Цирк никулина на цветном бульваре - один из самых старых цирков страны. Максим Никулин: биография, семья, личная жизнь
- Цирк на Цветном бульваре был открыт в 1880 г. и сразу стал популярен у москвичей.
- Визитная карточка Цирка на Цветном – номера с участием необычных животных, которые трудно поддаются дрессировке.
- Всегда на высоком уровне поставлены выступления воздушных гимнастов
- Юрия Никулина не брали ни в одно театральное училище Москвы, поэтому он пошел в студию клоунады при цирке на Цветном.
- Здесь Никулин работал со знаменитым клоуном Карандашом. Со временем Никулин стал режиссером цирка, а потом – его директором.
- Есть возможность посетить уникальную экскурсию «За кулисы цирка», которую нужно бронировать заранее.
Цирк Юрия Никулина – один из самых известных в Москве, беспрерывно работает уже больше 100 лет. Здесь бережно хранят традиции русского циркового искусства и смело сочетают их с современными средствами выражения. Талантливые артисты, уникальные номера с редкими животными, яркие насыщенные представления и особая домашняя атмосфера – этот цирк всегда был кузницей настоящих звезд манежа: Владимир и Анатолий Дуровы, Корниловы, Олег Попов, Карандаш, Кантемировы, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин и др.
Репертуар и зрительный зал
Расположен цирк в центре Москвы, на Цветном бульваре (его часто так и называют – «цирк на Цветном»). За свою долгую историю он ни разу не менял своего местонахождения, хотя здание несколько раз капитально перестраивалось и ремонтировалось. Последняя реконструкция позволила полностью приспособить его для представлений на современном уровне циркового искусства.
Цирк Никулина славится яркими харизматичными артистами, новыми формами выражения и тематическими представлениями, приуроченными к праздникам (Новый год и Рождество, День Победы). Он не стоит на месте — на его манеже всегда можно увидеть то, что ты еще нигде и никогда не видел. Визитная карточка Цирка на Цветном – номера с участием , которые трудно поддаются дрессировке: слонов, дикобразов, лам, страусов, лемуров, верблюдов. Бурю восторга вызывают и выступления воздушных гимнастов, неизменно выполняющиеся на очень высоком уровне – например, номера «Вертушка» и эквилибристика с лестницей.
Зрительный зал не очень большой – около 2000 мест – уютный, с хорошим обзором. Часто он не может вместить всех желающих, поэтому лучше приобрести билеты заранее. Ребенок до шести лет может пройти бесплатно со взрослым, если будет сидеть у него на коленях. При выборе мест нужно учесть, что в первых рядах мешает свет софитов; не очень комфортно отсюда наблюдать и за номерами под куполом. Наиболее удобные места расположены на третьем ряду и выше. Самые востребованные и дорогие билеты в зоне напротив выхода артистов, под оркестром, — они раскупаются в первую очередь.
Приезжать на представление лучше пораньше, поскольку на Цветном бульваре сложно найти место для парковки, а из-за небольшой площади здания цирка в гардеробе очереди. В фойе вы найдете сувениры, традиционные цирковые атрибуты (клоунские носы и забавные костюмы, например), сладости. Здесь же можно вблизи рассмотреть экзотических животных и сфотографироваться с ними. Работает буфет. Однако везде Вас будут ждать очереди.
Зрители также могут посетить уникальную экскурсию «За кулисы цирка» — увидеть своими глазами репетиции артистов, побывать в гримерках и музее, конюшне, узнать, как шьются костюмы, пообщаться с животными и, возможно, даже прокатиться на лифте для слонов. Это небольшое путешествие часто оказывается не менее захватывающим, чем само представление. Бронировать экскурсию необходимо заранее через форму на официальном сайте цирка или по почте: bilet@circusnikulin.ru
История цирка. Юрий Никулин.
Цирк на Цветном имеет долгую и интересную историю. Он был открыт в 1880 г. и сразу стал популярен у москвичей. К культуре цирка приобщали и детей – для них устраивались отдельные утренние представления. Цирк продолжал работать после революции и в годы . Артисты постоянно выезжали на фронт, где выступали для солдат на передовой и в госпиталях. Многие члены труппы сами записались добровольцами и погибли в боях.
Свое нынешнее имя цирк получил в честь Юрия Никулина ‒ одного из самых любимых актеров советского кино. В молодости будущего артиста не принимали ни в одно театральное училище – кому-то не нравилась внешность, кому-то казалось, что таланта нет. Тогда Никулин пошел в студию клоунады при цирке на Цветном. Здесь он работал со знаменитым и необычайно любимым публикой клоуном Карандашом (М.Н. Румянцевым). Затем он познакомился с Михаилом Шуйдиным – и сформировался прославленный творческий дуэт, номера которого до сих пор являются лучшими образцами своего жанра. Со временем Никулин стал режиссером цирка, а потом – его директором. Сейчас цирк возглавляет сын Юрия Владимировича – Максим Никулин. Рядом со зданием цирка стоит памятник Юрию Никулину (скульптор А. Рукавишников). Актер, изображенный в клоунском костюме, выходит из автомобиля ‒ такого же, как в кинофильме «Кавказская пленница».
2016-2020 moscovery.com
Всего оценок:
2
, средняя оценка:
4,00
(из 5)
Открыть карту в новом окне
РасположениеВнутри Садового
Ближайшая станция метроЦветной бульвар
АдресМосква, Цветной бульвар, дом 13
Web-сайтРежим работы
Пн: 11.00 - 19.00
Вт: 11.00 - 19.00
Ср: 11.00 - 19.00
Чт: 11.00 - 19.00
Пт: 11.00 - 19.00
Сб: 11.00 - 19.00
Вс: 11.00 - 19.00
Перерыв с 14.00 до 15.00 (если есть дневные представления - с 12.30 до 13.30).
Выходные дниСтоимость билетов
Зависит от программы.
В одном из своих интервью он поделился тем, что, несмотря на то что в самом названии цирка можно усмотреть некий пренебрежительный подтекст, люди добровольно идут в эту профессию, оставаясь в ней навсегда и по 5-6 раз на дню рискуя собственной жизнью. Поэтому он с неким трепетом называет таких людей ненормальными, с неким отклонением от общепринятых норм. Они абсолютно сознательно живут в непрекращающемся экстриме, который получают не ради куража. Для них это просто любимая работа. Итак, Максим Никулин, сын великого и актёра, проработавшего много лет директором цирка на Цветном бульваре, Юрия Никулина.
Они с отцом старались сделать так, чтобы для зрителей стал настолько знакомым и даже родным, чтобы каждый из них мог сказать: «Да, это мой цирк».
Детство сына клоуна
В семью Татьяны Николаевны и Юрия Владимировича Никулиных пришла радость: 15 ноября 1956 года у них родился сын Максим. Хоть он и рос в семье очень знаменитых родителей, в школе учился самой обыкновенной. Как и остальные ребятишки, Максим мог похулиганить, получить двойку или даже разбить стекло в окне. И тогда педагоги применяли свой излюбленный прием против непослушного школьника: грозили, что напишут письмо папе на гастроли. Мальчик, конечно же, понимал, что они этого никогда не сделают хотя бы потому, что отец мотался по стране и писать, в общем-то, было некуда. Но все равно на всякий случай менял свое поведение в лучшую сторону.
Конечно же, Максим Никулин испытывал некоторую нехватку родительского тепла и внимания, ведь за целый год он видел папу и маму, если сложить все дни, когда они жили вместе, примерно пару месяцев. Уже будучи взрослым, он даже шутил по этому поводу, говоря, что родился, когда папа был на съемках, и ему еще повезло, что мама была рядом.
Мама
Татьяна Николаевна и Юрий Владимирович были рядом практически постоянно. И клоунессой она стала для того, чтобы и на работе быть вместе с супругом. Правда, это не единственная причина. Еще одним побудительным мотивом стало то, что Татьяне Владимировне это очень понравилось. Ведь цирк никогда и никого не может оставить равнодушным. Может либо совсем оттолкнуть, либо притянуть. Навсегда. А вот карьера была, как ни странно, второстепенным моментом. Да, понятно, что она не хотела расставаться с мужем надолго, потому что понимала: частые съемки и гастроли могут поколебать прочный фундамент их семьи.
Но была и оборотная сторона медали. Мнение мужа. Максим Никулин рассказывал, что папа, будучи очень одаренным и талантливым человеком, понимал, что из его жены никогда не получится великой, серьезной актрисы. Он ее сильно любил, уважал и ценил. Поэтому не мог допустить, чтобы мама стала весьма посредственной актрисой.
Папа
Рассказывая об отце, Никулин Максим Юрьевич с огромным уважением и особой теплотой вспоминает один случай. Когда он учился еще в начальной школе, то попал в больницу: у мальчика были довольно серьезные проблемы с почками. Максим пережил несколько операций, после одной из них он остался с единственной почкой. Лечили его целых 4 месяца. А врачи признавались потом, что было несколько дней, когда они не были уверены в том, что ребенок останется жив. Юрий Владимирович в эти месяцы был на гастролях. Ему приходилось ежедневно выходить на цирковой манеж и дарить зрителям улыбки.
И после каждого выступления, когда в зале можно было увидеть слезы от смеха на лицах людей, Никулин старший, уходя за кулисы, мчался к телефону, чтобы узнать, как там его сын, жив ли он. Это был очень сложный период в его жизни.
Продолжение папиной жизни
И сейчас, спустя восемнадцать лет после его смерти, Максим Никулин (в отличие от многих других разновозрастных деток знаменитых родителей) никогда не обижается, если журналисты больше спрашивают о его отце, а не о нем. Он отдает себе отчет в том, что не может быть равноценной, адекватной заменой знаменитому отцу.
С другой стороны, он убежден в том, что любой человек будет жив, пока о нем помнят. А поскольку и сегодня миллионы людей с неугасающим интересом смотрят фильмы с участием Юрия Никулина, пересматривают его цирковые выступления, читают в журналах и интернете его старые интервью и воспоминания о нем коллег и соратников, великий комик и актер продолжает жить.
Выбор профессии
Будучи «коверным ребенком», то есть, как говорят, родившимся в цирковых опилках, сын Никулина Максимпросто обязан был пойти по стопам родителей. Тем более что, будучи подростком, он дебютировал в фильме, входящем в сокровищницу советского кинематографа, «Бриллиантовой руке». И все же, имея перед глазами отца как величину, которой практически невозможно достичь, он не стал ни актером, ни клоуном. Максим не хотел становиться фальшивой копией своего отца. Да и потом, не было у него ни тяги к публичности, ни желания становиться актером. Да и свою профессию — журналистику — он выбрал по совету друга.
Трудовой путь
Первоначально Максим Никулин, биография которого практически с самого рождения интересовала поклонников таланта его отца, учился на дневном отделении, а позже перевелся на вечернее и решил искать интересную работу. То, что он нашел, подошло ему как нельзя лучше: «Московский Комсомолец», отличный молодой коллектив, чудная атмосфера, все готовы работать без выходных. Но с приходом нового главреда Максима сократили. Через два безработных месяца он устроился на должность младшего редактора на радио «Маяк». И до сих пор уверен, что время, проведенное там — не только серьезная, хорошая работа, но и полезный для него самого период, ведь с остальными сотрудниками он был обязан еженедельно присутствовать на занятиях по технике речи, на семинарах по русскому языку. Всему коллективу ставили голоса, обучали правильно и литературно говорить педагоги и дикторы. А ошибки, которые были допущены взрослыми учениками, разбирались потом на летучках. А сегодня Максим Юрьевич очень удивляется тому, что любой человек прямо с улицы может зайти в студию и сесть в эфирную студию, начав разговор с телезрителями.
С 1985 году он начал работать в «Останкино» спецкором. Чуть позже был комментатором, собкором, ведущим программ.
Несколько позже жизнь Максима Никулина повернулась так, что все-таки он пришел в цирк на Цветном бульваре.Убили заместителя директора цирка. решил, что не имеет права рисковать жизнями других людей и обратился с просьбой к сыну помочь ему на общественных началах в решении некоторых вопросов. Ведь он (Никулин-старший), как человек исключительно творческий, с трудом решал финансовые проблемы, включающие разные договоры, контракты, проекты. Постепенно Максим стал вполне сносно разбираться во всем цирковом делопроизводстве. А в 1994 году цирк на Цветном бульвареобрел нового директора-распорядителя. Максим, уходя с Первого канала, где он несколько лет вел утреннюю новостную программу «Время», официально попрощался со своими зрителями, объявив, что больше не будет вести эту передачу. С того времени он в цирке. А в 1997 году, после смерти своего отца, он стал генеральным директором и художественным руководителем
Семьи, жены, дети...
Наверное, на территории бывшего Советского Союза нет ни одного человека, который бы не знал фамилии Никулин. Когда люди слышат ее, у каждого в душе просыпаются очень теплые воспоминания и впечатления. Ведь Юрий Никулин — это доброе кино, радушно встречающий всех цирк, улыбки и доброта. Поэтому-то многих интересует и его сын - Максим Никулин.
Семья его создавалась целых три раза. Впервые он женился очень юным, в 18 лет. Правда, семейное счастье длилось недолго. Уже в 19 Максим опять поспешил в загс, но уже - чтобы разводиться. Вторая семья просуществовала несколько дольше. И в этом браке родилась дочь Максима Юрьевича. Но супругов это не спасло. Последовал развод. В третьем браке — с Марией Никулиной — появились на свет двое сыновей: Юра и Максим.
Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука , «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.Детство и юность
Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г.р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».
Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.
В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец. На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным , то заболел кинематографом.
В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.
Жизнь на фронте
Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.
Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.
Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.
Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.Никулин и цирк
После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.
Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.
Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Миниатюра «Лошадки»
В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.
Первые роли в кино
В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.
В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов . Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому .
Знакомство с Гайдаем
Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин . Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю , снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».
Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.
В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.
После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).
Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип», 1962)
После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.
Никулин в новую эпоху
В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте , где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.
В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».
«Белый попугай» с Юрием Никулиным
Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.
Личная жизнь Юрия Никулина
Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.
Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.
Нина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.
Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)
Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.
Смерть и память
Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.
До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина . Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.
Артист цирка, киноактер, народный артист СССР, который по праву считается одним из ведущих представителей русской культуры ХХ века, Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове, Смоленской области. Отец, Владимир Андреевич Никулин, писал для цирка и эстрады скетчи, репризы, клоунады. Он в Демидове организовал передвижной театр "Теревьюм" (Театр революционного юмора).
Мама Лидия Ивановна пела в этом театре куплеты. После переезда в Москву, в 1925 году, Владимир Андреевич, работал журналистом в изданиях "Гудок" и "Известия", вел драмкружок в школе, в котором занимался Никулин младший, мечтавший в то время петь в джазе, как Леонид Утесов.
В ноябре 1939 года, после окончания школы, Юрия Никулина призвали в армию и направили служить в зенитную артиллерию. Он прослужил семь лет от рядового до старшего сержанта, участвовал в финской войне, прошел всю Великую Отечественную войну, защищал Ленинград, освобождал Прибалтику, был контужен в 1943 году.
Демобилизовавшись в 1946 году, Юрий Владимирович решил стать артистом. Он сдавал экзамены во ВГИК (Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии) и ГИТИС (Государственный Институт Театрального Искусства), в театральное училище имени Щепкина, но нигде не был принят. После этих неудачных попыток, он поступил в студию разговорного жанра при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В начале своей цирковой карьеры Юрий Никулин выступал в Московском Государственном Цирке в группе клоунов под руководством знаменитого клоуна Карандаша (Н. Румянцев). Потом началась самостоятельная работа; он стал выступать со своим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным. Их творческий дуэт прославился на весь мир. Иногда к ним присоединялась Татьяна Никулина, жена Юрия Владимировича (позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки»). В памяти зрителей остались незабываемые "Сценка на лошади", "Бревно" "Шипы и розы", др. и образ, созданный великим артистом: невозмутимый человек в коротких полосатых брюках и огромных ботинках в черном пиджаке, белой рубашке, галстуке и шляпе-канотье. За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим.
В 1981 году Юрий Никулин прекратил выступления на манеже а двумя годами позже стал художественным руководителем и директором Московского цирка на Цветном бульваре.
В 37 лет Юрий Никулин дебютировал в кино; он снялся в массовке фильма "Русский вопрос", изображал американца, но кадры с его участием были вырезаны.
В 1958 году Юрий Никулин впервые снимается в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой», в следующем году он сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным для Юрия Никулина стал 1961 год, когда он снялся в новелле Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», в которой родилось легендарное комическое трио - Трус (Георгий Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов).
Позже он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли: "Когда деревья были большими" (1962), "Деловые люди" (1963), "Молодо-зелено" (1962), "Дайте жалобную книгу" (1965), "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1969), "Двенадцать стульев" (1971), "Старики-разбойники" (1972), "Они сражались за Родину" (1975), "Двадцать дней без войны" (1977), "Чучело" (1984), "Цирк для моих внуков" (1990) и др.
Необыкновенно сложный образ монаха Патрикея был раскрыт актером всего за несколько минут экранного времени в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".
Всю жизнь Ю.Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты, он публикует в ряде изданий популярные "анекдоты от Никулина" и появляется в 1990-х на ТВ в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай». Он автор книг "Почти серьезно", "999 анекдотов от Никулина".
В 1973 году Юрий Никулин был удостоен звания "Народный артист СССР", в 1970 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР.
21 августа 1997 года Юрий Владимирович Никулин скончался в больнице вследствие осложнений после операции на сердце.
В июне 1999 года на могиле на Новодевичьем кладбище открыт памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. А в сентябре 2000 года возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын, установлен бронзовый памятник человеку, призвание которого было приносить радость и тепло людям. Скульптор Юрий Рукавишников отлил из бронзы знаменитый кабриолет из "Кавказской пленницы" (в немного уменьшенном масштабе), из задней дверцы которого прямо на тротуар выходит Юрий Никулин в своем коротеньком клоунском пиджачке и шляпе-канотье.
Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921, Демидов - 21 августа 1997, Москва). Выдающийся советский и российский актёр, артист цирка (клоун), телеведущий. Участник Великой Отечественной войны. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990).
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (бывшее Поречье, ныне Смоленская область).
Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове.
Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора. Сам ставил спектакли и много играл.
В том же театре служила актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина (1902-1979).
В 1925 году его семья перебралась в Москву.
В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок».
Мать Юрия не работала, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына.
Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни Москвы.
Поначалу он пошел в престижную школу. В ней его отец вел драматический кружок. Участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.
После окончания седьмого класса, когда стали отбирать лучших учеников в восьмой, Юрия, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять - плохо учился.
Поэтому доучивался Юрий уже в самой обычной средней школе № 346. Как он сам писал в книге мемуаров «Почти серьёзно...», «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты».
Впрочем, сам он был очень рад переходу в новую школу: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».
8 ноября 1939 года после окончания средней школы был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.
Юрий Никулин - 1940 год
В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград.
(третий слева в верхнем ряду)
После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта.
За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей.
В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.
25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец.
Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта.
Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.
Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.
С 1982 года Никулин - директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году.
Всего строительство продолжалось четыре года. Строительство цирка вела финская строительная фирма «Polar», о чём сам Никулин пишет в своей книге «Почти серьёзно».
Юрий Никулин - Бревнышко
Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
Юрий Никулин - Анекдоты
В 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда Владимир Поляков и предложил попробовать Никулину. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение. Никулину досталась роль пиротехника.
На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» - Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». В процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».
Вскоре Юрий Никулин был приглашен на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда» . В этом же фильме должен был сниматься знаменитый актер . Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин все же отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл» , - ответил он.
Едва начавшиеся съемки комедии «Человек ниоткуда» внезапно были приостановлены. Что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии, и фильм отложили до лучших времен. Вернулся к нему Рязанов только через год, но теперь уже на главные роли он пригласил других актеров - Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину же достался лишь маленький эпизод.
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс» . Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно».
Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.
Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того - зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин - Вицин - Моргунов.
Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики» . А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин - Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.
Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех.
В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин - фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» . Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.
Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.
Юрий Никулин - "Влип" ("Фитиль", 1962)
Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера.
В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри.
Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.
В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!» . Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».
Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» , а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница» .
Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».
В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Правда фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет, да и то ограниченным тиражом.
Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» . Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В итоге комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим фильмом Леонида Гайдая.
В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев» . А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.
Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство - актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине.
Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет - в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники» .
В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину» . Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера.
В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера.
В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова «Чучело» .
Болезнь и смерть Юрия Никулина:
В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя А. Бронштейна.
Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести».
После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы - печень, почки, мозг. Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания.
Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Никулина остановилось.
Юрий Владимирович Никулин похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Памятник Никулину на Новодевичьем кладбище
Личная жизнь Юрия Никулина:
В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой . Вскоре она стала его женой.
Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать... А через полгода мы поженились...» .
Юрий Никулин и жена Татьяна
Юрий Никулин с мамой, женой Татьяной и Ниной Гребешковой
Татьяна Николаевна Никулина (14 декабря 1929 - 26 октября 2014, Москва) тоже снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года. В 2002 году была награждена орденом Почёта.
Юрий Никулин с сыном Максимом
Максим Никулин окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который отныне носит имя его отца.
У Максима Юрьевича трое детей: Мария (род. 1981), Юрий (род. 1986) и Максим (род. 1988).
Близкими друзями Юрия Никулина были , Леонид Гайдай и самая крупная в СССР иностранная звезда - индийский актёр и режиссёр Радж Капур.
Фильмография Юрия Никулина:
1958 - Девушка с гитарой - пиротехник
1959 - Неподдающиеся - Василий Клячкин
1960 - Яша Топорков - Проша
1960 - Мёртвые души - Официант (нет в титрах)
1961 - Пёс Барбос и необычный кросс - Балбес
1961 - Человек ниоткуда - старшина милиции
1961 - Когда деревья были большими - Кузьма Кузьмич Иорданов
1961 - Друг мой, Колька! - Вася
1961 - Самогонщики - Балбес
1961 - Укрощение строптивой - руководитель церковного хора мальчиков
1962 - Деловые люди (новелла «Родственные души») - грабитель
1962 - Молодо-зелено - шофёр Николай
1963 - Без страха и упрёка - клоун в цирке
1963 - Большой фитиль - Петя-Петушок, вор-домушник
1964 - Ко мне, Мухтар! - Глазычев
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - Балбес
1965 - Дайте жалобную книгу - продавец
1965 - Фантазёры - человек на пляже
1965 - Маленький беглец - камео
1966 - Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - Балбес
1966 - Андрей Рублёв - Патрикей
1968 - Бриллиантовая рука - Семён Семёныч Горбунков
1968 - Семь стариков и одна девушка - Балбес
1968 - Новенькая
1970 - Денискины рассказы - камео
1971 - Старики-разбойники - Николай Сергеевич Мячиков
1971 - Телеграмма - Фёдор Фёдорович
1971 - 12 стульев - дворник Тихон
1972 - Точка, точка, запятая - папа Лёши
1975 - Они сражались за Родину - рядовой Некрасов
1976 - Приключения Травки - клоун Чичимори
1976 - Двадцать дней без войны - Василий Николаевич Лопатин
1976 - мф Бобик в гостях у Барбоса (мультфильм) - Бобик/Дедушка
1979 - Тут... недалеко - приезжий
1982 - Не хочу быть взрослым - клоун на телевидении
1983 - Чучело - Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
1983 - Киножурнал «Ералаш», выпуск № 38 - дядя Юра
1989 - Цирк для моих внуков
1991 - Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков - текст от автора.
Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Хабаровске
♦ В память о Ю. Никулине названа малая планета (4434) Никулин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлёвой 8 сентября 1981 года.
♦ В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет работал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».
Памятник Никулину возле цирка на Цветном бульваре
♦ У здания цирка в Тюмени арена с тремя клоунами Ю. Никулиным, Карандашом и Олегом Поповым.
♦ Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Ю. В. Никулина.
♦ В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».
♦ В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.
♦ В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.
♦ В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А.Миронов, А.Папанов, Ю.Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.
♦ В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».
♦ Московская школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, циркового профиля с 2001 года носит имя Юрия Владимировича Никулина. 20 декабря 2006 года к 85-летию со дня рождения артиста и к 10-летию школы-интерната был открыт Мемориальный музей Ю. В. Никулина.