Почему сказки андерсена такие грустные. Почему подлинные сказки андерсена нельзя читать детям Андерсен любил сэлфи

Сочинение


Под пером Андерсена возникали сказки с двойным адресатом: увлекающей фабулой - для детей, а глубиной содержания - для взрослых. Это придавало им особой наивности и непосредственности, близкой детям, и вместе с тем создавало второй, «подтекстовый» философский план, который недоступен детям, но отображает специфику современной жизни, помогая осмыслить ее взрослым. «Соловей» на более высоком уровне развил идеи «Свинопаса» - об истинном, «настоящем» в человеческой жизни и о предполагаемых ценностях. Романтическая тема противостояния художника и мещанина полностью раскрывается в «Гадком утенке», произведении, которое можно воспринять и как сказку для детей, и как историю жизни поэта, который кажется чужим и никчемным в мире прагматических душ.

Лебедями назовет позднее Андерсен поэта Эленшлегера, скульптора Торвальдсена, ученых Эрстеда и его брата. «Елка» также сказка с двумя адресатами. Ее идея - пренебрежение своей естественной участью, мечта о необыкновенном и переоценка своих возможностей. Эта тема звучала и в сказках первых сборников, например в «Райском саду». Но теперь Андерсен углубляет ее и подает более сконцентрировано и вместе с тем просто. Андерсен обращает внимание читателя на то, что мечты бывают разными. Призрачная мечта, которая не учитывает возможностей личности, губит ее. Наиболее значительное философское произведение Андерсена - сказка «Тень». Тема тени и двойников постоянно использовалась романтиками, чтобы воплотить внеличностное начало, которое удручает человека.

Похожее угнетение возникает и у Андерсена, когда тень подменяет собой ученого и заставляет его служить ей. Но Андерсен обращает внимание на истоки феномена: носитель высокой духовности, ученый сам сделал первый шаг к своему падению. Он отделил свою тень от себя и послал ее в соседний дом ради филистерского любопытства, итак, в нем самом крылась причина его гибели. Отказ от себя даже в наименьшем, угрожает, согласно Андерсену, неисчислимыми бедами и гибелью. Не случайно из-за этого довольно нейтральная сначала тень выполняет позднее функции зловещего, свободного в своих действиях двойника. Это сказка для взрослых.

Одним из шедевров 40-х годов была «Снежная королева». В ней органически объединяется быт и фантастика, вся она пронизана и большой любовью писателя к людям, и его мягкой иронией относительно мира, его влюбленностью в красоту суровой северной природы. Мир одухотворен в этой сказке: мыслит и ощущает олень, помогают Герде старые вороны. В эту сказку попали воспоминания Андерсена о его бедном детстве: сад на мансардах у Кая и Герды - это сад его детства. Но главнейшая мысль произведения, которая обеспечила ему бессмертие, - это утверждение активности и силы добра. Человечности, которая побеждает даже разбойников, противостоят злые тролли и бездушная Снежная королева.

Носителем героического начала становится самый обычный человек, маленькая девочка. Андерсен-романтик придерживается особенностей «местного колорита» при описании тех мест, куда попадает Герда: это и убогие условия жизни в мансарде, это и спесивость при дворе принца и принцессы, это и грубые обычаи у разбойников, это и чум финки, где нет дверей и потому нужно стучать в дымовую трубу, и т.п. Все эти реалии, пронизанные авторским юмором, введенные в сказку, создают напряженную заинтересованность событиями и самоотверженной борьбой за спасение доброго человеческого сердца - наибольшей ценности в мире. На этом этапе Андерсен создал и такие истории, как «Девочка со спичками».

По форме - это пародия на рождественский рассказ, где страдание бедности должно иметь счастливую развязку. У Андерсена счастье приходит к замерзающему и одинокому ребенку лишь в предсмертном сне. Равнодушные прохожие принимают замерзшую девочку за кучку тряпья. Заметно упрощаются истории, рассказанные Андерсеном. Нет уже больше выходцев из могил, нет лебедей-принцев.

Героями становятся елка, заяц, мыши, крысы, жители птичьего двора, кот, соловей. Андерсен сознается: «Часто мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе» и вот, следует мне захотеть, как у меня сразу же появляются истории». Предметы, животные, птицы, растения, которые стали героями сказок, словно сохраняют свою «психологию»: елка оскорблена тем, что зайчонка может настолько бесцеремонно перепрыгивать через нее и т.п. Но эти герои нужны автору, прежде всего для того, чтобы с их помощью рассказать о людях, о их особенностях.

Воротничок или штопальная игла в одноименных сказках, жители птичьего двора в «Гадком утенке» - это обычные мещане, которые вдруг вообразили себя исключительными и важными лицами. Штопальная игла, например, считает, что пальцы существуют лишь для того, чтобы держать ее. Андерсен создает целиком особую фантастику, лишенную романтического дуализма. Его герои свободно переходят из мира быта и реальности в мир выдуманный. Эта традиция народной сказки была близкой для художника из детства. «Упрощение», если можно так высказаться, сказочного материала в 40-х годах, совсем не означало обмеления фантазии.

Наоборот, Андерсен никогда не был настолько находчивым, как на этом этапе, когда рассказывал удивительные истории о самых прозаичных предметах. Изменение сферы поисков сказочных героев приближало сказки к действительности

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. (отвечай честно)

______________________________________________________________________

  1. Почему?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Спасибо!

Ответь, пожалуйста, на вопросы моей анкеты:

  1. Какие сказки Ганса Христиана Андерсена ты читал?

______________________________________________________________________

  1. Какая сказка тебе понравилась больше всего?

______________________________________________________________________

  1. Какие сказки Г.-Х. Андерсена любят твои родители?

______________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, о чём сказки Андерсена?

______________________________________________________________________

  1. Какие сказки Андерсена ты посоветовал бы мне прочитать?

______________________________________________________________________

  1. Что ты больше любишь, читать или играть в компьютерные игры? (отвечай честно)

______________________________________________________________________

  1. Почему?

______________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему дети стали меньше читать?

______________________________________________________________________

  1. Если бы Андерсен жил в наше время, о чём бы он написал бы сказку?

______________________________________________________________________

  1. Из какой сказки Андерсена получилась бы хорошая компьютерная игра?

______________________________________________________________________

Спасибо!


Предварительный просмотр:

Устный доклад в рамках проекта «Сказочные сны Андерсена»

ученика 4 класса «Б» средней школы №15 Кинк Яна

Слайд 1. Я хочу представить вашему вниманию свой проект - «Сказочные сны Андерсена»!

Слайд 2. В наши дни дети всё чаще увлекаются компьютерными играми, телевизионными программами и всё меньше и меньше времени уделяют чтению книг. А ведь удивительные, захватывающие и необыкновенные приключения могут вас поджидать не только в мире виртуальной игры, но и на страницах книг!

Слайд 3. Но, как бы не влиял на нас компьютерный век, дети во всём мире любят волшебные сказки! Я выбрал сказки Ганса Христиана Андерсена потому, что они учат добру, высмеивают глупость и жадность, они как шкатулка с потайным дном – читаешь сказку, а задумываешься об очень важных вопросах, они наводят детей на размышления.

Слайд 4. Целью моего проекта было понять, чем отличаются сказки Андерсена от других сказок, за что их так любят дети и взрослые во всём мире. А также узнать, что предпочитают ребята из моего класса: играть в компьютерные игры или читать, и почему?

Слайд 5. Я познакомился с биографией Ганса Христиана Андерсена; перечитал сказки, которые были мне знакомы с детства, а также прочитал много новых для меня произведений, таких как «Ель», «Эльф розового куста», «Гречиха», «Скверный мальчишка», «Капля воды», «Девочка со спичками». Читая сказки, я старался понять, что именно скрыто за сказочными событиями сюжета, что автор хотел сказать своим маленьким читателям, чему научить.

Слайд 6. В ходе работы над проектом я сделал книжку-панорамку с иллюстрациями к наиболее запомнившимся моментам сказок, изготовил макет по сказкам Андерсена и даже пробовал сам писать сказки!

Слайд 7. Сам Андерсен так говорил о сказке: «Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках».

Слайд 8. Перу Андерсена принадлежат около 170 сказок.

Слайд 9. Мне стало интересно, так как же прошло детство великого сказочника и волшебника, почему его сказки стали такими причудливыми и неповторимыми?

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника.

Слайд 10. Его родители - были людьми совсем небогатыми, но они очень любили сына.

Слайд 11. Город Оденсе, где родился Андерсен, был похож на волшебный деревянный ларец. Жили в нем искусные мастера, резчики по дереву. Вырезали они и фигуры для кораблей - Русалок, Нептуна, Сирен, и сказочные цветы на окнах домов. Дед Андерсена тоже был резчиком. В свободное время он вырезал для ребятни задумчивых коров с крыльями и людей с головами птиц.

Слайд 12. «Моя Родина Дания, - говорил Андерсен в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым…» Многие сказки, такие как «Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус» явились пересказом услышанных когда-то в детстве народных сказок.

Слайд 13. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Любил он слушать и нехитрые истории моряков.

С детства будущий писатель любил мечтать и сочинять истории, устраивать домашние спектакли. Когда отец Андерсена умер, мальчику пришлось работать ради пропитания. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком, любимой игрой которого был кукольный театр .

Слайд 14. Театр был самым сильным увлечением Андерсена, которое он пронёс через всю жизнь.

Ганс окончил гимназию, а потом и университет. Начал издавать книги.

Слайд 15. На первые гонорары с помощью друзей Андерсен отправляется в путешествие за границу. Гюго, Диккенс, Гёте, братья Гримм, Дюма, Вагнер, Шуман, Мендельсон, Лист - со всеми этими людьми Андерсен познакомился и подружился во время поездки.

Слайд 16. Все они были очарованы его сказками и преклонялись перед его талантом.

А вы знаете, что Ганс Христиан Андерсен встречался с великим русским сказочником Пушкиным? У него даже был его автограф!

Слайд 17. А сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой .

Слайд 18. На родине, в Дании, признание к Андерсену пришло позднее. Когда Андерсену исполнилось пятьдесят лет, на Родине ему был поставлен памятник.

Слайд 19. Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого.

Слайд 20. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя - это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Слайд 21. А вы знаете, что в Копенгагене поставлен памятник героине сказки «Русалочка», именно она стала символом столицы Дании.

Слайд 22. Кто же является героями сказок Андерсена?

Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения, цветы, которые можно встретить в поле, в огороде; совсем обыкновенные, окружающие нас животные и домашние птицы – всё это любимые сказочные персонажи Андерсена. Каждый со своей историей, характером, речью, своим юмором, капризами и причудами. Сам Андерсен так говорил: «Часто мне кажется, будто самый маленький цветочек говорит мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!»

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. (Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей).

Слайд 23. А вы знаете, что в переводе с датского Оле-Лукойе означает Оле Закрой Глазки. Этого персонажа Андерсен не придумал, творитель снов с давних времен существовал в датском фольклоре, но Андерсен прославил его на весь мир, вложив в уста этого персонажа самые прекрасные сказки.

Слайд 24. Так чему же могут нас научить сказки Ганса Христиана Андерсена?

Почему мы так верим его сказкам, так переживаем за его героев?

Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Он обладал талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

Читая сказку «Свинья-копилка», мы представляем себе жадину-богача, изнеженную барышню мы назовём «Принцессой на горошине».

Слайд 25. Любовь в сказках Андерсена побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни. Но она же заставляет жертвовать жизнью, как в сказках «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик». Очень часто любовь в сказках Андерсена самоотверженная, верная до конца. Но как часто его сказки заканчиваются гибелью главных героев!

Слайд 26. В сказке «Соловей» Андерсен рассказывает о величии настоящего искусства. Песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть! Механический же соловей у Андерсена жалок и ничтожен.

Слайд 27. Знаменитая сказка «Снежная королева» рассказывает нам о мужестве, стойкости, доброте. Вот что отвечает мудрая финская женщина оленю, когда тот просит наделить Герду небывалой силой: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в её сердце!»

Слайд 28, 29. И во многих других сказках Ганса Христиана Андерсена всегда можно найти потайной, скрытый смысл.

Слайд 30. Я пришёл к выводу:

Сказки Андерсена учат нас большим человеческим чувствам!

Они учат обращать внимание на обычные вещи, (которые окружают тебя в реальной жизни); идти по дороге своей мечты и не отчаиваться; (думать о последствиях своих слов и поступков). В сказках у Андерсена не много детей, зато живут они в мире взрослых самостоятельно, часто не очень радостно, зато по-настоящему. И поэтому веришь таким сказкам, как реальным историям из жизни.

Слайд 31. «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой», - говорил Андерсен.

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок - это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому - система ярких и уникальных образов автора.

Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

4) Сострадание и милосердие.

Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.

2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Критики о творчестве Андерсена

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Жизнь Андерсена , по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена . В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко. Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки. «Мне часто чудится,- пишет Андерсен в одном из своих писем,- что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко» . Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее - бутылочное горлышко - еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета - маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное. Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка» .

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена . Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» .

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

просмотров