Архитектурный пейзаж в искусстве. Архитектурный пейзаж Архитектурный пейзаж картины известных художников
2 недели ago by elena_tarutina Продолжу обобщать опыт того, чему я научилась за последние 4 года. ⠀ Недавно я подробно описывала все этапы создания школы, все свои постепенные шаги и сомения с ней. ⠀ Надеюсь, в ближайшее время напишу про путь, собственные трансформации, и про изменение взгляда на жизнь, и про то, как решилась с тремя детьми не только быть художником, но и создать огромное сообщество. ⠀ ⠀ А сейчас с большим удовольствием расскажу вам про @ap428 Армена Петросяна, значимого для меня человека, который очень серьёзно поддержал меня в создании школы, да и вообще в понимании направления своей жизни. ⠀ ⠀ У Армена два больших…
2 недели ago by elena_tarutina Начала прикидывать программу на следующий год. Ощутила в своей голове целую толпу персонажей, каждый из которых говорит что-то своё. ⠀ ⠀ Один придумал уже 6 (шесть, карл!) новых идей. Второй говорит, что собственное творчество будет в этом году в приоритете (и я на его стороне!). Третий спрашивает, а кто все это будет делать, а? Четвёртый робко намекает на то, что как бэ нужен сон и отдых. У пятого мысли исключительно на тему того, что бы ещё поделать интересного с собственными детьми (вчера вот он дорвался печь с ними печенье по рецепту @ann_chernykh , получилось очень вкусно, спасибо, Аня! #рождественскоепеченье_швейцарскихбабушек)⠀ ⠀ Ну…
2 недели ago by elena_tarutina Мне последнее время вообще не до книжек. Но в очереди очень много. А сегодня образовалась счастливая пауза и я дорвалась до Лабиринта, назаказывала кучу, в связи со скидками. И ещё курс по психосоматике купила.. И - начала читать новую книгу Лиз Гилберт. ⠀ ⠀ Эта тройка женщин меня давно вдохновляет, даёт силы и какое-то новое понимание своей природы - Лиз Гилберт (Есть молиться, любить), Джулия Кемерон (всё), и Кларисса Пинкола Эстес (Бегущая с волками).⠀ ⠀ Ниже отрывок из книги Лиз Гилберт «Большое волшебство». Про то, что вдохновение не надо ждать. Вообще. ⠀ ⠀ А на фото - привезла Никиту с…
2 недели ago by elena_tarutina Меня уже начали спрашивать, будет ли в этом году календарь. Да, мы его уже делаем! Мечта сделать календарь в октябре, по всей видимости, не осуществима, но по-крайней мере, это будет в начале декабря) ⠀ Для меня это уже традиция - делать календарь с работами года, хоть и не всеми, но важными. Так что на днях выложу более подробную информацию.⠀ ⠀ И напоминаю, что осталось 4 дня до старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники»!⠀ Записаться в группу можно по ссылке в профиле. Начинаем 5 декабря. #бытьхудожником100
2 недели ago by elena_tarutina До старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники» осталось 3 дня! Отвечу тут на самые частые вопросы. Смотреть уроки вы можете в любое удобное время, так как они записаны заранее. Сколько занимает по времени: урок примерно 30-40 минут, и ещё примерно час видеоразбор (работ, которые выкладываются в первые три дня), его надо смотреть всем обязательно, там много важного. На свои работы минимально нужен час в неделю, а лучше ещё к этому добавить каждый день по 20-30 минут для поддержания и продолжения темы. Если есть больше времени на работу над курсом - отлично. В четверг открывается вводный теоретический урок, а…
1 неделя ago by elena_tarutina Начало послезавтра, 5 декабря. Еще немного о том, что будет на курсе: «Это курс-практикум, посвящённый знакомству с хорошо известными материалами на новом уровне, более смелому обращению с ними и соединению несоединимых вещей. Мы поймём, что ещё можно делать с обычной пастелью и акрилом, углем и шпаклёвкой, гофром и скотчем - чтобы в итоге получилось нечто новое - новое ощущение, новое состояние, новые творческие возможности. Коснемся того, как обобщать, выделять главное, рисовать эскизно и быстро. Будем говорить о том, как перевести свои отношения с творчеством в иное качество - более свободное, раскрепощенное, прибавляющее азарта и видения возможностей. Как вообще смотреть на…
1 неделя ago by elena_tarutina На фоне того, что у меня завтра снова начинаются «Смешанные Техники», активизировала собственные эксперименты. ⠀ Накупила сегодня разных материалов, сижу тестирую в перерывах между всеми детскими занятиями, необходимостями, вопросами и воплями. ⠀ ⠀ Вот тока что-нибудь такое накрасишь, как снова крики или мася приходит в мастерскую поразбирать сушёные тыковки, бусики (держу для неё специальную коробку с ними), или что-то со мной покрасить. ⠀ И ещё они дружно хотят адвент-календарь - даже старший, хоть и скрывает это ⠀ Уже почти его придумала. ⠀ ⠀ Для тех, кто любит запрыгивать в последний вагон, присоединиться к курсу ещё можно - по ссылку в…
5 дней ago by elena_tarutina Год назад тоже подводила итоги года. И тоже пришла к выводу о том, как сложен баланс) Про этот год ещё напишу отдельно. А пока прошлогоднее: ⠀ «Анализ творческого года, немного мыслей и сюда тоже. В целом год получился в этом срезе неравномерный и рваный. И явно мне не хватило времени на все задуманное. Точнее, удалось сделать процентов 10 от того, что хотелось. И 200 от того, что было возможно в моей ситуации. ⠀ ⠀ Довольна тем, что, по моему ощущению, был прорыв с большими сложнотехнологическими работами, многослойными с использованием разных материалов. Но не хватило их. Все лето и позже -…
20 часов ago by elena_tarutina Сверстали наконец календарь)) ⠀ Все попытки сделать это раньше каждый год проваливаются по разным причинам. ⠀ Кто спрашивал, можно заказывать - ссылка в профиле, там же подробное описание. ⠀ ----------⠀ Друзья! В этом году, уже традиционно, я снова делаю календарь со своими работами. Как и в прошлые три раза, в нем собрана часть работ, сделанных за год. ⠀ Многие из них были на моей персональной выставке в сентябре, но есть и новые. ⠀ ⠀ Как обычно, я делаю маленький тираж для друзей, и небольшую его часть можно приобрести. ⠀ ⠀ В этот раз его формат такой же квадратный - 29х29см.…
Городской пейзаж
Типы пейзажев
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Сельский пейзаж он же «деревенский»
Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит.
Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль – это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы.
Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.
Такой тип пейзажа стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики.
Разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру.
В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).
Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Поздний венецианский пейзаж, тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини, которому удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727–1728, Вашингтон, Национальная галерея).
Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.
Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер «Похороны на море» (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне «Впечатление, восход солнца» (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин «Малая гавань в Сорренто» (1826, Москва, Третьяковская галерея).
Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург) является одной из наиболее узнаваемых картин этого жанра.
Немецкий живописец Ferdinand Knab (1834-1902).Архитектурный пейзаж.Морской пейзаж с развалинами храма 1898
Н. В. Гоголь называл архитектуру “летописью мира”, она, по его мнению, “говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...” Архитектуру часто называют “застывшей музыкой”, “каменной симфонией”. И действительно, эти два искусства роднит очень многое: гармония, ритм, соразмерность. Как и музыка, архитектура способна возбудить в человеке глубокие переживания и стать источником радости, наслаждения. Но если музыка является искусством мгновения, живущим в момент исполнения, то произведения архитектуры живут веками, потому что их основа - прочные материалы. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Может быть, поэтому мастера живописи, прославляя величие и торжественность зодчества, запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж, картины, на которых отразились лица даже давно ушедших цивилизаций....
Закрытые ворота. Портал.
Архитектурный пейзаж отличается от «чистого» пейзажа тем, что он как бы сопоставляет, сравнивает деятельность человека с деятельностью природы, вводя тем самым в живопись временное измерение. Ведь архитектурный пейзаж - это, чаще всего, вид руин или развалин, мода на которые началась с эпохи Возрождения. Созерцание развалин связано с размышлениями о минувшем, с рефлексией о деятельности человека, то есть оно обращено на себя, на свою собственную историю. Но это одновременно и путь к пониманию мимолетности существования. Гармония между руинами и природой - не более чем иллюзия. Природа возрождается каждую весну, а руины пребывают во прахе и только продолжают разрушаться. Ни для человека, ни для цивилизаций, которые смертны, как и люди, не наступает новой весны. Но для них, возможно, существует надежда остаться образцом, источником вдохновения для потомков.
Ворота в парке. Вечернее настроение 1896
Природа, воспроизводя себя самое, остается всегда такою же, постоянной, в то время как человек эволюционирует, и руины - мера этой эволюции, мера того, что отделяет человека от минувшего, и того, что связывает его с ним. Руины словно воплощают одновременно и верность себе, и перемены. В глазах художника, пишущего архитектурный пейзаж, развалины - это субъективная летопись прошедших цивилизаций. Они - тот критерий, которым можно мерить настоящее. Это попытка реконструировать развалины не для того, чтобы возродить минувшее величие, а как бы проделывая силой воображения работу времени в обратном направлении. Здесь перед нами стоит вопрос уже не насыщения текущего опыта опытом минувших столетий, а скорее - превращения далекого прошлого в реальность, погружения в идеальный мир, где более не властно время, а значит, и сама природа .
Пейзаж с руинами. 1888
В архитектурном пейзаже очень важно суметь передать пространственное размещение всех его элементов. Для этого надо правильно построить перспективу и верно определить тональное соотношение. Прежде всего надо передать плоскость земли и пространственность неба. При работе с натуры и в композиционных эскизах все перспективные построения выполняют на глаз, но в больших картинах их иногда производят с помощью чертежных инструментов на основании специальных законов.
Руины храма.
Немецкий художник Фердинанд Кнаб (1834-1902) работал как архитектор, декоратор, живописец- пейзажист. Кнаб начинал карьеру как архитектор. Два года он учился в Архитектурной студии в Нюрнберге, затем работал в качестве архитектора в Ротенбурге и Вюрцбурге. В 1885г. по зову души приехал в Мюнхен и стал обучаться живописи, его учителями были известные мастера: Arthur Georg Romberg (Austrian, 1819-1875) и Albert Emil Kirchner (1813-1885) - художники и архитекторы оба. На формирование его творчества также оказали влияние работавшие тогда в Мюнхене и пользовавшиеся широкой популярностью художники Hans Makart (австрийский художник, дизайнер и декоратор, представитель академизма, один из знаменитейших живописцев новейшего времени), Gabriel Cornelius Ritter von Max (1840-1915) и Fluggen Josef (1842 - 1906). Впервые Кнаб в качестве живописца участвовал в выставке Общества художников в Мюнхене в 1860 году с картиной "Двор патриция". В 1868г. он посетил Италию. С этого времени в произведениях Кнаба значительное место стали занимать романтические мотивы древнеримской архитектуры. Архитектурные мотивы он широко использовал в более поздних произведениях, дополняя их фигурным стаффажем. В качестве придворного живописца короля Баварского Людвига II Кнаб работал над художественным убранством Зимнего сада в Мюнхенской королевской резиденции и во дворце Линдерхоф.
Архитектураный пейзаж с фигурами в сумерках , 1892
В 1870г. Фердинанд Кнаб создал декорации к постановке "Волшебной флейты" А.Моцарта. В 1882г. исполнил восемь монументальных панно с видами архитектурных памятников Баварии для Королевского павильона Мюнхенского центрального вокзала. Во дворце Крамер-Клетта в зале библиотеки написал 5 настенных панно с видами архитектурных памятников эпохи Возрождения и 4 пейзажных панно для Столовой. Писал декоративные панно и картины по заказам герцога Карла Теодора Баварского, принца Люитпольда, короля Людвига II (для его рабочего кабинета во дворце Линдерхоф).
Античная ротонда. 1893
Произведения Кнаба воспроизводились в гравюрах и издавались фирмой "Браун и Шнейдер" в серии "Мюнхенские картинки". Произведения Кнаба представлены в Музее принца Люитпольда в Вюрцбурге.
Пейзаж с развалинами храма , 1890
Итальянский архитектурный пейзаж с кипарисами и женской фигурой под разрушенной аркой . 1891
Древний храм на озере на закате
Разрушенная римская вилла на тихих водах
Триптих . Водный источник в руинах. 1897
Речной пейзаж с разрушенным дворцом . Руины древнего храма с водопадом.
Озерный пейзаж с руинами римского храма 1891
Пейзаж с руинами
Римские руины на закате
Руины города Таормина Частная коллекция, Германия .
Вид Нюрнберга.
Руины в Кампанья 1864
Руины в Кампанья (деталь)
Римские руины в сумерках
Пейзаж.
Светящийся вдоль реки закат 1900
Замок в горах . 1860 , акварель
Замок Грааля , акварель
Горный пейзаж с замком.
Пейзаж на восходе солнца. 1878
Пейзаж с пастухом и его овцами в вечернем свете 1878
Итальянский пейзаж с римскими руинами в вечернем свете
Две женщины у фонтана под восходящей луной.
Итальянская вилла на морском побережье.
Павильон у воды. 1892
Речной пейзаж с развалинами храма . 1895
Дворец на горном озере . 1876
"...Мне помнится, - когда я молод был
И странствовал, - в такую ночь однажды
Я был среди развалин Колизея,
Среди останков царственного Рима.
Деревья вдоль разрушенных аркад,
На синеве полуночной темнея,
Чуть колыхались по ветру, и звезды
Сияли сквозь руины; из-за Тибра
Был слышен лай собак, а из дворца
Протяжный стон совы и, замирая,
Невнятно доносились с теплым ветром
Далекие напевы часовых.
В проломах стен, разрушенных веками,
Стояли кипарисы - и казалось,
Что их кайма была на горизонте,
А между тем лишь на полет стрелы
Я был от них. - Где Цезарь жил когда-то
И где теперь живут ночные птицы,
Уже не лавр, а дикий плющ растет
И лес встает, корнями укрепляясь
В священном прахе царских очагов,
Среди твердынь, сровнявшихся с землею.
Кровавый цирк стоит еще доныне,
Еще хранит в руинах величавых
Былую мощь, но Цезаря покои
И Августа чертоги уж давно
Поверглись в прах и стали грудой камня.
И ты, луна, на них свой свет лила,
Лишь ты одна смягчала нежным светом
Седую древность, дикость запустенья,
Скрывая всюду тяжкий след времен!.."
( «Манфред», Джордж Байрон)
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ - понятие заимствовано из трудов А.И. Каплуна, видящего в нем высокое выражение единства АРХИТЕКТУРЫ с природой как важнейшего средства художественности архитектурного АНСАМБЛЯ (см. Каплун А.И. «Стиль и архитектура>>. - М., 1983).
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ, - жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В архитектурном пейзаже большую роль играет линейная и воздушная перспектива, позволяющая связать воедино природу и архитектуру. Можно выделить в архитектурном пейзаже городские перспективные виды, в 18 в. называвшиеся ведутами (Антонио Каналетто, Франческо Гвардини, Ф.Я. Алексеев), виды вилл, усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Юбер Робер, С.Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев), фантастические пейзажи с воображающими сооружениями и руинами (Джованни Баттиста). Архитектурный пейзаж часто является видом перспективной живописи.
ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ |
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЧЕРТЕЖ |
АРХИТЕКТУРНЫЙ УВРАЖ |
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ |
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК |
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЦЕСС |
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ |
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ |
Архитектурный пейзаж на первый взгляд кажется не самым сложным фотографическим жанром: объект статичен, всегда можно дождаться подходящего момента для съемки, есть возможность сделать много дублей — чем не идеальные условия? Но, как и везде, здесь есть свои законы, секреты и сложности. «Выбрать время — значит сберечь время», — хотя Фрэнсис Бэкон и не застал рождение фотографии, этот афоризм смело можно отнести к фотоискусству.
Создаем объем
Идеальное время для съемок — раннее утро и два-три часа перед закатом: солнце стоит невысоко, лучи падают сбоку, свет рассеянный: недаром профессиональные фотографы и операторы называют этот период «золотым часом». Естественные и мягкие тени придают зданиям объем, а снимку — настроение и легкость. Еще один способ подчеркнуть объем — съемка по диагонали, с угла: здания и интерьеры приобретают необходимую воздушность, в кадре появляется динамика. Для таких работ используется широкоугольный объектив, который еще сильнее увеличивает пространство в кадре, помогает создать иллюзию простора.
Расставляем акценты
Иногда интересные архитектурные фотографии получаются при фронтальном ракурсе, когда автор хочет подчеркнуть и усилить ритм элементов фасада: повторяющиеся окна, колонны, рисунки. Широкоугольный объектив позволяет снять здание целиком, не обрезая крышу или фундамент. Но в отсутствие подходящей оптики лучше обратить внимание на необычные детали, окна, мозаику — сделайте акцент на ярких элементах сооружения, снимите их крупным планом.
Смотрим вглубь
Если же вы захотите передать ощущение пространства и трехмерности, используйте световую или воздушную перспективу. Световая перспектива создает глубину в кадре, уводит взгляд зрителя внутрь снимка. Она используется практически во всех видах искусства: в кино, живописи и, конечно, фотографии — там, где на плоскости необходимо создать иллюзию объема. Понятие световой перспективы можно объяснить так: тон и контрастность объектов приглушаются, уходя вглубь пространства. Это как представление в театре: мы смотрим на светлый объект (сцену) из темноты (зрительный зал) — такая перспектива называется прямой.
Существует и обратная световая перспектива: на передний план выходят светлые предметы, а более темные — помещаются на второй план: как будто из хорошо освещенного помещения мы смотрим в темный коридор.
Воздушная перспектива — когда глубина пространства проявляется за счет прослойки воздуха между объектом съемки и наблюдателем. Показать это помогут дождь, туман, пыль, снег. Чтобы еще больше подчеркнуть дымку, в фотографии применяются особые светофильтры. Добиться похожего эффекта можно при помощи более доступных средств: попробуйте снять архитектурное сооружение сквозь листву, решетку ограждения или любое другое «препятствие»: это привнесет объем и глубину в кадр.
Определяем точку съемки
Точка съемки также является выразительным средством в фотографии. Нормальная точка — это то, как мы видим объекты в жизни, со своего роста; часто используется при съемке интерьеров, когда нужно создать у зрителя иллюзию присутствия. Съемка с верхней точки придает фотографии ощущение полета, простора и бесконечности: пестрые крыши домов, уходящие за горизонт; особый рисунок улиц; панорама города — в этом случае объектом съемки становится целый архитектурный ансамбль, а не отдельное здание.
Монументальность, величественность и благородство сооружения прекрасно передаются при съемке с нижнего ракурса. Во время такой фотосессии фоном становится небо.
Парящие белые облака или тяжелые тучи, золотисто-розовый закат или темно-синие грозовые переходы — найдите лучшее сочетание для вашего архитектурного пейзажа, чтобы создать по-настоящему интересный снимок.
Частая проблема, возникающая при съемках архитектуры с нижней точки — «падающие» стены здания. Этого можно избежать, если условия съемки позволят наклонить камеру с широкоугольным объективом таким образом, чтобы нижняя кромка здания или горизонт оказались в середине кадра. Геометрия сооружения, в таком случае, сохранится существенно лучше.
Играем на контрастах
Любая игра на контрасте — большого и маленького, светлого и темного, динамичного и неподвижного — будет полезна. Величественные памятники архитектуры или крошечные церквушки — можно усилить эффект, поместив на передний план людей, деревья или животных: противопоставление подчеркнет главный объект съемки и приведет взгляд зрителя в нужную точку. При съемке архитектуры важно работать с закрытой диафрагмой (даже в ночных условиях), чтобы все детали здания были хорошо видны. Соответственно, выдержка становится длинной и нужно как-то снизить дрожание камеры. На помощь придут штатив и тросик (дистанционный спуск затвора): первый надежно зафиксирует фотоаппарат в нужном положении, а второй избавит от необходимости прикасаться к камере во время съемок, тем самым позволяя свести к нулю вероятность тряски.
«Теория без практики мертва» — великий полководец Александр Суворов точно знал, о чем говорит. Практикуйтесь, ищите новые ракурсы и неожиданные решения. Удачных снимков!