В какой момент происходит кульминация пьесы. Сочинение на тему Идейная кульминация пьесы «Гроза
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров . Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление - Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни . В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка , погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей . Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение , поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка : 4.6 . Всего получено оценок: 4240.
Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка ) - это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по
критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов. Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.
Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса. Скорее всего, она надеялась, что покаяние хоть как то смягчит ее вину, но этого не происходит-конфликт между взглядами Катерины и старшего поколения города Калинова не исчерпан, и Кабаниха снова начинает ее терзать Она не дает ей обняться с Кабановым, так как возненавидела главную героиню еще сильнее.
Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.
Тесты по драме «Гроза». 1 вариант
1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
-
классицизм
сентиментализм
романтизм
2) Действие драмы «Гроза» происходит
в Москве
в Калинове
в Петербурге
в Нижнем Новгороде
3). Определите кульминацию драмы «Гроза»
сцена с ключом
встреча Катерины с Борисом у калитки
раскаяние Катерины перед жителями города
прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
микроскоп
печатный станок
5). Как звали мужа Катерины?
6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»
история любви Катерины и Бориса
история любви Тихона и Катерины
столкновение самодуров и их жертв
описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
1. герой-резонер
2. «самодур»
3. «лишний человек»
4. «маленький человек»
10. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
3.Чтобы оживить пьесу
12) О каком персонаже идет речь?
13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
14) Кому принадлежат слова
Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Кабанихе
Катерине
2 вариант
1) Как звали возлюбленного Катерины?
1. Кулигин
2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
2 .Кулигин
3. Варвара
3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
-
Катерине
-
Кабанихе
4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
солнечные часы
перпетуум-мобиле
5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
6) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
7) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»
8) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
-
Борис Григорьевич
9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
5.Катерина
11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
4.Желание уехать с Борисом
12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
13)Пьеса «Гроза» написана в
14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется
Нижний Новгород
Кострома
3 вариант
1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия
3.Трагедия
4.Лирическая комедия
5.Трагикомедия
3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя
2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои
4.Замедлить сценическое время
5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин
5.Варвара
6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина
2.Катерина и Тихон
3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина
5.Борис и Тихон
7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
1.Феклуша
2.Кулигин
5.Катерина
10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой
2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу
4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне
3.Крестьяне
5.Разночинцы
13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
4.Желание уехать с Борисом
14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин
2.Марфа Игнатьевна
3.Катерина
№ вопроса |
||||||||||||||
2 вариант
№ вопроса |
||||||||||||||
3 вариант
№ вопроса |
Тест по пьесе «Гроза»
1.Определите жанр произведения.
А) семейно-бытовая драма
Б) трагедия
В) комедия
Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
Д) психологическая драма
2. Определите вид конфликта в «Грозе»
А) философский
Б) социальный
В) идеологический
Г) внутренний
Д) семейный
3.Правильно расположите элементы композиции пьесы
А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
Б) завязка 2) гибель Катерины
В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
А) символическими деталям – калитка, забор
В) отсутствием связи с другими городами
Г) образом Феклуши
5.С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?
А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
В) обозначить место действия и обстановку в городе
Г) описать волжский берег
6.Сиситема образов в пьесе строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей, запишите пары.
Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара_____________________________________
___________________________________________________________________________________
7.Укажите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами»
А) Варвара
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
Е) полусумасшедшая барыня
8.В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
А) Кабаниха – Дикой
Б) Катерина – Варвара
В) Катерина – Кабаниха
Г) Катерина – Тихон
9)Как на уровне персонажей представлено « темное царство » и его «жертвы». Укажите тех и других в списке буквами т, ж.
Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.
10)А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их.
Тропинка, вечный двигатель, могила, гроза, ключ, белый платок.
11)Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»
Б) Кулигин
В) Катерина
12.Кому из русских критиков принадлежит такая оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…»
А) Н.А.Добролюбову
Б) Д.И.Писареву
В) В.Г.Белинскому
Г) И.А.Гончаров
13.В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
А) публичное признание Катерины в греховности
Б) свидание с Борисом
В) в монологе Катерины в финале
Г)в пьесе отсутствует кульминация
14.Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра »?
А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя
Б) его перу принадлежат 47 пьес
В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
Г) построил здание Малого театра
3.А-4,Б-1,В-3,Г-2
6.Катерина-Кабаниха; Кабаниха-Дикой; Катер-Борис; Варвара-Кудряш; Катерина-Варвара
9. т: Дикой, Феклуша, Кабаниха, полусумасшедшая барыня.
ж: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш.
10.Могила,ключ,белый платок
Традиционный литературный сюжет ( любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
- характеристика хозяев жизни:
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
Кабанихи
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);
- безволие Тихона
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
- Сведения о детстве и любви к Борису
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)
В) сведения о характере Катерины
(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(«… уж душу свою я ведь погубила»);
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
«Маменька, вы ее погубили! «
Заключение
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам , композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)