Самоубийца (пьеса). Самоубийца эрдман Эрдман самоубийца спектакль
С пектакль поставлен по пьесе Николая Эрдмана, написанной в 1928 году.
Из книги Ю. Фрейдина «Н.Р. Эрдман и его пьеса «Самоубийца» в «Воспоминаниях» Н.Я. Мандельштам»:
«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а «обывательские разговоры» означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) внес настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (антиинтеллигентский, антиобывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя все толкало нас на самоубийство».
Михаил Давыдович Вольпин, советский драматург, поэт и киносценарист: «А все ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке; его пьесы и невозможно играть как бытовые – тогда получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет «Самоубийца», то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с «Ревизором». Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, по многим статьям это даже выше, чем «Ревизор». <...>
Ольга Егошина, театральный критик : «Самой большой ролью на сцене был Подсекальников из комедии Эрдмана «Самоубийца». Запрещенная пьеса Эрдмана была Валентином Плучеком возвращена на сцену. И роль Семена Семеновича Подсекальникова, тихого обывателя, который от общей беспросветности жизни стал подумывать о самоубийстве, сыграл Роман Ткачук. Его Подсекальников был смешен, безусловно, это была комедия, но и жалость в зале вызывал острую». <...>
Из книги Леонида Трауберга «Ордер на самоубийство»:
В.Н. Плучек: «Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его – подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив».
История создания
Эрдман начал работать над «Самоубийцей» сразу после премьеры «Мандата ». Пьесу высоко оценили М. Горький , А. В. Луначарский и К. С. Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем) .
В 1932 году Мейерхольд снова ставит «Самоубийцу», но после закрытого просмотра спектакль был запрещён партийной комиссией, которую возглавлял Л. Каганович .
Во время хрущёвской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры , однако вскоре после премьеры спектакль снимают с репертуара. Спектакли в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены.
В начале 70-х годов пьеса была переведена на немецкий язык . Ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и другие города). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».
Действующие лица
- Подсекальников Семён Семёнович.
- Мария Лукьяновна - его жена.
- Серафима Ильинична - его тёща.
- Александр Петрович Калабушкин - их сосед.
- Маргарита Ивановна Пересветова.
- Степан Васильевич Пересветов.
- Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
- Егорушка (Егор Тимофеевич).
- Никифор Арсентьевич Пугачёв - мясник.
- Виктор Викторович - писатель.
- Отец Елпидий - священник.
- Клеопатра Максимовна.
- Раиса Филипповна.
- Старушка.
- Олег Леонидович.
- Молодой человек - глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие - хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.
Сюжет
Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире . Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тещей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.
Аристарх Доминикович:
Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <...> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <...> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.
Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович - ради искусства, а отец Елпидий - ради религии.
Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество . <...> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».
Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, обещая, что Подсекальников удовлетворит их желания.
Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:
Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <...> Тик - и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так - и вот я уже без жены… хотя я без жены - это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя - это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.
На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:
Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <...> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я - диктатор. Я - царь, дорогие товарищи.
Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:
Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <...> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.
Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».
Отзывы о пьесе
«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) - внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство» .
Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его - подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив .
«А всё ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке - его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет удачно „Самоубийца“, то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с „Ревизором “. Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору… это даже выше, чем „Ревизор“…»
Критика о пьесе
А. Василевский:
«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «Бесов » Достоевского , когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем .
Л. Велехов:
Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось
советское государство
, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и
глубокую мысль
. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может .
Е. Стрельцова:
Пьеса «Самоубийца» - прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это - бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека .
Постановки в театре
Первая постановка
- - Московский академический театр сатиры , режиссёр Валентин Плучек
Известные постановки
2011 год - Театр-студия "Первый театр"(Новосибирск) режиссер Павел Южаков.- - Народный театр "Сфера" г. Торопец (Тверская обл.)Премьера - 20 мая 2012 г. Режиссер: И.М. Полякова
- - Хайфский городской театр, режиссёр Идар Рубенштейн
Экранизации
- - «Самоубийца», режиссёр и сценарист Валерий Пендраковский
Литература
- Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3
- Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. М., 2007
- Стрельцова Е. Великое унижение // Парадокс о драме. М., 1993
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Николай Робертович Эрдман
Самоубийца
Действующие лица
Подсекальников Семен Семенович.
Мария Лукьяновна – его жена.
Серафима Ильинична – его теща.
Александр Петрович Калабушкин – их сосед.
Маргарита Ивановна Пересветова.
Степан Васильевич Пересветов.
Аристарх Доминикович Гранд–Скубик.
Егорушка (Егор Тимофеевич).
Никифор Арсентьевич Пугачев – мясник.
Виктор Викторович – писатель.
Отец Елпидий – священник.
Клеопатра Максимовна.
Раиса Филипповна.
Старушка.
Олег Леонидович.
Молодой человек – глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие – хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.
Действие первое
Комната в квартире Семена Семеновича. Ночь.
Явление первое
На двуспальной кровати спят супруги Подсекальниковы – Семен Семенович и Мария Лукьяновна.
Семен Семенович . Маша, а Маша! Маша, ты спишь, Маша?
Мария Лукьяновна (кричит). А-а-а-а-а…
Семен Семенович . Что ты, что ты – это я.
Мария Лукьяновна . Что ты, Семен?
Семен Семенович . Маша, я хотел у тебя спросить… Маша… Маша, ты опять спишь? Маша!
Мария Лукьяновна (кричит). А-а-а-а-а…
Семен Семенович . Что ты, что ты – это я.
Мария Лукьяновна . Это ты, Семен?
Семен Семенович . Ну да, я.
Мария Лукьяновна . Что ты, Семен?
Семен Семенович . Маша, я хотел у тебя спросить…
Мария Лукьяновна . Ну… Ну, чего ж ты, Семен… Сеня…
Семен Семенович . Маша, я хотел у тебя спросить… что, у нас от обеда ливерной колбасы не осталось?
Мария Лукьяновна . Чего?
Семен Семенович . Я говорю: что, у нас от обеда ливерной колбасы не осталось?
Мария Лукьяновна . Ну знаешь, Семен, я всего от тебя ожидала, но чтобы ты ночью с измученной женщиной о ливерной колбасе разговаривал – этого я от тебя ожидать не могла. Это такая нечуткость, такая нечуткость. Целые дни я как лошадь какая-нибудь или муравей работаю, так вместо того, чтобы ночью мне дать хоть минуту спокойствия, ты мне даже в кровати такую нервную жизнь устраиваешь! Знаешь, Семен, ты во мне этой ливерной колбасой столько убил, столько убил… Неужели ты, Сеня, не понимаешь: если ты сам не спишь, то ты дай хоть другому выспаться… Сеня, я тебе говорю или нет? Семен, ты заснул, что ли? Сеня!
Семен Семенович . А-а-а-а-а…
Мария Лукьяновна . Что ты, что ты – это я.
Семен Семенович . Это ты, Маша?
Мария Лукьяновна . Ну да, я.
Семен Семенович . Что тебе, Маша?
Мария Лукьяновна . Я говорю, что если ты сам не спишь, то ты дай хоть другому выспаться.
Семен Семенович . Погоди, Маша.
Мария Лукьяновна . Нет уж, ты погоди. Почему же ты в нужный момент не накушался? Кажется, мы тебе с мамочкой все специально, что ты обожаешь, готовим; кажется, мы тебе с мамочкой больше, чем всем, накладываем.
Семен Семенович . А зачем же вы с вашей мамочкой мне больше, чем всем, накладываете? Это вы незадаром накладываете, это вы с психологией мне накладываете, это вы подчеркнуть перед всеми желаете, что вот, мол, Семен Семенович нигде у нас не работает, а мы ему больше, чем всем, накладываем. Это я понял, зачем вы накладываете, это вы в унизительном смысле накладываете, это вы…
Мария Лукьяновна . Погоди, Сеня.
Семен Семенович . Нет уж, ты погоди. А когда я с тобой на супружеском ложе голодаю всю ночь безо всяких свидетелей, тет-а-тет под одним одеялом, ты на мне колбасу начинаешь выгадывать.
Мария Лукьяновна . Да разве я, Сеня, выгадываю? Голубчик ты мой, кушай, пожалуйста. Сейчас я тебе принесу. (Слезает с кровати. Зажигает свечку, идет к двери.) Господи, что же это такое делается? А? Это же очень печально так жить. (Уходит в другую комнату.)
Явление второе
Темно. Семен Семенович молча лежит на двуспальной кровати.
Явление третье
В комнату возвращается Мария Лукьяновна. В одной руке у нее свеча, в другой – тарелка.
На тарелке лежат колбаса и хлеб.
Мария Лукьяновна . Тебе, Сенечка, как колбасу намазывать: на белый или на черный?
История создания
Эрдман начал работать над «Самоубийцей» сразу после премьеры « Мандата ». Пьесу высоко оценили М. Горький , А. В. Луначарский и К. С. Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем) .
В 1932 году Мейерхольд снова ставит «Самоубийцу», но после закрытого просмотра спектакль был запрещён партийной комиссией, которую возглавлял Л. Каганович .
Во время хрущёвской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры , однако вскоре после премьеры спектакль снимают с репертуара. Спектакли в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены.
В начале 70-х годов пьеса была переведена на немецкий язык. Ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и другие города). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».
Действующие лица
- Подсекальников Семён Семёнович.
- Мария Лукьяновна - его жена.
- Серафима Ильинична - его тёща.
- Александр Петрович Калабушкин - их сосед.
- Маргарита Ивановна Пересветова.
- Степан Васильевич Пересветов.
- Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
- Егорушка (Егор Тимофеевич).
- Никифор Арсентьевич Пугачёв - мясник.
- Виктор Викторович - писатель.
- Отец Елпидий - священник.
- Клеопатра Максимовна.
- Раиса Филипповна.
- Старушка.
- Олег Леонидович.
- Молодой человек - глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие - хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.
Сюжет
Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тещей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.
Аристарх Доминикович:
Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <...> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <...> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.
Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович - ради искусства, а отец Елпидий - ради религии.
Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество. <...> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».
Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, обещая, что Подсекальников удовлетворит их желания.
Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:
Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <...> Тик - и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так - и вот я уже без жены… хотя я без жены - это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя - это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.
На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:
Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <...> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я - диктатор. Я - царь, дорогие товарищи.
Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:
Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <...> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.
Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».
Отзывы о пьесе
«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) - внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство» .
Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его - подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив .
«А всё ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке - его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет удачно „Самоубийца“, то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с „ Ревизором “. Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору… это даже выше, чем „Ревизор“…»
Критика о пьесе
А. Василевский:
«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «
Бесов
»
Достоевского
, когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем .
Л. Велехов:
Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось советское государство, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и глубокую мысль. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может .
Е. Стрельцова:
Пьеса «Самоубийца» - прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это - бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека .
Постановки в театре
Первая постановка
- - Московский академический театр сатиры , режиссёр Валентин Плучек
Известные постановки
2011 год - Театр-студия "Первый театр"(Новосибирск) режиссер Павел Южаков.- - Народный театр "Сфера" г. Торопец (Тверская обл.)Премьера - 20 мая 2012 г. Режиссер: И.М. Полякова
- - Хайфский городской театр, режиссёр Идар Рубенштейн
Экранизации
- - «Самоубийца», режиссёр и сценарист Валерий Пендраковский
Литература
- Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3
- Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. М., 2007
- Стрельцова Е. Великое унижение // Парадокс о драме. М., 1993
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .