Почему дети любят сказки? Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Ко всему прочему, сказки замечательно устанавливают связь между ребенком и его родителями. Что может быть милее и приятнее для ребенка, чем провести вечер с мамой, которая читает ему сказку? А если мама будет еще и объяснять поступки героев, делиться своим мнением или узнавать мнение ребенка, то кроме приятного времяпрепровождения это принесет еще и огромную пользу.

По своей сути сказки просты и понятны, особенно народные, поскольку складывались они столетиями, передаваясь из уст в уста. В основе всех сказок - противостояние добра и зла, глупости и ума, красоты и уродства, а потому сказки являются идеальным примером для первых шагов в нашей жизни. Сказки наполнены аллюзиями и повторами, они мифологичны - это одна из причин, почему дети любят сказки. К примеру, сказка «Котигорошко» о мальчике, который победил Змея Горыныча. А ведь в мировой литературе подобных сказок множество. Российские, украинские, французские - все они основываются на мифах, которым много-много лет. В детстве ребенок тянется к чему-то родному и понятному - это их способ самосохранения, ведь они так уязвимы в этом возрасте.

Сказки очень красивы и в них присутствует волшебство. С одной стороны они понятны и просты, а с другой в них всегда присутствует чудо. Будто бы нет боли и зла, а если все же есть, то оно слабое и его легко победить. Начиная слушать сказки, дети открывают дверь в волшебную страну, где живет магия, а звери умеют говорить. В такое легко поверить, можно легко воплотить играя, с этим приятно жить.

В своей голове ребенок наделяет предметы, игрушки, животных, растения живыми человеческими характерами, потому что для него важно, чтобы все его страхи и радости были выражены и персонифицированы. Опасности и какие-то проблемы у ребенка обычно ассоциируются с драконами или чудовищами, которых храбрые сказочные герои должны обязательно победить. Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект - освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.

Каждое прочтение - это по факту сеанс психотерапевтической помощи малышу, поскольку «взрослый» мир таит в себе много опасностей и малыш часто боится их. Несмотря на то, что родители опекают ребенка, малыш все равно каждый день сталкивается с чем-то новым и непонятным, а это не всегда заканчивается чувством радости и восторга. Иногда испытанный страх и стресс требует выхода, и сказка, в этом смысле, играет одну из ключевых ролей. Сказка может научить малыша преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.

Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче. В связи с маленьким возрастом у ребенка есть некоторые ограничения, которые могут помешать испытать некоторые эмоции, однако в сказочной реальности все легко можно пережить, мечтая и фантазируя. Дети любят сказки, потому что сказка для ребенка - это реальность, в которой он себя не ощущает беззащитным маленьким ребенком, там он личность, растущая и развивающаяся.

Чтение сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

  • Область отношений между людьми;
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
  • Рекомендации по противостоянию стрессу;
  • Типологии людей и способы влияния на них;
  • Духовное развитие человека;
  • Мужская и женская психология.

Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.

Какую книгу выбрать для ребенка, чтобы она ему была интересной, развивала его и учила хорошему вкусу? Самое главное - начать читать ребенку как можно раньше. Книга развивает ребенка любого возраста, будь то книжка-гармошка из пары страниц, или трехсотстраничный приключенческий роман без картинок.

Без преувеличения можно сказать, что никогда не слишком рано начать читать детям. Для самых маленьких подойдут скороговорки, стихотворения и детские стишки, которые должны быть мелодичными, ритмичными и делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и, к тому же, хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие повести и сказки.

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации. Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слышать, прежде всего, мамин голос. Старайтесь, чтобы интонация и тембр голоса излучали тепло и вызывали приятные ощущения. Подключите все чувства ребенка. Показывайте пальцем на картинке в книге и называйте их. Кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Волшебные истории(сказки) - кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. Их можно считать отличной учебной методичкой. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Возможно, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  • Сказка – это золотой ключик к душе ребенка.
  • Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  • Пополняется словарный запас, развивается логика, фантазия и воображение.
  • Учат разбираться, что такое добро и зло.
  • Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  • Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  • Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  • Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  • Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии. С чего начать Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь). Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более " простом " материале. Существуют разные " рецепты " организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6- летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).


Олеся 6 лет Жил - был щенок. Звали его Шоник. Однажды он бегал по полянке около дома. Играл, лаял, бегал за своим хвостом. Увидел красивую бабочку и погнался за ней. Убегал все дальше и дальше от дома, пока не заблудился в лесу. Щенок сел на пенёк и заплакал. И тут Шоник увидел свою подругу собачку Кешу со своей хозяйкой - Мариной. Марина с Кешей ходили в лес за ягодой и уже возвращались домой. Шоник залаял от радости. Все вместе они пошли домой. Щенок запомнил на всю жизнь, что убегать одному из дома нельзя. Гулять теперь он ходил только вместе со своей хозяйкой Леной! Приключения Шоника


Никита 5 лет Жил - был большой и добрый Робот. Он играл, веселился раскладывал карточки по кругу. Потом пошёл гулять на площадку около дома. Взял мячик, чтобы поиграть с детишками. Тут путь ему преградило злое дерево. Оно хотело обмануть Робота! Но у Робота были друзья, которые не дали злому дереву обидеть Робота! Робот и злое дерево


Илья 6 лет Панда и его друг слоненок. Жил - был маленький Панда. У него были очень хорошие мама, папа и друг слоненок. На них всегда нападали леопарды. Прошло много лет и Панда и его друг Слоненок выросли. Решили друзья построить большую, крепкую стену. Строили, строили и наконец построили! Всех ждала награда: банка вкусного эвкалиптового варенья. Все стали жить дружно и счастливо! На них больше никто не нападал.


Миша 6 лет День рождение Белочки. Однажды Ёжик шел на день рождение Белочки. Ему навстречу идет злой Енот и говорит: « Отдай торт, а то я тебя не отпущу!» Идет навстречу Медвежонок. Одет нарядно, торопится. « Медвежонок, помоги мне!» – Позвал Ёжик. Медвежонок услышал Ёжика и поспешил ему на помощь. « Эй! Енот не обижай младших! Пошли лучше с нами поздравлять Белочку с днем рождения! Еноту тоже хотелось поздравить Белочку. Зверята дружно пошли к Белочке!




Удивительная сказка Полина 5 лет Жили - были две коляски: розовая и синяя. Розовую звали - Полина, а синюю - Вера. Однажды они увидели золотую рыбку и стали ловить её удочкой и поймали. И отпустили рыбку в аквариум. Там рыбка научилась говорить. А в это время в далекой деревне жила злая машина и звали её - Никита. Она любила во всех врезаться и это ей нравилось. Как - то раз машина ехала по Москве и встретила две колясочки: Полину и Веру. Они объяснили Никите, что врезаться это плохо! Машина стала доброй и хорошей. Все вместе они поехали домой к своей говорящей рыбке!


Добрая сказка Маша 6 лет Жил - был веселый трамвай Он был розового цвета, а звали его Больше всего на свете трамвай 25 Любил быстро ездить по рельсам и возить пассажиров, особенно детей. Однажды к нему села очень грустная девочка. Трамвай решил, что её надо развеселить! И тогда он сменил свой маршрут (вообще - то это строго запрещено) Взял и поехал к цирку. А там в это время выступали веселые клоуны. Они жонглировали мячами, катались на одном колесе и всех смешили. Девочка перестала грустить и её лицо стало тоже весёлым. А ещё ей подарили два воздушных шарика: красный и желтый!


Александра Жила - была девочка Саша и не было у нее никаких игрушек. И вот однажды родителиПодарили девочке игрушку, называлась она - Зублс, была она маленькая, кругленькаяи весёленькая. Как - то раз, Саша, поиграв с Зубалсом, решила оставить его на подоконнике и ушла по своим делам. А Зублс сидел, сидел на подоконнике и покатился по дорожке. Катится Зублс катится, а навстречу ему бежит собака по имени - Вельмут. Лабрадор из соседнего дома. Увидел Вельмут шарик катится по дорожке и говорит ему - « Ты кто такой? Я тебя сейчас съем!» А Шарик как раскрылся и превратился в Зублса с большими ушами и маленькими ручками. Зублс говорит Вельмуту: « Не ешь меня Вельмут! Я от Саши ушёл и от тебя убегу » Сказал и убежал! Вельмут полаял, полаял и пошел в свой домик. Катится дальше Зублс, а навстречу ему корова: Му - му, из соседней деревни где Саша покупает молоко. « Ты кто такой? Я тебя съем!» А Зублс раскрыл свои уши, напугал корову и убежал. Катится дальше Зублс по дороге, вдруг, его останавливает большой гусь. « Га - га - ты кто?» Бедный Зублс от страха ударился о камень и его уши раскрылись, ручки выпали. Гусь, как увидел это еще больше испугался. Зублс тоже испугался и решил вернуться к своей хозйке - Саше. Покатился Зублс домой Саша увидела своего маленького дружка и очень обрадовалась. « Больше я тебя никуда не отпущу »- сказала Саша и положила Зубалса в карман.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности. Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему фантазированию и « витанию в облаках ». Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. Сказки, сочиняемые детьми не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие личностному развитию ребенка сказки

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка - это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» - потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка - это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло.
В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

просмотров