Рубрика: Рисование для начинающих. Правополушарное рисование: техника и уроки Правополушарное рисование для детей 5 6
Учебный курс «Правополушарное рисование», направлен на развитие пространственно-образного мышления ребенка, за которое отвечает правое полушарие нашего мозга, раскрепощение творческих способностей растущего малыша, что позволит ему мыслить не только формами, но и образами. Именно правое полушарие делает жизнь нашего чада яркой и неповторимой, благодаря развитому правому полушарию ребенок сможет в приближающейся школьной жизни легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации , начнет мыслить, как сейчас говорят, креативно и в тоже время расширить свой потенциал для лингвистического развития.
-
Продолжительность занятия
1 раз в неделю,4 занятия в месяц длительностью 1 ч. 30 мин.
Методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое - за логику и аналитическое мышление, а правое - за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета. Люди с активным правым полушарием принимают решения быстрее левополушарных. Причина объясняется отличиями между двумя полушариями. Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, чтобы активировать способности правого полушария, чтобы раскрыть его творческий потенциал . Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.
В основу курса «Правополушарного рисования» положена современная методика правополушарного рисования. Инновационные подходы, используемые в учебном курсе, позволяют любому малышу в короткие сроки научиться рисовать. Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения, шаг за шагом. Благодаря специальным техникам правополушарного рисования, которые были разработаны выдающимся психологом, левое полушарие отключается (снижается его активность), а правое полушарие активнее включается в режим творчества. Заметим, что для взрослых людей отключить левое полушарие намного сложнее, но именно оно мешает творить, напоминая нам, что "все это так сложно", "художники учатся годами, имея талант с детства" и что наверно "нужно соблюдать пропорции". А вот ребенок, особенно маленький, еще не «испорчен» подобными внушениями, он смотрит на педагога-художника и пытается творить, и у него это получается!
В ходе наших занятий дети снимают барьер перед рисованием, у них стимулируется пространственно-образное восприятие, целостное, а не схематичное видение. Ребенок учится видеть картину со всех ее сторон, сформировать новое восприятие пространства во всем его многообразии.
Абсолютно все дети просто обожают рисовать красками, лепить, петь и участвовать в
театральных постановках
. Но в нашей современной системе образования на это остается все меньше и меньше времени. Большее внимание уделяется точным наукам, а это сфера деятельности исключительно левого полушария и вот именно для того, чтобы мозг ребенка эффективно работал, обязательна работа обоих полушарий мозга.
На занятиях учебного курса «Правополушарное рисование» мы рисуем звуки и запахи, мелодии и движения, радость и грусть, знакомимся с красками, законами цвета и различными техниками рисунка. Уже с первого урока малыши забывают, что такое ошибки и начинают творить спонтанно!
Благодаря освоению техник рисования, предлагаемых в ходе данного курса , гарантирована гармонизация работы обоих полушарий головного мозга ребенка. Помимо этого, его творческий потенциал раскроется полностью, и он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, с легкостью переключаться с левополушарного режима в правополушарный. Приобретая такой навык, каждый ребенок может им воспользоваться при необходимости и в первом классе и в дальнейшем. В результате снижается уровень стресса, просыпается вдохновение и желание действовать, творить и прилежно учиться в начальной школе ! В процессе рисования на уроке под руководством опытного педагога-художника у ребенка ментально игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого он «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
В отличие от других, обычных курсов рисования, где придают большое значение технике работы и забывают о том, что все дети индивидуальны по своей природе, а потому видят мир по-разному, учебный курс «Правополушарное рисование» позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в ребенке ранее. Посещая занятия нашего курса, он постепенно развивает свой талант, о котором родители могут даже и не подозревать!
На первых занятиях курса сертифицированный педагог-художник сначала знакомит ребенка с красками, цветами, затем малыши учатся чувствовать карандаши, кисти. В ходе изготовления рисунка, рисуя руками, они ощущают себя в другом мире, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий ребенок чувствует эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие - ведь все великие художники стали великими, потому что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича в технике смог бы исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный квадрат", отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.
Цель учебного курса «Правополушарное рисование» - раскрыть творческую индивидуальность, помочь ребенку оценить свой потенциал, раскрыть и развить свой талант, а также сформировать пространственно- образное мышление ребенка для расширения его потенциала при изучении других учебных курсов Primary Club, имеющих лингвистическую направленность на приобретение навыков чтения на русском и английском языках , а также на подготовку ребенка к школе посредством создания комплексной развивающей обучающей среды.
Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.
Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким .
Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.
План урока:
Как всё началось?
Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.
Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.
И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.
О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир , заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.
Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.
Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…
В чём суть?
Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»
А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.
Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.
При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.
Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы , что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.
При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ . Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.
Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.
А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.
Кому подходит?
Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!

Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!
Приятного вам творчества!
Существует множество техник для развития творческого мышления. Одна из самых популярных на сегодняшний день – правополушарное рисование, на курсы по этой методике может записаться как взрослый, так и ребенок. Уроки помогают развить интуицию, расслабиться. В процессе рисования левое полушарие блокируется, работает только правое. Узнайте обо всех особенностях методики, ее основных принципах.
Что такое правополушарное рисование
Так называют метод быстрого обучения основам художественного видения и восприятия формы. У нас рисование правополушарное стало набирать популярность приблизительно 7 лет назад. Суть заключается в том, что человек творит, отключив левую часть своего мозга, отвечающую за рациональность и логику. Примерно таким рисованием мы занимались в детстве, не задумываясь, зачем нам это надо, какую выгоду можно извлечь из картины. Правое полушарие отвечает за творческое мышление и контролирует процесс.
Разработана методика американкой Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри. Эта концепция гласит, что рисование правым полушарием – просто навык, такой же, как письмо, чтение. Освоить его может каждый. Анализируя работы известнейших художников , можно отметить, что картины Леонардо да Винчи – рисование правым полушарием мозга. Да и не один он творил, руководствуясь эмоциями и чувствами, а не логикой.
Методика рисования правым полушарием помогает избавиться от всех подсознательных блоков и зажимов. Она способствует:
- проявлению индивидуальности;
- повышению внимательности;
- упрощению творческого процесса;
- улучшению общего эмоционального состояния ;
- отключению анализа деятельности;
- раскрытию творческих способностей;
- избавлению от внутренних барьеров;
- обретению внутренней гармонии.
Техника
Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного левым полушарием, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.
На занятии правополушарной живописью ученику потребуются краски 12 разных оттенков (гуашь), 3 качественных кисти разной толщины и много бумаги. Первый рисунок будет маленьким по размеру, примерно с открытку. Сначала происходит знакомство с красками. Ученикам предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Это вызывает замешательство, но затем человек полностью вовлекается в процесс рисования. Потом переходят к упражнениям, созданию фона, пейзажей, портретов. Правополушарные рисунки выполняются по таким техническим приемам:
- зеркальное рисование для детей;
- правополушарный рисунок вверх ногами;
- интуитивное рисование по контурам;
- правополушарный рисунок с видоискателем.
Методика
Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков . Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.
Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.
Правила рисования
В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.
Упражнения правополушарного рисования
Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат. Узнайте, как выполнять эти техники для активности правополушарного режима.
Вверх ногами
Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так:
- Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон.
- На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает.
- Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже.
- Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.
Контурное рисование
Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.
Видоискатель
Для этого на правое полушарие упражнения понадобится дополнительное приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.
— Научиться рисовать за два дня?
— Невероятно!
Возможно! Проверено!
Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.
Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?
Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.
Я отправилась на тренинг.
Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.
Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.
Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.
Так в чем же суть этого волшебного метода?
Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.
Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.
Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы : как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.
Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…
Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…
Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.
Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.
Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.
Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!
Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!
Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…
После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.
Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.
Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.
На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!
Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.
Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку . Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.
Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!
Мне задали вопрос про правополушарное и энергетическое рисование, разные ли это направления? Решила разместить ответ:
Правополушарное рисование
— это метод, позволяющий человеку достаточно быстро научиться рисовать реалистичные объекты.
Энергетическое рисование
— это когда человек осознанно проявляет определенные энергии в своем творчестве.
Давайте рассмотрим поподробнее каждое из направлений.
Правополушарное рисование.
Этот метод был разработан американской преподавательницей Бетти Эдвардс, которая впоследствии получила степень доктора наук в области искусства, преподавания и психологии.
Методика направлена на то, чтобы любой человек с нуля мог научиться рисовать реалистичные портреты с натуры простым карандашом.
Принципы метода основываются на работах Роджера Сперри — американского нейропсихолога, получившего в 1981 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования работы полушарий головного мозга человека.
Исследования Роджера Сперри показали, что у левого и правого полушарий мозга — разные функции. Левое полушарие использует логический режим мышления и отвечает за речь. Правое полушарие использует образное мышление, а также сопоставляет пропорции предметов, их расположение в пространстве и перспективу.
Смысл методики правополушарного рисования в том, чтобы с помощью художественных упражнений переключить работу мозга из левополушарного режима в правополушарный, так как правополушарный режим более подходит для творчества.
Курс обучения правополушарному рисованию по методике Бетти Эдвардс подробно описан в ее книге «Откройте в себе художника».
Также существует метод рисования красками, который тоже называют правополушарным рисованием. Обучение проходит в формате тренинга, который чаще всего называется «Рисуем за 1 день». Тренинг длится от 3-х до 8-ми часов. В процессе тренинга человек выполняет от 4-х до 10-ти работ маленького формата. Метод направлен на то, чтобы человек с нуля научился рисовать пейзажи и цветы гуашью.
Энергетическое рисование.
Смысл энергетического рисования в том, что человек осознанно вкладывает энергии в свои работы. Обычно энегетическим рисованием занимается тот, кто практикует энергетические и духовные практики, медитацию, а также другие практики, связанные с состояниями расширенного сознания. Эти состояния человек и передает в своем творчестве.
Не так важно, что человек изображает на картине, важнее то, что он вкладывает. На картине могут быть изображены реалистичные объекты, а также абстрактные. В энергетическом рисовании для художника главным является процесс, а не результат, так как именно процесс выводит его на новый уровень восприятия.
Существует художественный стиль , к которому относится энергетическое рисование. Он называется виженари арт или визионерское искусство.
P.S. Возвращаясь к вопросу о разности направлений. Творчество — это живой процесс. Художественные направления можно совмещать в своих работах. Изучая, совмещая и пробуя разные техники и стили, художник обогащает свой внутренний мир. Меняя себя изнутри он может изменить мир вокруг себя!