Обломов и Захар. Кто раб, а кто хозяин
(351 слово)
Свой бессмертный роман «Обломов» И.А. Гончаров посвятил изображению Ильи Ильича Обломова, ленивого и праздного человека, и вместе с тем, раскрыл посредством его образа неизбежный упадок русского дворянства. Одним из ярких персонажей романа, в полной мере раскрывающих главного героя, стал слуга Обломова Захар. Его роль — это человек-зеркало, человек-отражение своего барина и всех его самых низменных ипостасей.
Захар родом из той же Обломовки, сказочной и оставшейся далеко в прошлом. Он живёт этими тёплыми воспоминаниями, лелеет свои поседевшие бакенбарды – символ прежнего величия господского дома, ныне угасшего. Именно в ту пору жизни герой научился преданности хозяину и взрастил собственную леность до невообразимых масштабов.
В последующей жизни у Обломова он не изменял старым принципам - много спал, ленился, лгал барину. И всё же никому другому служить не мог, просто не умел. Его неуклюжесть лишь подчеркивала общую неприспособленность этой пары к столичным реалиям. Лишь в одном расходились хозяин и слуга - в вопросах ума и внутренней наполненности. Илья Ильич, несмотря на общую апатичность, человек со светлым умом, начитанный и образованный. Он сторонится светской суеты и предпочитает смиренное одиночество. Захар же просто тёмный крестьянин, которого годы крепостничества развратили и унизили. По сути, герой не в состоянии понять глубинных чувств своего хозяина, он воспринимает его со своей стороны как собственность, Богом данную. Именно это и объясняет его ревностное отношение к любимому барину. В то время как Штольц и Ильинская пытаются вытащить Обломова из омута вечной рутины, Захар наоборот затягивает его ещё глубже, на дно, укутывая старым персидским халатом и приговаривая тёплым голосом: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!».
Финальным аккордом в романе «раздаются» отношения Захара и Анисьи. Она, живая и смышленая, становится спасительницей для простого слуги. Благодаря их странному союзу можно проанализировать, какой бы стала семейная жизнь самого Обломова и Ильинской, если бы она всё-таки приняла его беспомощность. Вряд ли бы их брак стал счастливым, а романтика разбилась бы о вечные несовпадения в ритмах жизни.
Гончаров совершенно не случайно посвятил столько усилий образу слуги. Через Захара он раскрывает всё то убогое, что есть в Обломове. Они - как продолжения друг друга, погрязшие в устаревших бесчеловечных крепостных порядках, абсолютно несчастные и зависимые друг от друга.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!В любом литературном произведении существует система второстепенных персонажей. Как правило, их роль заключается в том, чтобы подчеркнуть, высветить те ли иные черты главного героя. В художественном мире романа «Обломов» важнейшую функцию выполняет так называемое двойничество. Двойником Ильи Ильича является его слуга, и если главному герою надлежит быть носителем определенных черт национального характера, то и Захар воплощает некоторые качества людей своего сословия.
Это действующее лицо появляется уже в первой главе, наполненной художественными деталями, которые позволяют судить о жизни и быте Обломова. Можно сказать, что и слуга главного героя – одна из таких живых деталей.
Он, казалось бы, почти не участвует в действии, у него очень мало реплик. Между тем Гончаров описывает его облик чрезвычайно подробно: лицо, фигуру, движения, а главное – одежду. Наверное, костюм Захара – в некотором роде средство персонификации: слуга Обломова не может отойти от веками сложившихся привычек подневольного человека. Патриархальная система барства и рабства наложила свой отпечаток и на господина, и на его подданного.
Иногда Захар напоминает читателю пушкинского Савельича, особенно готовностью «умереть, ежели нужно», за своего хозяина. Но, кроме рабской преданности, в Захаре есть другая черта: он, как и гоголевский Селифан, позволяет себе вольности по отношению к барину (кстати, не только в мыслях – в поступках тоже). Это свойство благоприобретенное, его можно считать веянием времени. Дружба между Обломовым и Захаром, безусловно, существует, хотя не такая, как между Гриневым и Савельичем. Некое духовное родство вызвано тем, что нравственная болезнь Ильи Ильича заразила и его преданного спутника. Диагноз поставил Гончаров: обломовщина. Ее симптомы очевидны.
Захар, пожалуй, еще более ленив и инертен, чем его барин, однако он, как и Обломов, прекрасно понимает, сколь губительны последствия страшной русской болезни; именно поэтому он предпринимает попытки как-нибудь излечить горячо любимого барина: иногда он стыдит Илью Ильича, порой жалуется на него Штольцу. Каждый раз его усилия оказываются тщетными, потому что силы воли у Захара с каждым днем остается все меньше, этим он разительно отличается от Савельича.
Плохая черта персонажа гончарского романа – склонность ко лжи. «Дрыхнет… нарезался», – говорит он соседским слугам о своем господине. Обломов обладает различными недостатками, но этот ему чужд. Зачем же Захару понадобилось наговаривать на Илью Ильича? Дело в том, что бывший крепостной усваивает новую традицию, укоренившуюся в его сословии: теперь в моде критиковать господ, в этом издержки свободы, которую не могут использовать во благо такие личности, как Захар.
Однако читатель видит не только пороки – он замечает и достоинства, их Гончаров умело подчеркивает в Захаре. Часто в романе Штольц говорит о «золоте души» Обломова. Есть оно и в слуге барина. За грубой, простоватой внешней оболочкой прячется доброе сердце. Не лишен этот простак и некоторой проницательности: он безошибочного угадывает в Тарантьеве подлеца, Штольца и Ольгу считает искренними друзьями хозяина. Интуитивно он осознает, что именно они могут спасти его барина.
Подчас Захар кажется нам удивительно тупым и упрямым, в других случаях – довольно умным, хитрым и даже ироничным. Так, например, смешон слуга, похваляющийся «важными» приятелями господина. Но эту маленькую слабость прощают ему и читатель, и автор, потому что в словах персонажа звучит горькая ирония: он очень точно подмечает, что важные персоны посещают Илью Ильича не по дружбе, их цель – поесть и выпить за чужой счет.
Между Захаром и Обломовым существует тесная духовная связь. В слуге, будто в кривом зеркале, отражаются как достоинства, так и недостатки барина, и это усиливает душевные муки Обломова. «Пуповина», которой они связаны, не рвется даже после смерти главного героя. Оставшись один, Захар по-настоящему страдает. Он становится одиноким и опустившимся бродягой. Заключительные сцены романа призваны доказать: в России между рабовладельцем и рабом есть связь и родство. Обломов беспомощен без своего верного слуги – Захар не способен реализовать себя ни в чем, кроме данного ему предназначения.
Кольцевая композиция произведения способствует реализации авторского замысла и в отношении главного героя, и в отношении второстепенного персонажа. Образ жизни Захара на Выборгской стороне таков же, как в Обломовке или на Гороховой. Его существование – замкнутый круг. Чтобы изменить в этом хоть что-либо, надо «корчевать лес», как выразился Добролюбов, то есть необходимо изменить саму российскую действительность, породившую определенные человеческие типы.
Творческий метод Гончарова – объективный реализм; писатель избегает категоричных оценок, не считает нужным делать моралистические выводы – он просто показывает явление и его последствия. Талантливый художник слова убежден, что таким способом можно исправить недостатки жизни и людей. И если до сих пор остались в нас черты Обломовых и Захаров, то в этом только наша вина.
Образ Захара анализировал Федор Корнейчук
В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем.
Захар - старик по меркам той эпохи. Со временем растерял красоту и удаль, стал неуклюжим, ленивым. Барские вещи, попав в руки слуги, непременно ломаются и разбиваются. Во внешности Захара примечательными остались только пышные, на птичье гнездо похожие, бакенбарды, при абсолютно лысой голове.
Одевается неопрятно, одну и ту же одежду носит годами. Невозможно понять, какого цвета были его сюртук или рубашка, так как сейчас все выглядит серым и изношенным.
В свободное время Захар уходит во двор болтать с другими слугами. Он любит приврать и приукрасить. Возвеличивает своего барина, рассказывает всякие небылицы, давая понять, что Илья Ильич и богат, и умен, и Захар при барине живет сыто и удобно.
Внешне равнодушный и ленивый, Захар, тем не менее, сохранил в себе качества отличного слуги, приобретенные при старом барине в Обломовке. Он отлично справляется с одеванием барина, напомаживанием и причесыванием его волос. Достаточно рачительно ведет хозяйство, не разбазаривает хозяйское добро. Хотя оставить несколько медяков сдачи при покупке еды для него - само собой разумеется. Он не считает это воровством, и с удовольствием потом пропивает утаенные гроши.
Захар предан всей душой своему хозяину. Он без колебаний умрет за него. Слуге очень жалко своего барина, развращенного городской жизнью и ленью. Однажды, в пылу очередного спора, Захар сравнивает Обломова с другими барами. Барин, уязвленный сравнением не в свою пользу, укоряет слугу в неблагодарности, в том, что его, «не натянувшего чулка ни разу на ногу», сравнивают с кем - то. Захар осознает свою ошибку, винится перед хозяином, жалеет его и сам плачет вместе с ним.
Скорее всего, Захар относится к Илье Ильичу как к своему собственному неразумному, балованному ребенку.
После смерти Обломова верный слуга, обнищавший, живущий милостыней на паперти, отказывается уезжать в Обломовку, так как не хочет покидать могилу своего барина.
Сочинение на тему Характеристика Захара
Одним из второстепенных персонажей произведения является старый слуга главного героя Обломова, ранее бывший крепостным, по имени Захар.
Писатель представляет Захара в виде пожилого человека с лысой головой и проседью на шикарных бакенбардах, небрежно одетым в потрепанные и залатанные вещи.
По натуре Захар является нерасторопным и неловким растяпой, ленивым и нерасторопным, в раках которого случаются постоянные поломки, объясняющиеся им божьей волей. Но в отношении хозяйского добра Захар проявляет истинное чувство бережливости, внимательно следя за сохранностью вещей хозяина и не разрешая их передавать в чужие руки.
Захар приставлен к Илье Ильичу с детских лет и испытывает к барину сильную привязанность, изучив за многие годы жизни с ним все его недостатки, с которыми верный слуга успешно справляется, и положительные качества.
Помимо преданной службы Обломову, Захар не отказывается и от дружеских попоек, во время которых не прочь посплетничать о любимом хозяине, рассказывая неприглядные факты о нем, но при этом любящим в своих беседах приукрасить действительное. Кроме того, не гнушается Захар и мелким воровством в торговых лавках, не заметно забирая чужую сдачу при оплате покупок.
Верно прислуживая барину, работа Захара заключается в помощи хозяину с утренним пробуждением, а также вечерним отбытием ко сну. Захар тщательно оберегает тесную связь со своим барином, образовавшуюся с давних времен, и после женитьбы Обломова не допускает к нему даже свою жену-кухарку, считая только себя его преданным слугой, способных доставить хозяину максимум наслаждений.
Захар не представляет себя без жизни с Обломовым и его родовым поместьем, поскольку Обломовка является для Захара его родиной, где он вырос и получил жизненные уроки, усадьба представляется Захаром как идеальное воплощение ценностей помещичьего общества. В других местах старик чувствует себя обделенным, одиноким и неприкаянным.
После смерти Обломова Захар отказывается от предложения обустроиться в деревне, предпочитая остаться рядом с могилой любимого барина, не представляя дальнейшей жизни без Обломова.
Раскрывая образ старого и верного слуги Захара, писатель характеризует образ Захара в виде носителя устаревающих ценностей, носящих архаичную сущность и соответствующих, в отличие от сторонников просвещения и обновления, понятию «обломовщины».
Несколько интересных сочинений
-
Евгений Онегин - лишний человек сочинение 9 класс
Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации
-
История создания Повестей Белкина Пушкина (замысел, история написания и публикации)
Замысел написать цикл повестей, ставшими самыми известными прозаическими творениями великого поэта, появился в 1829 году. Однако прямых доказательств этому нет, предположение основано на исследованиях литературоведов.
-
Анализ романа В списках не значился Васильева
Трудно говорить о войне как чем-то полезном и действительно стоящем. На мой взгляд, человек, если он ответственно относится к собственной жизни, может развиваться и в мирных условиях и даже лучше
-
Музыка - Мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс
Мой любимый предмет – музыка. На этом предмете наш дружный коллектив постоянно готовит какие-нибудь сценки, миниатюры или даже мюзиклы. Обожаю атмосферу, которую создают висящие на стенах портреты великих композиторов
-
Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс
В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени
Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе "Обломов". Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием "Слуги старого века", в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.
Литературная родословная Захара
У Захара была своя литературная родословная. Она идет от пушкинского слуги Савельича из произведения "Капитанская дочка". Несмотря на всю разность характеров этих двух лиц (развращенный петербургской жизнью и ленью своего хозяина Савельич и вечный дядька, для которого Обломов всегда остается неразумным малым ребенком, Захар), их сближает переходящая в одержимость верность не только своим баринам, но также и всему помещичьему роду.
Портрет Захара
Образ Захара в романе "Обломов" характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу. Это пожилой уже человек, "в сером сюртуке" и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, "как полено", и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы "на три бороды". Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он "потерял на охоте", когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.
Слуга Захар: характеристика
Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои "Обломова" голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.
Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки - когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.
Верность Илье Ильичу Обломову
Образ Захара в романе "Обломов" невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя - преданности Илье Ильичу. Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом - называя его "жалкими словами", в частности "ядовитым человеком". Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим. Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.
Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара
Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои "Обломова". Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином "рыцарь со страхом и упреком", принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать. От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, - развращенность нравов и утонченность. Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями. Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги - медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются - так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку...
Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения "Обломов". Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.
Нерасторжимая связь с Обломовкой
Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой - как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые "преданья старины", сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении "Обломов" проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира - сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.
Связь с Обломовым
Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом "братце". Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.
Образ Захара в романе "Обломов" полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.
Захар и Обломовка
По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».
В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.
Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.
Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.
Захар и Ильи Ильич Обломов
Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».
Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.
Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.
Заключение
Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.
Тест по произведению