Барселона город в испании дома гауди. Дома Гауди: на карте Барселоны, адреса, билеты, описание и фото
Испанский архитектор Гауди и его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, превратили столицу Испании, Барселону, в арихитектурную жемчужину. В каком стиле работал уникальный, одарённый человек, соединявший в себе дополнительно художника, скульптора и строителя? В чём скрыта тайна его творчества? Какова судьба гения?
Гауди — стиль на службе у традиций

Каталонский зодчий, родившийся 25 июня 1852 года, своим творчеством выражал особенности культуры своей родины через слияние архитектурных стилей и традиций. Он не вписывается ни в одно архитектурное течение. Его творчество неповторимо и полностью отличается от общепринятых концепций. А сила эстетического переживания творений Гауди со временем становится только больше.
В его структурах нет ни одной прямой линии. Архитектурные формы перетекают из одной в другую. Он скромно строил по законам Природы и не стремился её превзойти.
В чём заключена оригинальность стиля Гауди?
В 1878 году директор Барселонской Архитектурной Школы Elies Rogent на церемонии выпуска сказал об Антонио: «Мы дали этот академический титул либо болвану, либо гению. Время покажет». Поначалу Гауди без успеха участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель.
«Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе. Оригинальность - это возвращение к истокам,» - говорил о своих работах мастер. Визитной карточкой стиля Гауди стала выражение природных форм в архитектуре.
Стиль Гауди — это
- мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
- конструкторские решения, предложенные природой;
- декоративность, существующая в природе;
- продолжение пространства, созданного природой.
Через пять лет после окончания Архитектурной школы в Барселоне он получил свой первый важный заказ от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса.
Лиха беда — начало: дом магната-керамиста Висенс
Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis» (т.е. использование керамических отходов). Гауди украсил фасад дома мозаикой из кусочков плитки, что было совершенно необычным в использовании строительных материалов.
В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность - начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила. Его работа в то время напоминала мавританский (или мудехарский) стиль архитектуры, представляющий собой уникальную смесь мусульманского и христианского дизайна в Испании.

Частный дом один раз в году, 22 мая, открывает двери для посетителей. Каждый может оценить детально проработанный дизайн здания, начиная с мозаики внешней отделки, и заканчивая витражами и росписью стен.
Невероятная удача и единственная безответная любовь Гауди
В 1878 году Антонио Гауди решил продемонстрировать свои работы на Парижской всемирной выставке. Его творчество произвело впечатление на самого богатого человека Каталонии, эстета и мецената, Эйсеби Гуэлья. Он предоставил Антонио то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!
Гауди выполняет для семейства проекты
- павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны;
- винных погребов в Гаррафе,
- часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо);
- фантастического парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.
Это был лучший и одновременно печальный период в личной жизни архитектора. Единственная девушка, оказавшаяся достойной его внимания, Жозефа Мореу, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, Гауди полностью посвятил себя творчеству и религии.
Королевский сад в стиле Гауди
Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.
Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле , и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.
Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.
Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)
Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.
На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.
Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.
Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.
Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.
Своеобразно оформление стен и плоских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья
В 1900 - 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.
Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.
Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство оказывало минимальное воздействие на окружающую среду. Они были максимально адаптированы к пейзажу.
Этот принцип делает его архитектуру и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.
Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»
Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве. Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.
Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский ( modernismo ).
За что городские власти критиковали дом «Из костей»?
Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904-1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.
Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года .
Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.
Какое здание стало последней светской работой Гауди?
Дом Каменоломня в Барселоне в стиле ГаудиВ 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.
Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.
Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила (casa Mila, 1906 - 1910). Его новаторство заключалось в следующем.
- Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
- Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
- Устраивает подземный гараж.
- Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.
Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.
Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.
Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.
Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.
Крипта колонии Гуэлья
Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». Что это такое можно прочитать на канале Дзен Архитектура .
Крипта, в данном случае, означает нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни городка рабочих, занятых на производстве промышленника.

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.
Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль , если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.
Блеск и нищета архитектора Гауди
Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести аскетичный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, одетого в поношенный костюм и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и перевёз в другую больницу. Но лучшие доктора оказались безсильны.
Архитектуру Антонио Гауди, его дома в Барселоне, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.
Антонио Гауди – каталонский архитектор, известный своими причудливо-фантастическими зданиями, большинство из которых расположены в Барселоне, Испания. Его творчество относится к стилю «модерн», однако он использовал элементы очень разных стилей и создавал абсолютно новую архитектуру.
За свою жизнь он создал более 20 шедевров архитектуры. Многие из них включены в перечень «Всемирного наследия ЮНЕСКО», но все без исключения, являются популярными туристическими местами.
Гауди обладал феноменальным умом. Он практически никогда не работал с чертежами, все вычисления он делал в уме, а его главными инструментами были воображение и интуиция. Дар Гауди заключался в удивительной способности нарисовать в своем воображении здание, а затем воплотить его в камне.
Ко дню рождения Антонио Гауди, Lifeguide подготовил для вас 7 самых известных работ этого гениального архитектора:
1. Дом Висенс (1883-1885 гг)
Этот дом в Барселоне был первой самостоятельной постройкой Гауди. Каса Висенс представляет собой пёстрое смешение различных архитектурных стилей, наиболее ярким и узнаваемым из которых является мавританский стиль «мудеха». Структурные формы и орнаментальные решения отражали вкус Гауди к восточному искусству, прежде всего мавританскому, персидскому и византийскому.
2. Парк Гуэля (1900-1914 гг)
Сказочные домики, скамья в виде змеи, фонтаны, скульптуры – это все знаменитый парк Гуэля. Площадью 17,18 га, парк находится в верхней части Барселоны и представляет собой сочетание садов и жилых зон. Парк Гуэля был задуман как зелёная жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада.
3. Дом Бальо (1904 - 1906 гг)
Дом Бальо, или как его еще называют Дом Костей, был построен еще в 1877 году. И если бы не Антонио Гауди, которому дали заказ реконструировать здание, он бы так и остался обычным домом. Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, так и в оформлении интерьера.
Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы созданы братьями Бадия, витражи - стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы - П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо.
4. Дом Мила (1906-1910 гг)
Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Три внутренних дворика (один круглый и два эллиптических) являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха.
5. Эль-Каприччо (1983-1885)
Rubén Hoya
Эль-Каприччо — это летний особняк на кантабрийском побережье в городке Комильяс близ города Сантандера, Испания. Причудливый маленький дворец, построенный в стиле «модерн», относится к раннему периоду творчества Гауди. Для внешней отделки здания были выбраны разноцветные краски. Цоколь оформили рустикальным камнем желтовато-серого цвета; фасад выложили полосами цветного кирпича, чередующимися с яркими майоликовыми изразцами. Рельефная майолика изображала изящные цветы и листья подсолнуха.
6. Дворец Гуэля (1885 - 1890 гг)
aussiewig
Дворец Гуэля — городской жилой дом в Барселоне, построенный по заказу почитателя таланта Гауди, каталонского промышленника Эусеби Гуэля. В этой постройке каталонский архитектор соединил традиционную для средневековых дворцов прямоугольную структуру и кессонные потолки с такими инновациями, как, например, параболическая арка, характерная и для дальнейшего творчества Гауди. Дворец имеет четыре основных этажа, плюс подвал (цокольный этаж) и плоскую крышу с террасой.
7. Саграда Фамилия или Искупительный храм Святого Семейства (1882 – наше время)
Это самый известный долгострой в Испании – храм возводится уже более 130 лет! В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декораций должны были получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами. Понимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал, также, многие внутренние детали.
Согласно данным, закончить строительство храма планируют в 2026 году.
На этом видео вы можете все же взглянуть на то, как в итоге должна выглядеть эта впечатляющая конструкция:
Дома Гауди в Барселоне - одни из главных достопримечательностей этого удивительного города. За всю свою жизнь гениальный зодчий успел спроектировать два десятка архитектурных шедевров, 10 из которых расположились непосредственно в каталонской столице. Каждая из построек уникальна и неповторима, имеет свой своеобразный стиль и историю.
Первой значительной работой, выполненной гениальным архитектором, является дом Висенс. Заказчиком был предприниматель Мануэль Висенс Мунтанера, которому принадлежал завод керамической плитки.
В этом архитектурном творении проявились новаторские и своеобразные решения Гауди. Постройка являет собой настоящий шедевр зодчего искусства. Здание имеет уникальный дизайн, который архитектор создавал со всей скрупулезностью.
Прибыв на место, где должен быть возведен дом, Гауди обратил внимание на огромную цветущую пальму и бархатцы, растущие вокруг, которые сыграли роль в создании обличья постройки. Он включил в дизайн узоры в виде пальмовых листьев, нашедших свое отображение на заборной решетке, а керамическую плитку украсил бархатцами.
Дом Висенса закрыт к посещению по желанию владельцев, которые в нем проживают. Но раз в год, 22 мая жильцы устраивают день открытых дверей для гостей.
Павильоны усадьбы Гуэль
Один из влиятельных людей Барселоны, промышленник Эусеби Гуэль обратился к молодому Гауди с заказом по реконструкции загородной резиденции мецената. Архитектору было поручено полностью преобразить парк на новый лад: возвести павильоны, построить конюшни с манежем и сделать ворота с оградой.
Все строения были сделаны в одном стиле с использованием новой техники под названием тренкадис, которая представляет собой облицовку, выполненную из стекла неправильной формы и мелких кусочков битой керамики. Узор архитектурных строений напоминал чешую дракона.
До наших дней от постройки остались только ворота, которые украшены драконами. При их открытии лапы и голова мифического чудища начинают двигаться. Согласно замыслу легендарного архитектора, дракон охраняет сад с золотыми яблоками.
Следующий заказ Гауди также поступил от графа Гуэля, который попросил зодчего построить необычный дворец. На сегодняшний день постройка является одной из главных достопримечательностей Барселоны.
Крышу архитектурного шедевра украшают множественные башни-дымоходы необычных, сказочных форм, которые позволяют увидеть постройку на большом расстоянии.
Фасад здания украшают две арки, которые закрываются кованными воротами. Между ними зодчий разместил герб Каталонии, а на них выковал инициалы Эусеби Гуэля.
При создании проекта Гауди использовал смешанные стили, что свойственно для всех его последующих работ.
Колледж ордена Святой Терезы
В конце 19 века церковь решает построить школу в деревенской местности Барселоны Сан-Жервази де Кассолес. За проект берется неизвестный никому зодчий, который успел построить здание до второго этажа. Но затем работа была поручена Гауди. Архитектор решает переделать постройку на свой лад.
В выборе материала приходилось экономить из-за ограниченного бюджета, поэтому зодчий использовал кирпич, штукатурку и имитацию под камень. Но несмотря на это, здание получилось шедевральным.
Фасад колледжа с параболическими арками и зубцами наверху символизируют головной убор Святой Терезы.
Церковные законы не давали свободы полета фантазии Гауди, но несмотря на это, он смог внести в дизайн здания некоторые свои задумки.
Новый заказ поступил гениальному зодчему от вдовы влиятельного человека Пере Кальвета. Гауди было поручено возвести многоэтажное здание, в котором должны были разместиться магазины, апартаменты хозяйки и съемные комнаты для будущих квартирантов.
Архитектору удалось не только на отлично справиться с проектом, но и получить одобрение со стороны местной власти, которая признала жилой дом лучшим зданием Каталонии.
В дизайне зодчим было все продумано до мелочей. Каждая деталь здесь символизирует и отображает биографию бывших владельцев дома.
Сейчас в здании находятся жилые квартиры, а первый этаж сдается в аренду коммерческим организациям.
Дом Фигерас
Бельесгуард - дом Гауди в Барселоне, который также носит название замок Фигерас. Здание было возведено в начале 20 столетия на склоне горы Тибидабо. Заказчиком выступила вдова торговца Мария Сагес. Причудливый дизайн особняка совместил в себе сразу несколько стилей.
Это небольшой элегантный особняк, который напоминает средневековый замок. Основной строительный материал, который использовался в возведении, являлся камень.
Дом Фигерас находится в частном владении и до недавнего времени был закрыт для посещения туристам. Но затем хозяевам понадобились деньги на реконструкцию здания, и они решили открыть одну из достопримечательностей города для посещения.
Пряничные домики (Парк Гуэля)
Промышленник Эусеби Гуэль задумал воплотить масштабный проект, который заключался в возведении особняков на территории парковых зон.
Предполагалось, что дома будут выкуплены местной элитой. Но задумка предпринимателя потерпела фиаско. Никто из богачей не захотели приобретать жилье вдали от центра.
Несмотря на это Гауди успел возвести несколько вилл, которые поражали своей красотой и необычностью. При посещении этого удивительного парка с пряничными домиками, создается впечатление будто попадаешь в сказку.
Архитектор дал полную волю полету фантазии и воссоздал настоящий шедевр произведения искусства. В качестве материалов использовалась керамическая крошка, щебень и многие другие строительные отходы.
Сейчас здесь находится дом-музей Гауди, в котором располагается мебель, спроектированная зодчим.
Одно из самых необычных творений Антонио Гауди - дом Бальо, который архитектор полностью переделал на свой лад. От старой постройки остались только боковые стены. Автор создал фасад, который поражал своей рельефностью и причудливостью.
Местные жидели прозвали это здание, как «дом костей», так как внешне он чем-то напоминает скелет: его колоны похожи на кости, а балконы на черепа. Его особенностью является отсутствие прямых линий за исключением боковых стен.
Волнообразная крыша сооружения напоминает спину дракона, которую по традиции украшают необычные башенки-дымоходы. Фасад здания, выполненный из разноцветной мозаики, меняет свой цвет в зависимости от освещения.
В целом дом Бальо напоминает сказочный персонаж, завораживающий своей красотой.
В 1905 году Гауди получил заказ от финансового магната Перо Мила на возведение жилого многоэтажного дома. Заказчик потребовал от архитектора проявить всю фантазию, которая помогла бы ему спроектировать уникальное здание, не похожее на другие.
Возведение постройки отняло у архитектора много времени и душевных сил. В свое новое творение он хотел вложить весь свой гениальный замысел. Первым камнем преткновения стали некоторые возражения со стороны городских властей, которые диктовали Гауди свои условия.
Впервые за всю карьеру зодчий чуть было не отказался от проекта. Но урегулировав все недоразумения с чиновниками и заказчиком, продолжил работу с еще большим рвением.
Уникальностью жилого здания является полное отсутствие прямых линий и несущих стен, которые можно передвигать. Гениальный мастер подумал, что жильцам захочется менять интерьер жилья, поэтому они могут сделать перепланировку комнат в любой момент.
Величайшим творением легендарного мастера архитектуры по праву считается Саграда Фамилия - собор Святого Семейства. Его строительству Гауди посвятил более 40 лет своей жизни. Согласно задумке архитектора, высота строения должна была быть чуть менее самой высокой точки Барселоны, горы Монжуик.
Уникальность Саграды Фамилии заключается не только в его высоте, фантастичном интерьере, дизайне, но и в его незавершенности. Архитектор не успел закончить шедевр при жизни и теперь по его сохранившимся чертежам продолжается строительство собора. Работы по возведению главного архитектурного достояния Барселоны планируют закончить лишь к 2026 году.
Саграда Фамилия - это лучшее, что мог подарить Гауди Барселоне. Тем не менее, каждая постройка архитектора по своему уникальна и заслуживает восхищения.
В домах Гауди живут люди?
Человек с сотней странностей и великий архитектор Антонио Гауди родился в 1852 году. Он прожил 74 года, и пик его работы пришелся на 1890–1910-е годы.
В то время Каталония переживала финансовый бум, тесно переплетенный с идеологической задачей возродить былую славу региона и национального языка. Литературные критики и политики писали о каталонской душе, поэт Жасинт Вердагер создал давно желанный эпос на подлинном каталонском языке - «Атлантиду». Текстильные магнаты пытались конкурировать с Лондоном и Парижем и хотели думать о себе чуть больше, чем как о региональных купцах. Барселонской элите хотелось ощутить себя элитой столичной, а не периферийной; спутником и пособником им в этом стало местное национальное движение - каталонизм. Журналы и магазины на тему каталонизма и Отечества плодились как грибы после дождя, и все искусство, вольно или невольно, было брошено на выполнение задачи прославления Каталонии и всего, что эта без сомнения великая земля породила.
Каса Мила, он же Ла-Педрера. В 1984 году стал первым зданием XX века, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Главным искусством города стала архитектура. Богатые люди заказывали свои дома у архитекторов-каталонистов, которые воспевали отчизну в камне и кирпиче. Иногда дома строились с нуля, иногда художественно переделывались. Как правило, владельцы зданий жили на втором этаже - именно поэтому в Испании он называется principal, то есть «главный», где живут хозяева. Остальные три-четыре этажа, выраставшие над покоями владельцев, сдавались внаем - в основном людям тоже не бедным. Поэтому в домах работы Антонио Гауди живут: дома для того и строили.
Из всех прокаталонских деятелей этот архитектор был самым каталонским. Он родился в городе Реус, там провел детство и в итоге стал главной достопримечательностью этого малюсенького городка в 100 км от Барселоны. Естественность, неровность, природная асимметрия - узнаваемые мотивы гаудианского стиля в архитектуре, и за бесконечными изгибами растений и жизни Гауди наблюдал именно в Каталонии. Для набожного мастера природа воплощала жизнь и творение, это был Бог как он есть, и этот Бог был неотделим от каталонской земли. В творчестве Гауди, радикально верующего и сурового, Каталония, природа и Бог - своего рода переосмысленная Святая Троица. Архитектор отказывался говорить на испанском и, даже когда его представили королю Альфонсо XIII, на все вопросы отвечал на каталонском, изрядно шокировав придворных.
Центральный вход в Ла-Педреру
1 из 6Коридор, где расположена квартира Кармен Бургос-Боск - к ней в гости напросилась «Афиша Daily». Хозяйка наотрез отказалась фотографироваться анфас
2 из 6Парадная столовая, где раньше принимали гостей
4 из 6Деревянная скамейка - по словам хозяйки, работы самого Гауди
5 из 6Гостиная, которая выглядит как музей
6 из 6Что произошло с домами
В самой Барселоне, не считая Саграда-Фамилии (упреждая вопрос - ее достроят к 2026-му), находится семь зданий Антонио Гауди. Это дома Бальо и Мила, расположенные на проспекте Грасия, дом Висенс, дворец и павильоны Гуэля, дом Кальвет и башня Бельесгуард. Из этих семи четыре здания не сдавались внаем, а полностью принадлежали семье заказчика. А Кальвет, Бальо и Мила изначально совмещали в себе две функции: постоянное проживание владельцев и доход от сдачи.
Домом Кальвет до сих пор владеют частные лица - потомки Жуана Бойер-Виласеки, который купил его у семьи Кальвет в 1927 году. Семья Бойер-Виласека не заинтересована в коммерциализации здания и не открывает его туристам. На первом этаже тут находится элитный ресторан Casa Calvet, в котором якобы обедают голливудские звезды. Вот, к примеру, .
Жилище Кармен Бургос-Боск - одна из двух последних частных квартир в доме Мила
Судьба же домов Мила и Бальо - самых эффектных в карьере Гауди и расположенных в пятистах метрах друг от друга - оказалась весьма схожей. После того как заказчики зданий умерли, какое-то время за ними следили их дети и внуки. Затем работы Гауди были перепроданы различным корпорациям.
Дочери господина Бальо Кармен и Мерседес продали фамильный дом в 1954 году страховой компании Seguros Iberia, которая использовала его под офисы. В то время Испания находилась под контролем Франко и мало кто приезжал в Барселону, чтобы прогуляться по Лас-Рамблас в расслабляющей атмосфере правой диктатуры. Ситуация кардинально изменилась в 1992-м, когда город принял Олимпиаду: это был однозначный, ошеломительный успех, и Барселона начала путь к своей нынешней славе главного курорта Европы.
Всего год спустя после Олимпиады дом Бальо купила семья Бернат - владельцы компании Chupa Chups и, судя по всему, люди с исключительным финансовым чутьем. Они отреставрировали здание (в эпоху Франко реставрацией домов, воплощавших собой гордость и притязание на исключительность Каталонии, не занимались) и открыли его туристам. Сегодня мало кто уезжает из Барселоны, не заплатив свои €30 за вход в «дом-дракон». Так его называют из-за одной из версий трактовки декора: фасад похож на чешуйчатые бугры дракона, поверженного святым Георгием - покровителем Каталонии. По городу ходят слухи, что в Бальо до сих пор живет одна старушка лет ста, но документального подтверждения этой информации нет.
Дом Мила - также известный как Ла-Педрера, «Каменоломня», - изначально замышлялся не только как резиденция, но и как элитный жилой комплекс. Гауди даже спроектировал для будущих жильцов подземную автомобильную парковку. Начали работы в 1906-м, строилась Ла-Педрера со скандалами и кое-как была окончена к 1912-му. Результатом конфликта между Гауди и заказчиками - господином Пером Милой и госпожой Рузер Сежимон - стал отказ архитектора когда-либо еще работать с частными лицами и его последующий переезд в мастерскую на территорию Саграда-Фамилии.
В Гражданскую войну Мила и Сежимон вынуждены были бежать, а здание перешло во владение республиканского правительства Каталонии. После победы Франко и унификации Испании Ла-Педрера много раз переходила из рук в руки, пока в 1986 году здание не выкупил главный банк региона - Caixa de Catalunya. В доме, как и задумывалось Гауди, жили люди, снимая помещения в аренду по бессрочным контрактам. Банк Каталонии, став владельцем, принял решение уважить эти контракты, и основная масса жильцов осталась в своих квартирах. Все жильцы Ла-Педреры получили право занимать помещения в здании до своей смерти, без права передачи договора детям, родственникам и кому бы то ни было еще. Сейчас тут живут два человека; попасть в свои квартиры они могут через отдельный, недоступный туристам лифт.
Впечатляющий орнамент на потолке гостиной
Жить в Ла-Педрере
С жительницей дома Мила, Кармен Бургос-Боск, я договорилась о встрече по телефону. Ей 87 лет, и у нее речевая афазия: она говорит короткими, отрывистыми словами, экономя на артиклях, союзах и порой глаголах. По телефону она просто назвала дату и время - вторник, 10 утра.
Свадьба Кармен и Луиса
© Фотография с сайта Finestres de la Memoria, предоставленные семьей Рока-Састре
Кармен въехала в Ла-Педреру в 1960 году, вскоре после свадьбы с сыном известных в Барселоне нотариусов Луисом Рока-Састре. «Я всегда была очень счастлива, когда мы жили здесь с мужем, - рассказывает Кармен. - У нас была дочка. И нам всем хватало места. К нам приходили гости! Они приходили обедать, ужинать с нами. У нас был консьерж. Мы знали всех своих соседей, всех, кто здесь живет. Все жили в тишине, в спокойствии. Когда мы выходили из дома, внизу у подъезда нас ждал автомобиль. Заезд был с улицы Провенса, и выезжали мы прямо на Пасео-де-Грасию! Швейцарских комнат в Ла-Педрере тоже было две. Это был семейный дом. Я всех знала!»
Официальное прозвище здания - Ла-Педрера, - как уже было сказано, означает «каменоломня». Этот гигантский дом действительно похож на скалу, изрытую пещерами. Автор канонической австралиец Роберт Хьюз сравнивает с гротами и интерьеры квартир. Изгибающиеся, непредсказуемые, с фантасмагорической лепниной, они призваны напоминать жильцам о корнях каталонской жизни, о первобытных пещерах и приземленных, дышащих землей романских церквях X века, которые еще можно кое-где найти на здешней земле.
Вид с кухни; Кармен Бургос-Боск собирает со стола рукоделие
1 из 6Чугунная печка, поставленная в доме еще при жизни великого архитектора
2 из 6Гостиная, окна которой выходят на Пасео-де-Грасию
3 из 6Пронзенное стрелой сердце - еще один привет от Гауди
4 из 6Бывшая комната прислуги. На полу - плитка мастерской Гауди с морскими мотивами в узорах
5 из 6Вид с балкона на Пасео-де-Грасию
6 из 6В таком изгибающемся, как след подземного змея, коридоре меня с фотографом встречает Кармен - почти бесплотная старушка в пеньюаре. Из-за афазии кажется, что ее отрывистая речь звучит очень зло. Сходство с подземной пещерой усиливает отсутствие света: на всех окнах в ее квартире - их тут около двух дюжин - деревянные ставни. Все стены коридора густо увешаны картинами - этюд под Пикассо, этюд под Матисса, рисунки углем в стиле Рамона Касаса. На всех картинах в углу стоит подпись - «L.Roca», мужа Кармен.
Она сперва проводит нас по всей квартире, объясняя функцию каждого помещения и давая будто лающие инструкции: «Жалюзи поднять! 50 сантиметров! Со стола все убрать!» Комнаты кажутся бесконечными и будто сами собой появляются в этих натуралистичных поворотах коридора-тоннеля. Общая площадь жилья - 300 квадратных метров; у многих комнат нет назначения - там просто раньше кто-то жил. Вот тут жила прислуга, там жила повариха, здесь когда-то обитали дети.
В последней комнате в окно, выходящее в патио, внезапно врывается свет - посреди пространства в центре оказывается фортепиано. Под нашими ногами обнаруживается знаменитая бирюзовая плитка Гауди, символизирующая морское дно. Между изгибами керамических кальмаров и морских звезд забилась уже, видимо, не смывающаяся грязь. Дому больше ста лет. Во внутреннем патио видна стеклянная крыша, что-то вроде кафе с лежаками и столиками. «Что это за ресторан?» - спрашиваю я у Кармен. Она отвечает, что никакого ресторана тут нет.
Комната с морскими узорами и видом во внутренний двор
Интерьеры производят странное впечатление - тут одновременно и роскошь, и упадок. Декаданс, редко встречающийся в Барселоне в 2017-м, когда весь город кишит веганскими кафе и крафтовыми пивными. «Раньше у меня салон был полностью в стиле каталонского модерна, - рассказывает хозяйка. - Тогда еще я жила с супругом, а затем многое продала». Она не слышит моих вопросов и в режиме радио рассказывает о том, как жила, когда был жив муж. Были соседи - доктор Пуч-Верд, семья Иглесиас с пятью дочерьми. Бургос-Боск часто прерывается посреди фразы, глубоко вздыхает, сжимает кулак - ее будто раздражает болезнь, она не хочет ей поддаваться.
Показав квартиру, Кармен удаляется, чтобы привести себя в порядок. Возвращается в шелковой накидке с прической и алой помадой. Привычки гранд-дамы XX века истребить невозможно - с журналистами надо разговаривать при параде. Она усаживает нас за стол и теперь все-таки отвечает на вопросы. Аренда ужасно дорогая: сейчас она платит 2000 евро в месяц. Именно поэтому пришлось распродать весь модерн. Хотя кое-что у нее и осталось - например, подлинные работы знаменитого мебельного дизайнера эпохи каталонского возрождения Гаспара Омара. Именно поэтому в доме темно: прямой солнечный свет разрушит антиквариат.
Вид на патио со столиками и стульями
Внезапно Кармен извиняется: «Простите, что я так кричу, я глухая. Я хромая. У меня проблемы с речью». Мы молчим. Она улыбается и ведет нас снова в салон, где велит поднять ставни - это непросто. Кармен возмущается: «Боже, это же легкотня! Не было бы мне 87 лет, я бы сама подняла!» Наконец комнату заливает солнце - лучи падают на бюстик начала века, стол, кресла, фотографии, лепнину. Кармен зовет на балкон - внизу бурлит Барселона, видна гора Тибидабо, слышно галдеж туристов. Она жалуется на реставрацию балкона: в памятник архитектуры воткнуто три аляповатых стержня. «Они ничего не держат, - объясняет она и показывает реальные точки опоры. - Гауди все продумал, это по глупости поставили».
Я спрашиваю, что ей больше всего нравится в доме. Она показывает потолок салона со спиралевидным узором - водоворот, ведущий из квартиры выше. «Гауди!» - восклицает старушка и показывает на угол. Там можно разглядеть мешанину из букв a, g, u, d, i - подпись автора. В следующем углу находится маленький барельеф с сердечком - символ любви. За ним четыре узнаваемые полоски каталонского флага. Затем резная буква f, которая читается в каталанском алфавите как «фе», что означает «вера». Получается любовь, Каталония, вера - Святая Троица великого архитектора.
Многие туристы едут в Барселону, чтобы полюбоваться архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Но вам совсем не обязательно лететь в каталонскую столицу. Все его наследие...
Личность Антонио Гауди загадочна и таинственна. Второй человек, который, по моему мнению, обладает схожей аурой - даже не реальный человек, а персонаж романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Великий Гетсби. И с какой легкостью герой романа очаровывал свою публику зваными вечерами, с такой же легкостью работы Гауди захватывают наше сердцу, душу и память.
В чем же его гениальность?
Возможно, ответ лежит на поверхности. Он вокруг нас. Гауди обожествлял природу и черпал из нее вдохновение. Он первым решил перенеси законы природы на архитектуру.
.
Его церковные шпили завершаются снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчиваются корзинами с фруктами, а с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручиваются улитками, а заборные решетки выкованы в виде пальмовых листьев.
Все гениальное - просто!
За свою жизнь Антонио Гауди создал более 20 архитектурных шедевров, 10 из которых размещены непосредственно в Барселоне.
Приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по улицам Барселоны и познакомиться с шедеврами архитектуры Гауди, аналогов которых нет и по сей день.
А остановиться в Барселоне вы можете в этих отелях:
1. Дом Висенс (Casa Vicens)
Дом Висенс стал первой значительной работой Гауди. Он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу владельца завода керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера.
Впервые осматривая место будущей стройки, Гауди обнаружил гигантскую цветущую пальму, окруженную ковром из желтых цветов - бархатцев. Все эти мотивы Гауди впоследствии включил в дизайн дома: пальмовые листья нашли свое место на заборной решетке, а бархатцы стали узором керамической плитки.
Гауди разработал дизайн всего здания, начиная со скрупулезной отделки внешнего оформления, и заканчивая декоративными решениями внутренних помещений, вплоть до росписи стен и витражей.
Поскольку дом является частным владением, он закрыт для посещения. Однако один день в году, 22 мая, владельцы дома открывают его двери для гостей.
2. Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons Güell)
Именно на этом проекте встретились два великих человека, которые на много лет вперед определили образ Барселоны: архитектор Антонио Гауди и граф Эусеби Гуэль. По заказу Гуэля, Антонио должен был провести реконструкцию летней загородной резиденции мецената: переделать парк и возвести ворота с оградой, построить новые павильоны и спроектировать конюшни с крытым манежем. А чтобы показать единый замысел всего проекта, архитектор выполнил все постройки в едином стиле, используя одинаковый строительный материал и узор, напоминающий чешую дракона.
Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди впервые использовал технику тренкадис - облицовку поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Позднее мы с вами встретим эту технологию в оформлении скамей в Парке Гуэля и многих других работах архитектора.
К сожалению, на сегодняшний день от постройки уцелела только въездная группа с воротами, украшенными драконом. По замыслу Гауди, дракон охранял сад с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.
При открытии ворот голова и лапы дракона двигались, пугая и удивляя гостей и прохожих. Сегодня вы без страха можете подойти к Дракону - он останется недвижим и свободно пропустит вас на территорию усадьбы.
3. Дворец Гуэля (Palau Güell)
Следующий масштабный проект, созданный Антонио Гауди для Гуэля - это жилой дом, а точнее - дворец. Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.
Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.
Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу. Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.
На входе, между двух кованных ворот дворца, Гауди поместил герб Каталонии, а на самих воротах выгравировал инициалы Эузеби Гуэля - «Е» и «G».
4. Колледж ордена Святой Терезы (Collegi de las Teresianes)
«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — также стала одним из архитектурных шедевров Антонио Гауди. Здание колледжа было построено между 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо - священника, основавшего орден терезианок.
Изначально разработка плана была доверена архитектору Хуану Б. Понсому. Он работал над проектом целый год, и даже успел возвести здание до второго этажа, когда строительство перепоручили Гауди. Юному гениальному архитектору удалось внести значительные изменения в начальный проект и закончить строительство меньше, чем за год.
Для Гауди это был необычный проект. Во-первых, ему приходилось работать в условиях ограниченного бюджета, поэтому при строительстве использовался обычный кирпич и имитация камня. А во-вторых, его фантазию заключили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные идеи Антонио сперва согласовывал со священником, и только после этого мог воплощать их в жизнь. Не удивительно, что большая часть из задуманного была отвергнута.
Архитектор все-таки украсил школу, насколько это было возможно. Для этого он использовал многочисленные аккуратные арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые похожи на профессорские шапочки.
5. Дом Кальвет (Casa Calvet)
Еще один шедевр архитектора Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда кажется обычным и непримечательным, но стоит приглядеться поближе…
Дом Кальвет Гауди построил по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, в соответствии со всеми критериями «доходного» дома. На первом этаже здесь размещались магазины, на втором этаже жила сама хозяйка, а остальные уровни были отданы квартиросъемщикам.
Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.
В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.
А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.
Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.
6. Дом Фигерас на улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)
В начале XV века король Марти Гуманный построил на склоне горы Тибидабо великолепный дворец, который назвал Бельесгуард - в переводе с каталонского «прекрасный вид». Через пять столетий, в 1900 году, на этом же месте возник совершенно другой, более скромный дворец в неоготическом стиле руки архитектора Антонио Гауди. Впоследствии он получил имя Дом Фигерас.
Дом получился в довольно причудливом стиле. Строение словно устремлено ввысь, хотя само по себе сооружение далеко не высокое. Подобный эффект Гауди достиг использованием в конструкции острого шпиля, а также намеренного завышения каждой части дома. Высота подвала составила 3 метра, первого этажа - 5 метров, бельэтажа - 6 метров. Общая высота дома достигает 33 метров и выглядит он полностью завершённым в вертикальном направлении.
Средневековую дорогу в ходе строительных работ Гауди несколько сместил и поставил ее на своды с наклонными колоннами. Этот прием он использует и в парке Гуэль.
До 2013 года дом Фигерас был закрыт для посещения, но так как владельцам были необходимы средства для реконструкции, они приняли решение открыть его для туристов.
Не спеша, мы приближаемся к самому интересному. Это известные и популярные достопримечательности Барселоны рук Антонио Гауди, и первая из них - парк Гуэля.
7. Парк Гуэля. Город-сад (Parc Güell)
Наверное, каждый из нас хоть раз видел пряничные домики Гауди - один из символов столицы Каталонии, который встречается на открытках, магнитиках и другой сувенирной продукции. Найти их мы с вами можем на входе в парк Гуэля, или иногда его называют «парк Гауди».
Когда-то давно этот популярный парк в Барселоне начинал свое развитие в качестве коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был впечатлён парковыми зонами и загорелся мыслью создать что-то подобное в Барселоне. Для этого он приобрел большой участок на холме и попросил Антонио Гауди заняться проектом. Согласно идее Гуэля, парк должен был стать жилым поселком для каталонской элиты. Но жители города не поддержали его старания. В итоге из жилых домов были построены только 3 выставочных экземпляра, в которых поселились сами авторы проекта - Гуэль и Гауди, а также их друг адвокат. Позднее городской совет Барселоны выкупил недвижимость у наследников мецената и преобразовал его в городской парк, а в двух домах открыл муниципальную школу и музей. Дом адвоката и по сей день принадлежит его семье.
Архитектор прекрасно справился со своей работой. Он спроектировал все необходимые коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, построил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая ведет к залу «100 колонн». На крыше зала расположилась большая площадь, окруженная по периметру яркой изогнутой скамьей.
8. Дом Бальо (Casa Batlló)
«Дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом» - все это названия, под которыми известен дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательность находится в самом центре Барселоны, и вы при всем желании не сможет пройти мимо, не заметив ее. Горбатая крыша, похожая на хребет дракона, мозаичный фасад, меняющий свой цвет в зависимости от освещения, балконы, напоминающие мордашки глазастых мух или черепа - все это производит неизгладимое впечатление.
Заказ на реконструкцию дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал полностью снести старую постройку. Сохранив исходную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.
Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди объединил световые шахты в единый внутренний двор. Здесь архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего.
Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми.
9. Дом Мила - Педрера (Casa Milà)
Дом Мила - это последний светский проект Антонио Гауди. После его возведения архитектор всецело посвятил себя главному шедевру своей жизни - собору Саграда-Фамилия.
Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.
При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!
Но в полной мере талант архитектора раскрылся на крыше дома Мила. Здесь Гауди создал особый, сказочный мир, украшая дымоходы и шахты лифтов необычными скульптурами.
Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.
10. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família)
Саграда Фамилия - главный шедевр Антонио Гауди, проект всей его жизни, которому он посвятил 43 года. Строительство собора началось в 1882 году под руководством архитектора Франческо дель Вияра. Но уже через год на его место был назначен молодой Гауди. Согласно его задумке, высота собора должна быть ниже самой высокой горы Барселоны всего на один метр - 170 метров. Этим архитектор хотел показать, что созданное руками человека не может быть выше того, что создал Бог.
Искупительный храм Святого Семейства, как и многие другие творения Гауди, выдержан в духе философии единения с природой. Здание должны венчать 18 башен - это символ апостолов, евангелистов и Иисуса Христа.
Фасады собора уже сегодня украшены скульптурами с изображением не только библейских персонажей, но и животных, винограда и различных символов, отражающих факты из жизни святых.
Примечательно, что фигуры животных создавались самим Гауди. Своих «моделей» он погружал в сон, и создавал их точные скульптуры.
Внутреннее убранство собора также продумано до мелочей. Гауди предполагал, что изнутри собор будет напоминать лес, с виднеющимися сквозь ветви деревьев звездами. Как отражение этой идеи в соборе появились многогранные колонны, поддерживающие высокие своды храма.
Ближе к сводам колонны меняют свою форму и разветвляются подобно деревьям. Звездами в этом грандиозном проекте стали оконные проемы, располагающиеся на разной высоте.
Смерть Антонио Гауди была такой же необыкновенной, как и его вся его жизнь, как и его творчество. 7 июня 1926 года, в возрасте 73 лет, его сбил трамвай. Архитектор потерял сознание, но извозчики не торопились отвезти его в больницу: при нем не было ни денег, ни документов, и выглядел он крайне неопрятно. В итоге он оказался в больнице для нищих.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в своем любимом месте - в Искупительном храме Святого Семейства.