Анализ эпизода горе от ума действие 3. II
МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»
Разработано учителем
русского языка
и литературы
Сорокиной а.А.
Тема: Анализ III действие.
Цель: обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.
Ход урока.
- Слово учителя.
Мы с вами на предыдущем уроке обозначили, что в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей. Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.
- Проверка домашнего задания .
Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.
Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)
- Анализ 3-го действия.
В каком действии завязывается любовный конфликт?
Продолжает ли он развиваться в третьем действии?
- Прочитаем по ролям 1 явление 3-го действия.
Что хочет узнать Чацкий от Софьи?
Говорит ли ему об этом Софья открыто?
Удается ли ей обмануть Чацкого?
Вывод: Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)
Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?
Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?
На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?
Что узнаем о Платоне Михайловиче?
Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)
Вывод: московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.
Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?
Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? ( он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).
Вывод: Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов .
В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? (в уме, книгах, с.154).
Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?
Чем заканчивается III действие? ( монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).
IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.
Предварительный просмотр:
Тема урока : Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.
Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока.
I. Лингвистическая разминка.
1. Сделать фонетический разбор слова дирижер.
2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова пешеходный.
II. Проверка домашнего задания.
Чем различаются ССП и СПП?
Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Какую роль играют указательные слова?
Каково место придаточных по отношению к главному?
III. Структура сложноподчиненных предложений.
Повторение по тексту слайда строения СПП, схемы СПП, подчинительные союзы.
Запись предложений у доски.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.
Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.
Увидев самолет в небе, я помахал ему рукой.
В ходе проверке предложений учащиеся повторяют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.
Задание: переделайте эти предложения в СПП. Сверьте ваши предложения с предложениями на слайде. Все ли правильно вы сделали.
Слово учителя. В русском языке существуют синонимичные конструкции, которые по смыслу одинаковые, но разные синтаксически, они называются грамматическими синонимами.
IV. Схематический диктант.
Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.
- Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
V. Вывод: СПП разнообразны по своей структуре, придаточные предложения по отношению к главному могут занимать разные позиции.
Комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедов написал в 1824 году. В этом произведении можно явно услышать приближение декабристского восстания, волнение в среде образованных, передовых людей того времени. На страницах комедии автор смог передать общие настроения различных слоев общества современной ему России.
В основе произведения лежит прием антитезы: фамусовское консервативное общество противопоставляется «новым людям» того времени, людям, жаждущим перемен, отстаивающих идеалы свободы, честности, искренней любви к отечеству. В произведении этих людей представляют сам Чацкий, брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской и преподаватели и студенты Педагогического института, о которых говорят, что они «упражняются в расколах и безверьи». Чацкий причисляет себя к полку этих людей и в своих речах часто говорит «мы», тем самым давая понять, что он не чувствует себя одиноким в своих идейных соображениях. Но в фамусовской Москве нет места для его мыслей, идей, образа жизни, поведения. Здесь никто не принимает и не понимает всей остроты и богатства ума Чацкого. Отсюда, на мой взгляд, и название пьесы – «Горе от ума».
Конфликт Чацкого и общества, в которое он прибыл, носит не только социальный характер, но и любовный. Герой с детства влюблен в Софью Фамусову, с которой они росли вместе, и которая раньше будто бы разделяла его жизненные идеалы. И вот Чацкий приезжает в Москву и тут же бросается в дом к возлюбленной. Легко можно догадаться, что намерения у героя самые серьезные: он хочет жениться на девушке. Но неожиданно молодой человек получает отпор. Он понимает, что сердце Софьи занято другим – глупцом и подлецом Молчалиным. Видимо именно этот факт больше всего «подкосил» героя, и он стал, не задумываясь, во всем высказывать свою позицию, вступать в споры. Но с кем? С косным фамусовским обществом, которое настолько не готово к его высказываниям, что просто затыкает уши и нарекает Чацкого сумасшедшим.
Кульминация «Горя от ума» - пример замечательного драматургического мастерства Грибоедова. В основе кульминации, когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, - слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила, на мой взгляд, случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник г. N. и понял его буквально. А Софья даже и не подумала разъяснить свои слова. Напротив, она подтверждает то, что Чацкий сумасшедший:
София
Он не в своем уме.
Г.N.
Ужли с ума сошел?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем...
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется.
Софья решила воспользоваться недоразумением, чтобы отомстить Чацкому за его насмешки над Молчалиным. Становясь источником слуха о сумасшествии Чацкого, героиня окончательно «сжигает мосты» между собой и своим бывшим возлюбленным. К тому же, образ Софьи становится полностью завершенным. Если до этого она во многом колебалась, то теперь она полностью на стороне Фамусова и всей «закостеневшей» Москвы. Таким образом разрешается любовный конфликт героя.
Грибоедов восхитительно показывает, как сплетня о Чацком облетает всех вокруг, невероятно видоизменяясь при этом. Это так называемая игра в испорченный телефон. Загорецкий превращает сплетню в факт:
А! знаю, помню, слышал,
Как мне не знать? Примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Графиня бабушка из-за очень плохого слуха понимает совсем другое про Чацкого: он попал в тюрьму, «к фармазонам в клоб», «пошёл… в пусурманы». Когда же сплетня облетела всех гостей, каждый считает своим долгом заявить, что именно он первым разглядел в герое сумасшедшего. Так Фамусов заявляет:
…Я первый! Я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях,- и невесть что наскажет!
Естественно, возникает вопрос о причинах сумасшествия Чацкого. И после долгих споров гости приходят к выводу: «ученье – вот чума, учёность – вот причина».
Таким образом, с помощью этой сцены автор помогает нам понять, что герой «проиграл» оба конфликта: любовный и социальный. Окончательно отвергнутый Софьей, пораженный слухом о своем сумасшествии, он бежит из Москвы. Но поражение героя временное. Своими высказываниями он подорвал покой фамусовского общества. Эти люди пришли в волнение, ощущая скорый закат своей пустой и бесцельной жизни. А Чацкий еще победит.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическимпроизведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, таккак автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, вкоторую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы,борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни.
Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIXвека в период подъема общественного движения. Он описал людей, которыехотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу иподобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекалибезумными.
Роль третьего действия в пьесе очень важна не только скомпозиционной точки зрения, но и как кульминация общественногоконфликта -столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Здесь же мыможем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб,постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителемвоенного сословия, поставил перед собой главную цель - не защищатьРодину, а добыть чин генерала (“Мне только бы досталось в генералы”)Молчалин, который, являясь “безродным”, но “деловым”, во всем потакаетФамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князьТугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственнымнедостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривомзеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи,Хрюмины, Хлестова, господа N и В.
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской весельяскрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найтиили составить выгодную партию, завязать знакомство, найтипокровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, аискренность считается дурным тоном или даже безумием.
Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.
Представители этого общества желают жить так, как жил МаксимПетрович, “вельможа в случае”. Для них он является примером глубокогоума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить ввыигрышную, “упал да так, что чуть затылка не пришиб”, добившись врезультате расположения императрицы. По мнению людей фамусовскогообщества, жить надо так, а не иначе.
Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя отнего, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод длясплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи “Вот, нехотя сума свела”, дошла до того, что окружающие решили, что главного героянадо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обращатьвнимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачемслушать умалишенного?
А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать онасущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии являетсямонолог главного героя о “французике из Бордо”. В нем он обличаетрусское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Онопреклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родинесчитаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, вРоссии же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянскоеобщество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев,“чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, ноне все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше “хоть у китайцев бы...несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовскоеобщество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение “мадам имадемуазель”, чем “сударыня”.
Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствуетмотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душевести беседу с “французиком из Бордо”. Само сознание того, что ониностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то,что его стоит послушать, хотя на самом деле у него “пять, шесть найдетсямыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять”.
Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы можем увидеть всюбедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московскогодворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность,несмотря на некоторую образованность.
Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь,постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, имгораздо более по душе жить прошлым.
1. МЕСТО ЭПИЗОДА
3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого "Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина...", что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.
2. РОЛЬ ЭПИЗОДА
Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.
Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.
3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Основными являются два конфликта - любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности - Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями - Алексей Степанович Молчалин.
4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
"- Вам не дались чины, по службе неуспех?"
"- Чины людьми даются, а люди могут обмануться"
Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин - лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин - это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более "высоким людям".
" - Я с нею не знаком.
С Татьяной Юрьевной!!!"
Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: "Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?". Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: "На что же?" - не видя в этом смысла.
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО
Чацкий - умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что "чины людьми даются, а люди могут обмануться". Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье - веселью. Он не из тех, кто "смешивает два эти ремесла". Он "глупостей не чтец, а пуще образцовых".
По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.
6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА
Молчалин - ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: "Ума в нем только мало", "Услужлив, скромненький в лице румянец есть", "не богат словами". В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что "в его лета не должно сметь своё суждение иметь", и свято для него чужое, шаблонное мнение.
7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА
Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.
Развитие действий: Разговор между персонажами
Кульминация: "Не смею моего сужденья произнесть..." - начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.
Развязка: "С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!"
Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин - явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.
Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»
Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.
- I. Оргмомент.
Обобщение по второму действию комедии.
Развитие любовного и социального конфликта комедии.
Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.
- II. Анализ третьего действия.
- Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.
Каков Молчалин, по мнению Софьи?
Молчалин в восприятии Софьи - нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.
Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку
над Молчалиным?
Молчалин в восприятии Чацкого - низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,
крайне не умен.
Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?
Чем страшен Молчалин?
Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.
Чацкий и Молчалин как антиподы.
- Анализ сцены бала.
Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?
В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.
Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».
Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по поводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного товарища.
Вереницей проходят гости перед зрителями.
Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.
Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека ( «Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.
Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе - в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.
- Кульминация пьесы.
Что является кульминацией комедии?
Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя.
Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?
Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., потом Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя примерить?»
- Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/
принятие «новости» |
«обоснование» сумасшествия Чацкого |
«выяснение» причин сумасшествия Чацкого |
А, знаю, помню, слышал. Представьте, я заметила сама. Я, первый, я открыл! |
Переменил закон! окаянный вольтерманец! Сказала что-то я – он начал хохотать. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. Меня модисткою изволил величать! А мужу моему совет дал жить в деревне. Я видела из глаз. Безумный по всему. |
В горах изранен в лоб. По матери пошел.. Покойница с ума сходила восемь раз. Чай, пил не по леть. Шампанское стал нами тянул. Нет-с, бочками соковыми. Ученье –вот чума, ученость- вот причина. |
Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все-таки случайность?
Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить
Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?
В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?
Сплетня распространилась с необычайно быстротой.
Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:
Попробуй о властях - и нивесть что скажет! (Фамусов)
Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)
Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчапин)
Меня модисткою изволил величать! (Графиня-внучка)
А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)
И общий вердикт - «безумен по всему».
Чем Чацкий их оскорбил?
Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон.
Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: Ну кто так рано приезжает! Мы первые!
Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или"душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.
III. Заключение.
Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чацкого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои передовые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забыли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражаньи» , но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи - стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.
- IV. Анализ четвертого действия.
Зачем нужно 4 действие?
Здесь развязка двух конфликтов:
общественного (Чацкий – фамусовское общества)
и любовного (Чацкий – Софья)
На какие две части делится 4 действие?
С центром – Репетиловым и с центром – Чацким
Какое впечатление на вас произвёл Репетилов?
Чем похожи Репетилов и Чацкий? По каким параметрам мы можем это определить?
Репетилов – это шарж, пародия на Чацкого, в нем преувеличенно изображаются отрицательные черты его характера, например, излишняя искренность, доверчивость, многословие, некоторая «глухота» к мнению окружающих, неадекватная оценка ситуации, непроницательность.
Чем же эти герои отличаются?
Чацкий выстрадал свои убеждения. Он им верен до конца. Такие, как Репетилов, - это «пена», это «опошление» передовых идей. Чацкий- декабрист. Репетилов дан в пьесе для того, чтобы это стало всем очевидным.
Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов - своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубляет одиночество и драматизм положения Чацкого.
- V. Обобщение.
В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства - пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.
Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслящим. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П. Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.
Конфликт комедии дошел до своего логического финала на балу в доме Фамусова. Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.
- VI. Домашнее задание.
Подготовить характеристики представителей фамусовского общества
(Фамусов, Скалозуб, внесценические персонажи, гости на балу Фамусова)