала Рысакова… И – чтобы врезалась в трамвай… Но только чтобы водитель остался цел… А трамвай – сошел с рельсов… Но – чтобы пассажиры все остались целы… А движение по всей улице – остановилось… И тогда нельзя было бы перейти улицу… И я не пошел бы в школу…»
Толик остановился и стал разглядывать пешеходов, которые перебегали улицу, ловко увиливая от автомобилей.
Желтая «Волга» ушла далеко вперед. Толик опасливо покосился на нее и тоже побежал. Он юркнул между двумя автобусами, пропустил трамвай, «скорую помощь» и влетел на тротуар перед самой булочной. Толик направился было к двери и вдруг прямо перед собой увидел милиционера. Тот стоял и смотрел на Толика. Он не отдавал честь и не улыбался.
– Ну, иди сюда, – сказал милиционер.
– Зачем? – пробормотал Толик.
– Иди-иди.
Цепляясь носками за асфальт, Толик подошел ближе.
– Вам в школе объясняли, как нужно переходить улицу? – спросил милиционер.
– Нам не объясняли, – на всякий случай сказал Толик.
– А ты сам не знаешь, где можно переходить улицу?
– Мне в булочную надо, – тихо сказал Толик.
Милиционер молчал.
– Я очень торопился…
Милиционер молчал.
– У меня мама больная, – уже увереннее сказал Толик. – А в школу я вообще не хожу никогда. Я за мамой ухаживаю. Мне просто некогда ходить в школу.
– Чем же она болеет? – спросил милиционер.
– У нее раны… – сказал Толик и вздохнул. – От снарядов… и от бомб… и от пуль… Она на фронте воевала. Раньше она мало болела, а теперь – каждый день. И папа – тоже в больнице. Он в милиции работает. Его преступники ранили.
– Как фамилия-то? – спросил милиционер уже не скучным голосом.
– Павлов.
– Вроде слышал про такого, – сказал милиционер после раздумья. – Значит, и в школу тебе ходить некогда?
– Совсем некогда… – вздохнул Толик.
– Ну, беги в свою булочную.
Понурясь, Толик медленно направился к дверям. Вид у него был очень печальный. В булочной Толик так же медленно ходил между прилавками, шаркал ногами, горбился и думал, что, наверное, многие замечают, какой у него несчастный вид, и догадываются о том, что у него больная мама и отец ранен преступниками.
Опустив батон в сумку и чуть не волоча ее по полу, Толик вышел из булочной. Милиционер стоял на прежнем месте. Он все-таки не отдал честь и не улыбнулся, но слегка кивнул головой. Мотнул головой и Толик. Теперь он ничуть не боялся милиционера.