Мое впечатление о рассказе толстого после бала. Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала

”После бала”
Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? что рассказывает Иван Ваильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
2. Почему рассказ назван автором не сбал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения?
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
6 чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приемом контраста событий? Подготовые развернутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа.

Ответы на вопрос | 1

Алексей

Пожаловаться

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.


Рассказ вызвал очень много чувств. Трудно смириться с тем, что человек может быть настолько разным, совершать настолько разные поступки, не испытывая при этом видимых нравственных затруднений, как это делал полковник. Л.Н. Толстой специально нарисовал такой контраст, чтобы глубже подчеркнуть разломы в душах многих людей того времени. Наверное, сейчас тоже есть люди, которые меняют социальные роли, как маски, и в разных местах ведут себя совершенно противоположным образом. Анализ Л.Н. Толстого ещё тоньше, нежели у Н.В. Гоголя или М.Е. Салтыкова-Щедрина, потому что те же гоголевские персонажи принципиально не могут испытывать определённые высокие чувства, такие, как любовь, открытая радость, воодушевление; каждый момент искренности обнажает в них людей мелочных, завистливых и циничных. Совсем не таков толстовский полковник. Он может быть радостен, искренне приятен в общении, обаятелен. Но в то же время готов, надев маску армейского начальника, действовать безжалостно, с методичной холодной яростью. Человек по природе своей целостное существо, и в поведении он должен стараться исходить из единых внутренних критериев. Для Л.Н. Толстого это были христианские заповеди. Когда же эти критерии различны, то цельная личность распадается. Рассказчик инстинктивно сохранил в себе эту цельность, отказавшись входить в мир, где преуспеть можно было только путём раскола и изолирования друг от друга разных частей личности. В нормальном человеке мысль, слово и дело едины, а когда в самой сердцевине души отгораживаются противоположные мысли, человек перестаёт уподобляться богу, по образу которого он создан. Распознать таких людей гораздо сложнее, чем гоголевских персонажей, ибо их надо наблюдать в различных ситуациях. Можно незаметно попасть в зависимость от такого человека, проникнувшись к нему первоначальным доверием, тогда после возникнет потрясение, подобное тому, что испытал Иван Васильевич. Рассказ учит тому, что цельность во всех проявлениях жизни, верность единому нравственному чувству - истинно человеческие качества, они стоят над меняющимися социальными или расовыми различиями.

Повествователь- это особый художественный образ, от имени которого ведётся повествование в произведении. Иногда позиция повествователя сближается с позицией автора, иногда существенно расходится с ней. Можно вспомнить «Левшу» Лескова, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Каменный цветок» Бажова: в них авторы создают яркие образы повествователей.

Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведёт повествование от первого лица - но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), то есть первый повествователь является как бы лицом собирательным. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич». Мы видим, что беседа эта не является исключением: такие разговоры происходят часто: «Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал...».

Второй повествователь, который, собственно, и рассказывает главную повесть, - Иван Васильевич. Он ведёт повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица. Перед нами - рассказ в рассказе.

Находим цитаты: «то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах»; «Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна...». Пятидесятилетие Вареньки Б. уже миновало, соответственно, беседа происходит в семидесятых-восьмидесятых годах

XIX века. (Дагерротипные портреты впервые стали делать в 1839 году.) Собеседники Ивана Васильевича- молодые люди, ему же самому более пятидесяти лет.

Повествование от первого лица усиливает иллюзию достоверности рассказываемого и акцентирует внимание на образе повествователя. При этом автор словно бы «прячется», но не становится тождественным повествователю.

Автор вводит в произведение двух рассказчиков, чтобы иллюзия достоверности была наиболее полной: нам кажется, что всё, рассказанное Толстым, - правда, что именно так оно и было. Автор обращает нас к чувствам, пережитым Иваном Васильевичем в сороковых годах, направляет вектор времени назад, но мы, читатели, чувствуем, что при этом автор смотрит далеко вперёд: он видит, что проблемы, которые были острыми в обществе в то время, ещё не изжиты, они остаются актуальными и в наши дни.

Произведение представляет из себя рассказ в рассказе, каждый из которых ведёт особый повествователь; художественное время первого рассказа (семидесятые-восьмидесятые годы) заключает в себе художественное время второго (сороковые годы), а финал выводит нас на новое время - на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, ala

Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки». После бала: «И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»; «Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «Подать свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь, и увидал меня»; «самоуверенный, гневный голос полковника».

Как уже было сказано в начале, у полковника нет истинного лица, его лица меняются в зависимости от той социальной роли, что он играет.



Рассказ назван не «Бал», а «После бала», потому что как раз после бала разворачиваются главные события. Автор как бы противопоставляет название длинному описанию великосветского развлечения, на фоне которого мучительство человека выглядит особенно противно.


3. Как объяснить поведение отца Вареныш после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?


Полковник воспринимает своё нежное отношение к дочери и безразличное, жестокое отношение к солдатам как само собой разумеющиеся, естественные. Страдание солдата не вызывает противоречия в его душе. В сцене наказания полковник всё тот же - тот же румянец, та же походка. Автор показывает нам вопиющий контраст между самоуверенным полковником и несчастным татарином, усиливая сцену многократным повторением: «такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той». Увидев кавалера собственной дочери, полковник поспешно отворачивается, потому что это встреча с человеком из другого мира - из памяти другой части личности внутри полковника. Но он уверен, что он имеет полное право ударить солдата.


4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?


Время, которое находится в центре внимания, - сороковые годы XIX века. Николая I называли -- Николай Палкин. Вспомним рассказ Н.С. Лескова, прочитанный в 6-м классе,- «Человек на часах». Вспомним судьбу часового, спасшего утопающего и жестоко наказанного за это. Жестокое отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.


5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?


Мы видим психологический, внутренний конфликт в душе Ивана Васильевича. Его восторженное мироощущение вдруг рухнуло в самой высшей своей точке, когда герой встретился с неприкрытым, торжествующим злом и насилием. Вновь, как в «Человеке на часах», возникает тема закона и божественной справедливости: Иван Васильевич видит, как полковник выполняет установленный закон, предусматривающий наказание за побег, и слышит просьбу татарина о милосердии: «Братцы, помилосердуйте». Полковник ревностно исполняет букву закона, но не слышит голоса милосердия, голоса Господа в душе.

Проблема Закона и Божественной правды - это важнейшая проблема рассказа. В этом случае Толстой является продолжателем христианской традиции Библии и древнерусской литературы, которая начинается со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона.

Сознание Ивана Васильевича не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды. Он сначала пытается понять, что такое знает полковник, что заставляет его быть таким жестоким. Со временем внутренний конфликт, затянувшись, перерастает в стихийное противостояние героя и уклада жизни, противостояние личности и среды. Он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире.

«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - сказал один из нас. - Скажите лучше: сколько бы людей никуда не 128 годились, кабы вас не было». Эта фраза сказана «одним из нас», то есть выражает общее мнение собравшихся, и мы понимаем, что беседующая молодёжь считает Ивана Васильевича своим учителем - учителем жизни.

Может ли человек измениться сам? Или он должен поменять сначала окружающую среду, которая будет способствовать его собственному изменению?

Человек способен изменить окружающую жизнь своим примером и поступками, это то реальное добро, что принёс герой рассказа своим слушателям. Но он, таким образом, сам становится для них той жизнью, под воздействием которой они меняются. Так что это проблема диалектическая. Один ответ неизбежно предполагает в качестве развития ответ противоположный.


6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала«?


Исторические взгляды писателя в рассказе «После бала» отразились через образ полковника, через разительный контраст его поведения на балу и на площади. Мы видим взаимодействие с двумя Россиями, вторую, мужицкую, он при этом презирает. Л.Н. Толстой был реалистичным художником, поэтому в рассказе эти два начала так и не соединились, - ведь Иван Васильевич не производит впечатление человека, понявшего до конца суть происходящего тогда в его душе. Полковник остался расщеплённой личностью, Варенька ни о чём таком не думала и жила в своё удовольствие в мире балов и поклонников, рассказчик остался при убеждении, что всё зависит от случая.


7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?


Композиция - состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Композиция «держит» элементы целого, скрепляет отдельные части произведения; в то же время она самим расположением и соотношением образов выражает художественный смысл.

Основные композиционные приёмы - это повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) - основной композиционный принцип рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала - «После бала».

В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.


8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?


Гораздо тяжелее представить себе типическую ситуацию и описать её без фотографического сходства с ситуациями аналогическими, нежели воспроизвести увиденное с полной точностью, что больше является работой журналиста, а не писателя. Л.Н. Толстой этим высказыванием хочет подчеркнуть, что работа писателя очень тяжела что стремление отразить характерные типы людей и их отношений требует огромного душевного напряжения, потому что, наблюдая частные проявления таких взаимоотношений, надо ещё суметь выделить наиболее обобщённый компонент и правильно показать именно его.

Приведённые слова Л.Н. Толстого говорят об огромном трудолюбии писателя, о том, что точное выражение идеи требует сложнейшей работы, которая продолжается даже после опубликования произведения, потому что писатель как человек тоже развивается, и за прошедшее время он мог понять неч то такое, на что не обратил внимания при первоначальном написании. Когда происходит такой внутренний рост, то можно надеяться, что каждое новое произведение станет открытием, что проникновение писателя в глубь жизни, его творческий талант постоянно растёт.


9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?

Картине В. Гильберта «Бал» соответствует такой эпизод: «Когда же он быстро расставив ноги, опять соединил их, и хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали».

На картине Г.. Лансере «Сквозь строй» изображён следующий момент: «Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад- и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали ею вперёд, то падая наперёд - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Эти картины в достаточной степени передают настроение и пафос рассказа, являются как бы полюсами разворачиваемого в нём действия.


Развивайте дар слова

1 год назад

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОСЛЕ БАЛА

Сон в отражении зеркал...
Исчезли тени...
Нежданных чувств вчерашний бал...
Не позабыть...
Расколот надвое бокал...
Букет сирени...
Все, что ушло перечеркнуть... перелюбить...

Хрустальных люстр погас закат...
Рассвет не нужен...
Холодных глаз ночной агат...
Токката фраз...

А на губах дурман-мускат...
Свет так жемчужен...
Ты прав лишь в том, что МЫ с тобой... и нету НАС...


Хрустальные люстры погасли. Большой бальный зал освещало только неровное сияние луны. Свет, полуприкрытый вуалью облаков, падал сквозь окна, напоминающие готические витражи, на блестящий паркетный пол и отражался в огромных зеркалах, расположившихся на противоположной стене. Давно уже стихло эхо прошлого бала. Темно...
Она безмолвно сидела у окна, опустившись на подоконник, от чего пышная юбка нежно-голубого бального платья приняла форму слегка приоткрытого бутона магнолии... Сквозь эту тишину она, сливаясь с силуэтами весенних деревьев, казалась лишь невидимым образом...

Глухая пустота пространства, поглощенная темнотой, была сравнима с бесконечностью... Но не смотря на это, она знала, что там, в глубине этой бесконечности, облокотившись на высокую спинку стула из черного дерева, стоит он.
Её взгляд не смел украсть ни мгновения, которое после можно бы было назвать "вместе"... Он же не отрываясь смотрел как лунный свет нежно ложится ей на ресницы, стекая солёной каплей по щеке, шалью кутает обнаженные плечи и теряется в складках пышной юбки.
Оба молчали. Но этот диалог молчания говорил слишком много, чтобы что-то добавить.
Воздух был наполнен ароматом сирени... Крупные, цвета маджента, грозди цветов, ещё мокрые от недавнего дождя и свежие от игравшегося с ними ветра, слегка небрежно лежали на полу, несмело выхваченные тусклым светом.
Можно было подумать, что сейчас её мысли невероятно далеко... Но она была слишком "рядом"... В отражении затуманенного дыханием стекла она искала его глаза... Быть может для того, чтобы что-то спросить... быть может для того, чтобы что-то понять... В данный момент она сама вряд ли сумела бы ответить на этот вопрос. Но только лунный проблеск отражал столь долгожданное мгновение взгляда, она тут же опускала ресницы, будто прячась от холодного агата печальных глаз... его глаз...
За окном ветер быстро гнал облака за горизонт, который растворялся в этой странной, бессонной ночи, и был видим, наверное, только ему.
В сумраке зала, на белоснежной поверхности мраморной консоли стоял бокал. Его тонкая, изящная ножка отливала медово-сладким цветом мускатного вина, почти не тронутого в этот вечер.
Тишина становилась невыносима, и в то же время ни кто не решался её нарушить...
Откуда-то из глубины послышалось эхо шагов... Её сердце сжалось... Вдруг, непонятно откуда, резкий звон - тонкое стекло хрустального бокала раскололось. Изогнутая, словно линия жизни глубокая трещина позволила просочиться жемчужной капле винного муската, которая, на мгновение, задержавшись на гладкой стенке, змеёй обвила ножку и коснулась холодного мрамора... Шаги остановились.
А в висках, словно маятник, вновь и вновь что-то шептало: "Прав... " Всего лишь вечер... Взгляд... вдох... кружение под волшебные звуки незабываемого вальса, похожего на жизнь тем, что он так же краток... и так же неповторим…
Она поднялась. Достала из канделябра сгоревшую меньше чем на половину, и все ещё хранившую свою грацию восковую свечу, зажгла её и неспешно пошла пересекая "бесконечность"... лишь на вдох задержавшись напротив черного стула с высокой спинкой...
Вскоре шуршание шелковой юбки, объятое матовым светом игривых свечей и эхом воспоминаний, скрылись в пустеющих коридорах ночи.
В зале кроме неё ни кого не было...

Наталья Гребенко

Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.

Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника. Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий. В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.

А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата. Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу. Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.

С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание. Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях. Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью. Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.

Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.

В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия. И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.

Какие пословицы подходят к рассказу «После бала»?

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Лицом к лицу в лицемерии не уличить.
Солдат - человек подневольный.

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

просмотров
просмотров