Иван крамской. Иван крамской Крамской и н картины

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской «Автопортрет», 1867

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции же в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870 было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие.

Иван Крамской «Портрет леди». 1881

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени. У него было множество заказов. Так, Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых были Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души». Некоторые работы он не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. И. Н. Крамского.

Иван Крамской «Портрет жены и дочери художника», 1875

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался не дописанным.

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

1. На первый выставке Товарищества передвижников Иван Крамской представил картину «Русалки» в 1871 году. Она написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. «Русалок» купил Павел Третьяков.

Иван Крамской «Русалки», 1871

2. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны. Писатель познакомился с живописцем, когда Крамской приехал в село Козловку-Засеку неподалеку от Ясной поляны для работы над портретом Толстого. Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича.

Иван Крамскйо «Портрет Льва Тольстого», 1873

3. В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Правда его вариант росписи привёл Маркова в ужас, тогда он предложил продолжить работу еще одному своему ученику – Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников. Роспись получилась грандиозной. К сожалению, 5 декабря 1931 большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

Роспись «Отечество»

4. О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе. Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872

5. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке.

Иван Крамской «Незнакомка», 1883

6. За картину «Христос в пустыне»Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от Академии.

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

Обладал не дюжими организаторскими способностями. Благодаря Крамскому создавались все художественные образования второй половины XIX века. Крамской являлся главным передвижником и великим теоретиком в искусстве.

Родители художника были мещанами. Отец Крамского состоял в должности писаря городской думы, умер, когда мальчику было 12 лет. В 12 летнем возрасте Иван Крамской окончил Острогожское училище с похвальными листами по всем предметам. Затем до 16 лет в думе, где работал отец, занимался каллиграфией. В 15 лет он начал обучение у острогожского иконописца, обучался около года. В 16 лет Иван уезжает из Острогожска с харьковским фотографом, выполняя работу ретушера и акварелиста. Так он путешествовал по России три года.

С 1857 года И.Н. Крамской в Петербурге. Не имея художественного образования, поступает в Академию художеств, успешно сдав экзамены! Шесть лет юноша проводит в стенах Академии, сталкиваясь с трудностями заработка на пропитание. Чтобы заработать на жизнь И.Н. Крамской приходит к Деньеру, открывшему собственное «дагерротипное заведение», где художники занимались фотографией. Крамской прослыл «богом ретуши».

В 1863 году молодой живописец уходит из Академии с громким скандалом, сделавшим его известным. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. И.Н. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10% частных денежных поступлений и 25% заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. С ростом популярности «явилась, - по словам Крамского, - у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась.

Женился И.Н. Крамской на Софье Николаевне Прохоровой, жившей в гражданском браке с другим художником – неким Поповым. Попов состоял в официальном браке с другой женщиной. Он вскоре уезжает за границу, и молодая женщина остаётся одна. Спасая её репутацию, Крамской протянул ей руку помощи, взяв на себя все негативные оценки поведения его избранницы. Брак был счастливым, в семье было шестеро детей (два младших сына умерли в детстве). Софья Николаевна всегда была ангелом-хранителем художника.

После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; 2) развития любви к искусству в обществе; 3) облегчения для художников сбыта их произведений».

И.Н. Крамской крепко подружился с меценатом П.М. Третьяковым, став его советником и исполнителем ряда его заказов. Однако исполнение заказов частенько напоминало «кабалу». В начале 1870-х Крамской познакомился с талантливым художником пейзажистом Фёдором Васильевым, дружба имела трагический конец. Молодой живописец сгорел от чахотки.

Не смотря на то, что Крамской бывал за границей, к исканиям новой живописи он остался равнодушен, считая их «мимолётными». Крамской ощущал себя пророком, бьющим в набат. Начиная с первой передвижнической выставки (1871) и до 16-й – Крамской один из главных её экспонентов. Не только успех сопровождал Крамского, в последние годы Товарищество подвергает Крамского жёсткой критике. «От меня почти все отвернулись… Я чувствую себя оскорблённым», - сокрушался Крамской в конце жизни.

В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечил сердце под наблюдением русских врачей, а в свободное время от лечения давал уроки рисования своей дочери Соне – в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Жизнь его окончилась за работой, он тогда писал портрет доктора К. Раухфуса.

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый!
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю-баю-баю-баю!»

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника! В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Подтверждением мнения Стасова послужил, ставший известным, этюд к картине с характерной вульгарностью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Шедевр Крамского И.Н. – картина «Христос в пустыне»

Работа художника исполнена в 1872 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Первые увлечения Крамского темой искушения Христа относятся ещё к периоду жизни художника, когда он учился в Академии, в 1860-х годах. Тогда и был сделан первый набросок композиции. Это полотно создавалось в течении десяти лет. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему. За эту картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора, от которого тот отказался. Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова, купившего её без торга за 6 000 рублей. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. Реализм позволил художнику отойти от академического построения, присущего светской живописи до середины XIX века. Так Христос был очеловечен, и картина передала его душу в унисон современности. Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин.

Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В портретной живописи Крамского акцент делается на лице героя, зеркале души, чего художник достигал приёмом написания одежды, не детализируя её и скрывая. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. В воображении зрителя предстаёт долгая дорога, предшествующая утренним раздумьям героя картины.

  • Деревенский дом во Франции

  • Лесная тропинка

  • В парке. Портрет жены и дочери

  • Русалки

  • Н.А. Некрасов в период "последних песен"

Иван Николаевич Крамской, художник второй половины 19-го века, вошел в историю отечественной живописи как основатель реалистического направления в искусстве. Он активно развивал принцип критического реализма в своем творчестве, а также в статьях, посвященных теории искусства. Многие его полотна признаны классикой российской живописи. Автор был мастером портрета, исторических и жанровых сцен.

Краткая биография

Крамской, художник, прославившийся своими реалистическими картинами, родился в 1837 году в в мещанской семье. Он окончил острогоржское реальное училище, однако из-за бедности семьи не смог продолжить образование в гимназии. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам, переехал в Петербург, где и началась его плодотворная творческая карьера, продолжавшаяся вплоть до внезапной смерти в 1887 году.

Учеба в академии

В 1857 году он стал учеником академика А. Маркова, который специализировался на исторический живописи. В годы учебы он получил несколько медалей как за свои картины, так и за копии полотен других живописцев на религиозные темы. Свою малую золотую медаль будущий знаменитый живописец получил за картину, посвященную библейскому сюжету.

Для получения звания художника с правом получать государственную пенсию нужно было представить на конкурс работу, посвященную сцене из скандинавских саг. Однако Крамской, художник, стремившийся к реалистичному изображению событий и свободе творчества, вместе с другими тринадцатью студентами обратился к управлению академии с просьбой снять их с конкурса, обосновав свое желание тем, что они хотят писать на темы, которые сами предпочтут. После этого молодые живописцы основали свою художественную артель, которая, впрочем, просуществовала недолго, так как ее члены очень скоро решили перейти на государственное содержание.

«Товарищество передвижных художественных выставок»

Которого уже в ранний период его творчества стали знаковым событием в культурной жизни империи, стал одним из организаторов и идейных вдохновителей этой организации. Ее члены отстаивали принципы реализма в искусстве, активной общественной и гражданской позиции художников. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Он полагал, что картины должны не только быть правдоподобными, но и нести моральную и воспитательную смысловую нагрузку. Поэтому его произведения проникнуты особенной драматичностью.

В 1870-е годы автор создает целый ряд замечательных портретов своих знаменитых современников: он пишет изображения Толстого, Некрасова, Шишкина, Третьякова и других. В этом ряду особое место занимает портрет художника Крамского, созданный им самим в 1867 году. Данное полотно отличается высокой степенью реалистичности, как и остальные его работы этого периода.

Портрет Н. Некрасова

Такова, например, известная работа художника «Некрасов в период “Последних песен”» 1877-1878 года. В этой картине художник задался целью показать знаменитого поэта за работой в последний период его жизни. Вообще, в творчестве художника большую роль играла тема душевных переживаний человека, его борьбы со смертью или каким-либо потрясением. В работах мастера эта тематика не имела социальной окраски, как в произведениях других живописцев. Он всегда показывал борьбу духа с недугом и наиболее сильно сумел передать эту идею в указанной картине.

Женские портреты

Пожалуй, самая известная работа мастера - картина «Незнакомка». Художник Крамской сделал акцент на красоте своей модели. Он подчеркнул, что она является городской модницей, и поэтому с особой тщательностью прописал ее внешний вид: богатую шубу, кокетливый головной убор, великолепные украшения и ткани.

Показателен тот факт, что задний фон на этом полотне играет второстепенную роль: он представлен в дымке, так как автор все свое внимание концентрирует на элегантной молодой женщине. Особенно любил рисовать портреты художник Иван Крамской. Картины автора отличаются разным настроением.

Если женщина на вышеописанной картине изображена в гордой уверенной позе, то модель на полотне «Девушка с распущенной косой», напротив, показана в тяжелую, даже болезненную минуту, когда она, казалось, отрешилась от всего окружающего и целиком погружена в себя. Поэтому ее лицо, в отличие от внешности незнакомки, выражает глубокую сосредоточенную задумчивость, грусть и светлую печаль.

«Неутешное горе»

Эта картина была написана в 1884 году под впечатлением от личного горя художника, который потерял своего сына. Поэтому в образе женщины, изображенной в траурном платье, угадываются черты жены самого автора.

Это полотно отличается от других работ автора той безысходностью, которой она проникнута. В центре полотна изображена женщина средних лет в черном платье. Она стоит рядом с коробкой, полной цветов. Ее горе выражается не в позе, которая довольно естественна и даже свободна, а в глазах и движении руки, которой она прижимает платок ко рту. Данное полотно, пожалуй, одно из самых сильных в творчестве художника и русской живописи вообще.

Главное направление его творчества - портретная и историческая живопись.

Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. О бразование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте.

Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать в той же думе, где и работал отец, служил в думе писцом.

В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течении года. Так же он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по Российской Империи , фотографируя различные мероприятия.

Харьковчанин приобщил Крамского к своему делу. Иван стал путешествовал вместе с фотографом по стране в течение трех лет. За это время он совершенствовал свои умения в ретуши.

В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в Академию Художеств . В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников.

Чтобы окончить Академию Художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ.

Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин - сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни.

Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники же в свою очередь попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».

14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников», которая была образованна по инициативе Ивана Николаевича. 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.

Иван Крамской автор множества замечательных портретов русских деятель различных сфер общества. Портреты Императора Александра III , Шишкина , Боткина, Толстова, Третьякова… Это все дело его рук.

В биографии художника много хороших картин Крамского , которые и сегодня известны каждому. Крамской - значимая фигура русской истории, оказавшая большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути он был воспитателем последующего поколения русских художников реалистов.

Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г, прямо за работой - он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать художнику помощь, но все, же оказался бессилен.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – художник.

Став в 1863 г. лидером учеников-конкурсантов за золотую медаль, отказавшихся от написания картины по заданному библейскому сюжету и покинувших Академию в знак протеста, Иван Крамской возглавил сначала Артель художников, а потом – Товарищество передвижных художественных выставок.

Первая выставка Товарищества была открыта в Петербурге в 1871 г. И.Н. Крамской участвовал в ней картиной "Русалки" на сюжет повести Н.В. Гоголя "Майская ночь".

"Я сделался портретистом по необходимости", - писал о себе Крамской. В 1870-е гг. им были выполнены портреты литераторов и художников, большая часть которых писалась по заказу Павла Третьякова . Позже появились ещё десятки заказов.

Казалось, можно было жить безбедно. Но хотелось иметь семейный дом. Во время строительства Крамской узнал, что тяжело болен. Пришлось влезть в долги, с которыми он успел расплатиться за три месяца до смерти.

И.Н. Крамской был первым учителем И.Е. Репина . Сначала – в Рисовальной школе Общества поощрения художников, а потом – в Петербургской Академии художеств.

Биография Крамского

Иван Крамской.
Автопортрет 1867 г.

Иван Крамской.
Автопортрет 1874 г.

Крамской, пишущий портрет дочери Софьи.
Автопортрет 1884 г.

  • 1837. 27 мая (8 июня) – в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря Николая Крамского родился сын Иван.
  • 1849. Иван Крамской с похвальным листом окончил Острогожское уездное училище. Смерть отца. Крамской принят писарем в городскую думу, где работал отец. Позже, до 16 лет Крамской служил посредником по полюбовному межеванию.
  • 1852. В пятнадцать лет Крамской поступил учеником к острогожскому иконописцу и провёл в его мастерской около года.
  • 1853. Иван Крамской занялся фоторетушью. М.Б. Тулинов, земляк Крамского, научил его "доводить акварелью и ретушью фотографические портреты". Знакомство с харьковским фотографом Яковом Петровичем Данилевским, приехавшим в городок на съёмку войсковых учений. С ним Крамской объехал пол России в качестве ретушёра и акварелиста.
  • 1856. Приезд в Петербург. Работа ретушёром в фотомастерской Александровского.
  • 1857. Крамской успешно сдал экзамены в Академию художеств и стал учеником профессора А.Т. Маркова. Подрабатывает ретушёром в "Дагерротипном заведении художника Деньера".
  • 1860. Крамской получил малую серебряную за картину "Умирающий Ленский".
  • 1861. Большая серебряная медаль за этюд с натуры.
  • 1863. Академия художеств присудила Крамскому малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы" и предложила ученикам на конкурс тему из скандинавских саг "Пир в Валгалле". Выпускники подали прошение о том, чтобы им позволили выбрать темы, по своему желанию. Профессор Тон отметил: "Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!" 9 ноября – Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, "не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе". Художники образовали "Петербургскую артель художников". Женитьба Крамского на Софье Николаевне Прохоровой. Рождение сына Николая. Начало преподавания в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
  • 1865. Марков пригласил Крамского в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, главную роспись купола сделал Крамской с художниками Венигом и Кошелевым.
  • 1867. 21 августа – рождение любимой дочери Софии, ставшей художницей.
  • 1868. Уход Крамского из Рисовальной школы Общества поощрения художеств.
  • 1869. Первый заказ от П.М. Третьякова на создание "Портрета писателя П.А. Гончарова". Иван Крамской получил звание академика. Поездка в Европу для знакомства с живописью старых мастеров.
  • 1870. Уход Крамского из "Артели художников": устал от безнадёжной борьбы за "нравственное единство". Артель распалась через год. Образование "Товарищества передвижных художественных выставок". Крамской – один из основных организаторов и идеологов.
  • 1872. Картина Крамского "Христос в пустыне".
  • 1873-1880. "Увлечение" И.Н. Крамского портретами.
  • 1882. Ухудшение отношений Крамского с большинством передвижников.
  • 1883. Начало двухлетней работы Крамского над альбомом коронации Александра III. Из письма П.М. Третьякову : "Я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел, и что был должен".
  • 1884. Обострение болезни сердца. Отъезд на лечение на юг Франции в сопровождении дочери Софии.
  • 1885. Участие Крамского в разработке проекта памятника Александру II.
  • 1886. Обвинения Крамского со стороны передвижников в том, что его работы стали "неискренними", и что он "предал идеалы", приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи. В конце жизни Крамской написал: "От меня почти все отвернулись... Я чувствую себя оскорблённым".
  • 1887. 24 марта (5 апреля) – от сердечного приступа у мольберта умер Иван Николаевич Крамской.

Картины и портреты Крамского

С шестнадцати лет Иван Крамской был фоторетушёром. Сначала доводил "акварелью и ретушью фотографические портреты" у земляка М.Б. Тулинова, потом – в Харькове у фотографа Я.П. Данилевского. С 1856 г. работал в известном ателье И.Ф. Александровского в Петербурге. О том времени Крамской писал: "Нас больше интересовали техника и химия, чем художественная сторона светописи". Но это была школа.

Являясь идейным лидером и руководителем Товарищества передвижников, Крамской начал писать картины только в зрелом возрасте. Лучшие картины Крамского были написаны после 1870 г. Первой из них была "Русалки".

Картина "Лунная ночь" написана И.Н. Крамским в 1880 г. Летняя ночь. Тишина. Серебристый лунный свет. Ничто не нарушает тишину. Женщине, сидящей на скамейке и погружённой в свои мысли, автор придал сходство со второй женой Сергея Третьякова Еленой Андреевной (урождённой Матвеевой). С.М. Третьяков купил картину сразу после её написания. Современники утверждали, что и в композиции картины "Лунная ночь", и в цветопередаче сильно влияние его друзей – А.И. Куинджи и Ф.А. Васильева. В 1892 г. после смерти брата Павел Третьяков передал картину в дар городу в составе своей коллекции.

Картина "Русалки" ("Майская ночь") , написанная на сюжет одноимённой повести Гоголя , была первой из предполагавшейся серии для иллюстрации "Вечеров на хуторе". Художник работал над "Русалками" в Малороссии летом 1871 г. На заросшем тростником берегу и на стволе огромного тополя в лунном свете два десятка утопленниц. Их позы унылы, лица бледны и полны безысходной тоски. Представленная на выставке передвижников в год написания, картина привлекла к себе особое внимание посетителей. Крамской о "Русалках" написал: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломал себе шею... нечто фантастическое вышло".

Сюжет картины "Неутешное горе" был близок автору: в короткий срок он потерял двух сыновей. О картине художник писал: "Если она не будет продана, я её самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я своё дело сделал". Рецензия Ильи Репина сохранилась в его "Воспоминаниях": "Не картина, а живая действительность".

В 1870-1880-е гг. П.М. Третьяков собирал для своей галереи портреты деятелей русского искусства. Двенадцать заказов он отдал Крамскому. Среди заказчиков появились члены императорской фамилии. В результате художник-портретист стал популярен и востребован. Румянцевский музей заказал ему несколько десятков портретов.

М.П. Мусоргский писал критику В.В. Стасову о впечатлении от одного из портретов Крамского: "Подойдя к портрету Литовченко, я отскочил... Это не полотно – это жизнь, мощь, искомое в творчестве!"

просмотров