Организация разных видов игр в летний период в доу. Подвижные игры летом в детском саду
Когда детская компания собирается на даче или в частном доме, на лесной полянке или берегу речки, а, может быть, на летней площадке кафе, взрослые обязательно столкнутся с проблемой: чем весело и увлекательно занять ребятню, оторванную от привычных гаджетов? Особенно если речь идет не просто о дружеском общении, а о детском празднике, например, дне рождения или выпускном из начальной школы.
С помощью проверенных годами, а также осовремененных забав на свежем воздухе можно так увлечь детей совместным времяпрепровождением, что они долго будут вспоминать этот праздник и страстно просить о повторении!
Мы предлагаем вашему вниманию подвижные игры и конкурсы для детей для проведения праздника на природе летом или весной. В зависимости от разношерстности детской компании, особенностей и интересов маленьких гостей, организаторы могут комбинировать конкурсы из разных групп.
Включайте фантазию! Многие конкурсы можно адаптировать под тему вашего праздника. Например, игры на основе догонялок совсем не обязательно должны называться «кошки-мышки»: может быть, это команда щенков гонится за КОТОстрофой , акула за маленькими рыбками или колдунья за принцессами !
Для ряда игр нужен несложный реквизит, большинство из которого всегда под рукой, но лучше побеспокоиться о нем заранее:
- веревочка;
- кегли или утяжеленные водой, фасолью или горохом пластиковые бутылки;
- мяч (мячи);
- воздушные шары;
- кусок ткани, тюля, длинный шарф;
- камушки;
- каштаны;
- овощи и фрукты;
- водяные пистолеты.
Не забудьте позаботиться о призах и сувенирах для юных победителей в конкурсах!
Игры-единоборства
Эти конкурсы основаны на том, чтобы победить в определенном поединке. И пусть сражение шуточное, победа – всегда победа, и она должна быть поощрена призом.
- «Петухи» . Дети разбиваются на пары. К лодыжке каждого ребенка привязывается воздушный шарик. Задача: лопнуть шарик противника, наступив на него, при этом не дав лопнуть свой. Во время игры непременно нужно включить веселую музыку.
- «Царь горы» . Возможны различные вариации этой популярной игры . Можно попытаться сбить «царя» с бревна длинным воздушным шариком или подушкой. А если не сбивать, а попытаться снять огромную корону и надеть ее на себя? Или посоревноваться, кто дольше удержит равновесие, стоя на мяче? Или удерживая на кончике пальца воздушный шар?
- Турнир . Эта шумная и веселая игра доставит массу удовольствия детям (и, как правило, приводит в ужас взрослых!) Дайте детям наволочки с горсточкой перьев в каждой, надутые воздушные шарики , бумажные «бомбочки» с водой и предложите победить команду противника! Можно устроить водяные «Казаки-разбойники»: при попадании в руку стрелять этой рукой уже нельзя, при попадании в ногу придется прыгать на одной, ну, а если попали в голову, что поделать, выбываешь! Тут нужен арбитр. Зато можно осуществить замечательно веселое сражение двух армий! Пусть дети получат удовольствие, да и взрослые с ними вместе.
- «Папарацци» . Игра основана на том, что у современных детей очень часто присутствуют при себе мобильные телефоны со встроенной камерой. Пусть пара участников возьмет в руки «оружие». На спину каждому прикрепляют «секретный знак» – какую-нибудь яркую картинку, например, цветок, животное, радугу. Задача – сфотографировать знак соперника быстрее, чем он сфотографирует твой, пока звучит музыка. Представляете, какой веселый «танец» увидят окружающие? А победителя легко будет определить по получившимся снимкам.
Игры – бегалки и прыгалки
1. Эстафеты .
Дети очень любят по очереди бегать за различными предметами и выполнять замысловатые действия. В зависимости от тематики праздника и наличии реквизите можно предложить самые разные сценарии эстафет, творчески их обыграв и разделив детей на две или три команды:
- оббежать цепочкой выставленные на дорожке кегли или бутылки и вернуться;
- накормить зайку (ежика, собачку…) морковкой (яблоком, косточкой и т.п.): на финише лежит игрушка, которой надо носить «лакомство» по одному;
- бег с палочкой, на которую на финише надо нанизать листочек и вернуться, а следующий продолжит общий «шашлычок»;
- совместный бег в разных интересных вариациях: положив руку на плечо впередистоящего, держа согнутую ногу того, кто стоит позади, или просто «паровозиком», присоединяясь по одному;
- расставить детей из разных команд по маршруту, и начинается бег с передачей эстафетной палки, мяча или игрушки: главное, не передать палку сопернику из другой команды!
2. Различные салки .
Всякие вариации на основе «догони-поймай». Ловить можно того, на ком нет одежды определенного цвета («цветные салки»). Можно присоединять к себе пойманного игрока и дальше ловить уже вдвоем, удлиняя цепь.
А если дать двум водящим длинный шарф или веревочку, то остальных будет интересно ловить, загоняя в «петлю».
Забавными могут быть «салки улиток» – догонять придется ползущих участников, накрытых картонными коробками. Или «одноногие салки» – и ловящий, и убегающие прыгают на одной ножке!
3. «Самолеты» .
На дорожке нарисованы мелом или выложены из веревочек круглые «посадочные площадки», их на 1 меньше, чем игроков. Один из участников – диспетчер. Он водит цепочку «самолетов», задавая маршрут, командуя помахать правым или левым крылом, комментируя, что находится прямо по курсу.
При команде «Погода нелетная!» нужно быстро занять посадочную площадку. Диспетчер тоже пытается это сделать. Кто не успел – станет диспетчером вместо водящего.
4. Осовремененные «резиночки» .
Помните игры детства наших мам, когда двое стояли, держа на щиколотках или коленках длинную резинку, а третий прыгал, соблюдая определенную «программу»?
Если придумать различным способам прыгания интересные современные названия, например, «лабутены», «робокарчики» и др., можно попробовать увлечь этой игрой небольшую компанию , особенно девичью. Кто прошел по программе дальше всех, не наступив на резинку, получает приз.
5. «Олимпиада» .
В эту игру можно сыграть с помощью тех же резиночек, что и в предыдущем конкурсе. Два участника держат за края конструкцию в виде бантика (резинка, концы которой связаны в круг, перекрещивается).
С возгласом «Олимпиада!» держащие придают конструкции определенное положение, а остальные участники должны пересечь ее, не коснувшись резинки. Можно попытаться перескочить через верх или пролезть в образовавшееся отверстие. Кто коснулся резинки – занимает место одного из держащих.
Победителю «олимпиады» (тому, кто смог пролезть больше всех раз подряд, установив новый рекорд) полагается медаль!
6. «Вышеножка» .
Вариант догонялок, при котором нельзя ловить того, кто встал на какую-нибудь возвышенность одной или обеими ногами. Если убегающий повис на турнике, он тоже вне игры!
Заранее нужно позаботиться о наличии на площадке скамеек, пеньков, перевернутых ведер и т.п.
7. «Заветное место» .
Еще одна игра для тех, кто не хочет выпускать мобильные телефоны из рук. Игра начинается, как обычные прятки.
Оборудуйте «заветное место»: например, скамеечку под кустом сирени, где водящий считает, пока игроки не спрячутся. Затем он идет всех искать, а игроки должны попытаться незаметно пробраться в «заветное место» и сделать там селфи.
Если водящему удалось найти их раньше или успеть сфотографировать в «заветном месте», он выиграл! А кадры останутся на память.
Игры на ловкие умения
Эти игры-конкурсы основаны на возможности произвести какие-нибудь трудные, неудобные и при этом смешные манипуляции с различными предметами. Победит тот, кто сделает это лучше и быстрее остальных. Веселее, когда в таких играх участвует большое количество детей, но некоторые можно проводить и с двумя-тремя участниками.
1. Подержал? Передай соседу.
Разными способами можно передавать друг другу, стоя рядком, те или иные предметы, например:
- мячик под подбородком;
- картонный градусник в подмышке;
- палочку в зубах;
- мягкую игрушку, зажав коленками;
- в паре – перенести мяч, зажатый между спинами или между лбами.
2. «Руки прочь!»
Приготовьте небольшие предметы, овощи и фрукты, только позаботьтесь об их чистоте. Это могут быть яблоки, апельсины, морковка, огрурцы, а также мячики, каштаны, карандаши, некрупные игрушки и даже листики.
Разложите их вперемешку на столике. Задача детей – перенести предметы, каждый в свою корзину, расположенную на некотором расстоянии. Носить можно любым способом, кроме как используя пальцы рук! В ход пойдут локти, зубы, подбородок… Уронил – на 1 предмет в твоей корзинке будет меньше… Победит тот, у кого в корзинке в конце игры будет больше всех предметов.
3. «Каша для лисички» .
Обыграть этот конкурс можно любым удобным сценарием, для маленьких любителей «Колобка» подойдет такой: чтоб Лиса не съела Колобка, нужно накормить ее кашей!
Котелки для каши уже стоят на пенечке, а крупу в них нужно насыпать ложкой, которую юные «колобки» будут держать в зубах. Зачерпнул крупу из общего мешочка – и неси в свой котелок! Приз получит тот, чья лисичка окажется самой сытой.
4. «Фламинго» .
Полянка будет водной гладью, а босые дети, ступающие по травке – фламинго. Чтобы было интереснее, можно раздать бутафорские клювы или розовые накидки. По полянке разбросаны каштаны – это будут рыбки.
Фламинго должны их ловить – естественно, босыми ножками!– а потом относить и складывать в центр полянки, где будет «гнездо».
5. Полет «По приборам» .
Эта игра – для ребятишек постарше. Приготовьте «полосу препятствий»: веревочка, которую нужно будет переступить, кегли, чтобы их обходить, скамеечка, которую надо перелезть и т.п.
По очереди каждому игроку завязывают глаза, и он идет «по приборам», то есть следуя указаниям остальных. Можно допустить веселый гвалт, когда советовать будут все одновременно. Или внести нотку порядка, проведя первого игрока самостоятельно, а затем объявив, что каждый, кто только что преодолел полосу, становится диспетчером.
А если вы незаметно уберете часть препятствий, и игрок будет старательно преодолевать свободную дорожку, будет еще смешнее!
6. «Неудобное лакомство» .
Всем известно, как трудно съесть яблоко, висящее на нитке. А попробуйте-ка достать зубами конфету из миски с мукой или выпить воду из пластикового стаканчика без помощи рук!
Игры на одном месте
Когда все набегались и напрыгались, можно поиграть во что-то столь же веселое, но не требующее значительных перемещений. Такие игры немного успокоят детей и одновременно внесут дополнительное разнообразие.
Детские квесты
Все популярнее становятся игры, основанные на поэтапном прохождении заданий или поиске спрятанных сокровищ. Такой конкурс, конечно, требует предварительной подготовки , но зато позволяет надолго занять детей, и к тому же, его легко привязать к любой тематике праздника. Различные вариации зависят от возраста и возможностей детей, а также вашего таланта организатора.
- «Волшебная лотерея» . Спрячьте «лотерейные шары» (коробочки от киндер-сюрпризов, разноцветные мячики, деревянные яйца, каштаны с написанными маркером номерами) в самых различных местах , где дети смогут их найти: под крыльцом, к зарослях малины, в дупле или между корнями старого дерева. Объявите поиск, а затем разыграйте полученные номера, за каждый вручив интересный приз.
- «Кладоискатели» . Изготовьте «пиратскую карту», следуя которой, дети смогут найти спрятанный «клад». Карта может быть одна или две разных для командного соревнования. Предусмотрите сложный маршрут с промежуточными пунктами, в которых нужно будет что-то выполнить, чтобы двигаться дальше. Например, «десять шагов на север от беседки» – а как определить, где север? Положите на столике в беседке компас, пусть сами догадаются им воспользоваться. Или подскажите им после отгадывания загадки. В финале «клад» можно будет выкопать (позаботьтесь о лопатках) или вытащить в сундуке из какого-нибудь тайника. «Кладом» послужат сувениры или сладости для всех гостей.
- «Следопыты» . Тут подготовка будет поосновательней. Маршрут поиска нужно определять на самой местности: стрелки, выложенные из веток, перевернутые и сдвинутые камушки, указания на стволах деревьев… Можно поступить немного проще: выкрасить гальку белой краской, нарисовать на каждом камушке стрелочку, и эти камушки-указатели спрятать на всей протяженности маршрута. Пусть дети ищут, куда же им двигаться дальше! Рискните усложнить путь обманными стрелками.
- «Разгадай и иди дальше» . Путь квеста будет отмечен загадками, в каждой из которых зашифрован определенный пункт поисков. Все зависит от того, какие загадки вы сможете найти или придумать: отгадкой должно служить то или иное место, например, пенек, садовая фигурка гнома или гриба, крыльцо, калитка, яблоня, собачья будка и т.п. Для старшей компании можно предложить дополнительные конкурсы на каждом пункте: чтобы получить следующую загадку, нужно, к примеру, отгадать ребус, что-то смастерить, спеть песню и т.п.
- «По фотографиям» . Можно раздать детям пронумерованные фотографии, на каждой из которых изображено определенное место . Конечно, снимки должны быть фрагментарными, чтобы ребятам пришлось подумать, а от какого дерева, к примеру, эта ветка, под которой спрятана следующая подсказка?
- «Зашифрованный финиш» . Выполняя задания на различных объектах, дети получают кодовую букву. В конце из полученных букв собирается слово – конечный пункт поисков.
- «Собери по списку» . Задача детей — принести все предметы из списка, который вы составите заранее. Список должен выглядеть, как загадка: «Что-то зеленое, что-то на букву К, что-то, состоящее из двух частей». А можно, чтобы дети вытянули из мешочка каждый по 5-7 букв и принесли предметы на каждую букву. Искать предметы можно на площадке, в саду, на именинном столе…
В любой комбинации предложенные конкурсы будут обязательно пользоваться у детей популярностью. А организатор всего этого великолепия заслужит любовь и благодарность детишек и их родителей, а также огромное желание снова прийти к вам в гости на интересный детский праздник . Ведь для детей возможность весело провести время гораздо ценнее угощения и даже подарков!
Задачи: развивать ловкость, меткость, ориентировку в пространстве, координацию движений, слуховое восприятие , внимание, быстроту реакции.
Кулачки и ладошки
Воспитатель читает стихотворение, а дети ритмично выполняют движения, увеличивая скорость и громкость.
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Ну а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки-баловницы
Тоже не отстали:
Хлоп да хлоп (4 раза).
Вот такая вот петрушка
Ведущий поет или говорит предлагаемый текст, сопровождая его жестами. Дети после каждой строчки хором проговаривают в заданном ритме определенные слова, повторяя движения.
Заиграла погремушка:
— Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)
Вдруг затопала Марфушка:
— Топ! Топ! Топ! (Топают.)
И заквакала лягушка:
— Ква! Ква! Ква! (Изображают лягушку.)
Ей ответила болтушка:
— Да! Да! Да! (Кивают головой.)
Застучала колотушка:
— Тук! Тук! Тук! (Изображают молоточки.)
Вторит нам в ответ кукушка:
— Ку! Ку! Ку! (Складывают ладони рупором.)
Запалила громко пушка:
— Бах! Бах! Бах! (Ударяют кулаками по груди.)
И заахала старушка:
— Ах! Ах! Ах! (Хватаются за голову.)
Замычала и телушка:
— Му-му-му! (Показывают рожки.)
Завизжала с нею хрюшка:
— Хрю-хрю-хрю! (Показывают пятачки.)
Зазвенела побрякушка:
— Бряк-бряк-бряк! (Ударяют по коленям.)
Заскакала попрыгушка:
— Прыг-прыг-прыг! (Прыгают.)
Вот такая вот петрушка:
— Все! Все! Все! (Хлопают над головой.)
Птичка, пискни!
Одному из играющих — водящему завязывают глаза. Остальные дети садятся по кругу на стульчики (или скамейки на веранде).
Водящий подходит к любому из участников игры, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!» Тот должен изобразить писк. При этом можно изменить голос. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.
Если водящий успел разглядеть, в каком порядке сидят участники игры, он может, конечно, воспользоваться этим. Чтобы избежать этого, надо после завязывания глаз несколько раз повернуть водящего, или воспитатель может предложить детям поменяться местами.
Если на участке некуда посадить детей, они могут стоять в круге, а водящий ходить внутри круга или за ним, не садясь на колени, и притрагиваться к рукам ребенка или обнимать его сзади.
Якобина, где ты? (Жмурки)
Двум участникам игры — мальчику и девочке дают одинаковые имена (например, Якоб и Якобина, Валентин и Валентина и т.п.) и завязывают глаза.
Остальные дети стоят в кругу.
Мальчик спрашивает: «Якобина, где ты?» Девочка откликается: «Я здесь, Якоб!» — а сама быстро отбегает в сторону. Якоб должен поймать Якобину.
Важно, чтобы он без конца спрашивал, где Якобина находится в данный момент . Оба участника игры должны стараться передвигаться как можно более бесшумно.
Как только Якобина поймана, оба водящих с завязанными глазами выбирают новых водящих из стоящих в кругу детей.
Можно завязать глаза только Якобу. В этом случает ребенок должен быть ловким.
Размер круга должен быть достаточным для перемещения детей внутри него, но не слишком большим.
Огонь, вода!
Выбирается водящий и выпроваживается в другую часть участка (за дверь). На участке или в комнате дети прячут небольшой по величине предмет. Водящий должен его найти. Площадь поиска должна быть ограничена.
Участники игры помогают водящему своими комментариями: «Вода!» или «Холодно!» при уходе водящего в сторону от спрятанного предмета; «Огонь!» или «Горячо!» при приближении к нему; «Очаг!» или «Жарко!», если водящий подошел совсем близко к тайнику.
Спрятанный башмак
Дети садятся тесно в круг на траву. Колени у детей поджаты к груди так, чтобы под ними можно было просунуть ботинок. Водящий находится внутри круга.
Играющие передают ботинок друг другу. Они стараются сделать это как можно незаметнее для водящего.
Водящий все время пытается угадать, где в данную минуту находится ботинок. Как только это удается, он садится в круг вместо играющего, у которого был ботинок, а тот становится водящим.
Качели
Дети разбиваются на пары. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели в течение 2—3 мин, издавая звук: «Скрип-скрип». Ритм медленный, движения плавные.
Сидящий не должен цепляться ногами за пол и открывать глаза.
Раскачивающий ребенок может произносить строки из стихотворения Е. Алябьевой «Качели»:
Кач-кач-кач — летят качели,
Так захватывает дух!
Все сильнее бьется сердце:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Ворона
Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:
Ворона сидит на крыше,
Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!
Затем очень быстро и неожиданно говорит:
— А кто раньше сядет?
— А кто раньше встанет?
Кто опоздал выполнить команду — делает какое-нибудь смешное задание.
Дотронься до...
Воспитатель предлагает детям рассмотреть, кто в какую одежду одет, в какой обуви, какого все это цвета. Для старших детей можно использовать и отделочные элементы, аксессуары.
Когда воспитатель говорит: «Дотронься до того, у кого... (синяя майка)!», все должны подбежать к участнику в синей майке и ласково дотронуться до него. Участник должен сразу встать и не двигаться.
Можно использовать рифмовку:
Синий, синий, улыбнись,
К нам скорее возвратись!
Утка, утка... гусь
Участники игры зстают в круг. Ведущий — внутри круга.
Ведущий ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь».
Гусь срывается с места, убегает в противоположную от ведущего сторону. Задача игроков — занять освободившееся место.
Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: « Доброе утро , добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.
Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко.
Путаница
Вариант 1 . Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка. Левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза.
Взрослый помогает детям, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом образуется путаница.
Задача детей — распутаться, не отпуская рук.
Вариант 2. Выбирается водящий, который выходит из комнаты (место участка, где не видно детей). Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться кто как может.
Когда образовалась путаница, водящий возвращается назад и пытается распутать сплетение рук, не разжимая их.
Сорви шапку
Дети разбиваются на пары. Они должны быть примерно одного роста. На головах у них шуточные или настоящие шапки. Левая рука (у левшей — правая) каждого привязана к туловищу, а правая (левая) свободна.
Задача играющих — снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.
Клеевой дождик
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впередистоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула или скамейки.
2. Проползти под дугами или столами.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Прятаться от «диких животных» и т.п.
Чем младше дети, тем легче задания.
На протяжении игры дети не должны отцепляться от своего партнера.
Веревочка
Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их в прежнее положение). Тот, кого водящий ударил, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.
Игры для лета в детском саду необычайно популярны, ведь они позволяют обеспечить деткам веселое времяпрепровождение, кроме того, они способствуют совершенствованию запаса знаний и умений каждого дошкольника.
Игры для лета в детском саду
Варианты для детей 3-4 лет
Для также есть множество интересных развлечений. С их помощью крохи будут быстрее развиваться, совершенствовать свои навыки.
«Где домик?»
На площадке следует растянуть навес, который будет выполнять роль крыши домика. В домик ставятся стулья, на них усаживаются дети. Воспитатель говорит «Идите гулять» и детки ходят по площадке (прыгают, бегают, танцуют). Затем воспитатель говорит «Дождь пошел» и чем-нибудь стучит по стене веранды. Детки сразу же после сигнала бегут в домик и усаживаются на стулья.
«Поезд»
Каждый игрок будет выполнять роль вагончика поезда, педагог же будет паровозом. По гудку воспитателя детки выстраиваются за ним в шеренгу. Первым делом поезд движется довольно медленно, со временем он набирает ход - все участники бегут, при этом детки не держатся друг за друга. Затем педагог говорит «Приближается станция!» и поезд замедляет ход, в итоге шеренга останавливается. После гудка ведущего движение вновь возобновляется. После нескольких раз место паровозика занимает один из дошкольников.
Такая забава будет развивать у деток реакцию, смекалку и память, вот только для каждого участника следует заранее определить свое место и каждый раз, когда поезд должен соединяться, то каждый ребенок должен занимать определенное место вагончика. Чтобы задача получилась более сложной, ведущий может предложить вагончикам разойтись и «пособирать грибы», «нарвать цветы» или «половить» бабочек. После условного сигнала нужно будет вновь собраться в шеренгу.
Игры для Нового года в детском саду
Играть в веселые игры можно круглый год , особенно нравятся ребятишкам , ведь в конце веселых забав они непременно получат подарки из объемного мешка. Все эти игры можно адаптировать к условиям группы, ведь и осенью, и зимой, и весной необходимо развивать в ребятишках ловкость, выносливость, фантазию и чувство юмора.
Елена Чувилина
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время
Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.
Картотека игр
1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК
Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.
2. ЦВЕТЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.
Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок . Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.
3. ВОРОБЫШКИ И КОТ
Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.
Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.
4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.
Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
5. ПЧЕЛЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.
Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:
Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые-
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.
6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.
Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.
7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА
Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.
Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.
8. ЕЖИК И ГРИБЫ
Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.
Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:
За чем пришел?
За грибком.
За каким?
Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.
9. ЯГОДА
Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.
Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:
Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.
Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.
10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ
Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.
Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.
11. КОШКА И МЫШКИ
Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет:
Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)
Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.
Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).
Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.
Таким образом, ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью.
Подвижные игры в детском саду – это не только море положительных эмоций для посещающих его ребят, но и каждодневная необходимость. Природа маленьких детей просто не позволяет им находиться на одном месте, заставляет двигаться в любых условиях и ситуациях. И это правильно. Этим обуславливается развитие. Работа воспитателей и собственно игры в детском саду призваны всячески способствовать планомерному физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
А с наступлением такой замечательной поры года как лето, игры в детском саду, активизирующие двигательную активность, становятся наиболее доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей.
Самыми оживляющими и нравящимися дошкольникам считаются игры в детском саду с мячом. А их многообразие никогда не разрешит стать времяпрепровождению с этим видом спортивного инвентаря надоевшим или неактуальным. Подкидывание, перебрасывание, удары мячом о землю, - все это сопровождается веселой декламацией стихов, скороговорок, чистоговорок, подсчетом овощей и перечислением имен. Такие игры увлекут самого непоседливого дошколенка.
с мячами разных размеров развивают внимание, ловкость, умение ловить движущийся предмет. А благодаря правилам, четкой последовательности и использованию определенных элементов игры, формируется память детей.
Огромную радость детям приносят эстафеты, игры-соревнования. В них ребята готовы участвовать круглосуточно. Веселые соревнования в беге между кеглями, прыжках через препятствия формируют характер, самостоятельность в принятии решений, учат стремиться к поставленной цели.
Сороконожки
Участников делят на две, можно три команды по 10 человек. Каждой из команд выдают отдельную веревку. Играющие становятся с двух сторон от веревки, поочередно держась правой или левой рукой за нее. Задача – быстрее прибежать к финишу (расстояние 30-40 м.), не отпуская веревки. Побеждает команда, преодолевшая дистанцию первой.
Эстафета парами
Команды становятся в колонны парами. Каждой паре необходимо оббежать предмет, находящийся на другой стороне площадки на расстоянии шести-восьми метров. Следующая пара начинает бег только после пересечения линии старта предыдущей парой по ее возвращению. Побеждает команда, чьи пары быстрее преодолеют расстояния и не разъединят рук.
Огородники
Команды построены в колонны по одному за линией с одной стороны площадки. На противоположной стороне нарисовано пять кружков. Стоящие в колонне первыми игроки получают ведерко с овощами. По сигналу взрослого дети бегут, раскладывают овощи в круги, как бы сажая их. Вторые номера, переняв эстафету вместе с ведерком, собирают овощи, передают следующим игрокам. Выигрывает команда, завершившая игру первой.
Море волнуется раз
На свежем воздухе очень удобно играть в догонялки, прятки, игру Море волнуется раз…. Большая открытая площадка, на которой можно использовать велосипеды, изображающие городской транспорт, позволяет играть в актуальные игры, обучающие правилам дорожного движения.
Игры с водой
А еще самые любимые игры летом в детском саду - это игры с водой. Конечно, не каждый детский сад может похвастать собственным бассейном. Но и выход из ситуации можно найти. На улицу выносят тазики, ведерки с водой, дошколята там с удовольствием плещутся, брызгая друг на друга мокрыми ладошками. Часто устраивают обливания детей. И значение таких мероприятий невозможно переоценить.
С сайта http://www.deti-club.ru
Игра - Комары.
Простая подвижная игра. Воспитатель говорит детям
К нам в окно залетел комары! Хлопайте их ладошками, чтобы не кусались. Раз, два, три.
Дети хлопают ладошками комаров. Остановились.
Воспитатель говорит:
Всех комаров поймали, молодцы. Посмотрите, дверь не закрыта, опять комары прилетели. Хлопайте комаров. Остановились.
Посмотрите, форточка открыта, опять комары прилетели. Хлопайте комаров. Остановились. Молодцы. Всех комариков прогнали!
Игра - Тихий колокольчик.
Для проведения игры необходим колокольчик. Дети сидят в кругу. Водящий берет колокольчик и начинает двигаться по кругу. Идти нужно так, чтобы колокольчик не звонил. Если колокольчик зазвенел, игра переходит к другому участнику напротив которого остановился водящий. Перед передачей колокольчика ребенок должен им позвонить, как бы вызывая участника в круг.
Игра - Туча - Солнце.
Воспитатель говорит детям - Солнышко нам светит, веселитесь дети! - Дети бегают, гуляют по группе детского сада или в зале.
Воспитатель - Туча черная летит, детям спрятаться велит! - Дети разбегаются и ищут себе укрытие. Можно прятаться под стол, стулья, прикрывать голову полотенцем и т. д. Можно заранее приготовить в зоне игры разные предметы, под которыми дети могут спрятаться или прикрыться ими.
Воспитатель - Дождь по крышам барабанит, кто гуляет мокрым станет! И идет проверять хорошо ли спрятались от дождика дети.
Затем воспитатель снова повторяет слова: - Солнышко нам светит, веселитесь дети!
И игра повторяется…
Съедобное-несъедобное
Сова
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Игра «Щенки и котята»
Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.
Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка или лесенка, детские стульчики.Описание. Все играющие делятся на котят и щенков. «Котята» ходят легко, мягко, плавно около гимнастической стенки, «щенки» сидят на другой стороне комнаты за скамейкой или лесенкой, в «будках» из стульчиков. По команде взрослого щенки перелезают через скамейку и на четвереньках стараются догнать котят, которые, мяукая, влезают на гимнастическую лесенку. После 2-3 повторений играющие меняются ролями, и игра начинается снова
Игры с обручем
Игры с обручем формируют правильную осанку, улучшают состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти.
Они способствуют выработке основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в пространстве, влияют на формирование нравствен¬но-волевых качеств (выдержки, настойчивости, вза-имовыручки, дисциплинированности и т. д.), воспи¬тывают стремление выполнить упражнение не толь¬ко правильно, но и красиво, развивают реакцию на сигнал.Прародителем обруча был предмет круглой формы из стеблей бамбука, с которым с удовольствием развлекались австралийцы. В 1957 г. в Америке сделали металлический обруч и назвали хула-ху¬пом, совместив название гавайского танца «hula» и английское слово «hoop» - обод, обруч. В России обруч появился чуть позже - в начале 1960-х и сра¬зу завоевал популярность у девочек и девушек. Тогда были распространены два вида обручей: полые металлические и пластмассовые, крутить их мог да¬же ребенок.
«Раз, два, три, из обруча беги»
Обручи раскладываются по кругу. Под музыку дети идут, перешагивая из обруча в обруч. По сигналу: «Раз, два, три, из обруча беги!» ребята разбегаются по всему залу. После слов «Раз, два, три, в обруч бе¬ги!» бегут к обручам. В каждом обруче должен быть один ребенок. При повторении игры количество обру¬чей можно уменьшить, но в конце - положить обручи по количеству детей.
«Прокати мяч в тоннеле»
Несколько участников игры становятся в колонну на расстоянии 1 м друг от друга. В правой руке держат обруч, касаясь им пола. Остальные играющие берут мячи диаметром 15-20 см. Они по очереди наклоняются и толкают свой мяч двумя руками так, чтобы он прокатился через обруч. Затем пролезают за ним в обруч, толкая мяч в следующий обруч. При повторе¬нии игры дети меняются ролями. Ребенок, у которого мяч выкатился из тоннеля, отходит в сторону.
«Кошки-мышки»
На одной стороне зала в линию раскладывают обручи на небольшом расстоянии друг от друга - это «норки» для «мышек». На расстоянии 2-3 м от «но¬рок» - линия, за ней живут «кошки». По сигналу: «мышки», «мышки» выбегают из норок, бегают по залу. «Кошки» в это время «спят». По сигналу: «кошки-мышки», «кошки» выбегают из-за линии и стараются поймать «мышек» (осалить рукой). А «мышки» бегут к норкам и запрыгивают в них. Затем дети меняются ролями.
«Закати обруч в ворота» (с 5 лет)
Играющие держат обруч рукой хватом сверху, становятся в одну линию. Напротив каждого играющего де¬лают ворота шириной 60-80 см, используя любые два предмета. По сигналу дети бегут и катят обруч, толкая его правой рукой . Побеждает тот, кто ни разу не уро¬нил обруч и закатил его в «ворота». Игру можно усложнить, если на пути к «воротам» прокатывать обруч между стойками.
«Кто быстрей переплывет на льдине»
(с 4 лет)Дети делятся на две команды. Первые игроки стоят в обручах. По сигналу они начинают перемещаться до стойки, передвигая обруч пальцами ног вперед. Заступать ногами за обруч нельзя. «Доплыв» до стойки, берут обруч в руки и бегом возвращаются назад. Кладут обруч на пол перед вторыми игроками и встают в конец команды.Парная эстафета «Быстрый змей» (с 6 лет)По команде первый игрок пары начинает катить обруч руками вперед, а второй игрок в это время пролезает сквозь обруч сначала в одну сторону, потом в другую. Докатив обруч до обозначенной линии на другой стороне зала, один игрок берет обруч, и оба бегом воз¬вращаются назад. Передают обруч следующей паре и встают в конец команды.
«Кто быстрей пройдет по дорожке»
(с 4 лет)Дети делятся на две команды. Командам дается задание, например «В обруч смело ты шагай, четко фрук¬ты (страны, имена) называй». По сигналу дети начина-ют перешагивать из обруча в обруч и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше пройдет от линии старта).
«Перебрось мяч сквозь обруч»(с 6 лет)
По три человека из каждой команды становятся у линии старта. По сигналу один из играющих катит обруч, двое других игроков бегут рядом друг напротив друга. Один бросает мяч через обруч, а второй игрок ловит его и бросает обратно. Тройка добегает до стойки, игроки берут мяч и обруч в руки и бегом воз-вращаются назад. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету.
«Перевези друзей» (с 5 лет)
Дети выстраиваются у старта в две колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с об¬ручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращает¬ся к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обега¬ют ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та ко¬манда, которая быстрее всех перевезла своих друзей.
«Катание на лошадке» (с 5 лет)
Проводится аналогично игре «Перевези утопающего», только здесь первый игрок стоит в обруче. По коман¬де добегает до стойки, обегает ее, возвращается к старту. Следующие игроки цепляются руками за обо¬док обруча, «садятся в тележку».
Птичка и птенчики (с 3 лет)
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая груп¬па имеет свой домик - гнездышко (положенный на пол большой обруч). Малыши, сидя на корточках, изо-бражают птенчиков в гнездышках, воспитатель - птичку. На слова «Полетели - полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше от своего домика. На слова воспи¬тателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки.
С кочки на кочку (с 3 лет)
Дети стоят в одной стороне зала или спортивной пло¬щадки. Воспитатель раскладывает на полу (земле) об¬ручи на небольшом расстоянии (20 см) один от друго¬го. По сигналу педагога дети переходят на другую сто¬рону зала, переступая из обруча в обруч.
Кто быстрее докатит обруч до флажка (с 6 лет)
Играющие делятся на звенья; становятся друг за дру¬гом за стартовой чертой. На расстоянии 10-15 м от них расположены флажки (кегли). Первый ребенок в каждой колонне держит в руках обруч и палочку. По сигналу воспитателя «Кати» дети с обручами в руках катят их по направлению к флажкам, подталкивая па-лочкой, обегают флажок, возвращаются в свои колон¬ны и передают обручи и палочки следующим участни¬кам эстафеты. Как только игрок получит палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой об¬руч, и т. д. Игра заканчивается, когда стоявший в ко¬лонне последним выполнит задание. Выигрывает зве¬но, которое быстрее закончит игру.
Попади в обруч (с 4 лет)
Дети стоят по кругу, у каждого второго в руках ме¬шочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сиг¬налу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бросают их двумя руками (или одной) снизу, стараясь попасть в обруч. Воспитатель подсчитывает, сколько мешоч¬ков попал ОуВ обруч у первых номеров. Дети подни¬мают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям - вторым номерам и т. д. Воспита¬тель сравнивает, какие номера бросали точнее. Иг¬ра возобновляется.
«Справа-слева, впереди - в обруч точно попади» (с 6 лет)
Ребенок с мячом становится рядом с обручами разно¬го цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку выполнить следующие задания:
- Стукни 3 раза мячом в правый обруч.
- Стукни 4 раза мячом в левый обруч.
- Стукни мячом 2 раза перед собой и 4 раза в правый обруч.
- Стукни мячом 3 раза в левый обруч и 4 раза перед собой.
Эстафета с обручами (с 5 лет)
Играющие строятся в две колонны перед стартовой чертой. На расстоянии 6-8 м от команд кладут по од¬ному обручу. По сигналу ведущего первые участники бегут к обручам, пролезают в них, кладут на место и бегут назад к команде, дотрагиваются до следующего игрока, встают в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.