Как оценить поведение кандидата в конфликтной ситуации. Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на составляющие интеллекта: вербальный интеллект, аналитические способности, пространственный интеллект, тип мышления

Отвечая на интервью на этот вопрос, помните: работы без конфликтов не бывает, а эйчар проверяет вас на честность. Интервью - это психологическая дуэль. И каждый заданный вопрос имеет свою цель, каким бы абсурдным он не казался соискателю.

«Любой вопрос, заданный в ходе структурированного интервью, возникает не просто так», - говорит Любовь Матвеева , начальник отдела внедрения HR-технологий управления по работе с персоналом компании «Корбина».

Какую же цель преследует вопрос о конфликтах на работе? Работа.ру обратилась за разъяснениями.

«Задавая подобные вопросы, работодатель преследует две задачи: проверить стрессоустойчивость кандидата и оценить его потенциальную честность, понять, не была ли причина ухода с предыдущей работы связана с конфликтными ситуациями», - считает консультант Работы.ру Екатерина Лукьянова .

«Таким вопросом, как правило, интервью не начинают, так как он достаточно специфичный. Его цель - определить модель поведения кандидата в конфликтных ситуациях, - комментирует Татьяна Соловьева , директор департамента по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». - По ответам соискателя работодатель определяет, как, скорее всего, будет вести себя данный человек в конфликте. На самом деле, этот вопрос не совсем корректный (как и все остальные вопросы по моделям поведения в прошлом), поскольку люди меняются, учатся на своих ошибках и т.п., и прошлое поведение не всегда будет повторяться в будущем.

Кроме того, на такие вопросы кандидаты часто дают социально желательные ответы. Вряд ли в ответе на этот вопрос человек искренне опишет ситуацию, в которой он выступил инициатором конфликта. Тем не менее, его задают часто и к этому вопросу нужно быть готовым - припомнить за несколько минут конфликтную ситуацию , которая успешно разрешилась благодаря вам, и еще правильно про нее рассказать - задачка не из легких».


По мнению Любови Матвеевой , такой вопрос задается людям, претендующим на позицию, которая требует постоянного общения с людьми. Это может быть позиция менеджера по персоналу, менеджера по продажам, оператора call-центра. Вопрос помогает выявить такие личностные качества как способность владеть собой в стрессовых ситуациях , конструктивное решение конфликтных ситуаций, толерантность, умение решать спорные вопросы.

Что ответить?

«Отвечая на подобные вопросы, сохраняйте спокойствие, не возмущайтесь и не паникуйте», - советует Екатерина Лукьянова .

Варианты ответов:
- Я по характеру достаточно мягкий человек и доводить дело до прямого конфликта мне не свойственно, поэтому возникавшие разногласия мы всегда решали в конструктивной беседе.
- Как руководитель, я всегда уделял большое внимание подбору команды, и обычно у моих сотрудников серьезных конфликтов не возникало.

Однако Татьяна Соловьева не согласна с вариантами ответов Екатерины : «Нежелательно отвечать «У меня конфликтов не было», так как предполагается, что нет организаций без конфликтов, и такой ответ часто воспринимается, как нежелание отвечать. Если же вы действительно не были вовлечены непосредственно в конфликтные ситуации, то можно описать ситуацию, которая происходила рядом с вами, на ваших глазах. При ответе на вопрос опишите подробно, кто был вовлечен в конфликт, что было его предметом, как развивались события, как вы вели себя в данной ситуации, как она в итоге разрешилась, как вы оцениваете действия сторон и т.п.».

Если же конфликтные ситуации у вас на работе были, то не стоит, по мнению Татьяны , рассказывать про те из них, о которых вы жалеете. «Постарайтесь уже перед интервью припомнить конфликт, в котором вам удалось найти компромисс, проявив гибкость и учтя не только свои интересы, но интересы другой стороны, и который разрешился конструктивно с вашей помощью».

Команда HR-специалистов TalentSearch по просьбам наших читателей и подписчиков запускает серию статей для работодателей, в которых мы будем делиться, каждую неделю на протяжении месяца, Коллекцией Вопросов для Собеседования Кандидатов, что будут нацелены на четкое определения конкретного опыта или навыка у соискателей.

Сегодняшняя статья откроет Вам как правильно оценивать «поведение кандидата в различных ситуациях».

Мы раскроем как составлять точные прогнозы поведения будущего сотрудника в кризисных ситуациях, когда нужно работать внеурочно, когда задержка с выплатой зарплаты, когда компания переживает трудные времена и нужна вера сотрудников.

Хотите знать как поступят будущее сотрудники в этих ситуациях?

Хотите знать как:

1. Как поведет себя кандидат в конфликтной ситуации?
2. Какую тактику выберет в случае поражения?
3. Как будет общаться с коллегами?
4. Способен ли работать в условиях стресса?

Мы предоставим чек лист вопросов, что помогают оценить поведенческую модель соискателя.
Эта часть коллекции включает 68 вопросов.

1. Коллега назвал вам размер своей зарплаты и спросил о вашей. Что вы ответите ему, как поступите? (по ситуации)

2. Расскажите о конфликтной ситуации на работе и о том, как вы с ней справились.

3. Расскажите о том, как вам удалось решить какую-либо сложную проблему.

4. Расскажите о ситуации, когда вам было стыдно за свою работу. Чему вы научились благодаря этому случаю?

5. Назовите случай, когда вы поставили себе важную цель , и расскажите о том, как вы её достигли.

6. Опишите случай, когда вам удалось применить знания, полученные в университете, в реальной жизни или в рабочей среде.

7. Расскажите о (последнем) проекте, который вы провалили. Чему научил вас этот опыт?

8. Расскажите о (последнем) случае, когда вы обратились к коллеге за советом.

9. Расскажите о (последнем) случае, когда вы попросили у коллеги помощи.

10. Опишите (последний) случай, когда у вас не получилось разобраться в происходящем с первого раза.

11. Опишите (последний) случай, когда вам было нужно заручиться доверием коллег и вселить в них уверенность в успехе. Что вы делали?

12. Опишите (последний) случай, когда вы не знали, к кому в организации можно обратиться с вашим вопросом. Что вы делали?

13. Опишите (последний) случай, когда вам удалось заметить трения между двумя сослуживцами и помочь им в разрешении конфликта. (навыки)

14. Опишите (последний) случай, когда вы работали в команде.

15. Опишите (последний) случай, когда ваш коллега оказался в намного более сложной ситуации , чем казалось на первый взгляд.

16. Расскажите о ситуации на вашей последней работе , с которой вы не справились, хотя это и было в ваших силах.

17. Расскажите о (последней) ситуации, справиться с которой было не в ваших силах.

18. Опишите (последний) случай, когда причиной проблем на работе было недопонимание между сотрудниками.

19. Расскажите о (последнем) случае, когда вы столкнулись со сложной проблемой , и о том, как вы её решили.

20. Опишите случай, когда вам пришлось освоить новую методику или технологию почти или вовсе без помощи и поддержки руководства. Как вы с этим справились?

21. Расскажите о случае, когда вы руководили проектом, но ваши указания были не совсем ясны и определённы.

22. Расскажите о случае, когда вам удалось прояснить ситуацию и упростить работу над проектом, выделив главное.

23. Расскажите о случае, когда вы сделали больше, чем от вас требовалось.

24. Расскажите о том, как вы достигли какой-то амбициозной цели.

25. Расскажите о том, как вы добились какой-либо труднодостижимой цели.

26. Расскажите о времени, когда ваша работоспособность превысила все ожидания.

27. Расскажите о том, как вы справляетесь с работой в условиях давления сверху. Умеете ли вы предвидеть проблемы или только реагировать на них?

28. Расскажите об организации вашего офиса (отдела, компании).

29. Расскажите о том, как вы будете себя вести с грубыми, трудными в общении или нетерпеливыми людьми.

30. Расскажите о том, как вы обращались с грубыми, трудными в общении и нетерпеливыми людьми в прошлом.

31. Опишите несколько проектов, в которых были нужны точность и внимание к деталям.

32. Опишите ситуацию, когда вы находились под давлением, но хорошо справились со своей работой.

33. Расскажите о проектах, над которыми вы работали в течение нескольких последних лет.

34. Расскажите о приёмах, которые вы использовали с большим успехом. Вам случалось руководить людьми, занимающими должности, на которых ранее работали вы?

35. Вы можете попросить о помощи?

36. Вы можете помочь другим людям в их работе?

37. Расскажите о том, как вы преодолели какие-либо трудности на работе.

38. Закончите предложение: хороший руководитель - это человек, который…

39. Предположим, вы не согласны с начальником в каком-то вопросе. Как вы поступите?

40. Что даёт вам соперничество с коллегами? Помогает, мешает или никак не влияет на ваши достижения?

41. Случалось ли вам не приходить на работу? Если да, то как часто?

42. Случалось ли вам опаздывать на работу? Как часто?

43. Случалось ли вам давать отпор грубым, неприятным или нетерпеливым людям?

44. Доводилось ли вам выступать на публичных мероприятиях, отстаивать свою точку зрения?

45. Как вы заставляете себя выполнять скучную работу?

46. Сколько часов в неделю требуется вам для выполнения своей работы?

47. Сколько часов в неделю вы можете работать?

48. Сколько часов в неделю вы посвящаете работе?

49. Сколько часов в неделю вы работаете?

50. Каким образом вы попросили бы совета?

51. Как бы вы попросили коллегу помочь вам?

52. На прошлом рабочем месте вы инициировали серьёзные организационные изменения. Расскажите, как вы это сделали.

53. Вижу, вы провалили первую сессию на втором курсе. Расскажите, как так вышло.

54. Оглядываясь назад, скажите, было ли что-то, что вы могли сделать для налаживания отношений с плохим начальником?

55. Приведите пример, когда для завершения проекта вам пришлось задержаться на работе допоздна. Что вы можете сказать об этом?

56. Расскажите о случае, когда перед вами стояла дилемма, и о том, как вы приняли решение.

57. Расскажите о ситуации, из-за которой вы были в большом напряжении, и о том, как вы с ней справились.

58. Расскажите о случае, когда вам предстояло провести трудный или неудобный разговор с коллегой.

59. Расскажите о случае, когда вы взяли на себя ответственность за сложное или рискованное дело, потому что это было очень важно для вас.

60. Расскажите мне о какой-либо серьёзной собственной неудаче.

61. Какова, по-вашему, приемлемая посещаемость работы служащим?

62. Какую роль вы берёте на себя в группе? Приведите примеры.

63. Какова, по-вашему, удовлетворительная посещаемость работы служащим?

64. Расскажите о случае, когда устное общение оказывалось настолько плодотворным, что вы переходили к записи прозвучавших идей?

65. Ваш руководитель отправил вам файл с заданием и уехал из города на неделю. Вы не поняли задание, связаться с боссом не получается. Что вы будете делать?

66. Начальник поручил вам решить проблему с помощью определённого метода. Вы знаете, что этот инструмент неэффективен. Что вы будете делать?

67. На текущем месте работы вы проработали совсем недолго. Значит ли это, что вы склонны часто менять место работы?

68. Вы довольно часто меняли место работы. Что может служить гарантией того, что вы останетесь у нас?

Эти вопросы помогут Вам понять как кандидат мыслит, склонен он к каким поступкам и что является для него обычным поведением и нормой.

Вам не нужно использовать все вопросы, выберете 5-ть из списка, что для Вас в корпоративной культуре компании есть самым важным показателем, и спросите у кандидата.

Его ответ — это главный показатель его мышления и действий в будущем.

Конфликтные люди разрушают хрупкую гармонию социальной среды. Большинство из нас, насколько это возможно, старается избегать общения с ними. Руководители бизнеса не являются исключением. Когда я, как коуч и эксперт по оценке, обсуждаю с работодателем желаемый профиль человека (особенно кандидата на топовые позиции), то тема конфликтности звучит всегда: «Проверьте - не конфликтный ли он», «Боюсь, вдруг он не сможет поладить с нашей командой». К ак оперативно распознать конфликтного человека и какие черты характера могут провоцировать конфликты в рабочем коллективе?

« У меня такой характер »

К сожалению, существуют некоторые личностные особенности, повышающие риск возникновения разногласий и споров вокруг их обладателей.

Во-первых, излишняя самоуверенность . В сезнайство, завышенная самооценка, нескрываемое сомнение в уровне знаний других, неуважение к чужому мнению, если оно не совпадает с собственным - все это вызывает раздражение, неприязнь сотрудников и способствует возникновению конфликтов.

Во-вторых, выраженная демонстративность характера . Такие люди хотят быть в центре внимания и не останавливаются даже перед некорректными способами: присваивают чужое авторство, придумывают небылицы, показывают не до конца завершенные результаты, «расталкивают» окружающих, чтобы оказаться на виду, получить звание лучших. Своим чрезмерно активным, нагловатым поведением они вызывают всеобщее отторжение и противостояние.

В-третьих, прямолинейность . Есть люди, которые привыкли честно высказывать другим свое негативное отношение, открыто указывать на недостатки и ошибки, говорить нелицеприятные вещи. С одной стороны, их побуждения могут быть самыми лучшими. Они считают себя борцами за справедливость, неприкрытую правду, прозрачность отношений. С другой стороны, они постоянно разрушают отношения в коллективе «чистосердечными» признаниями, обижают людей, провоцируют ссоры.

В-четвертых, повышенная критичность . Встречаются люди, у которых склонность критиковать, ругать, подмечать несовершенства, ошибки и слабости других, - чуть ли не базовая черта характера. С яростью, раздражением или высокомерной насмешкой они постоянно указывают окружающим на их недостатки и промахи, испытывая при этом чувство собственной значимости, совершенства и величия. Для некоторых это становится единственным способом поддержания высокой самооценки - через критику и унижение других. Более того, эти люди любят обвинять в конфликтности окружающих и провозглашают себя невинными жертвами чужих проблем. Естественно, такое поведение в рабочей команде не приветствуется и регулярно приводит к непримиримому противостоянию.

В-пятых, негибкость , «заскорузлость», ригидность. Люди с такими особенностями никак не могут «сойти со своих рельсов», не могут адаптировать свой подход к чужой реальности, изменить первоначальные планы, вписаться в динамичный поток командной деятельности. Они настаивают на своих решениях - не столько от самоуверенности, сколько от неспособности к переключению, отсутствию быстроты и вариативности своего восприятия. Вокруг них накапливается недовольство, выливающееся в итоге в бурные выяснения и споры.

В-шестых, мрачность характера . Мизантропы, даже самые безобидные и лишенные ярко выраженных вышеописанных черт, порой бывают невыносимы для окружающих своим унылым нытьем, дурным настроением и ворчанием. По этой причине они рано или поздно рискуют оказаться в зоне конфликта.

«Мне всегда чего-то не хватает…»

А еще я встречала менеджеров, которые не обладали описанными выше негативными качествами . Они были вроде бы и покладистыми, и деликатными, и командными. Но их мучила постоянная неудовлетворенность. Острое ощущение, что все может быть сделано лучше, интереснее; что дальше будет еще лучше, если не останавливаться. Перфекционизм, умноженный на неустанную мотивацию достижения. Если бы такой человек работал в одиночку, то он вряд ли был бы частым источником конфликтов. Но если он становится руководителем, менеджером проекта или просто активным членом команды, то «без огня и меча» тут не обойтись. Помню, как один руководитель делился: «Мы завершили крупный проект. Получили отличные результаты. Люди устали и наконец слегка расслабились. Но мне не дает покоя чувство, что именно сейчас успокаиваться нельзя. И я снова требую от сотрудников новых идей, активно включения в новую для нас область работы. Я их тормошу, встряхиваю, вовлекаю, требую. В ответ со мной спорят, ругаются. Меня ненавидят. Считают, что я не жалею ни себя, ни других, что просто придираюсь. Называют «за глаза» конфликтным и неуемным. Но иначе я не могу». Конфликты вспыхивают как следствие постоянной неудовлетворенности таких людей - качеством результата, динамикой продвижения, скоростью собственного развития и профессионального роста.

Наверняка есть еще личностные особенности, которые способствуют возникновению разногласий. Я здесь описала те, с которыми часто сталкиваюсь в собственной консультативной практике. Кстати, хочется отметить, что природная эмоциональность отнюдь не всегда коррелирует с конфликтностью. Порой конфликтные люди бывают внешне совершенно невозмутимыми и хладнокровными.

Все эти особенности в том или ином виде проявляются и в ходе индивидуального ассесмента. Многочасовой Executive Assessment (проводимый опытным экспертом по оценке) позволяет человеку внутренне расслабиться, снимает привычные защиты, выводит из формата социально желательных, повторяемых историй и выявляет его истинные качества. Но кое-что про конфликтность можно узнать и в обычном интервью .

Например, надо обращать внимание, как часто человек вообще упоминает окружающих в разговоре о себе и своей работе. Конфликтные люди могут других не упоминать вообще (как раздражающий фактор), либо упоминать слишком часто (по той же причине).

Часто упоминание членов команды, коллег, деловых партнеров не всегда говорит об общительности или высокой ориентации на людей. В этом случае нужно определить, как именно человек говорит о других. Если неоднократно обвиняет, уличает, осуждает либо использует эмоциональный лексикон («меня он доводит», «я бешусь») - это точно повод насторожиться, хотя порой критика бывает действительно справедливой и не может быть однозначным свидетельством конфликтности.

Обратите внимание на то, как человек вообще ведет себя на интервью. Если он держится излишне самоуверенно на протяжении всего разговора (в начале беседы такой настрой бывает как раз от волнения), часто перебивает, спорит, занимается откровенным самопиаром, демонстрирует подспудное недовольство или другие негативные эмоции, хмурится, легко переходит к защитно-агрессивной позиции, то вероятность, что перед вами конфликтная личность, заметно возрастает. Впрочем, в некоторых редких случаях сам интервьюер может провоцировать такие негативные реакции: своей бесцеремонностью, слишком резкими и странными вопросами, пренебрежительной или снисходительной позицией, поэтому ответный «отпор» кандидата оказывается вполне адекватным.

Существует и простой бытовой тест на выявление конфликтности - «Позвольте с вами не согласиться». Интервьюер в процессе разговора должен намеренно подвергнуть сомнению какое-либо утверждение своего собеседника. Желательно действительно спорное. Например: «Вы говорите, что предпочитаете быть искренним с подчиненными, делиться своими чувствами, но опытный руководитель как раз должен всегда «держать лицо», не показывать своих настоящих эмоций. По-моему, это очевидно». Такое вроде бы естественное мини-столкновение мнений позволяет наглядно увидеть привычную манеру поведения человека. Тут важна форма. Склонный к конфликту человек скорее будет в ответ нападать, оспаривать чужую точку зрения, яростно защищать собственную вместо того, чтобы попробовать вместе разобраться. Иногда во время беседы полезно сделать несколько небольших провокаций. Чем более значима для человека затрагиваемая тема, тем большая вероятность его включенности, эмоционального накала, желания «настоять на своем».

На что еще стоит обратить внимание в беседе? Конечно, на биографическую канву. Подчас именно профессиональная биография указывает нам на степень конфликтности ее обладателя. Частые смены работы по таким вроде бы понятным основаниям, как «чужая/неприемлемая корпоративная культура », «не сработались с руководством», «конфликтная среда», «вместо командности - конкуренция» и т.д. также могут быть признаками конфликтности.

Конечно, каждый названный фактор не всегда приводит к точному диагнозу «Homo conflictus» («человек конфликтный»). Однако их совокупность позволяет строить достоверные гипотезы и делать более или менее точные прогнозы. А приглашать ли в свой коллектив отъявленных спорщиков, скандалистов и вздорных полемистов - решайте сами.

HR-менеджеры любят задавать компетенционные вопросы — и одна из их любимых тем — это конфликт. Вот несколько примеров вопросов на связанных с разрешением конфликта:

  • Расскажите мне о совместном проекте, над котором вы должны были работать с трудным сотрудником.
  • Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт на работе.
  • Приведите пример, когда вам пришлось разрешать спор между коллегами на работе.
  • Расскажите мне о времени, когда вы были не согласны со своим руководителем/коллегой.

Есть много других вариантов вопросов на эту тему, которая является очень распространенной. С точки зрения менеджера по персоналу, смысл вопроса про конфликт заключается в том, чтобы узнать про способности кандидата урегулировать конфликты и про

Недавно на одной из коуч-сессий я спросила своего клиента: «Как бы вы разрешили конфликт с коллегой на работе?» Ответ был следующим: «Я бы попросил его встретиться на парковке после работы и поговорил бы с ним как мужчина с мужчиной.» Как думаете, с таким ответом он смог бы получить работу?

Перед тем, как я расскажу вам, как надо отвечать на этот вопрос, давайте немного освежим в памяти, что же

На многих собеседованиях задают компетенционные вопросы, которые начинаются с «Расскажите мне о времени…» или «Приведите пример…» С помощью этих вопросов интервьюеры получают представление о том, как вы справлялись с конкретными ситуациями и проблемами в прошлом. Существует мнение, которое разделяют многие рекрутеры, что прошлые показатели деятельности кандидата говорят намного больше о его будущих результатах на новом месте работы.

Почему интервьюер спрашивает про навык «разрешение конфликта»?

На многих работах от вас будут требовать, чтобы вы умели ладить с разными типами людей. Некоторые из ваших коллег, руководителей или клиентов могут оказаться не вполне адекватными и раздражать вас. Неизбежно возникнут разногласия. Вы должны подходить к урегулированию конфликта с профессиональной точки зрения, чтобы добиться успеха на работе.

Ваш интервьюер хочет понять, как вы будете реагировать на конфликтную ситуацию. На собеседовании все кандидаты кажутся милыми и приятными, но что произойдет, если вас примут на работу и Наталья из смежного отдела начнет вас оскорблять?

Вопросы, касаемо «разрешения конфликта», очень популярны у менеджеров по персоналу, потому что каждый хочет взять на работу Интервьюеры часто спрашивают кандидата про его опыт работы в команде и особенно их интересует тот опыт, который включал конфликт или «трудного коллегу».

Как отвечать на компетенционный вопрос про умение разрешать конфликт?

Такой тип вопроса может застать вас врасплох. В конце концов, вы, скорее всего, были сосредоточены на положительных моментах своего резюме. Никто не любит говорить о конфликте, произошедшем на работе. О многих рабочих конфликтах скучно говорить. К тому же, вы, вероятно, предпочтете сделать вид будто с вами работать одно удовольствие и, что никто и никогда не имел с вами никаких проблем.

Компетенционные вопросы про умение разрешать конфликт заставляют вас говорить о менее чем приятной ситуации. Возможно, будет трудно налету привести хороший пример — а еще труднее будет кратко описать историю таким образом, чтобы она выставляла вас в благоприятном свете.

Вот почему, так важно заранее придумать пример, используя технику STAR. Ваша цель состоит не в заучивании текста слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ и придать ему форму с помощью маркированного списка.

Пример ответа на вопрос- «Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт в период работы над совместным проектом».

Вот краткий обзор использования техники STAR для составления истории про разрешение конфликта.

S/T ( Situation — ситуация/Task — задача )

— Кратко опишите возникший конфликт. Предоставьте только необходимую информацию для понимания контекста.

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Я работал над созданием нашей новой корпоративной брошюры. Мы были поставлены в очень жесткие рамки, так как необходимо было успеть напечатать брошюры к предстоящей крупной выставке.
  • Я отвечал за своевременный выпуск, а также руководил командой из отделов Маркетинга, Продаж и Дизайна.
  • Дизайнер, назначенный на этот проект, был очень талантливым, но, к сожалению, пропустил крайний срок, который я определил. Когда я пришел к нему сообщить о дедлайне, он накричал на меня.

Плюсы такого ответа: перечисление основных моментов истории показали ясный контекст — это был очень важный и сложный проект с жесткими сроками. Дизайнер, который не только нарушил дедлайн, но и закатил истерику, когда ему выразили неодобрение. Это настоящий конфликт, который мог бы привести к катастрофе при неправильной ответной реакции.

Совет: Не стоит загружать интервьюера ненужными подробностями. Ему необязательно знать про цветовую гамму брошюры и про историю выставки.

A (Actions — действия )

— Расскажите о ключевых действиях, которые вы предприняли. В случае возникновения конфликта, акцент должен быть сделан на разрешении разногласий профессиональным способом.

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я, конечно, не ожидал такой реакции с его стороны, но оставался спокойным. Я признал, что были поставлены жесткие сроки и снова объяснил важность того, чтобы брошюры были готовы к выставке.
  • Он немного расслабился, когда увидел, что я не нападаю на него. Он рассказал мне о своих других проектах и том, как он был сильно перегружен. Я спросил его, могу ли я ему помочь придумать решение проблемы.
  • Мы договорились, что, если его руководитель узнает, насколько этот проект важен и отнимает у него много времени, то его снимут с других проектов. Мы решили, что поговорим с ним вместе.
  • В итоге, она передала другие его проекты остальным дизайнерам, что позволило ему успокоиться и сосредоточиться на выпуске брошюры.

Плюсы такого ответа: Кандидат рассказал, какие действия он предпринял и почему. Он также добавил, что оставался спокойным, находясь по давлением, занял в этом вопросе твердую позицию, и смог убедить других (дизайнера и его руководителя) в своей точке зрения.

Совет: Перечисляйте действия, которые имеют непосредственное отношение к урегулированию конфликту и показывают ваш профессионализм.

R ( Results — результаты )

— Каждая история должна включать счастливый конец. Завершите свой ответ описанием положительных результатов от ваших действий. Эти результаты могут выражаться количественно (увеличил продажи на 20%) или качественно (Клиент остался доволен моим обслуживанием и сообщил об этом моему руководителю, моему руководителю понравился мой новый подход , и он повысил меня).

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • В результате, дизайнер смог сосредоточиться на брошюре и уложиться в сроки.
  • Он извинился за свое поведение и поблагодарил меня за помощь.
  • Мы выпустили брошюру к началу проведения выставки и получили множество положительных отзывов от наших торговых представителей и клиентов.
  • Наша выставка привела к увеличению продаж на 45%, и я считаю, что в этом ключевую роль сыграла новая брошюра.

Плюсы такого ответа: Краткая история со счастливым концом. Кандидат описал разрешение конфликта, положительный эффект в отношениях с дизайнером, и бизнес-результаты.

Совет: Результаты, выраженные в цифрах, больше впечатляют интервьюера. Однако, это не всегда возможно, но вы должны выбрать пример с наиболее значимыми результатами.

Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про умение разрешать конфликты:

1. Приведите хороший пример:

  • Выберите историю, которая показывает, что вы использовали эффективный подход к урегулированию конфликта.
  • Будьте конкретным. Не давайте общий ответ, например, «Я все время сталкиваюсь с конфликтами и научился оставаться спокойным в такой ситуации и понял, что умение общаться является ключевым фактором.»
  • Не говорите о незначительном разногласии («Он не захотел итальянскую еду на обед») или о конфликте, который был разрешен кем-то другим. Ваша задача — показать свои навыки межличностного общения и способность решения проблем.

2.Предоставьте конкретную информацию о ваших действиях:

  • Самые запоминающиеся и интересные истории включают достаточно деталей для того, чтобы обрисовать общую картину . Объясните, почему этот конфликт имел важное значение и как вы его успешно разрешили.
  • Однако, вы должны приложить максимум усилий, чтобы история была короткой. Очень легко уйти в сторону, особенно, если вы заранее не подготовили яркий пример. Не отвлекайтесь от основной мысли.
  • Придерживайтесь маркированного списка. Не пытайтесь запоминать текст.

3.Тренировка

Выделите время на тренировку своей истории. Это особенно важно при рассказе истории, связанной с конфликтом и его урегулированием. Вы должны чувствовать себя уверенно, обсуждая неприятные моменты и быть убедительным в изложении своей позиции на собеседовании. Я помогаю кандидатам подготовить свои примеры на ответы для успешного прохождения поведенческого собеседования. В рамках курса подготовки «Мастер интервью» вы сможете заказать коуч-сессию по подготовке ответов на компетенционные вопросы с учетом вашей сферы деятельности и должности.

При приеме на работу многие кандидаты чувствуют, что скрывается за вопросами анкеты, что позволяет им давать «правильные» ответы. После проведения более тысячи собеседований с людьми, претендующими на самые разные должности, начиная с работающих по совместительству и заканчивая начальниками отделов, было выяснено, что:

1. Кандидаты, наиболее успешно прошедшие собеседование, почти всегда оказываются худшими исполнителями.

2. Базовые вопросы на собеседовании — пустая трата времени. Любой кандидат готов ответить на вопрос о работе в команде, инициативности, навыках межличностного общения, лидерских качествах и т.д.

Собеседование не дает однозначного ответа о профпригодности того или иного кандидата, но можно улучшить эту оценку, если задавать вопросы, которые ориентированы не на мнения, а на факты. Никогда нельзя рассчитывать на то, что кандидат готов сделать , но из того, что он уже сделал можно узнать много полезного. Прошлое — достаточно надежный показатель будущего поведения сотрудника и его отношения к работе.

Как получить факты? Задайте первоначальный вопрос, а затем постарайтесь понять описанную ситуацию, четко определите, что кандидат сделал (или не сделал) и выясните, чем всё закончилось. Последующие вопросы не должны быть сложными, например: «Правда? И что он сделал?», «Ничего себе. И что она сказала?», «А потом?», «И чем всё закончилось?». Всё, что вам нужно, это поддерживать разговор. Помните, собеседование — от слова «беседовать».

Вот четыре важных вопроса, которые надо задать на собеседовании:

1. «Расскажите о ситуации, когда на вас разозлился клиент или коллега».

Цель : Оценить навыки межличностного общения кандидата и его способность разрешать конфликтные ситуации.

Выясните, почему разозлился клиент или коллега, каковы были ответные действия кандидата и как разрешилась ситуация в кратко- и долгосрочной перспективах.

  • Плохо : Кандидат перекладывает всю вину и ответственность за исправление ситуации на другого человека.
  • Хорошо : Кандидат концентрируется на том, как они разрешили проблему, а не на том, кто виноват.
  • Отлично : Кандидат признает, что расстроил другого человека, взял ответственность на себя и постарался исправить ситуацию. Это «правильный» ответ, поскольку кандидат готов признать свою ошибку, взять ответственность за устранение её последствий и учиться на этом опыте. Помните, на ошибках учатся, если только эти ошибки не повторяются снова и снова.

2. «Расскажите о самом сложном решении, которое вам пришлось принять за последние полгода».

Цель : Оценить способность кандидата рассуждать, его навыки решения проблем и готовность пойти на разумный риск.

  • Плохо : Нет ответа. Каждому приходилось принимать сложные решения вне зависимости от должности. Даже официантка каждый вечер принимает тяжелое решение, как общаться с постоянным клиентом , поведение которого граничит с домогательством.
  • Хорошо : Кандидат принял трудное аналитическое решение на основе логических рассуждений. Например, была переработана целая кипа данных для выбора лучшего решения проблемы.
  • Отлично : Кандидат принял управленческое решение с учетом межличностных отношений и возможных последствий для бизнеса. Логика при принятии решений необходима, но почти каждое решение влияет на людей, поэтому лучший кандидат — тот, который рассматривает вопрос со всех сторон, а не только с позиции бизнеса или человеческого фактора.

3. «Расскажите о ситуации, когда вы были правы, но пришлось следовать указаниям руководства».

Цель : Оценить способность кандидата подчиняться приказам и вести за собой.

  • Плохо : Кандидат нашел способ обойти руководство «потому что был прав» или последовал указаниям, но халатно отнесся к их исполнению. Часто, надеясь на сочувствие, кандидат может рассказать, что был обижен или подавлен и, как следствие, выполнял работу не должным образом.
  • Хорошо : Кандидат в критической ситуации сделал то, что от него требовалось, а затем нашел подходящее время и место, чтобы задать вопросы и улучшить существующее положение дел.
  • Отлично : Кандидат не только сделал то, что было необходимо, но проявил заинтересованность и помог смотивировать других. Человек, который в критической ситуации может сказать: «Я не уверен, что в этом есть смысл, но сейчас нужно делать все возможное, поэтому сделаем это» является бесценным работником. Это хороший лидер, который будет спорить только на этапе обсуждения, а затем, даже если не согласен с принятым решением, поддержит его.

4. «Расскажите о рабочем дне, когда вы не успевали сделать всю необходимую работу».

Цель : Оценить работоспособность, умение расставлять приоритеты и эффективно взаимодействовать.

  • Плохо : «Я делал всё что успевал и уходил домой. Я сказал начальнику, что не смогу всё сделать, но он не слушал».
  • Хорошо : «Расставил приоритеты в начале рабочего дня или задержался на несколько минут, чтобы успеть завершить критически важные задачи». Не стоит ждать от кандидата ежедневных героических усилий, но определенная степень самоотверженности у него, безусловно, присутствует.
  • Отлично : «Задержался и/или расставил приоритеты...», но самое главное, среагировать заранее, если сроки в опасности. Хороший работник заботится о делах, а отличный заботится и о делах, и о том, чтобы остальные сотрудники были предупреждены о возможных проблемах или предпринимает другие упреждающие действия.

«Я остался до полуночи, чтобы всё доделать» — тоже отличный ответ, но если это происходит изо дня в день, стоит поднять вопрос об организации труда или продуктивности персонала. Хорошо, если кандидат готов задержаться на работе, но будет лучше, если он поможет решить хронические проблемы организации или выявить узкие места. Оценивайте ответ на этот вопрос, исходя из обстановки в компании и ее организационных потребностей.

Есть множество других вопросов, которые можно задать на собеседовании, но эти — самые важные. Придерживайтесь вопросов, основывающихся на фактах, и вы быстро пробьете «броню» кандидатов, поскольку ни один из них не сможет долго блефовать. Кроме того, вы легко выявите несоответствия между резюме кандидатов и их реальными опытом, квалификацией и достижениями. Таким образом, вы сможете выбрать самого достойного кандидата, который и станет вашим сотрудником.

По материалам

просмотров