Ссср: обострение национальных отношений в стране. «парад суверенитетов»
Пара́д суверените́тов (1990-1991 гг.) - конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.
Декларация о суверенитете РСФС
12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсировал недействующий с 1936 года Договор 1922 года об образовании СССР и отозвал российских депутатов из Верховного Совета СССР. Споры о юридической правомерности данного акта продолжаются по сей день.
С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик. В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров.
Августовский путч 1991 г. Распад СССР
Борьба сторонников и противников реформ нашла выражение в августовском путче 1991 г. Причины путча заключались в падении рот КПСС и ее структур, укреплении суверенитета республик, ухудшении социально-экономической ситуации, политической нестабильности, неспособности лидера создать новую вертикаль власти взамен изжившей себя партийной. Возглавили переворот вице-президент СССР Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Путо, министр обороны Д. Язов, др. Целью ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) было восстановление прежнего режима, ликвидация многопартийности, демократии и коммерции. Переворот 22 августа 1991 г. был крайне неорганизован, не подготовлен и не поддержан большей частью населения, что привело к поражению ГКЧП.
Результатом перестройки, экономических и политических кризисов стало усиление сепаратизма властей в республиках, приведшее к распаду СССР. 8 декабря 1991 г. Б.Ельциным (Россия), Л. Кравчуком (Украина) и В. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны «беловежские соглашения» о прекращении действия договора об образовании СССР, вместо которого было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). К СНГ" присоединились и другие республики, крюме прибалтийских.
31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор.
В апреле 1992 года съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался рассматривать вопрос о ратификации беловежских соглашений и об исключении из текста конституции республики упоминание о конституции и законах СССР.
25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, утвердившая атрибуты независимого российского государства после распада СССР. Статьей 4 принятой конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а федеральные законы имеют на всей ее территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).
Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".
Весной и летом 1991 г. РСФСР и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете. На фоне общей дезинтеграции вспыхнули кровавые межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других регионах Советского Союза.
К августу 1991 г. переговоры Президента СССР и представителей 9 (из 15) союзных республик закончились подготовкой компромиссного договора о создании Содружества Суверенных Государств (конфедерации с институтом весьма ограниченной президентской власти). По сути, это была последняя попытка центра предотвратить распад СССР. Однако события развивались по-другому.
В ночь на 19 августа власть попытался взять в свои руки Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в лице вице-президента СССР Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, министра внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостановлении деятельности оппозиционных партий, нерушимости СССР, контроле над средствами массовой информации. Однако Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину удалось организовать сопротивление, и 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. Коммунистическая партия была распущена.
После этих событий распад СССР был неизбежным. Первыми из СССР вышли Латвия, Литва и Эстония. В начале декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств, к которому 21 декабря присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Через четыре дня в связи с распадом СССР М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента.
Советский принцип «каждая нация имеет право на самоопределение» предполагал создание унитарного полиэтнического государства. Однако некоторые нации желали самоопределяться по-своему, в том числе выйдя из состава СССР.
Резать по живому
Деление государства по национальному принципу было новым в мировой истории. На практике, по словам британского историка Эрика Хобсбаума, «коммунистический режим принялся сознательно и целенаправленно создавать этнолингвистические территориальные «национально-административные единицы» там, где прежде они не существовали или где о них никто всерьез не помышлял, например, у мусульман Средней Азии или белорусов».
Один из лидеров революционного движения на Кавказе Степан Шаумян предупреждал Ленина: «Нации настолько смешались друг с другом, что уже нет национальных территорий, в пределах которых можно было бы с легкостью учредить национальные федеративные или автономные области». Однако вождь пролетариата не внял предупреждению и стал по живому нарезать границы даже там, где провести их было невозможно.
Получив определенную свободу главы национально-территориальных образований стали задумываться о большей автономии вплоть до обретения государственного суверенитета. В некоторых регионах страны это вылилось в обострение внутриполитических и межнациональных отношений.
С особенной силой сепаратистские настроения разгорелись во время Великой Отечественной войны, прежде всего это коснулось таких полиэтнических регионов как Кавказ, Прибалтика и Западная Украина. Отголоски сепаратизма также прокатились по Якутской АССР и Ямало-Ненецкому автономному округу. Существуют сведения о восстаниях якутов и ненцев, которые подавлялись, в том числе и с помощью авиации.
После окончания войны вплоть до перестройки «независимцы» себя практически никак не проявляли и только с наступлением гласности, когда центральные власти позволили регионам определенные свободы, сепаратизм пошел в наступление.
Сибирь
История сибирского сепаратизма берет начало в 1860-е годы, когда жаждущие независимости сибиряки опубликовали прокламацию, в которой заявили, что «Особая территория требует самостоятельности Сибири, и она должна отделиться от России».
В декабре 1917 года, не желая укрепления позиции большевиков, сторонники сибирской автономии – областники – проводят чрезвычайный съезд в Томске, на котором принимают решение о создании самостоятельного органа власти – Временного сибирского правительства (ВСП). А в 1918 году получивший широкие полномочия ВСП издает «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири».
Впрочем, уже к середине 1918 года областники теряют свои позиции и сходят с политической арены, несмотря на отчаянные призывы радикалов поднять против большевиков оружие. Новосибирский историк М. В. Шиловский замечет, что к этому все и шло. С его слов, областничеству не удалось создать эффективную программу действий, не предложили они никаких конкретных путей выхода региона из сложившегося политического и социального кризиса.
Кавказ
С установлением Советской власти на Кавказе в горных районах Чечни, Дагестана и Карачаево-Черкесии начинается активное вооруженное сопротивление, одним из организаторов которого был внук имама Шамиля – Саид-бей. По мнению историков, этот мятеж во многом реанимировал цели и задачи Кавказской войны XIX века.
Помимо собственно кавказской составляющей освободительная борьба способствовала вызреванию идеологии пантюркизма, обосновывающей единство всех тюркских народов и необходимость их сплочения в так называемом государстве «Великий Туран», простирающемся от Балкан до Сибири.
Впрочем, наполеоновские планы быстро сузились до идеи отделения от Советской России исключительно Кавказа. Однако эта борьба имела далеко идущие последствия: продолжаясь вплоть до начала войны, она трансформировалась в деятельность профашистских бандформирований.
Согласно данным ОГПУ, с 1920 по 1941 год только на территории Чечено-Ингушетии произошло 12 вооруженных восстаний, в которых участвовало от 500 до 5000 боевиков. Еще 3 крупных антисоветских выступления удалось предотвратить благодаря оперативной работе органов ЧК.
Как правило, бандами руководили бывшие партработники из местных органов власти. К примеру, в начале 1942 года в Шатое и Итум-Кале мятеж поднял бывший прокурор Чечено-Ингушетии Майрбек Шерипов. Вместе с отрядами коллаборациониста Хасана Исраилова он организовал объединенный штаб и повстанческое правительство. В своем воззвании к народам Кавказа сепаратисты призывали встречать германские войска как гостей, взамен рассчитывая получить от оккупантов признание независимости Кавказа.
К концу 1944 года силами НКВД было разгромлено почти 200 банд, существовавших на территориях Чечено-Ингушетии. Отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 1957 года, когда депортированные чеченцы и ингуши вернулись домой.
Туркестан
В начале 1920-х идеология пантюркизма охватила и Советский Туркестан, стимулировав такое антисоветское движение как басмачество. Лидер турецкой националистической организации «Тешкиляти Махсуса» Энвер-паша, возглавлявший басмачество, всерьез рассчитывал реализовать «стратегию Турана» под началом Стамбула. Однако его мечтам объединить в одно государство Турцию, Кавказ, Иран, Туркестан, Поволжье и Крым не суждено было сбыться. Не удалось воплотить в жизнь и идею свободного Туркестана. Практически все очаги басмачества были ликвидированы к 1932 году.
Прибалтика
Сепаратистские силы проснулись в Прибалтике в ходе ее освобождения от гитлеровских войск. Летом 1944 года вслед за войсками 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов на территорию Литвы вступили соединения НКВД. Их задачей была очистка прифронтовой полосы от оставшихся там солдат вермахта, пособников нацистов, дезертиров, мародеров и антисоветских элементов.
Наиболее серьезное сопротивление советским пограничникам оказала Литовская освободительная армия, которой руководил Верховный комитет освобождения Литвы. Эта организация существовала в подполье с момента вхождения Литвы с состав СССР, а теперь, воспользовавшись благоприятным моментом, натравливала литовцев на промосковских активистов и представителей советской власти.
Борьба против сепаратистов продолжалась вплоть до 1956 года. Интересно, что помимо ведения боевых действий Берия предлагал выселять семьи главарей антисоветского подполья в лесозаготовительные районы Пермской и Свердловской областей. Однако эта мера не понадобилась.
Украина
Украинский сепаратизм активизировался буквально сразу после вхождения в состав УССР Галиции, Буковины и Закарпатья. На борьбе с Советами специализировалась «Организация украинских националистов» (ОУН), декларировавшая свою главную цель как «национальное освобождение украинского народа и создание независимого украинского государства».
В своих геополитических аппетитах ОУНовцы не уступали сторонникам «Великого Турана». Их мечта – «суверенная соборная украинская держава», которая должна была простираться от Карпатских гор до Волги и от предгорий Кавказа до верховий Днепра.
Что не удалось с литовцами, то проделали с украинскими националистами. С 1947 года началось активное выселение руководителей повстанческих отрядов, а также членов их семей в отдаленные районы страны. За два года было перемещено более 100 тысяч человек.
Парад суверенитетов
В конце перестройки именно места сепаратистских разломов – Прибалтика и Кавказ – начали трещать в первую очередь. Горбачев слишком затянул с решением национального вопроса. Пленум состоялся в сентябре 1989 года, но республиканские элиты уже взяли старт. Любопытно, что первой о своей самостоятельности заявила Нахичеванская АССР – так она отреагировала на силовое подавление политической оппозиции в Баку.
До августовского путча на путь независимости встали Прибалтийские республики, Молдавия, Грузия и Армения. Последней от СССР 15 декабря 1990 года откололась Киргизия. Отголоски парада суверенитетов отозвались и в Поволжье. Однако деятельность националистической партии «Иттифак», агитировавшей за независимость Татарстана, была вовремя пресечена.
-
«Пара́д суверените́тов» (1988-1991) - наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало т. н. «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.
Первой территорией, заявившей о своей самостоятельности в январе 1990 года в ответ на бакинские события, стала Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧП о своей независимости в одностороннем порядке объявили пять союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости - только одна (Молдавия). При этом входившие в состав Грузии автономные образования Абхазия и Южная Осетия, а также провозглашённые на части территории Молдавии Приднестровская Молдавская Республика и Гагаузия объявили о непризнании независимости Грузии и Молдавии, соответственно, и о желании остаться в составе Союза.
За исключением Казахстана (при этом, Казахстан самым последним провозгласил независимость из всех республик СССР), ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.
Исходя из новой реальности, в декабре 1990 года президентом СССР М. С. Горбачёвым, пытавшимся остановить дезинтеграцию СССР, был предложен проект обновлённого Союзного договора. Его поддержал IV Съезд народных депутатов СССР. В рамках так называемого новоогарёвского процесса весной - летом 1991 года рабочей группой был разработан проект по заключению нового союза - Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации. Подписание нового союзного договора, намеченное на 20 августа, было сорвано августовским путчем ГКЧП и попыткой отстранения М. С. Горбачёва от должности президента СССР, сразу после чего независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных образований (в составе России, Грузии, Молдавии).
После провала ГКЧП работа над новым Союзным договором была продолжена, но теперь уже речь шла о создании Союза Суверенных Государств как конфедерации. Тем временем Горбачёв, вернувшийся в столицу из Фороса фактически благодаря решительной позиции российского руководства, начал окончательно терять рычаги управления, которые постепенно отходили к президенту РСФСР Б. Н. Ельцину и главам других союзных республик.
14 ноября главы семи из двенадцати союзных республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и президент СССР Михаил Горбачёв сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ. Подписание договора было намечено на 9 декабря, но за день до этого, 8 декабря, главы трёх республик-учредителей Союза ССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) подписали Беловежское соглашение о его роспуске и создании Содружества Независимых Государств как межгосударственной организации, к которому 21 декабря в Алма-Ате присоединились ещё восемь республик.
Часть государств, провозгласивших независимость после распада СССР не были признаны международным сообществом. После 2008 года частичного международного признания добились Абхазия и Южная Осетия. Нагорно-Карабахская Республика и Приднестровская Молдавская Республика продолжают оставаться непризнанными
Глупость или измена? Расследование гибели СССР Островский Александр Владимирович
Парад суверенитетов
Парад суверенитетов
В отличие от других республик в России оппозиции не удалось одержать на выборах победу. Почти 90 процентов избранных депутатов были членами КПСС. 19 процентов представляли высшее политическое руководство страны, 38 процентов - средний, 22 процента - нижний эшелон управления . Иначе говоря, почти 805 народных депутатов входили в партийно - государственную номенклатуру.
Почти сразу же началось политическое размежевание, в результате чего возникли две фракции: «Демократическая Россия» и «Коммунисты России». В первую фракцию вошли 465 депутатов, во вторую - 417, 176 депутатов распределились по другим, более мелким объединениям .
С первого раза не прошёл ни один кандидат. За Б.Н. Ельцина проголосовало 497, против - 535 депутатов . Повторное голосование тоже оказалось безрезультатным. На этот раз Ельцин получил 503 голоса «за» и 529 «против» .
По всей видимости, поздно вечером 28 мая М.С. Горбачёв встретился с делегатами съезда и призвал их поддержать кандидата от фракции «Коммунисты России» . Но если оппозиция в третий раз выдвинула Б.Н. Ельцина, то И.К. Полозков неожиданно для многих взял самоотвод (позднее выяснилось: по настоянию М.С. Горбачёва ) и «Коммунисты России» предложили новую кандидатуру - А.В. Власова .
Как утверждает председатель Счётной комиссии С. Сидоренко, на этот раз за Б.Н. Ельцина проголосовали 534 депутата, ровно половина их общего числа, против - 531. Три бюллетеня оказались испорченными. Чтобы не голосовать в четвёртый раз, один испорченный бюллетень был засчитан в пользу Бориса Николаевича . Получилось «за» - 535, «против» - 531, испорчено - 2 бюллетеня .
Таким образом, в результате небольшой фальсификации Б.Н. Ельцин «победил». Участники «русской игры» получили в свои руки руководство российским парламентом. Чего не сделаешь ради «демократии»!
Во вторник 29 мая, в тот самый день, когда в Москве состоялось решающее голосование, М.С. Горбачёв вылетел в Канаду с «двухдневным визитом» . Вечером 30 мая из Канады он отправился США. Утром 31 - го начался его официальный визит в Вашингтон , продолжавшийся до 4 июня .
Здесь уже 1 июня было подписано соглашение об изменении государственной границы между США и СССР в районе Берингова моря . По этому соглашению, М.С. Горбачёв и Э.А. Шеварднадзе без всякой компенсации со стороны США сделали крупную территориальную уступку: передали американцам «шельф с нефтью», запасы которой, по некоторым данным, «соизмеримы с кувейтскими» .
Делая такой шаг, М.С. Горбачёв, видимо, надеялся подписать в Вашингтоне торговое соглашение, о котором шла речь на Мальте, и получить обещанную экономическую помощь. Однако вопреки сделанным тогда заверениям, Д. Буш заявил, что направит соглашение в Конгресс лишь после того, как Москва прекратит экономическую блокаду Литвы . Этим самым он дал понять, что не позволит союзному центру тормозить процесс распада СССР.
Характеризуя поведение М.С. Горбачёва в 1990 г., Д. Бейкер цинично отмечает в своих мемуарах, что он вёл себя «как обманутый любовник, которого покинули у алтаря» .
Вскоре после возвращения М.С. Горбачёва из США ленинградская газета «Час пик» перепечатала заметку из берлинской газеты «Нойес Дойчланд», в которой говорилось: «Один из результатов недавней встречи в верхах остался почти совершенно незамеченным. Президент Буш предоставил в распоряжение своего советского коллеги на неопределённый срок начальника штаба Белого дома Джона Сануну для реорганизации аппарата Президентского совета М. Горбачёва таким образом, чтобы обеспечить его эффективное сотрудничество с Верховным Советом СССР» .
Д. Сануну - «начальник штаба», если перевести на более понятный язык, это «руководитель аппарата Белого дома» .
«50 - летний Сануну, - говорилось далее в упомянутой газете, - внук иммигранта из Ливана. Он окончил с отличием одно из самых престижных высших учебных заведений США - Массачусетский технологический институт, после чего сочетал деловую и коммерческую деятельность с преподаванием в высшей школе. После вступления в сферу политики он в течение шести лет занимал пост губернатора штата Нью - Гемпшир. В качестве координатора избирательной компании Дж. Буша в 1988 году он завоевал доверие и уважение нынешнего президента и в настоящее время, по единодушному мнению специалистов, является его «правой рукой» .
«Сануну, - объяснял читателям «Час пик», - известен своими консервативными политическими взглядами, блестящими организаторскими способностями и жёстким характером. Он одинаково требователен к себе и окружающим. Как заметил один из его старых приятелей: «Джон - это тренер, способный навести порядок в любой команде, даже в кремлёвской» .
Едва только М.С. Горбачёв вернулся из США, как произошло событие, которое следует рассматривать как поворотное в дезинтеграции СССР.
Заявив 4 июня 1990 г. о том, что в следующем году Литва будет независимой, В. Ландсбергис отметил: «Единственно, что нам остаётся в таком случае, это взорвать Советский Союз» .
И такой взрыв вскоре произошёл.
12 июня Первый съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
В ней суверенитет республики определялся как «полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР», а также «исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России». Декларация провозгласила «верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР» и объявила, что «действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории» .
Ф.Д. Бобков рассказывает, как во время Первого съезда народных депутатов РСФСР, когда декларация о суверенитете была вынесена на обсуждение, он и ещё несколько депутатов обратились к М.С. Горбачёву с заявлением, что это начало разрушения СССР, но услышали в ответ: «Ничего страшного не вижу. Мы уже многое обсуждали» .
Когда в 1988 г. подобная же декларация была принята Эстонией, М.С. Горбачёв «вынужден» был её опротестовать. Не потому, что был против неё, а потому, что считал её несвоевременный. Если же декларация о суверенитете России не вызвала у него возражений, значит, по его мнению, момент начала дезинтеграции СССР наступил.
«Именно Россия, - пишет А.С. Черняев, - спустила курок «суверенизации». На Совете Федерации 12 июня 1990 г. почти все руководители республик заявили, что не собираются впредь безоговорочно выполнять указы и постановления центра. О «федерации для Союза», по их словам, поздно рассуждать. Даже конфедерация их уже не устраивала».
«Объявлением «независимости» России,.. - по существу был «объявлен приговор» Советскому Союзу» .
Как отреагировал на это глава государства? 13 июня руководитель пресс - службы президента СССР А.А. Масленников провёл пресс - конференцию и так изложил его позицию .
«Каким Горбачёв видит новый Союз: «В рамках такого образования могли бы развиваться связи республик с центральной властью - от федеративных, привычных сегодня, до конфедеративных. Иными словами, характер связей может быть различный - в зависимости от того, как складываются реальные отношения той или иной республики с центром и другими участниками Союза... Например, в Финляндии - части Российской империи - были свой парламент и свои связи. На особом положении находилось Бухарское ханство. Особенности государственного устройства существовали в Закавказье» .
Таким образом, президент СССР не видел ничего страшного в провозглашении новым российским парламентом курса на конфедерацию. На самом деле он был готов идти ещё дальше. 2 марта 1990 г. М.С. Горбачёв заявил на заседании Политбюро: «Исходным пунктом должна быть федерация. Вариантов полно: конфедеративные, ассоциативные связи и т.д. Насколько разнообразен наш Союз, что придётся считать: кто - то - за отделение, другие - за короткий поводок, третьи - за длинный и т.д. Но нигде в процессе разработок и переговоров не терять стержня - федерация!» .
Если отбросить «федеративную упаковку» высказывания М.С. Горбачёва, то мы получим следующую картину. С некоторыми республиками он готов был расстаться совсем («кто - то - за выход»), других отпустить в свободное плавание и сохранить с ними «конфедеративные» или даже «ассоциативные связи». Очевидно, что применительно к этим республикам ни о какой федерации не могло быть и речи. Более того, возникает вопрос: допустимо ли в данном случае говорить о конфедерации?
Показательно, что 12 июня представители прибалтийских республик присутствовали на заседании Совета Федерации . Но когда было назначено следующее заседание, участвовать в нём отказались. Тогда им было заявлено о возможности создания в Прибалтике «других структур власти, на которые можно было бы опереться» .
Насколько удалось установить, впервые М.С. Горбачёв заявил о возможности такого шага ещё 22 марта . Имеются сведения, что тогда же, в марте 1990 г., на подобную возможность обратил внимание народных депутатов А.И. Лукьянов .
Было ли это политической игрой, рассчитанной на то, чтобы успокоить зревшую внутри партии оппозицию генсеку? Пыталось ли таким образом советское руководство оказать влияние на администрацию США, которая стремилась форсировать развал Советского Союза? Или же М.С. Горбачёв и его окружение действительно хотели затормозить этот процесс? Эти вопросы ещё ждут ответа.
Между тем, как утверждает бывший народный депутат СССР В.И. Алкснис, после 12 июня 1990 г. он был приглашён в штаб Прибалтийского военного округа и его «по указанию из Москвы» не только ознакомили с планом введения чрезвычайного положения в Латвии, но и предложили возглавить там новое правительство. При этом ему было сказано, что введение чрезвычайного положения планируется на 20 июля .
В названный день никаких чрезвычайных действий не последовало. В.И. Алкснис склонен объяснять это нерешительностью М.С. Горбачёва. Однако объяснение, вероятно, заключается в другом. 29 июня Литва объявила «стодневный мораторий» на выход из состава СССР «со дня начала переговоров» . В связи с этим Совет Министров СССР отказался от дальнейшей экономической блокады Литвы, и М.С. Горбачёв подписал указ «Об образовании делегации Союза ССР для проведения переговоров с делегацией Литовской ССР» во главе с Н.И. Рыжковым .
В таких условиях руководство прибалтийских республик вынуждено было отправиться в Москву, где 20 июля (обратите внимание на дату) состоялось совместное заседание Президентского Совета и Совета Федерации .
Однако дезинтеграционные процессы продолжали развиваться. По словам Д. Мэтлока, принятие Россией декларации о независимости «вызвало цепь таких же решений в других республиках, и ещё до конца года все 15 приняли декларации о суверенитете» .
Процесс суверенизации выглядел следующим образом: 16 ноября 1988 г. - Эстония, 18 мая 1989 г. - Литва, 23 сентября 1989 г. - Азербайджан, 4 мая 1990 г. - Латвия, 12 июня - Россия, 20 июня - Узбекистан, 23 июня - Молдова, 16 июля - Украина, 27 июля - Белоруссия, 22 августа - Туркмения, 23 августа - Армения, 24 августа - Таджикистан, 25 октября - Казахстан, 14 ноября - Грузия, 15 декабря - Киргизия .
Тогда же возникла угроза расчленения России.
10 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» , 26 апреля - закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» .
В результате автономные республики приобрели статус «советских социалистических государств». К тому времени в Советском Союзе существовало 20 автономных республик: по одной в Узбекистане и Таджикистане, две - в Грузии и шестнадцать - в России. Причём на долю этих 16 автономных республик приходилось более четверти всей территории Российской Федерации.
Можно встретить мнение, будто бы союзное правительство пыталось использовать «фактор автономий» для сдерживания выходящих из - под контроля союзных республик, прежде всего России.
Действительно, названные законы представляли собой мину замедленного действия. С одной стороны, они не отрицали того, что автономные республики по - прежнему «входят в состав союзных республик», с другой стороны, признали их «субъектами федерации - Союза ССР» и уравняли в правах с союзными республиками.
Однако в 1990 г. противоречий в данном вопросе между союзным руководством и руководством России не существовало.
Хотя, выступая 14 августа 1990 г. в Свердловске, Б.Н. Ельцин заявил: «Первоначальный вариант моей программы - семь русских государств. Но сам потом понял, что это будет серьёзной ошибкой и этого пока допускать нельзя» . В то же время принятая 12 июня Декларация о суверенитете России признала «необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краёв и областей РСФСР» .
В полном соответствии с этим находились слова Б.Н. Ельцина, сказанные им в августе во время поездки по стране и подтверждённые 13 сентября 1990 г. на заседании Верховного Совета РСФСР: «Берите столько суверенитета, сколько можете переварить» .
В связи с этим напрашивается предположение, что М.С. Горбачёв и Б.Н. Ельцин разыгрывали тогда одну и ту же карту - создавали условия для превращения СССР (когда это понадобится) в объединение нескольких десятков самостоятельных государств, к чему, как мы знаем, призывали А.Д. Сахаров и Г.Х. Попов.
И действительно, 20 июля 1990 г. заявила о своём суверенитете Северная Осетия, 9 августа - Карелия, 29 августа - республика Коми, 30 августа - Татарстан, 20 сентября - Удмуртия, 22 сентября - Марийская республика, 29 сентября - Якутия, 8 октября - Бурятия, 11 октября - Башкирия, 18 октября - Калмыкия, 24 октября - Чувашия .
Более того, Татария признала 15 октября «национальным днём памяти погибших при защите Казани от войск Ивана Грозного» . Якутия пошла ещё дальше и объявила «землю и все природные ресурсы, а также средства и результаты производства на территории республики её исключительной собственностью» , что означало объявление собственностью республики месторождений золота и алмазов.
Если первоначально речь шла только о суверенитете республик, то 21 августа заместитель спикера российского парламента Р. Хасбулатов и народный депутат России В. Ярошенко на брифинге в Верховном Совете Российской Федерации заявили, что «РСФСР готова взять на себя по сути ответственность за обязательства СССР, а, значит, стать его политическим правопреемником» .
Тогда же, лётом 1990 г., Р.И. Хасбулатов объяснил американскому послу Д. Мэтлоку, что скрывалось за приведёнными словами. По его мнению, Советский Союз доживает последние дни, в ближайшее время он будет трансформирован в конфедерацию, и Россия станет его правопреемником по большинству внешнеэкономических обязательств. Модель этой конфедерации Р.И. Хасбулатов видел в Европейском экономическом союзе .
Выступая 1 августа 1990 г. в Верховном Совете Латвии, Б.Н. Ельцин заявил: «Россия, возможно, будет участвовать в союзном договоре». Возможно, значит, может быть, и не будет. И далее: «...мы подготовили свой вариант, где имеем в виду, что будет договор о создании содружества суверенных государств, имеющем основы конфедерации, независимость и, допустим, каких - то два - три объединяющих элемента» (м. б. оборона, госбезопасность, кредитно - денежные отношения). Вот, пожалуй, и всё, что может быть отдано Центру» .
Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич«ПЛАВАЮЩИЙ КУРС» СУВЕРЕНИТЕТОВ Да, само признание странами-победителями наличия «сфер влияния» - по определению ограничивало суверенитеты, но ведь они и раньше имели - эдакий, плавающий курс. Например, узнав про соглашение (еще тегеранское) союзников о послевоенном
автора Раззаков Федор
ХИТ-ПАРАД-70 Самые кассовые фильмы отечественного производства"Освобождение" ("Мосфильм", "ДЕФА" (ГДР), ПРФЗФ (ПНР), "Дино де Лаурентис Чинематографика" (Италия); фильм 1-й "Огненная дуга", 2-й - "Прорыв", реж. Ю. Озеров, в ролях Михаил Ульянов, Николай Олялин, Лариса Голубкина,
Из книги Жизнь замечательных времен. 1970-1974 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
ХИТ-ПАРАД-71 Самые кассовые кинопремьеры отечественного производства"Офицеры" (К/ст им. Горького, реж. В. Роговой, в ролях: Георгий Юматов, Алина Покровская, Василий Лановой и др., премьера - 26 июля) - 53,4 млн. зрителей; "Последняя реликвия" ("Таллинфильм", реж. Г. Кроманов, в
Из книги Жизнь замечательных времен. 1970-1974 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
Хит-ПАРАД-72 Самые кассовые фильмы отечественного производства"Джентльмены удачи" - ("Мосфильм", реж. А. Серый, в ролях: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и др., премьера - 14 декабря 1971 года) - 66,0 миллиона зрителей;"А зори здесь тихие…" - ("Мосфильм", реж. С.
Из книги Жизнь замечательных времен. 1970-1974 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
ХИТ-ПАРАД-73 Самые кассовые фильмы отечественного производства"Всадник без головы" ("Ленфильм", реж. В.Вайншток, в ролях Олег Видов, Людмила Савельева, Алехандро Луго и др., премьера - 25 июля) - 69,0 миллионов зрителей;"Иван Васильевич меняет профессию" ("Мосфильм", реж. Л.
Из книги Жизнь замечательных времен. 1970-1974 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
Из книги Неизвестная Великая Отечественная автора Непомнящий Николай Николаевич
Последний парад Севастополь обстреливался и систематически подвергался налетам бомбардировочной авиации. Поэтому разгрузка и погрузка шли усиленными темпами в течение всего дня. Капитану Беляеву доложили, что на борт уже принято 240 тяжелораненых, 354 кавалериста 154-го
автора Раззаков Федор
Из книги Жизнь замечательных времен. 1975-1979 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
Из книги Жизнь замечательных времен. 1975-1979 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
ХИТ-ПАРАД-77 Самые кассовые фильмы отечественного производства«Несовершеннолетние» (К/ст. имени Горького, реж. Владимир Роговой, в ролях: Владимир Летенков, Станислав Жданько, Леонид Каюров и др., премьера - 16 сентября) - 44,6 млн. зрителей;«Безотцовщина» («Мосфильм», реж.
Из книги Жизнь замечательных времен. 1975-1979 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
ХИТ-ПАРАД-78 Самые кассовые фильмы отечественного производства«Служебный роман» («Мосфильм», режиссер Эльдар Рязанов, в ролях Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и др., премьера - 29 декабря 1977 года) - 58, 4 млн зрителей;«Судьба» («Мосфильм», реж. Евгений
Из книги Жизнь замечательных времен. 1975-1979 гг. Время, события, люди автора Раззаков Федор
Из книги Гений войны Суворов. «Наука побеждать» автора Замостьянов Арсений Александрович
Последний парад С политикой Священной Римской империи Суворов имел дело с Семилетней войны, когда прославился австрийский полководец Лаудон, а Суворов познал радость первых батальных побед. В 1789 г. и в начале 1790-го Суворов буквально олицетворял союз России и Австрии в
Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович
6. «Парад суверенитетов» и распад СССР Новый лидер КПСС Михаил Горбачев в 1985 году возглавил группировку высших партийно-советских руководителей СССР. Они надеялись реформировать советское общество с той целью, чтобы догнать развитые страны Запада с их «прогнившими
Из книги Дивизия имени Дзержинского автора Артюхов Евгений
ПАРАД БЕССМЕРТИЯ Никогда не изгладится из памяти тревожная и суровая осень 1941 г. Фашистские полчища из группы армий «Центр» рвались к нашей столице и находились на отдельных направлениях не далее 80-100 километров от Москвы. Маньяк Гитлер торопил своих генералов,
Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич
Парад Победы На совещании в Кремле в конце мая 1945 года Сталин предложил в ознаменование победы над фашистской Германией провести в Москве Парад Победы, пригласив на него наиболее отличившихся героев войны. Эту идею все горячо поддержали. Вопрос о том, кто будет принимать
События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.
Возникновение термина
Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.
Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.
Предыстория парада суверенитетов
Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.
В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации - Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название - Перестройка.
Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же - слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.
Причины
Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.
Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.
Начало «парада»
Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.
Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»
На протяжении 1989 года о своем суверенитете и главенстве республиканского законодательства над всесоюзным заявили две другие прибалтийские республики - Литовская ССР и Латвийская ССР, а также Азербайджанская ССР.
Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.
Гораздо успешнее протекал «парад суверенитетов» в Прибалтике. В марте 1990 года Литовская ССР объявила о выходе из состава Советского Союза. В мае подобную процедуру повторили правительства Эстонской ССР и Латвийской ССР, а в августе - Армянская ССР. В мае 1991 года о принятии независимости возвестила мир Грузинская ССР.
Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.
С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.
События после путча
После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.
Окончательный распад СССР
Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения - Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.
Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.
Последствия «парада суверенитетов»
«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.
Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств - бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.
Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.