Что такое калька бумага. Что такое калька и каковы области ее применения
Французское – calquer (снимать копию). Латинское – calx (известняк). В русском языке слово получило распространение в XIX в. Оно было заимствовано из французского, в котором первоначальное значение имело «делать оттиск на влажной извести». Этимологический словарь Семёнова
Калька. Виды и применение
Калька (франц. calque) - это все полупрозрачные марки бумаги чаще всего белые или окрашенные в массе. Обычная белая полупрозрачная бумага, на сегодняшний день преобразилась и расположилась среди дизайнерских коллекций бумаги. Прозрачность кальки достигается за счёт более мелкого, чем в обычной бумаге, помола волокон и добавления связующих и смол. Поэтому калька обычно плотнее, чем бумага той же толщины. Стандартной и общепринятой классификации кальки нет. Чаще всего ее делят по областям применения (видам печати) : для художественных работ (рисования, черчения, раскрашивания; обычно белая, от 40 до 480 г/м2); для PPC (plain-paper copier — копир для обычной бумаги), т. е. для электрографических устройств (чаще всего белая, 90-480 г/м2); для традиционных видов печати (в основном — офсетной и трафаретной, 40-480 г/м2); для плоттеров (струйных и перьевых). В этой статье речь пойдет в основном о кальке для электрографической и традиционных видов печати.
Калька в рулонах предназначена, главным образом, для инженерных работ на плоттерах и лазерных копирах, а также черчения тушью и карандашом. Чаще всего поставляется шириной 297, 420, 594, 610, 841, 914 мм (импортная), 420, 625, 878 мм (отечественная). Офисные форматы А4 и А3 популярны для запечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы — 70x100 см и др.
Современная калька:
- классическая белая;
- всех цветов радуги и с вкраплениями;
- матовая, с имитацией пергамента;
- золотая и серебристая;
- с различными рисунками;
- с узорами, имитирующими водяные.
Традиционное применение — буклеты и календари, обычно вторым (прокладочным) листом после обложки. Калька используется для вкладышей с текстом в приглашения и открытки. Иногда подбирают конверт из кальки в тон или одинаковых цветов. Популярны также визитки на кальке.
Кальки торговых марок Abezeta и Canson практически не вызывают проблем в печати.
Способы работы с калькой
Офсетная печать.
Кальки представленных фирм отлично себя зарекомендовала в офсетной машине, но поверхность кальки не впитывающая, поэтому настоятельно рекомендуются фолиевые краски. Сохнет калька плохо, чтобы избежать перетискивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку и держать готовые оттиски небольшими стопами, краска должна закрепиться.
Печать на цифровых машинах. Отличные рекомендации по использованию калек и в данном виде печати.
Печать на тонерных ЦПМ (Xerox, Canon, Konica Minolta, Ricoh и др.) . При печати необходимо протестировать один лист. Иногда тонер не припекается к кальке должным образом и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру фьюзера, так как можно лишиться не только бумаги, но и печатающего устройства. Как правило, такие особенности материала (низкая термостойкость) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной в массе бумаги после нагрева меняют цвет.
Шелкотрафаретная печать : Прекрасно ложится на кальку, очень красива непрозрачная объёмная краска на полупрозрачной бумаге. Интересные эффекты даёт наложение на кальку выборочного лака.
«Полупрозрачная» послепечать. Чистоцеллюлозная калька — весьма ломкий материал, особенно при больших плотностях, поэтому надо крайне осторожно выполнять биговку и фальцовку, а для калек плотностью 200 г/м2 и выше вообще лучше избегать сгибов. Во избежание заломов следует обязательно выполнять биговку (лучше — двойную или оборотную), фальцевать только в направлении волокон и стараться не планировать фальцев для кальки плотнее 170 г/м2. Материал этот капризен при вырубке: особое внимание при резке и высечке — заточке ножей.
Тиснение конгревное, блинтовое и фольгой.
Для калек это возможно, однако нужно тщательно подобрать температуру и давление штампа, аккуратно изготовить клише. Полезное свойство кальки открыли на кафедре отделочных процессов в МГУП. Переплетный материал «Балакрон-Термо», который меняет свой цвет при блинтовом и конгревном тиснении под воздействием штампа и температуры, во время работы давал неприятный эффект прилипание к штампу. В наших типографиях в подобных случаях начинают подбирать режимы тиснения (давление, температуру). На Западе этого избегают, применяя прокладку в виде специальной бумаги под штамп, но к нам она не поставляется. Студенты экспериментировали и выполнили тиснение «Балакрон-Термо» через лист кальки. Оказалось, что один лист А4 спокойно выдерживает до 10 оттисков! При тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа, поскольку большинство видов кальки не так эластичны, как картон аналогичной плотности. Зато при конгреве получается интересный эффект — калька теряет прозрачность.
Склеивать кальки лучше синтетическими клеями, водно-дисперсионный может вызвать волнообразный эффект в месте склейки.
Кальки чутко реагируют на изменения климатических условий, во избежание скручивания бумаги до и после печати материал следует защищать от сквозняков и изменений температуры и влажности.
Общее свойство всех видов кальки — способность быстро вбирать влагу и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковку следует вскрывать непосредственно перед печатью, а в процессе работы следить за поддержанием стабильных влажности и температуры (+20 °С и 50% влажности). Есть сложности и в послепечатной обработке: материал очень плотный, режется плохо (рекомендуемая высота стопы — не более 5 см).
P.S. Прежде чем заказывать материал для печати, не забудьте посоветоваться с технологом типографии, в которой планируется выполнять заказ. При работе с любой дизайнерской бумагой, — изучайте и следуйте рекомендациям производителя.
Статья написана по материалам сайта www.publish.ru
Николай Дубина info@prodtp.ru
Ка́лька ( фр . calque, англ . tracing paper) - тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето и ручном копировании. Калька появилась в начале 17го века. Это полупрозрачная жесткая бумага, в состав которой входит мелкоизмельченная целлюлоза. По своей структуре она отличается высокой плотностью, что позволяет сделать ее максимально тонкой.
До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, нарисованных разными исполнителями. Калька - своего рода аналог множества «слоев» в компьютеризированном черчении. В данное время производятся различные виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира без замятия и застревания. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, а также при поиске инженерного решения через наложение на основной чертеж.
Калька обычно вырабатывается из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением в некоторые ее виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя (или с небольшим его содержанием) и хорошо проклеивается. Или, как вариант, из уже готового пергамина.
Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлением валков и промасливается пленкообразующими веществами. Именно высокой степенью спрессованности относительно простой бумаги частично обеспечивается ее прозрачность на просвет.
Основное свойство кальки - прозрачность. Существует два способа ее достижения:
- каландрирование;
- повышение градуса (степени) помола целлюлозного волокна.
Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но он же и более дорогой в изготовлении. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.
Калька для черчения и копирования карандашом (матовая, без глянцевой стороны) представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу. Калька с глянцевой стороной была в СССР двух видов:
- тушевая, на бумажной основе с полуглянцевым блеском, очень тонкая и непрочная, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки;
- пленкоподобная лавсановая, где глянцевая сторона была самой прозрачной пленочной основой (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстой и прочной, чем оба вида бумажной, а шероховатое полупрозрачное матовое покрытие для черчения наносилось уже на саму пленку.
Поверхность двусторонней матовой кальки гораздо более абразивная, чем у обычной чертежной или офисной бумаги. Это заметно ускоряет износ нешарикового инструмента, работающего по принципу прямого скольжения металла по бумаге, например металлических перьев и перьевых ручек, рапидографов и рейсфедеров. При отсутствии под рукой абразивного бруска матовая калька используется как шлифовальный материал для доводки фабричных каллиграфических перьев до приемлемой гладкости скольжения (снятия фаски с контактной зоны) и закругления внешних углов пера, царапающих бумагу.
Карандашная матовая калька времен СССР настолько абразивная, что может использоваться как подручный шлифовальный материал не только для мягких металлов, вроде меди и латуни, но и для стали и даже стекла.
Стандарты калек
Substance |
Плотность |
Влажность |
Шероховатость |
Прозрачность |
Tensile strength (mD) |
Surface Alkali pH |
Сегодня в дизайнерских коллекциях можно найти не только матовую прозрачную бумагу, но и фактурные, цветные и перламутровые кальки. Как это ни странно, но технология изготовления данного вида бумаги до сих пор многим людям неизвестна. В секрет ее создания посвящены только производители продукции.
Изначально изделие предназначалось для чертежных работ. О том, что такое калька, знали в основном только специалисты в этой области. На сегодняшний день изделие применяется во многих сферах. Оно используется для ручного копирования, и теперь даже школьник начальных классов с легкостью ответит на вопрос, что такое калька.
Однако не каждый художник отважится использовать эту бумагу в своей работе - а все потому, что иногда результат может оказаться совершенно непредсказуемым. В принципе, калька является вещью первой необходимости для людей творческих профессий, таких, например, как художники. Студент архитектурной специальности также не сможет обойтись без кальки.
Использование этого материала позволяет многократно сократить время, которое необходимо для создания нескольких макетов. Данный вид бумаги не боится многоразового сложения, а кроме того, этот материал достаточно долговечен. Калька компактна при хранении.
Дизайнерские кальки - это очень капризный материал, но в то же время - необычайно красивый. Не стоит забывать о том, что при печати могут возникнуть две проблемы. Не все виды кальки можно применять в печати, так как на некоторых просто невозможно осуществить качественный перенос.
Еще одна проблема заключается в том, что могут возникнуть трудности при подаче листов в печатную машину, а также при прохождении в ней листов в момент печати. Вот почему данный процесс лучше доверить профессионалам.
Кальки на российском рынке бумаги
Несмотря на кажущееся многообразие, предложение калек на российском рынке довольно ограниченно. Тем не менее то, что предлагается, с лихвой покроет запросы даже очень требовательных заказчиков - как по плотности и размерам, так и по цвету. Итак, что же предлагается крупными поставщиками?..
Александр Браун
Немецкая фабрика Schoellershammer существует с 1784 года и знаменита на весь мир своими кальками. Удачное сочетание традиционных методов бумажного производства и современных технологий сделало их образцом для подражания и эталоном качества для полупрозрачной дизайнерской бумаги. Покупателям предоставляются классические белые кальки GlamaBasic.
Чистоцеллюлозные кальки GlamaBasic отбелены без добавления хлора, не содержат кислот и обладают высокой устойчивостью к старению. Они подходят для большинства методов печати и послепечатной обработки: высокой и офсетной печати, шелкографии, лакировки, ламинирования, конгрева, вырубки, лазерной высечки, горячего тиснения фольгой, биговки и фальцовки. Также подходят для использования в офисной технике: струйных и лазерных принтерах. В любом случае, перед печатью тиража рекомендуется делать пробный оттиск.
Плотность (г/м2): 92, 112, 150, 180, 280.
Формат (см/см): 70x100.
Анталис
Производство Arjowiggins, Англия
Кальки прозрачные Curious Translucents Clear и кальки цветные Curious Translucents Color - инновационная коллекция дизайнерской бумаги, полностью сертифицирована FSC.
Curious Translucents - чистоцеллюлозные кальки высочайшего качества. Линейка калек позволяет обыграть оттенки бумаги и напечатанного изображения, имеет множество эффектов: Clear - натуральная прозрачная; Clear Effects - Linear (линии); Space Dust (вкрапления); Coloured - металлизированные, яркие и натуральные оттенки:
- Curious Color Bright white - экстрабелый;
- Curious Color pearl - жемчуг перламутр;
- Curious Color silver - серебро перламутр;
- Curious Color gold - золото перламутр.
Кальки Curious Translucents подходят для основных видов печати: офсетной печати фолиевыми и УФкрасками (с соблюдением рекомендаций производителя), трафаретной, флексографии. В качестве методов послепечатной обработки отлично подходят тиснение, вырубка, фальцовка.
Плотность (г/м2): 90 и 100.
Формат (см/см): 70x100.
Европапир
Производство Schoellershammer, Германия
Праймированная калька Glama Digital производства Schoellershammer, плотностью 112 и 150 г. Эта калька сертифицирована HP и входит в широкую линейку специализированных материалов для машин HP Indigo. Поставляется в формате 460x320 мм, упакована в пачки по 250 листов.
Сертифицирована FSC.
Компания «Берег»
Производство: Fedrigoni, Италия
GSC (Golden Star Colour)
Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70x100 см плотностью 100 и 200 г/м2.
Большой выбор цветов:
- Blue - темносиний;
- Yellow - яркожелтый;
- Red - красный;
- Green - темнозеленый;
- Coffee - кофейный;
- Cream - сливочный;
- Fluo Green - флуоресцентнозеленый.
А также металлизированные:
- Gold - золотой;
- Silver - серебряный.
GSK (Golden Star K)
Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности - «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.
Поставляется как в листах полиграфического формата 70x100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32x46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей - от 80 до 240 г/м2.
Pergamenata
Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70x100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.
Поставляется в двух цветах:
- Bianca - белый;
- Naturale - бежевый.
Pergamenata Pearl
Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70x100 см.
Поставляется в трех цветовых исполнениях:
- Ice - лед;
- Silver - серебро;
- Bronze - бронза.
Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом специфики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.
Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников - оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.
Дубль В
Производство Schoellershammer (Германия)
Помимо чистоцеллюлозной полупрозрачной белой кальки Glama Basic , о которой уже упоминалось выше, компания предлагает Glama Color - тоже чистоцеллюлозную, но тонированную кальку.
Она рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.
Плотностью 62 г/м2 -
250 листов и 100 г/м2 - 125 листов.
- Glama Basic - белый;
- Glama Color - темнобордовый;
- Glama Color - черный;
- Glama Color - синий;
- Glama Color - зеленый;
- Glama Color - розовый;
- Glama Color - красный;
- Glama Color - виннокрасный.
Производство Zanders, Германия
Чистоцеллюлозная тонированная калька Zanders spectral , широкий спектр цветов. Рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (требуется предварительное тестирование), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.
Коллекция содержит конверты.
Поставляется в листах 65x92 см и 70x100 см; по 100 листов в пачке.
Плотность: 100 и 200 г/м2.
- Снежнобелый;
- Белый;
- Медовый;
- Мятнозеленый;
- Голубой иней;
- Розовый леденец;
- Сиреневый туман;
- Вишневый;
- Оранжевый;
- Солнечножелтый;
- Желтозеленый;
- Синее озеро;
- Ультрафиолет.
Чистоцеллюлозная калька Zanders Т2000 . Рекомендована для многокрасочной офсетной печати, для изготовления оригиналмакетов, черчения, копирования. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.
Поставляется в листах 70x100 см.
Плотностью 9095 г/м2 - 500 листов, 8085, 110, 110115 г/м2 - 250 листов, 150 г/м2 - 125 листов.
Палитра: обычная полупрозрачная.
Производитель: Fabriano, Италия
Чистоцеллюлозная бумага Pergamon с эффектом «кристалл», по внешнему виду напоминает кальку Trans Marque с аналогичным рисунком.
Изготовлена из ECFцеллюлозы и имеет сертификат FSC. Подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием офсетной и трафаретной технологий. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.
Поставляется в листах 70x100 см.
Плотностью 110 г/м2 - 200 листов; 160 г/м2 - 200 листов.
Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.
Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.
Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.
В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.
Качественные характеристики бумажной кальки
Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.
Виды бумажной кальки в СССР
Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.
Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.
Применение кальки сейчас
Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.