Рассказ о картине из третьяковской галереи. Третьяковская галерея: интересные факты
«Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловича Третьяковых » с начала своего существования пользуется огромным успехом у посетителей, а многие из ее 180 000 экспонатов имеют историю, наполненную тайнами и загадками. EG . RU собрал несколько малоизвестных фактов о Третьяковской галерее.
Павел Третьяков: предприниматель, меценат и коллекционер
Павел Михайлович Третьяков родился 15 декабря 1832 года в купеческой семье. Общение со сверстниками не складывалось, поэтому будущая легенда России в детстве проводил большую часть свободного времени за чтением.
В свободное время юноша очень любил ходить на «барахолку» Сухаревского рынка. Его привлекали картины старых мастеров, и уже к 20 годам он стал владельцем более десятка подобных полотен. Тогда же его в первый раз «развели», подсунув вместо оригинальной картины ее дешевую подделку.
Будущий предприниматель мгновенно смекнул, что если не хочет и в дальнейшем ошибаться, то должен для своей коллекции приобретать картины только современных художников. Лучше всего – у них самих.
Хобби, ставшее смыслом жизни
В возрасте 23 лет Павел Третьяков решил не только коллекционировать картины, но и выставлять их для всеобщего обозрения. Современные исследователи обнаружили расписку, которую 22 мая 1856 года Павел Третьяков выдал художнику Василию Худякову за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853), назвав этот день началом основания Третьяковской галереи.

Постепенно хобби полностью завладело умом молодого предпринимателя. Он лично подбирал и приобретал картины российских мастеров, поручив живущему в Европе брату Сергею заняться скупкой картин лучших западных художников.
Когда «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» стала доступна широкой публике, ее экспозиция состояла из 1276 картин, 471 рисунка и 10 скульптур русских художников, а также 84 картин иностранных мастеров.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Мало кому известно, что картину Ильи Репина , больше известную как «Иван Грозный убивает своего сына» (1885), в течение нескольких лет было категорически запрещено демонстрировать на выставках. Цензура считала, что она наносит сильнейший удар по царизму и православной религии.
Павел Третьяков добился отмены запрета и вывесил полотно в своей галерее. Правда, это не защитило ее от нападения. В 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов исполосовал ее ножом, заявляя, что она написана самим дьяволом. Благо, что в то время Илья Репин был еще жив и собственноручно исправил нанесенные повреждения.
Нападение повторилось в мае нынешнего года. 37-летний Игорь Подпорин разбил стекло картины с помощью металлического столбика ограждения, после чего несколько раз ударил им холст. Полицейским он рассказал, что действовал спонтанно под управлением «голосов свыше», но правоохранители считают это нападение целенаправленной и хорошо подготовленной акцией.
Сегодня картина находится на реставрации. Специалисты радуются хотя бы тому, что лица и руки персонажей, считающиеся главными элементами композиции, от действий вандала не пострадали.
«Юный живописец»

Павел Третьяков лично приобрел этот замечательный холст, подписанный именем Антона Лосенко , считающегося основоположником русской исторической живописи.
Но эксперты заметили, что стиль ее написания серьезно отличается от работ Лосенко. При жизни Третьякова об этом старались открыто не говорить, но в 1910-х годах Попечительский совет галереи решил отдать ее на независимую экспертизу.
Каким же было удивление, когда под смытыми инициалами Антона Лосенко обнаружили подпись другого художника! Сегодня «Юный живописец», написанный в 1765-1768 годах, имеет подпись настоящего автора – русского художника Ивана Фирсова.
«Мишки» без своего автора

Одним из шедевров Третьяковки считается «Утро в сосновом бору» (1889). Эта картина смотрит на нас с этикеток шоколадных конфет «Мишка косолапый», которые кондитерская фабрика «Эйнемъ» начала производить еще в дореволюционные времена.
Над полотном работали два художника. Иван Шишкин рисовал пейзаж сказочного леса, а Константин Савицкий – медведей.
Картина настолько понравилась Павлу Третьякову, что он без раздумий выложил авторам четыре тысячи рублей. Но, вернувшись домой, лично смыл подпись Савицкого скипидаром.
По его мнению, подпись одного художника Шишкина намного лучше ассоциировалась с названием картины «Утро в сосновом бору».
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

В 1890 году Илья Репин написал картину «Запорожцы», которую Павел Третьяков незамедлительно решил приобрести. Но не успел. Его опередил император Александр III , отказать которому художник попросту не мог.
В 1930-е годы советское правительство провело перераспределение некоторых шедевров Третьяковки по провинциальным музеям. «Запорожцы» достались Харьковскому художественному музею, в котором экспонируются и по сей день.
«Девочка с персиками» и «Неизвестная»
Современная экспозиция Третьяковской галереи имеет картины, которые ее создатель при жизни категорически отказывался приобретать.
Картина «Неизвестная», или, как сегодня принято ее называть, «Портрет неизвестной» была написана Иваном Крамским в 1883 году. Ознакомившийся с ней Павел Третьяков заявил, что изображенная на полотне девушка излишне красива, а сама картина страдает отсутствием реалистичности.
Он отказался от покупки картины, но после его смерти она была приобретена Попечительским советом Третьяковки, став одним из ее шедевров. Во времена СССР репродукции и копии «Портрета неизвестной» получили широкое распространение, и их можно было увидеть на стенах тысяч советских квартир.
Подобная история и с картиной Валентина Серова «Девочка с персиками» (1887), которую Павел Третьяков не жалел видеть в своей галерее, но она в ней все же находится.

Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев России. Он был основан исключительно по частной инициативе и начинался с небольшой коллекции, которая за полторы сотни лет существования выросла в тысячи раз. Какие интересные факты об истории и современной жизни Третьяковской галереи нам известны?
- Третьяковская галерея названа в честь ее основателя - купца Павла Михайловича Третьякова (1832-1898 гг.).
- Годом рождения галереи считают 1856 год, когда Третьяковым были приобретены первые работы русских художников, ставшие началом коллекции.
- Есть даже точная дата - 22 мая 1856 года, когда была написана расписка о приобретении Третьяковым картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.).
- В 1867 году это был уже настоящий музей, открытый публике для посещения.
- Все коллекции и экспонаты Третьяковской галереи посвящены русскому искусству и тем художникам, которые внесли в него большой вклад. Эта идея принадлежала основателю музея и поддерживается до сих пор.
- Брат Павла Михайловича, Сергей, тоже собирал картины, но отдавал предпочтение западноевропейским художникам. Его коллекция, подаренная городу после смерти, в итоге оказалась разделенной между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
- Сначала все экспонаты купец хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а когда они перестали там помещаться, в 1872 году начал строить отдельное здание, но примыкающее к особняку.
- В музей можно было попасть из дома или с отдельного входа для посетителей, совершенно бесплатно.
- Самая первая кража произошла в 1891 году, когда из музея вынесла 4 картины. Две из них впоследствии нашли, а Павел Третьяков даже временно закрыл галерею из-за этого случая.
10. После передачи галереи городу в 1892 г., Третьяков все равно оставался его попечителем и сам выбирал картины для пополнения фондов вплоть до своей смерти в 1898 году.
11. Опустевший после смерти хозяина дом в течение ближайших двух лет также превратили в залы музея.
12. Знаменитый фасад в русском стиле был создан в 1902-1904 гг. архитектором Башкировым по рисункам художника Васнецова.
Третьяковская галерея - интересные факты
Из-за того, что коллекция музея постоянно росла, уже в середине XX века встал вопрос о переносе ее в новое здание, делать пристройки к старому было, казалось, уже некуда.
14. В качестве вариантов предлагалось перенести всю коллекцию в новое здание на Крымском валу или снести все существующие постройки и воздвигнуть на этом же месте что-то более вместительное.
15. В итоге историческое здание все-таки решили сохранить, проведя масштабную реконструкцию, которая началась в 80-х гг. и заняла 15 лет.
16. Историческое событие - открытие обновленной галереи для посетителей после 9-летнего перерыва состоялось 5 апреля 1995 года.
17. Но вопрос расширения музейной площади по-прежнему открыт, в 2014 году неподалеку, на Кадашевской набережной, все-таки началось строительство нового корпуса, которое должно быть закончено в 2018 году.
18. Летом 1941 года началась эвакуация Третьяковской галереи - все экспонаты были вывезены в Новосибирск и Пермь, а в Москву вернулись только в мае 1945 года.
19. Количество экспонатов, принадлежащих музею уже перевалило за 180 000, часть из них, относящаяся к послереволюционному периоду, выставляется на Крымском валу.
20. В Третьяковской галерее находится одна из богатейших искусствоведческих библиотек России, помимо культурного - это еще и научный центр.
Кто знает, смогли бы наши современники увидеть знаменитые: «Утро в сосновом лесу», «Богатыри», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и другие шедевры, ставшие не просто классикой, а легендами, если бы не начинание Павла Михайловича Третьякова? Помимо своей основной работы - производства и торговли, он решил посвятить свою жизнь созданию «хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинание одного человека стало важнейшей вехой в истории русской культуры.
Главная / Музеи / Картины в музеях мира
Картины Малевича в музеях мира
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Лондон. Британская галерея Тейт (Tate Britain)
В галерее Тейт собрана широкая экспозиция образцов современного искусства. Творчество К. Малевича в ней представлено всего одной картиной - «Динамичный супрематизм».
Тайны Третьяковской галереи
Полотно написано маслом на холсте.
Абстрактные работы Малевича относятся к периоду интенсивных художественных экспериментов. Он отказался от создания конкретных образов в пользу того, что он назвал супрематизмом в 1915 году.
Галерея Тейт приобрела полотно «Динамичный супрематизм» в 1978 году.
Лондонскую галерею Тейт вы можете посетить по адресу: Millbank, London SW1P 4RG0. Принимает посетителей ежедневно с 10 до 18 часов.
Вход в галерею бесплатный (исключение - специальные экспозиции).
Сайт: tate.org.uk
США
Нью-хейвен. Галерея искусств Йельского университета
В галерее искусств Йельского университета представлена всего одна работа Малевича - «Точильщик». Написана картина маслом на холсте в 1912 году. «Точильщик» - завершенное произведение автора, результат длительной работы.
Галерея искусств Йельского университета находится по адресу: 1111 Chapel Street (at York Street), New Haven, Connecticut.
Сайт: artgallery.yale.edu
Нью-Йорк. Музей современного искусства
В Нью-Йоркском музее современного искусства творчество Малевича представлено пятью работами. Посетители музея могут увидеть такие картины мастера: «Черный квадрат и красный квадрат», «Голубой космос», «Жница», «Спортсмен», «Черт».
«Черный квадрат и красный квадрат», 1915 год
Музей современного искусства расположен по адресу ул. Западная 53-я, 11.
Рабочие часы: по пятницам с 10:30 до 20:00, в остальные дни - с 10:30 до 17:30.
Вход в музей стоит $20, для пенсионеров - $16, для учащихся и студентов - $12. По пятницам с 16:00 до 20:00 вход свободный для всех желающих.
Сайт: moma.org
ФРАНЦИЯ
Париж. Национальный музей современного искусства
Творчество Малевича в парижском Национальном музее современного искусства представлено тремя картинами: «Четыре фигуры с серпом и молотом», «Бегущий человек», «Этюд портрета крестьянина».
«Бегущий человек», 1934 год
Национальный музей современного искусства расположен по адресу: Centre Pompidou (Beaubourg), place Georges Pompidou, 75004 Paris.
Часы работы музея: с 11:00 до 22:00, по четвергам - до 23:00.
Сайт Центра Жоржа Помпиду, в котором расположен музей: centrepompidou.fr
ГОЛЛАНДИЯ
Амстердам. Государственный музей
В Государственном музее Амстердама собрана самая большая коллекция работ Малевича за пределами бывшего СССР. Среди них: «Музыкальный инструмент (Лампа)», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Крестьянки в церкви», «Мозольный оператор в бане», «Полотеры», «Мужчина с мешком», «Уборка ржи», «Супрематизм (с восемью прямоугольниками)», «Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником», «Супрематизм (18-я конструкция)», «Супрематизм», «Живописный реализм футболиста», «Красочные массы в четвертом измерении», «Англичанин в Москве», «Супрематизм (Белый крест)», «Стоящая фигура», «Супрематическая живопись», «Купальщик», «На бульваре», «Супрематизм: автопортрет в двух измерениях», «Гвардеец», «Дама у афишного столба», «Супрематизм (Черный крест на красном овале)», «Дама на остановке трамвая», «Лесоруб».
«Голова крестьянской девушки», 1913 год
Адрес музея: Paulus Potterstraat 13, 1071 CX Amsterdam.
Часы работы музея: вторник, среда - 11:00–17:00; четверг - 11:00–23:00; пятница–воскресенье - 10:00–18:00.
Сайт: stedelijk.nl/en
ГЕРМАНИЯ
Кёльн. Музей Людвига
Посетители музея Людвига в Кёльне могут увидеть такие картины: «Динамический супрематизм № 57», «Мужчина. Алогичные фигуры мужчины и женщины», «Прачка», «Зимний пейзаж», «Квадрат, круги и стрела».
«Квадрат, круги и стрела», 1915 год
Музей Людвига находится по адресу: Museum Ludwig Bischofsgartenstr. 1 Koln.
Часы работы музея: вторник–воскресенье - с 10:00 до 18:00, каждую первую пятницу месяца - с 10:00 до 22:00.
Входной билет - до €7,5.
Полезная информация: первый четверг каждого месяца с 17:00 до 22:00 вы можете посетить музей со скидкой 50%.
Страница на сайте музеев Кёльна: museenkoeln.de/museum-ludwig/
РОССИЯ
Москва. Третьяковская галерея - Музей современного искусства
В Третьяковской галерее представлено 11 работ Малевича. Среди них есть автопортрет, написанный в 1910 году. Эта работа очень ценна прежде всего тем, что автор редко обращался к такому жанру. Картина «Сестры», написанная в 1930 году, - подарок автора Третьяковской галереи. В музее также представлена, наверное, самая известная работа мастера - «Черный квадрат», написанная в 1915 году.
Галерея находится по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.
Режим работы: с 10.00 до 19.30, выходной день - понедельник.
Сайт: tretyakovgallery.ru
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
В Государственном Русском музее представлено 140 работ Малевича - 40 графических и 100 живописных.
Собрание музея охватывает огромную часть творчества мастера. В коллекции представлены работы мастера разных лет - от самых ранних до поздних.
В 2000 году гости Государственного Русского музея ознакомились с выставкой «Казимир Малевич в Русском музее». К этой выставке музей подготовил каталог со статьями о жизни и творчестве Малевича, альбомом иллюстраций, приложениями, в которых напечатаны воспоминания учеников художника и его переписка.
«Пейзаж», 1906 год
«Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)», 1906 год
Посетить Государственный Русский музей вы можете по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1.
Часы работы музея: с 10:00 до 18:00, в понедельник - с 10:00 до 17:00. Выходной день - вторник.
Саратов. Государственный музей искусств
В Саратовском государственном музее искусств выставлены две картины: «Городок» и «Четыре квадрата».
«Четыре квадрата», 1915 год
Находится музей искусств по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 39; ул. Первомайская, 75.
Режим работы музея: с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего рабочего дня каждого месяца. По четвергам - с 12:00 до 20:00.
Десять неизвестных фактов о Третьяковской галерее
Букник-младший уже не раз писал, как говорить с детьми об искусстве. Но если ваш ребёнок ещё слишком мал, чтобы стоять перед картиной больше двух минут, если это его первое знакомство с живописью, лучше всего отправиться на обзорную экскурсию в Третьяковскую Галерею. Ту, что в Лаврушинском переулке.
Портрет П.М.Третьякова работы художника И.Н.КрамскогоЗатейливый дом в неорусском стиле понравится, безусловно, любому малышу. И неплохо бы уже на подходе к зданию рассказать, что всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. Что многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.
Собственно, с картин друзей и нужно начать знакомство с Третьяковкой. Бесценные, но несколько однообразные древнерусские иконы или галерея жеманных дам в напудренных париках XVIII века едва ли понравятся малышам.
Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс — предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные «плохие» и «хорошие» герои. Недаром Иван Николаевич Крамской как-то сознался: мол, как художник я, может, и не очень, зато сколько хороших и поучительных идей в моих полотнах!
Однако имейте в виду: добраться до вожделенных шедевров будет не так-то просто. Третьяковская Галерея - это анфилады залов, сквозь которые придётся пробежать в поисках нужной экспозиции. Существуют, правда, какие-то переходы и лестницы, позволяющие срезать путь. Но так как это музей, а не ИКЕА, подробных указателей и бумажных планов вы не найдете (как, впрочем, во многих московских музеях). Спрашивайте дорогу у смотрителей!
Хорошо, если вам сразу удастся протащить ребёнка за руку в нужную часть здания. А если он упрётся или кинется к «незапланированной» работе? На этот случай перед походом в Третьяковку неплохо бы освежить в памяти основные библейские сюжеты - ведь именно их чаще всего рисовали русские живописцы-академики. На моих глазах малыш, не обращая внимания на огромные эффектные полотна, завис у картинки размером с ладонь - на ней была изображена встреча Иосифа с братьями. Что ж, ничего не поделаешь, каждый вправе восхищаться тем, что нравится именно ему.
Но вот, наконец, преодолев трудный путь, вы оказались в нужных залах. Что же здесь смотреть?
Прежде всего - работы Виктора Васнецова. «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства» и другие известные полотна висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые «Богатыри». Вглядитесь внимательно в их лица - некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно похож на самого Васнецова. Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин, а свою Алёнушку, по воспоминаниям самого художника, он встретил в Ахтырке.
По соседству висят картины Василия Верещагина: «Апофеоз войны», «Двери Тимура». Подумайте заранее, нужно ли около них останавливаться, не испугают ли они ребёнка. Сам художник остроумно называл гору человеческих черепов натюрмортом: «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мёртвая природа…»
Теперь, когда малыш погрузился в привычный мир сказки, ст о ит вернуться на пару залов назад и полюбоваться реальностью. Пейзажи Саврасова, Левитана, Васильева и Куинджи можно рассматривать бесконечно: вспомнить про время года и суток, поговорить о том, как выглядят похожие ландшафты у вас на даче. Обязательно обратите внимание ребёнка на богатую палитру: когда рисуют золотую осень, берут множество оттенков жёлтой краски, когда лето - несколько тонов зелёного и т.д.
Здесь же вы найдёте любимую «конфетную» картинку «Утро в сосновом лесу», которая числится за Иваном Ивановичем Шишкиным. Собственно, сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он. А Шишкин написал только ёлки. Однако, если верить легенде, Третьяков стёр на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.
Не забудьте и про жанровые работы.
Шесть тайн Третьяковской галереи
Обсудите, почему мечется невеста в «Сватовстве майора» Федотова, обратите внимание на кошку, которая умывается прямо на переднем плане. Разглядите, что пытается спрятать герой произведения «Завтрак аристократа» под книгой, и посмейтесь над засаленным халатом «Свежего кавалера».
Разбитные «Охотники на привале» и душещипательные полотна «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Петрова, возможно, покажутся вам чрезмерно наивными, но ребенок всё это воспринимает несколько по-другому.
Скорее всего, к этому моменту ваше чадо уже совсем устанет. Таскать его дальше по музею не имеет смысла - увиденное просто не дойдёт до детского сознания. И всё же загляните напоследок в зал с работами Врубеля: переливающиеся красками «Царевна-лебедь», «Демон» и «Пан» вернут ребёнка в атмосферу сказки и оставят самые нежные воспоминания о музее.
В художественном киоске можно купить игру-memory, в которой на парных картинках изображены самые известные полотна Третьяковской Галереи. Раскладывая их дома с ребёнком, вы будете вспоминать увиденное и готовиться к следующим походам в музей.
Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.
Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.
Новости и факты публикует этот потрясающий материал для своего читателя.
«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год
Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.
Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.
«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год
Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.
«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год
Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.
«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год
Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.
«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год
Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.
31 августа 1892 года меценат Павел Михайлович Третьяков предложил Московской городской думе передать в дар городу созданную им художественную галерею. Третьяковская галерея по сей день остается главным культурным местом Москвы, а с некоторыми картинами Третьяковки связано множество тайн. Мы расскажем о шести из них.
Чудотворная икона
Третьяковской галереи было завещано более 60 икон, однако самая таинственная из них — Владимирская икона Божией Матери.
Летописцы рассказывают, что икона избавила Москву от хана Махмет-Гирея. Утром 21 мая 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал разведчиков удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил.
В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.
Этой иконе уже более 9 веков, и слой лака на иконе претерпел цветовые и структурные изменения, начал понемногу отслаиваться. Все это требовало проведения реставрационных мероприятий. За долгий период проведения всевозможных реставраций на иконе всегда оставались нетронутыми два места — это лики Божьей матери и младенца.
Истина с двойным слоем
Одно из самых таинственных произведений Третьяковки — картина Николая Ге «Что есть истина?». На полотне изображен слабый, изможденный, но несломленный Христос, к которому обращается Понтий Пилат. Картина не понравилась императору Александру III. «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай», — прокомментировал царь.
Однако картина оказалась не так проста, как полагал самодержец и другие любители искусства. Перед реставрацией картины была проведена экспертиза, которая показала, что под живописным слоем картины находится другая работа — «Милосердие». Картина «Милосердие» была написана в 1879 году и на следующий год экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных Художественных выставок. Критика отнеслась к «Милосердию» отрицательно, и через 10 лет, в 1890 году, художник использовал полотно для работы над новой картиной — «Что есть истина?». Со временем верхний слой красок стал более прозрачным, и между головами Пилата и Христа стало проступать написанное ранее изображение.
Работа по распознаванию старого красочного слоя выявила еще один сюрприз. Под верхним слоем краски оказались также ранние варианты картины «Распятие».
Реабилитация Венецианова
До 1986 года, вплоть до большого ремонта га-лереи, картина Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» висела на парадной лестнице. Ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенецианов-ским», а Гром-камень — основание «Медного всадника» — выглядел гораздо меньше, чем в реальности.
В 1986 году картину перенесли в депозитарий, а в 2005 году, когда галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра…» отправили на плановую реставра-цию. Рентгенограмма, проведенная перед реставрацией, показала, что у картины есть второй слой!
Камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза — «венециановские». Кроме того, отличается лицо царя. Как установили эксперты, на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя ри-сунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники открыли нижний слой и отреставрировали. В результате кар-тина стала подлинно венециановской.
Четыре медведя и два автора
Многие россияне называют картину Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу» более прозаично — «Три медведя» — несмотря на то что на картине медведей не три, а четыре. Это связано с тем, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике - а там поместились только три медведя.
Однако главная особенность картины заключается не в названии, а в подписи. Несмотря на то что полотно написано двумя художниками (Савицкий написал тех самых медведей, а Шишкин — красивый лес и пробивающийся сквозь деревья свет), внизу стоит подпись только Шишкина.
Дело в том, что когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, поскольку в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Впрочем, Савицкий этому не противился и отмечал, что добровольно отказался от авторского права.
Картина сменила пол
40 лет назад «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова поразил любителей искусства. Выяснилось, что на портрете изображен не мужчина, а женщина: под верхним слоем краски обнаружились брошь и декольте. Эксперты узнали историю картины: однажды близкий друг заказал Рокотову портрет любимой супруги. Но жена умерла, а он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. Тогда живописец решил изменить пол персонажа картины и сделал из него «неизвестного».
Государственная Третьяковская галерея – один из красивейших и знаменитых музеев в Москве. Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России. До сегодняшнего дня музей считается главным культурным центром Москвы. Основана галерея в 1856 году ценителем искусства и богатым купцом Павлом Третьяковым.
В 1917 году коллекция музей насчитывала 40000 шедевров, к 1980 году это число возросло до 55000. Ниже вашему вниманию представляются некоторые интересные факты о Третьяковской галерее, и секреты, которые связаны с ней.
История возникновения Третьяковской галереи
В год основания галереи, уже в то время знаменитый меценат Павел Третьяков, купил две картины художников из России: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера «Искушение». Именно с этих картин началась жизнь знаменитого музея. Хотя до этого времени в собственной коллекции ценителя искусства имелось весьма большое количество произведений. В 1892 году русский меценат подарил свое собрание городу Москве. К этому времени коллекция уже насчитывала более двух тысяч картин, 15 скульптур и внушительного количества икон.
Галерея была расположена в доме Третьяковых. Но со временем, когда увеличивалось собрание произведений, пришлось достраивать дополнительные помещения. Знаменитый фасад музея был разработан и спроектирован архитектором А. М. Калмыковым.
В 1928 году музей объявлен «государственной собственностью страны. В этом же году были построены научные отделы Галереи, библиотека, фонд графики, отдел рукописей. В 1936 году открылся новый корпус основного здания. В годы Второй Мировой войны произведения искусства были эвакуированы в разные города. Лишь в мае 1945 года музей снова смог принимать посетителей.
Чудотворная икона Божией Матери
Одной из самых знаменитых, и одновременно самых загадочных экспонатов можно назвать Владимирскую икону Божией Матери. По данным летописцев, эта икона сохранила Москву, избавив ее от хана Махмет-Гирея. После того, как татары увидели могучее войско, которое шло на орду, они отступили и больше не возвращались назад. Но на самом деле, войска на другом берегу не было, а то, что увидели татары – было видение посланное Богородицей. С этого момента икона стала одной из самых чтимых реликвий.
В 1999 году икона была передана музею, там и хранится до сих пор под пуленепробиваемым стеклом. Так как реликвии уже более девяти веков, лак понемногу начинает отслаиваться. После проведения реставрации на поверхности иконы остались нетронутыми только лики Божьей Матери и младенца.