Скульптура древнего рима - фото и описание. Античный Рим - искусство скульптуры Скульптура рим авторы и названия

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 244.

Римская скульптура, в отличие отгреческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Во времена императора Марка Аврелия - философа на троне - была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.

Живопись Древнего Рима

Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. до н.э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. Применялся второй стиль - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы, из произведений знаменитых греческих художников. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширить внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно - архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих замысловатые фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи - копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

Литература Древнего Рима

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь, образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию СципионуБородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название "ателлан" происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н.э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык "Одиссею".

По своему происхождению Ливий был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод "Одиссеи" был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу "Одиссеи", сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность ГнеяНевия (около 274 - 204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм - тогу с пурпурной каймой. Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: "Судьбою злой Метеллы в Риме консулы". За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

Религия Древнего Рима

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т.е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система римской мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались мацы - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы - души не погребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов - предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

Заключение

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Культура Древней Греции

План

Введение Скульптура в Древней Греции (Поликлет, Мирон, Фидий)

Литература в Древней Греции (Платон, Аристотель)

Театр в Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)

Заключение

Введение

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII – V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н. э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого – это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Искусство Рима начинается с портрета, как этруски римляне делали восковые или гипсовые слепки с лица умершего. Все детали лица превращались в средство характеристики образа, где нет места идеалу, каждый таков какой он есть.

Беря за образец греческое искусство, (после 146 г. до н.э. в эпоху Августа), римляне стали изображать императоров в бесчисленных идеализированных статуях патрициев, атлантов и богов, хотя модель, конечно, героизирована, а голова – портрет императора.

    Статуя Августа из Примапорте.

    Август в образе Зевса.

Но чаще портретная скульптура римлян – это бюст.

Начало Iв. до н.э. – характеризует нарочитая простота и сдержанность.

    Портрет Нерона

К середине Iв. н.э. – усиливается стремление к декоративности, сильным световым эффектам. (Это эпоха Флавиев)

Портреты напоминают эллинистические образы, появляется интерес к человеческой личности, тонкая характеристика чувств передается без изменений идеализации, но очень выпукло. Художник использует сложную технику обработки мрамора, особенно в женских, вычурных прическах.

    Женский портрет.

    Портрет Виттелия.

Во IIв. н.э. (эпоха Адриана, Антонинов) – портреты отличает мягкость моделировки, утонченность, погруженный в себя взгляд, дымка грусти и отрешенности.

    Портрет Сирпанки.

Направленность, одушевленность взгляда теперь подчеркивается вырезанным зрачком (ранее его рисовали, окрашивали).

Около 170 г. было отлита конная статуя императора Марка Аврелия (сейчас стоит на пл. Капитолия в Риме). Предполагаемая героика образа не совпадает с обликом императора – философа.

IIIв. ознаменован чертами близящегося конца античной цивилизации. Сложившийся в римском искусстве сплав местных и античных традиций разрушается междоусобными войнами, разложением рабовладельческой экономической системы.

Скульптурный портрет полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Изображения правдивы и беспощадно – разоблачительны, несут в себе страх и неуверенность, мучительную противоречивость. IIIв. н.э. называют эпохой солдатских императоров или эпохой веризма.

    Портрет Каракканы.

    Портрет Филиппа Аравитянина.

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа.

    Стена Алтаря Мира (13-9 год до н.э.) – в торжественной процессии подношений богини Мира шествуют император Август с семьей и приближенными.

    Колонна Траяна (113 год н.э.) – тридцатиметровая колонна возвышается на форуме Траяна (Рим) поставлена в честь победы над даками. Рельеф, подобно ленте шириной около одного метра и длиной 200 метров обвивает по спирали весь ствол колонны. В исторической последовательности изображены основные события похода Траяна: сооружение моста через Дунай, переправу, саму битву, осаду крепости даков, шествие пленных, триумфальное возвращение. Траяна во главе войска, все изображено глубоко реалистически и пронизано пафосом прославления победителя.

Живопись Древнего Рима

К середине 1 в. до н.э. Древний Рим становится богатым государством. Строятся дворцы и виллы, которые украшали фресками. Полы и внутренние дворики украшались мозаикой – наборной живописью из натуральных камушек, а так же из цветной стеклянной пасты (смальты). Особенно много фресок и мозаик сохранилось в виллах Помпей (которые погибли в результате извержения Везувия в 74 г. н.э.)

В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигуры фавна, найденном в доме) раскрыта мозаика 15 кв.м., изображавшая битву А. Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, портретные характеристики полководцев, подчеркнуты красотой колорита.

Во ІІв. до н.э. фреска подражала цветному мрамору, так называемый инкрустационный стиль.

В Ів.до н.э. развивается архитектурный (перспективный) стиль. Как образец – росписи Виллы Мистерий: на красном фоне стены, почти на всю ее высоту, располагаются большие многофигурные композиции, в том числе фигуры Диониса и его спутниц – танцовщиц, поражают живописной статуарностью, пластикой движений.

В период империи Ів. н.э. создается третий стиль, который называют орнаментальный или канделябрный, отличающийся египетскими мотивами, напоминающими канделябры (дом Лукреция Фронтина).

Во второй половине Ів. н.э. росписи наполняются изображением архитектуры садов и парков, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, в центре стены, как отдельная картина в раме пишутся мифологические сюжеты (дом Веттиев).

По росписям римских вилл мы можем составить представление об античной живописи, влияние которой будет ощущаться еще многие столетия.

Древние греки восхищались красотой человеческого тела. Они ценили все прекрасное, и полагали, что главное в человеке - это гармония внешнего облика и внутренних качеств. Это отразилось в их классической скульптуре: в статуях богов-олимпийцев и героев, изображенных с идеальными телесными формами.

Скульптуры Древней Греции и Рима

Лучшим периодом в создании древнегреческих скульптурных шедевров считается VI-V в. до н.э. Произведения искусства создавались по принципу симметрии, позы статуй были незамысловаты, а лицо излучало радостную улыбку. Позже, в эпоху классицизма, скульпторы создавали восхитительные статуи в более разнообразных формах и позах.
В Древней Греции было множество школ пластики. В классический период самой известной была школа скульптуры в . Величайший скульптор этого времени Фидий — автор скульптурных шедевров Парфенона. В эпоху эллинизма стали появляться другие центры искусства пластики - Родос, Александрия и Пергам. Самые знаменитые скульпторы того периода - Полидор, Афинодор, Агесандр, Харес. Агесандром была создана знаменитая «Афродита Милосская». Харес является автором одного из семи «чудес света» — громадной статуи «Колосса Родосского».
Древнеримская скульптура лишь подражание и продолжение греческого искусства. Все мастера скульптуры в Древнем Риме были греками. Римский стиль отличается от греческого большей грубостью, холодностью и реализмом в образах.


Скульпторы Древнего Рима

История Рима сохранила малое число имен известных скульпторов. Но, при этом, в городе очень много статуй, некоторые из которых привезли из и. В Древнеримский период деятелей искусства - живописцев и скульпторов, приравнивали к ремесленникам, их работа считалась унизительной. В это время появляется скульптурный портрет, изображающий конкретного человека, а не божество. Одна из самых знаменитых статуй Октавиана

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Само понятие "древнеримское искусство" имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура - реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.

История древнеримской скульптуры подразделяется на три части - искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.

Искусство этрусков


Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Скульптура Римской Республики


Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела.


Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии - вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Скульптура Римской Империи


Задача искусства любой империи - возвеличивать императора и державу. - не исключение. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства.


В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.

Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением.

Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства.

Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.

просмотров
просмотров