Тема урока Классика и современность. Классика Классика (от лат
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 3
г. Алексеевки Белгородской области
Конспект урока музыки в 7 классе.
Тема: «Классика и современность»
Учитель: Смоляная
Ирина Васильевна
Стаж: 19 лет
Алексеевка
Цель урока:
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
Проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
Знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,
классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
Выражение личностного отношения к музыке,
Систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
Развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
Развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
Развивать представления, память, воссоздающее воображение,
Развивать зрительное и слуховое восприятия.
Развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Музыкальный материал:
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».
Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
«Битлз»- «Вчера».
К.Кельми «Замыкая круг».
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
Основной этап урока.
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Дыхательные упражнения.
Вокально-хоровая работа.
Распевание
Работа над песней.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
II. Актуализация знаний.
Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.
Что нас в ней привлекает.
А какая музыка вечная?
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.
III. Основной этап урока.
Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.
Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.
Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.
Слайд №4.
Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?
Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?
Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.
Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими
Какое из этих произведений можно отнести к классике?
Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)
После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.
Продолжение беседы.
Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.
У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?
Как вы думаете, почему?
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.
Слушание музыки.
Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».
Понравилась музыка?
Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?
IV.Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит -
Хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет… ( Л.Мартынов ).
Когда музыка бывает вам необходима?
Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.
Показ песни.
Какое впечатление произвела на вас песня?
Современна ли эта песня?
О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
Точность исполнения мелодии;
Фразировку;
V. Подведение итогов урока.
Понравилось вам размышлять о музыке?
Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»
Как вы понимаете это высказывание?
Какое искусство мы называем классическим?
Какая музыка нужна современному человеку?
Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?
Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?
По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.
Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №17.
Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. Слайд №18.
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
сообщение о группе «Битлз»,
найти интересные сайты о музыке.
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.
Интернет-ресурсы:
- Учитель
- . Учитель.
- Домашнее задание
- Учитель . А сейчас я вам хочу сообщить, что в нашей школе пройдёт мероприятие «В мире классической инструментальной музыки». Задача такая: для оформления афиши нужно составить перечень музыкальных номеров для концерта, состоящего из двух отделений. Наш класс мы разделим на две группы. Первая составит перечень знакомых вам классических произведений (зарубежных и русских) композиторов. Вторая группа напишет классические произведения в современной аранжировке.
- В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек в высоком регистре. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.
- . Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке - NewAge, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.
- Домашнее задание . Оформить афишу для мероприятия «В мире классической музыки».
1.http://classic-music.ru
Тема года:
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока : Классика и современность .
Тип урока: комбинированный .
Цель :
Задачи:
обучающая
развивающая
воспитательная :
Методы и приёмы
Оборудование :
Ход урока.
Учитель
Учитель
Учитель
Звучит . (Приложение1.1)
Дети отвечают.
Ученик . Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил мои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Учитель.
Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)
Учитель
Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,
В комнате тепло и тихо.
Звуки музыки наполнили её,
Музыки прекрасной и великой!
Учитель
Музыку свою неповторимую...
И сидим, дыханье затаив,
Слушая мелодию красивую.
Звучит « Лунная соната», Л.Бетховен . (Приложение 1.3)
Учитель
Дети отвечают .
Ученик . Заворожила музыка сонаты
И тёплый, тихий летний вечер,
Учитель
Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) / дети отвечают /.
.
Ученик . Музыка.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка - это твой Бог.
Учитель.
Учитель
«Токката и фуга», И.С.Баха
Слушание и просмотр на DVD . ( Приложение 4)
Учитель
/ /
Дети
Учитель
Дети.
«Шторм».
(Приложение 6).
Учитель
/ дискуссия между детьми/
Дети
Учитель
/
Учитель
4 . Распевание .
5 . Слушание и анализирование (Приложение 8).
Учитель
Дети
Точность исполнения мелодии;
Фразировка;
Пояснительная записка
Направление гуманитарное.
Этапы урока следующие:
- «Симфония № 40», В.Моцарт.
- «Шутка», И.Бах.
Слушание и анализирование:
- «Токката и фуга»;
- «Шторм».
Использована литература:
«Музыка», Ю.Б.Алеев.
Тема года: Традиция и современность в музыке.
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока : Классика и современность .
Тип урока: комбинированный .
Цель : Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.
Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.
Задачи:
обучающая : через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
воспитательная : духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.
Методы и приёмы . Использована эвристическая технология проведения урока. Введён элемент театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.
Оборудование : интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты - смайлики.
Ход урока.
1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель . Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?
Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.
Учитель . Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.
Учитель . Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?
Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский . (Приложение1.1)
Дети отвечают.
Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №1 (Приложение 2) с изображением портрета П.Чайковского.
Ученик . Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил мои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Учитель. Музыка Чайковского, Она нам души звуком лечит. Закружит вальсом нас слегка, Покой, блаженство обеспечит. Живет пускай искусство это, Передаваясь с века в век, Огромное наследие оставил гений, Чтоб был счастливым человек.
Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)
Учитель . Вы наверное догадались, кто сейчас к нам зайдёт? /учащиеся отвечают/.
Входит ученик в образе И.С.Баха.
Показ слайда №2 (Приложение 2) с изображением портрета И.С.Баха.
Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,
В комнате тепло и тихо.
Звуки музыки наполнили её,
Музыки прекрасной и великой!
Учитель : Кажется, что Бах играет здесь
Музыку свою неповторимую...
И сидим, дыханье затаив,
Слушая мелодию красивую.
Скучно роялю в скупом одиночестве,
Струны покрылись быльём и забвением.
Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,
Ноты, аккорды давно позабытые…
Звучит « Лунная соната», Л.Бетховен . (Приложение 1.3)
Учитель . Встречу с каким композитором мы ждём?
Дети отвечают .
В класс входит ученик в образе Бетховена.
Показ слайда №3 (Приложение 2) с изображением портрета Л. Бетховена.
Ученик . Заворожила музыка сонаты
И звёздно - лунный за окном пейзаж.
И тёплый, тихий летний вечер,
И тусклый свет сквозь радужный витраж.
Учитель . Бетховен! Людвиг Ван Бетховен! Талант! И гений волшебства! Чудесную музыку ты людям подарил! Чтоб та в душе всегда цвела.
Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) / дети отвечают /.
В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта .
Показ слайда №4 (Приложение 2) с изображением портрета В.А.Моцарта.
Ученик . Музыка.
Что в этом слове? - очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка - это твой Бог.
Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.
Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.
С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского.
С левой - вразброс даны названия произведений.
Класс делим на четыре команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.
В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.
Учитель . Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.
В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что - то новое.
Показ презентации о Ванессе Мэй. (Приложение 3)
Сегодня новое для вас слово - АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger - приводить в порядок).
Аранжировка - переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.
Слушание и просмотр на DVD . ( Приложение 4)
Учитель . Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
/ происходит дискуссия между учащимися /
Дети . На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.
Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.
Учитель . Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.
Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.
Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.
Следующий композитор и дирижёр эстрадно - симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.
Показ презентации о Янни Хрисомаллисе.(Приложение 5).
Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 - 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.
Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».
(Приложение 6).
Учитель . Что вы можете сказать о произведении?
/ дискуссия между детьми/
Дети . В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.
Учитель . Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.
/ самостоятельная работа учащихся в группах/.
Проверка на соответствие названий произведений и фамилий композиторов.
Учитель . Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.
4 . Распевание . При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.
5 . Слушание и анализирование песни «Ангел - хранитель» И. Крутого (Приложение 8).
Учитель . Какие впечатления у вас о прослушанном произведении?
Дети . Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом - хранителем. Лиричный нежно - взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.
При разучивании песни учителю обратить внимание на:
Точность исполнения мелодии;
Выдерживать половинные длительности;
Правильно брать дыхание и только во время пауз;
Фразировка;
«Жизнь как пьеса. Не то важно - длинна ли она, а хорошо ли сыграна».
А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты - смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий - информацию приняли к сведению, серый - было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.
Пояснительная записка
Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы
Тема года «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.
Тема четверти «О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.
Тема урока: Классика и современность.
Направление гуманитарное.
Этапы урока следующие:
1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.
- «Симфония № 40», В.Моцарт.
- «Шутка», И.Бах.
- «Лунная соната», Л.Бетховен.
- «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский.
Слушание и анализирование:
- «Токката и фуга»;
- «Шторм».
Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.
В вокальной части урока применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальная. Такая форма создаёт условия для эффективного развития певческого голоса, вокального слуха. При распевании разработан комплекс вокально - тренировочных упражнений для активации голосообразующей функции учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, диски DVD иCD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты - смайлики..
Использована литература:
«Педагогические технологии», Т.П.Сальникова.
«Воспитание музыкой», Т.Е.Вендрова.
«Музыка», Ю.Б.Алеев.
Урок проведён в обычном классе со средними способностями учащихся. Дети - «композиторы» артистично справились со своей ролью. Во время интеллектуальной игры активно подключились все участники урока. При знакомстве с основной темой занятия ученики неплохо проявили свои ранее накопленные знания при классическом подходе к анализированию произведений. Большинство детей получили отличные оценки. Немаловажным этапом урока является рефлексия, которая позволяет выявить ответную реакцию учащихся на педагогическое воздействие. (Приложение 9).
Тема года: Традиция и современность в музыке.
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока : Классика и современность .
Тип урока: комбинированный .
Цель : Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.
Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.
Задачи:
обучающая : через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
воспитательная : духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произ
Классика Классика (от лат. сlassicus – совершенный, образцовый, первоклассный) – это такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Что означает слово «классика»?
Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего. А.В.Луначарский Анатолий Васильевич Луначарский () русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Сергей Прокофьев () Альфред Шнитке () Родион Щедрин (р. 1932)
Достижения Песня «Yesterday» Пола Маккартни из альбома «Help!», уже через два года была записана более тысячи раз, что является рекордом «Гиннесса». Группа внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки. Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему «The Beatles» стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века, продав по всему миру более 1 миллиарда пластинок. «Битлз» считается величайшей группой всех времён и народов. Телевизионное шоу Эда Салливана с «The Beatles» (1964) собрало зрителей. Группа «The Beatles» получила звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всем ее неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка… Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать. Д.Д.Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович () советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий и одной Государственной премии СССР.
Интернет-ресурсы:
МКОУ ООШс.Урсдон
Конспект урока музыки в 7 классе.
Тема: «Классика и современность»
Учитель: Абоева Лариса Григорьевна
Урсдон 2016г
Цель урока:Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
Проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
Знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,
классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
Выражение личностного отношения к музыке,
Систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
Развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
Развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
Развивать представления, память, воссоздающее воображение,
Развивать зрительное и слуховое восприятия.
Развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Музыкальный материал:
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».
Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
«Битлз»- «Вчера».
К.Кельми «Замыкая круг».
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
Основной этап урока.
-
-
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Дыхательные упражнения.
-
Вокально-хоровая работа.
Распевание
Работа над песней.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
II. Актуализация знаний.
Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.
Что нас в ней привлекает.
А какая музыка вечная?
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.
III. Основной этап урока.
Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.
Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.
Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.
Слайд №4.
Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?
Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?
Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.
Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими
Какое из этих произведений можно отнести к классике?
Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)
После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.
Продолжение беседы.
Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.
У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?
Как вы думаете, почему?
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.
Слушание музыки.
Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».
Понравилась музыка?
Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?
IV.Вокально-хоровая работа.
-
-
-
-
-
-
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
-
-
-
-
-
Распевание.
Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит -
Хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет… ( Л.Мартынов ).
Когда музыка бывает вам необходима?
Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.
Показ песни.
Какое впечатление произвела на вас песня?
Современна ли эта песня?
О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
Точность исполнения мелодии;
Фразировку;
V. Подведение итогов урока.
Понравилось вам размышлять о музыке?
Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»
Как вы понимаете это высказывание?
Какое искусство мы называем классическим?
Какая музыка нужна современному человеку?
Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?
Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?
По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.
Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №17.
Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. Слайд №18.
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
сообщение о группе «Битлз»,
найти интересные сайты о музыке.
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.
Интернет-ресурсы:
1.http://classic-music.ru
Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 классе _____._____. 20____г.
Классика и современностьТип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Цель урока
познакомить учащихся с понятиями классика и классичекая музыка
Задачи урока:
Образовательные: Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.
Развивающие: развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение
Воспитательные: Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость
Планируемые результаты
Предметные
«классика», «классическая музыка», классика жанра, стиль.
Личностные
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
Метапредметные
Коммуникативные
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные
выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы.
Познавательные
выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников
Межпредметные связи
История, литература, русский язык, изобразительное искусство.
Ресурсы урока
Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева
Песня группы «Битлз». «Есть только миг» Любэ.
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
УМК
Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2012 г.
Ход урока
Дидактическая
структура урока, с указанием времени
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Организационный этап, 3 мин
Вход в класс.
Приветствие
Приветствие
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
самоорганизация, способность регулировать свои действия.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся,
3 мин
Организует опрос
Отвечают на вопросы
Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься, что нас в ней привлекает. (Высказывания уч-ся).
Использовать речь для регуляции своего действия
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 5 мин
Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи на урок
Принимают участие в беседе, формулируют задачи
А какая музыка вечная? (Ответы уч-ся) Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.(слайд 1)
Определять тему и задачи конкретного урока.
Актуализация знаний, 3 мин
Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации.
Высказывают мнения
Отвечают на вопросы учителя
Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры . Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. (слайд 2)
Поиск и выделение необходимой информации
Первичное усвоение новых знаний, 15 мин
Организует беседу прослушивание
Отвечают на вопросы учителя
Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. (слайд3)
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.
У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится, как вы думаете, почему? (ответы)
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры композиторов. (ответы уч-ся). сочинения.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. (слайд 4).
извлечение из музыкального произведения необходимой информации
формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Организует слушание
Восприятие и анализ произведения
Музыкальная викторина (слайды 5-9) Определите, какое из сочинений написано современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими. Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?
Слушание (слайд 5).
1. Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.
2. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.
3. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера.
4. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева
5. Песня группы «Битлз».
Самооценка своих возможностей и способностей
Первичная проверка понимания, 3мин
Организует опрос.
Отвечают на вопросы
Давайте с вами вспомним классические произведения, которые по вашему мнению будут нравится вам всегда, и современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему. (ответы уч-ся).
Ребята, сегодня мы с вами о многом разговаривали. А скажите, нужно ли нам ориентироваться в музыке, для чего. К чему нас приводит знакомство с музыкой разных стилей, какая музыка живет веками в душах людей? (ответы уч-ся)
Формулировать собственное мнение и позицию.
Поиск и выделение необходимой информации
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин
Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.
Фиксирование д/з в дневниках. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания
А к следующему уроку я попрошу
Выучить слова песни
Поиск и выделение необходимой информации
Работа над вокально хоровыми навыками
15 мин
Организует вокально-хоровую работу,
Выполняют гимнастику и разучивают песню.
Какое настроение вызывает у вас эта песня?
Можем ли мы увидеть музыку в этой песне?
Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.
Речевые высказывания о характере песни, настроении
Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин
Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.
Анализ своей деятельности.
Какое впечатление произвел на вас наш сегодняшний урок.
Давайте с вами в завершении нашего урока попробуем завершить предложения:
1. Я узнал
2. Я увидел
3. Я удивился
4. Я хочу узнать
Использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществление комплексного анализа своей деятельности