Почему комедия фонвизина называется недоросль. Сочинение на тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».
Идейный смысл комедии «Недоросль»
На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.
Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.
«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.
Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Тест по произведению
- Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
- Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
- В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
- Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
- В чем проявился реализм комедии?
- В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
- Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
- Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
- Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
- Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
- Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
- С какой целью в имении Простаковой нахо-дится Правдин? Что можно сказать о его обществен-ных взглядах?
- Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто по-может ему осуществить замысел?
- Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
- Какие общественно-политические и нравст-венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо-дума и Правдина?
- Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо-дум?
- О каком времени вспоминает Стародум и по-чему? Что привлекает его в прошлом?
- Как относится Стародум к современному ему обществу?
- Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из-вестных вам произведениях.
- С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
- Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глу-пость или наглость?
- Почему Митрофан отталкивает мать и покор-но ведет себя с Правдиным?
- Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
- Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье-сы? Аргументируйте свое мнение.
- Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко-медией и если да, то почему?
- Назовите сюжетные линии пьесы.
- В чем вы видите конфликт комедии «Недо-росль»?
- Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
- Какие сцены и лица не имеют прямого отно-шения к развитию сюжета, но связаны с проблема-тикой комедии? Какова их роль?
- Выпишите из текста комедии пословицы, по-говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе-ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы-ражений в речь персонажей?
Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.
Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.
Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.
Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети-тельской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязан-ности по убеждению, «по подвигу собст-венного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения по-мещиков с крепостными и имеет возмож-ность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простако-вой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Правдин надеется осуществить это доб-рое дело, пользуясь полномочиями, данны-ми ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды выс-шей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в рус-ской действительности той поры. Они от-ражали лишь настроения, чаяния извест-ной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринима-лись как предложения правительству воз-можного способа регулирования отноше-ний между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реаль-ный, а условный, идеальный характер.
Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».
Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли-тических и нравственных проблем, диску-тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе-ние государству, истинные и мнимые за-слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.
Как во многих драматических произве-дениях, Стародум наделен условным име-нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре-мени, времени петровских преобразова-ний России, откуда он с молодости по-черпнул свои взгляды, убеждения и нрав-ственные правила.
Характерными признаками того време-ни, по мнению Стародума, было почита-ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво-ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело-век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум-ница — жалкая тварь. Невежда без ду-ши — зверь».
К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль-зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца-ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово-рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав-ляет искаженные представления о жиз-ненных ценностях в современной ему дей-ствительности.
Комедия Фонвизина продолжает просве-тительские традиции русских классицис-тов Ломоносова и Державина. Утвержде-ние роли сильного государства в благополу-чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб-разованиям Петра I, стремление к беско-рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за-конов, резкая критика тирании, мздоим-ства мы находим в переложении Держа-виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.
Не понимая значения образования и бу-дучи полной «невеждой без души», Про-стакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает до-статочное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не про-живешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Проста-ковой страдает, что дитя может измучить-ся от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придрав-шись к какой-либо неугодной фразе учи-теля. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.
Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена-висть к образованию и образованным лю-дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви-тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб-разителен в житейском плане: предпочи-тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.
У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привя-занностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакаю-щая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она те-ряет власть над людьми, она теряет и цен-ность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до-стойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой соб-ственного сына.
Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув-ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос-лушаться.
Тема воспитания является одной из ос-новных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения ни-когда не оставляла Фонвизина как пи-сателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу же-ниться», но и показать трагические по-следствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без ду-ши», жестокий крепостник, деспот, отно-сящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».
Несомненно, «Недоросль» — класси-цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав-шимся сватовством Митрофана и Скоти-нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза-мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона-жей сочетается с обличительной сатирой.
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж-данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.
Внешне комедия строится на традици-онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю-дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро-ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна-комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен-ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис-ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает-ся в одни сутки и составляет заключи-тельный этап сюжета. Простакова реша-ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес-та для ее сына. Завязка наступает с по-лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни-цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра-том.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро-фаном. От весьма драматического завер-шения «сватовства» Софью спасает вме-шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци-онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле-ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име-ние взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по-хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере-вень Простаковой в опеку — узловые сце-ны сюжетной линии комедии. Материал с сайта
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза-имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде-лялась Стародумом и Простаковой; вто-рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы-тиях этой развязки раскрывались общест-венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на-правленность комедии в целом.
Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на-строенного дворянства и жестоких поме-щиков-крепостников по проблемам отно-шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж-данина отечества.
Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен-ные сюжетные функции.
Комические сцены: примерка Митрофа-ном нового платья и обсуждение Тришки-ной работы, уроки Митрофана, ссора сест-ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда-ют представление о бытовой, повседнев-ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей-ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя-щего на сцене.
Диалоги положительных героев о про-свещенном монархе, о достоинстве дворя-нина, браке и семье, о воспитании моло-дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про-граммы Фонвизина.
Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).
Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).
Нашел деньги, ни с кем не делись (Про-стакова).
Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).
Ни за что, ни про что (Митрофан).
Повинную голову меч не сечет (Проста-кова, оправдываясь перед Стародумом).
По пяти рублей на год, да по пяти поще-чин на день (Еремеевна).
У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).
Себе на уме (Простакова).
Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).
Здесь выписана часть пословиц, погово-рок и афоризмов, которые п
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- граник вопросы по комедии недоросль
- недоросль современна ли.доказать
- цель написания комедии фонвизина недоросль
- сочинение на тему биография стародума
- какие были учебные успехи фонвизина?
Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.
Несомненно, «Недоросль» — классицистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудавшимся сватовством Митрофана и Скотинина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экзамена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персонажей сочетается с обличительной сатирой.
Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности гражданина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.
Назовите сюжетные линии пьесы.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблюдены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы героев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, знакомые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родственница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время происходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывается в одни сутки и составляет заключительный этап сюжета. Простакова решает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невеста для ее сына. Завязка наступает с получением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследницей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и братом.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митрофаном. От весьма драматического завершения «сватовства» Софью спасает вмешательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминационная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее имение взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой в опеку — узловые сцены сюжетной линии комедии.
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых определялась Стародумом и Простаковой; вторая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В событиях этой развязки раскрывались общественные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная направленность комедии в целом.
В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?
Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски настроенного дворянства и жестоких помещиков-крепостников по проблемам отношения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию гражданина отечества.
Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определенные сюжетные функции.
Какие сцены и лица не имеют прямого отношения к развитию сюжета, но связаны с проблематикой комедии? Какова их роль?
Комические сцены: примерка Митрофаном нового платья и обсуждение Тришкиной работы, уроки Митрофана, ссора сестры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они создают представление о бытовой, повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемейных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходящего на сцене.
Диалоги положительных героев о просвещенном монархе, о достоинстве дворянина, браке и семье, о воспитании молодых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной программы Фонвизина.
Выпишите из текста комедии пословицы, поговорки и афоризмы, раскройте их роль в характеристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких выражений в речь персонажей?
Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).
Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).
Нашел деньги, ни с кем не делись (Простакова).
Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.
Основные проблемы комедии «Недоросль» – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и «дикого невежества старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.
Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Причину злонравия своих героев Д.И.Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина, «ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» - к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.
Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле - это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.
По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонёр Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.
Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.
И в этом смысле комедия «Недоросль» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «руководителем» в воспитании.
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.
Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».
В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!
».Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.
После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.
Тест по произведению