Какой пароход затонул. Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда-то эти могучие корабли бороздили моря, а теперь стоят себе тихонько и видят сны - о бескрайних просторах, страшных бурях, шумных гаванях и прекрасных островах. Их загадки волнуют и от их скрытой мощи захватывает дух - а что, если они проснутся и отправятся навстречу соленому морскому бризу?

Сказочный плавающий лес, Австралия

У корабля SS Ayrfield бурное прошлое: во время Второй мировой войны он перевозил американских солдат к месту боев. В 70-х годах его отправили на кладбище кораблей недалеко от Олимпийской деревни в Сиднее, и к Олимпийским играм 2000 года ветеран войны превратился в милый лесной островок и развлечение для туристов.

Шведский флагман XVI века

В Балтийском море в 10 морских милях от острова Эланд лежит самый большой в мире корабль XVI века - 107-пушечный «Марс». Корабль затонул 31 марта 1564 года, атакованный 3 кораблями противника. Его искали с 60-х годов прошлого века.

Рыбацкий корабль на пустынном острове Чатем, Новая Зеландия

На крошечных островах архипелага Чатем живут всего 600 человек. Жизнь тут не сильно изменилась со времен их открытия в XVIII веке - это жизнь наедине с небом, морем и ветром. Живут тут исключительно ловлей рыбы, а этот корабль-призрак, верой и правдой служивший морякам, до сих пор словно несется по волнам.

Затонувшая яхта, Антарктида

Этот жутковатый корабль-призрак - бразильская яхта, потерпевшая кораблекрушение в бухте Ардли. Бразильцы занимались съемкой документального фильма, но сильный ветер и бушующее море заставили их покинуть судно. С тех пор яхта покоится под толщей воды.

Таинственный корабль-призрак, США

Яхта под названием Circle Line V, предназначенная для патрулирования прибрежных вод Атлантического океана, была построена в 1902 году в Уилмингтоне. В том же году она была спущена на воду и в течение последующих 80 лет несколько раз меняла хозяев. В 1984 году это судно было обнаружено бесхозным здесь, в реке Огайо, в окрестностях города Лоуренсбург. Никто не понимает, как оно могло здесь оказаться.

Затонувшая баржа, Британская Колумбия

Эта деревянная баржа села на мель и затонула аж в 1929 году, и с тех пор дремлет на дне моря.

Корабль-госпиталь, Австралия

Вот так он выглядел во времена своей боевой юности.

Во время Первой мировой войны океанический лайнер SS Maheno служил военным госпиталем. Во время буксировки в Японию в 1935 году он неожиданно пропал, и обнаружили его только через три дня. Как выяснилось, сильнейший шторм выбросил судно на берег пустынного острова около Австралии. Экипажу пришлось три дня жить в палатках, ожидая спасения. Людей эвакуировали, а корабль так и осталcя доживать свои дни в одиночестве.

Старый корабль на острове Англси в Уэльсе

Призрачный флот, США

На знаменитое кладбище кораблей в бухте Мэллоу-Бэй отправляют умирать десятки судов. Они похожи на призрачную флотилию, которая все плывет куда-то в вечности, медленно исчезая под водой.

«Летучий голландец» из Гитио, Греция

Корабль этот, видимо, мечтал о море еще долго после того, как его покинул последний матрос. Он скучал в порту Гитио, в Греции, и вдруг счастье - штормом его вынесло в открытое море! Судно удалось остановить, но временный якорь не выдержал, и оно вновь начало носиться по волнам, пока не село на мель. Порезвившись напоследок, «летучий голландец» теперь мирно покоится на мелководье.

Остров затонувших кораблей, Бермуды

Бермудский треугольник и без того пользуется не самой хорошей славой. Местное кладбище кораблей только усиливает таинственное и печальное впечатление.

Заброшенный парусник на озере Онтарио, Канада

Последние дни любимца публики

«Звезда Америки» - знаменитый океанский лайнер с блестящим прошлым. Во Вторую мировую он хорошо потрудился, перевозя грузы и военных, а после войны стал популярным круизным лайнером, настоящим любимцем публики. В 80-х звезда его закатилась, и из дряхлого красавца сначала решили сделать плавучую тюрьму, а затем отель, но при буксировке во время сильного шторма он сел на мель и остался доживать последние дни у берегов Канарских островов.

Буксир «Саба», Кюрасао

Севший на коралловые рифы буксир «Саба» - одна из достопримечательностей Кюрасао. Под водой у корабля началась вторая жизнь - он приютил множество рыбок, живописно зарос водорослями и кораллами, и каждый день его навещают дайверы.

Экология

Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.


1) Титаник


Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.

2) Андреа Дориа


Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.

3) Рона


Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.

4) Генерал Слокум


Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.

5) Мэри Роуз


История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.

6) Лузитания


Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.

7) Бисмарк


Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.

8) Эдмунд Фицжеральд


В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.

9) Победа


Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.

10) Республика


Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.

Затонувшие корабли могут многое рассказать о той эпохе, когда они бороздили моря и океаны. Однако каждый из них пережил трагическую гибель тех, кто оказался на борту в роковую минуту. До сих пор затонувшие корабли хранят свои тайны под толщей морских вод. Попытаться разгадать загадки кораблей призраков сегодня может любой более или менее подготовленный дайвер. Однако не каждый любитель подводного плавания сумеет проникнуть внутрь корабля. Современное оснащение и специальная подготовка помогут решить и эту проблему. Поэтому сегодня каждый желающий прикоснуться к подводным тайнам затонувших кораблей сможет себе это позволить в качестве интересного туристического развлечения.

Военный корабль «Сириус» был отправлен в боевое плавание в 1797 году. Этот сорокаметровый фрегат не раз участвовал в морских сражениях и в большинстве случаев одерживал победу над противником. Однако в неравном бою, разгоревшемся в конце августа в 1810 году между британской и французской флотилиями, фрегат попал на коралловые рифы. Непобедимый до той поры «Сириус», получив пробоину, стал уязвимым, и французские корабли один за другим палили из своих орудий по британскому фрегату до тех пор, пока не отправили его на дно. На глубине около 25 м корабль находится и поныне. Конечно же, за столь длительное время его обжили многие морские обитатели. Но до сих пор у юго-восточного берега острова Маврикий можно разглядеть корпус фрегата и следы последнего боя «Сириуса» — разорванные снарядами пушки и другие орудия, лежащие на дне вокруг корабля.

Паром Зенобия

Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.

В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.

132-метровый «Фудзикава Мару»

Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.

Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый «Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.

Кладбище кораблей на Оркнейских островах

Еще одним огромным кладбищем кораблей является место вынужденного затопления суден военного флота Германии в годы Первой мировой войны. Эти затонувшие корабли находится у берегов северной Шотландии в гавани Скапа Флоу на Оркнейских островах. Принудительно задержанный у берегов Британии, немецкий флот был уничтожен по приказу собственного командования. Немецкий адмирал Рейтер блестяще спланировал операцию по уничтожению в течение всего нескольких часов 50 военных кораблей, чтобы после капитуляции Германии они не достались противнику.

На дне британской гавани нашли свое последнее пристанище около 70 разных кораблей, среди которых есть не только немецкие суда, но также встречаются неидентифицированные и необследованные корабли. Поэтому есть прекрасная возможность стать первооткрывателем неизвестных морских судов.

Пароход «Барон Гауч»

В годы Первой мировой войны у берегов Хорватии пострадал и вполне мирный пароход «Барон Гауч». После спуска на воду в 1908 году, он через какое-то время стал на ремонт. В годы войны пароход сначала использовали для доставки в город Котор продовольствия, а затем для эвакуации гражданского населения из зоны военных действий. В один из августовских дней 1914 года «БаронГауч» подорвался на мине. Исследовать это судно в наши дни не так просто. Для погружения дайверам требуется специальное разрешение.

Лайнер Андреа Дориа

Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.

Титаник

Историю трагической гибели «Титаника» знают все. Каждый дайвер мечтает погрузиться в глубины океана, чтобы своими глазами увидеть легендарное судно. Однако не каждый может решиться на такой отчаянный шаг. Ведь глубина, на которой покоится «Титаник» составляет 3750 м. Однако благодаря достижениям науки даже такая глубина может быть покорена. Для погружения на такую внушительную глубину используют специальный подводный аппарат – батискаф «Мир». В нем может помещаться всего три человека, включая пилота аппарата. Стоит отметить, что удовольствие довольно дорогостоящее и далеко не каждому по карману.

В результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в Черном море 33 года назад погибли 423 человека. Судно полностью ушло под воду через восемь минут после столкновения, многие люди не смогли выбраться с нижних палуб и утонули. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему после аварии смогли сбросить лишь одну спасательную шлюпку и как взрослые с детьми пытались выжить, падая с палубы корабля в пятно мазута в море.

«Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение»

33 года назад, 31 августа 1986 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, которая станет известна как столкновение в Цемесской бухте. В 13 км от морского порта Новороссийска столкнулись восьмипалубный пароход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев».

На борту парохода находились 1243 пассажиров и членов экипажа. Граждане девяти союзных республик наслаждались семидневным круизом по Черному морю. Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» следовал из Новороссийска в Сочи . Командование парохода знало, что недалеко от порта корабль должен будет разойтись с сухогрузом.

«Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 градусов», - обратился по радиосвязи экипаж парохода к сухогрузу в 23.00. «Идите!», - ответили в рубке «Петра Васева». Было решено, что пароход не будет менять курс и сбавлять обороты.

В это время в рубке «Адмирала Нахимова» второй помощник капитана Александр Чудновский посчитал, что сухогруз приближается на опасное расстояние и, не доложив о своем решении начальству, стал постепенно поворачивать пароход на малые углы. 56-летний капитан судна Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, хотя не имел на это права.

Позже пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев будет вспоминать этот момент: «Мы постепенно сближались, наш помощник (Чудновский) говорил: „Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение“. Капитан „Васева“ в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: „Мы же идем на столкновение“. Затем сделал еще один поворот и в результате повернул „Нахимова“ боком к „Васеву“.

По свидетельствам очевидцев, капитан Ткаченко в этот момент полностью положился на показания компьютерной техники. „Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры программируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся“, - рассказывал 30 лет спустя режиссер-документалист Валерий Тимощенко , который освещал трагедию в качестве корреспондента краевой молодежной газеты.

Роковое столкновение

Капитан сухогруза скомандовал «Средний назад» и почти сразу «Полный назад», однако «Васев» за семь минут смог снизить скорость лишь на пять узлов (9,26 км/ч), в то время как пароход скорость вообще не сбрасывал - она составляла около 22 км/ч.

В 23:12 сухогруз на скорости 10 км/ч врезался в правый борт пассажирского парохода. «Васев» буквально протаранил «Нахимова»: бульб сухогруза под водой пропорол обшивку парохода от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Позднее специалисты установят, что площадь пробоины была равна средней трехкомнатной квартире - 84 кв м. Пассажиры, которые в этот момент находились на правой палубе, почувствовали два сильных толчка и отбежали. Тем не менее большинство из людей в первые минуты не поняли, что произошла катастрофа. Пароход между тем стремительно погружался под воду. Спустя 20 секунд после столкновения затопило энергетическую установку, из-за чего на корабле погас свет, пропала радиосвязь и судном стало невозможно управлять.

Капитан Марков выскочил из каюты и приказал матросам голосом объявлять тревогу, готовить к спуску спасательные шлюпки и плоты. Однако вода настолько быстро заполняла корабль, что спускать шлюпки стало невозможно: экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.

Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.

В это время ведущая вечеринки на одной из верхних палуб обратилась к пассажирам и попросила всех перейти на левый борт - чтобы выровнять корабль. Однако это не помогло. Вскоре пароход накренился на правый борт и люди начали слетать с корабля в воду.

На борту началась паника, люди пытались пробиться к спасательным шлюпкам. Когда на корабле погас свет, старший механик Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Хотя свет горел недолго, многие смогли сориентироваться и понять, куда бежать, но большинство пассажиров, которые в этот момент находились на нижних палубах или спустились туда, чтобы помочь другим, погибли. Так, стармех Юркин не смог выбраться с тонущего корабля.

К моменту столкновения взрослые уже уложили своих детей спать и, заперев каюты, пошли на концерт на верхней палубе, посвященный Дню шахтера. Бортпроводница Вера Федорчук побежала за запасными ключами, чтобы открыть каюты, но также не смогла выбраться - ширина коридоров на корабле не превышала 120 см. Позднее водолазы обнаружили тело 28-летней девушки, в руке у нее была сжата связка ключей. Многие дети утонули, поскольку не смогли выбраться из кают.

Еще одна стюардесса Татьяна Федорова , по рассказам очевидцев, до последнего момента стояла на палубе и раздавала обезумевшим пассажирам спасательные жилеты. Она также погибла.

Люди падали с палубы корабля в пятно мазута в море

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», - вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды - вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения - вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда - отправился в свою каюту и запер дверь.

Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

Трагическая судьба выживших капитанов

В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек - многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека - 359 пассажиров и 64 члена экипажа.

Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку - тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья.

«Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС , что в те времена было равносильно полному закату карьеры», - добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

В наше время самые известные или самые крупные затонувшие корабли, покоящиеся на дне морей и океанов, интересуют не только археологов, но и авантюристов всех мастей, искателей кладов, да и просто любопытных туристов. В каждом остове затонувшего корабля таится его история, они позволяют заглянуть в разные глубины прошлого и увидеть то, что столетиями покоится на дне, не тронутое человеком. Жизнь давным-давно покинула эти суда, но они могут поведать о страшных картинах катастроф и последних её мгновениях. В ООН подсчитали, что на дне мирового океана сейчас покоится огромная флотилия из 3 миллионов затонувших кораблей. Причинами катастроф были штормы, войны, антропогенные факторы, а некоторые суда затапливались целенаправленно.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

1. «Титаник»

На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.

2. «Мэри Роуз»

Судну «Мэри Роуз» около 500 лет. После его постройки английский король Генрих VIII поэтично назвал его «самым чистым цветком из когда-либо плававших кораблей». Но уже год спустя, в 1545 году «цветок» успел поучаствовать в трёх войнах, увеличился в размере и был модернизирован. Ему предстояло сразиться с французской флотилией возле острова Уайт. Но англичане перестарались, нашпиговывая его тяжёлыми пушками, в результате чего он сидел слишком низко в воде, а когда дал крен под воздействием ветра, то черпнул воду нижней палубой и затонул.
Глубина в данном месте была всего 12 метров, поэтому поначалу «Мэри Роуз» было отлично видно с поверхности. Предполагают, что вместе с кораблём на дно ушли примерно 700 матросов. Затем местоположение корабля было потеряно и найдено вновь лишь в 1970 году. В 1982 году британцы подняли обломки судна со дна, восстановили, и теперь его реконструкция выставляется в музее города Портсмут.

3. «Принц Альберт»

Это судно было намеренно затоплено в 1987 году в Гондурасе возле курорта Coco View. «Принца Альберта» использовали в качестве транспорта, на котором беженцев Гражданской войны перевозили из Никарагуа на остров Роатан. После этого долгое время судно стояло в гавани на приколе, постепенно ржавело и погружалось в воду. Поэтому понимавший, что в случае бездействия судно просто затонет у причала, его владелец решил отбуксировать его чуть дальше от берега, где и затопил, сделав заодно отличной достопримечательностью для дайверов.

4. «Донья Пас»


Этот ничем не примечательный паром стал участником самого смертоносного кораблекрушения в истории, в котором в 1987 году погибло 4386 человек. Этот паром построили в Японии, а рассчитан он был на перевозку всего 608 пассажиров. Но на Филиппинах думали иначе, и когда он возле Манилы столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», то вспыхнул пожар. Оба судна затонули в водах Табласа, кишащих акулами. «Донья Пас», который прозвали азиатским «Титаником», покоится на глубине 545 метров.

5. «Аризона»

Этот американский военный корабль, построенный в начале ХХ века, был потоплен при атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На его остове позже был установлен мемориал. На «Аризону» дружно напали 10 японских бомбардировщиков, которым удалось сделать 4 прямых попадания. Шансов выжить у линкора не было, поскольку одна из бомб угодила в отсек с боеприпасами. В результате произошёл чудовищный взрыв, взрывная волна от которого потушила пламя на горящем невдалеке судне «Вестал».
В этот мрачный для Америки день погибло 1177 моряков «Аризоны», что составляет примерно половину всех жертв той знаменитой атаки на Перл-Харбор. Из затопленного моторного отсека корабля до сих пор ежедневно вверх всплывают пузыри машинного масла, образуя на поверхности радужные пятна, которые демонстрируют отдыхающим на Гавайях туристам.

6. «Республика»

Так назывался американский старинный колёсный пароход, участвовавший ещё в Гражданской войне и затонувший в 1865 году. В последнем рейсе он вёз монеты из золота и серебра, а потопил его сильный ураган. К счастью, пассажиров и экипаж судна удалось спасти, а вот следы его обломков на 140 лет потерялись из вида.
Специализирующаяся на поиске затонувших с сокровищами кораблей компания «Odyssey Marine Exploration» обнаружила «Республику» в 2003 году на глубине 518 метров. Ей достался главный приз - 51 000 американских золотых и серебряных монет, которые в наши дни стоят примерно 180 млн долларов. Кроме того, вместе с обломками были подняты многие ценные артефакты.

7. «Лузитания»

Ещё одно нашумевшее в мире кораблекрушение пассажирского судна. Красивый лайнер «Лузитанию» за скорость называли «морской борзой», но и это не спасло её от страшной катастрофы, произошедшей в 1915 году. 7 мая это судно повстречалось с торпедой, посланной немецкой подводной лодкой. «Лузитания» скрылась под водой менее чем за полчаса, прихватив с собой 1198 человек.
Среди историков есть мнение, что именно торпедирование «Лузитании» дало повод США объявить Германии войну и присоединиться к Антанте. В 1935 году было обнаружено место крушения судна. Там и обнаружилась новая загадка - откуда в корпусе возникла вторая пробоина, что, возможно, и послужило причиной быстрого погружения судна.

8. «Бисмарк»

Немецкий военный корабль «Бисмарк» ценили даже враги, называя его шедевром военного судостроения. Но прожить этому «шедевру» удалось всего 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года британские военные успешно его атаковали. По иронии судьбы крупный и современный «Бисмарк» оказался лёгкой добычей стареньких британских торпедоносцев.
Чтобы военная новинка не досталась врагу, экипаж корабля решил его затопить, а вместе с ним утонули и примерно 2000 моряков. Местоположение «Бисмарка» было определено доктором Р. Баллардом в 1989 году, он лежал на солидной глубине 4700 м. Он же ранее обнаружил «Титаник». На палубе корабля до сих пор видна свастика, а его пушки и сейчас словно целятся в победившего противника.

9. «Андреа Дориа»

Этот красивый лайнер был построен в 1951 году. Судно было роскошным, для каждого из 1241 пассажиров здесь были созданы отличные условия. Плавать бы ему, да плавать, но вот только в июле 1956 года судно попало в густой туман. Видимости практически не было, и экипаж вёл корабль вслепую. Также приходилось делать и шведскому грузовому кораблю «Стокгольм», в результате чего они и встретились в одной точке. Оба судна в результате столкновения получили сильные повреждения, но шведский «грузовик» оказался крепче и остался на плаву, а вот «Андреа Дориа» начала тонуть. Делала она это намного дольше «Лузитании» (11 часов), поэтому всех пассажиров, за исключением погибших во время инцидента, удалось спасти.

10. «Рона»

В акватории Карибского моря возле Британских Виргинских островов на морском дне покоятся обломки старинного почтово-пассажирского корабля «Рона». Он утонул здесь в 1867 году, а причиной стал сильный ураган и шторм, который разломил судно буквально пополам. Корабль находился в тот октябрьский день в гавани Солт-Айленда, но ураган налетел слишком внезапно и был слишком грозен. В результате катастрофы погибли 123 человека, находившиеся на борту судна. В настоящее время, даже находясь на морском дне, этот корабль не может жаловаться на скуку - его сделали местной достопримечательностью, к которой постоянно привозят туристов, увлекающихся подводным плаванием.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу
просмотров