Франц Кафка. Исследование одной смерти
Франц Кафка - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, - уникальное явление в мировой литературе.
Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в гетто города Прага (Богемия, в то время - часть Австро-Венгерской Империи). Его отец - Герман Кафка (1852-1931), происходил из чешскоязычной еврейской общины, с 1882 г. был торговцем галантерейными товарами. Мать писателя - Юлия Кафка (Лёви) (1856-1934) - предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Несколько владел он и французским языком, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные три: Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.
У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттла. В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу (Deutsche Knabenschule), а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права (руководителем работы Кафки над диссертацией был профессор Альфред Вебер), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного - по болезни - выхода на пенсию в 1922 г. Работа для писателя была занятием второстепенным. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование». В 1917 после легочного кровоизлияния завязался долгий туберкулёз, от которого писатель умер 3 июня 1924 года в санатории под Веной.
Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированны в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» - ценной интроспекции в отношения между отцом и сыном и в детский опыт. Хронические болезни (психосоматической ли природы - это вопрос спорный) изводили его; помимо туберкулеза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока (последнее, возможно, явилось причиной туберкулеза). Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилия к организации и продвижению театральных спектаклей на идише, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всем остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, а также своим умом и необычным чувством юмора.
Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, выливавшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912-м и 1917-м годами он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. (Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута). В начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений - Миленой Есенской. В 1923 году Кафка, вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант, на несколько месяцев переехал в Берлин, в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Туберкулёз в это время ухудшался, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения. (Боли в горле не позволяли ему принимать пищу, а в те времена внутривенная терапия не была развита, чтобы кормить его искусственным путем). Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 на Новом Еврейском Кладбище.
При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекло мало внимания, покуда посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику - Максу Броду - сжечь без исключения всё им написанное (кроме, возможно, некоторых экземпляров произведений, которые обладатели могли бы оставить себе, но не переиздавать их). Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал бо́льшую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество, кроме нескольких чешскоязычных писем Милене Есенской, было написано на немецком.
(оценок:
1
, среднее:
5,00
из 5)
Франц Кафка появился на свет 3 июля 1883 года, став первым ребенком в семье успешного торговца Германа Кафки. Он, отец, стал самым страшным наказанием не только детства писателя, но и всей его жизни. С младенчества Кафка узнал, что такое сильная рука отца. Однажды ночью, будучи еще совсем маленьким, Франц попросил у отца воды, после чего тот, разозлившись, запер бедного мальчика на балконе. Вообще, Герман полностью контролировал жену и детей (в семье было еще три девочки), насмехался и морально давил на домочадцев.
Из-за постоянного давления Франц рано начал ощущать собственное ничтожество и чувство вины перед отцом. Он пытался найти способ укрыться от злобной реальности, и нашел его – как ни странно, в книгах.
Во время учебы в классической гимназии Кафка принимается за писательскую деятельность, а в последние годы постоянно создавал новые произведения. В кружку либерального еврейского студенчества Пражского университета, где Франц изучал юриспруденцию, он знакомится с Максом Бродом. Этот энергичный, сильный молодец вскоре становится лучшим другом молодого писателя, а позже сыграет самую важную роль в передаче творческого наследства Кафки публике. К тому же, именно благодаря Максу Франц продолжает жить, вопреки унылой работе юриста и общему отсутствию вдохновения. Брод, в конце концов, чуть ли не заставляет молодого писателя начать публиковаться.
Отцовский прессинг не прекратился даже после того, как Франц стал совершеннолетним. Он постоянно упрекал сына в том, что тот очень мало зарабатывает. В результате писатель устраивается на работу…в асбестовую фабрику. Напрасно растрачивая свою энергию и время, Кафка начинает серьезно задумываться над самоубийством. К счастью, спектакли львовского кочевого театра отвлекают его от подобных мыслей.
Отцовский запрет на интимные отношения с женщинами настолько сильно повлиял на психику Франца, что тот, уже стоя на пороге супружеской жизни, пятился назад. Так случилось дважды – впервые с Фелицией Бауэр, а во второй раз – с Юлией Вохрыцек.
В последний год жизни Кафка встретил свою лучшую подругу – Дору Диамант. Ради нее он, можно сказать, наконец возмужал, покинув родителей в Праге и отправившись жить с ней в Берлин. Даже то короткое время, оставшееся паре, они не смогли прожить счастливо: приступы учащались, туберкулез прогрессировал. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года – после того, как неделю не мог ничего есть и окончательно потерял голос…
Франц Кафка, библиография
Все книги Франца Кафки:
Новеллы
1905
«Описание одной борьбы»
1907
«Свадебные приготовления в деревне»
1909
«Разговор с молящимся»
1909
«Разговор с пьяным»
1909
«Аэропланы в Брешии»
1909
«Молитвенник женщин»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Первая дальняя поездка по железной дороге»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Рихард и Самуэл: небольшое путешествие по Центральной Европе»
1912
«Большой шум»
1914
«Перед законом»
1915
«Школьный учитель»
1915
«Блюмфельд, старый холостяк»
1917
«Сторож склепа»
1917
«Охотник Гракх»
1917
«Как строилась китайская стена»
1918
«Убийство»
1921
«Верхом на ведре»
1922
«В нашей синагоге»
1922
«Кочегар»
1922
«На чердаке»
1922
«Исследования одной собаки»
1924
«Нора»
1931
«Он. Записи 1920 года»
1931
«К серии „Он“»
1915
Сборник «Кары»
1912
«Приговор»
1912
«Превращение»
1914
«В исправительной колонии»
1913
Сборник «Созерцание»
1913
«Дети на дороге»
1913
«Разоблачённый проходимец»
1913
«Внезапная прогулка»
1913
«Решения»
1913
«Прогулка в горы»
1913
«Горе холостяка»
1908
«Купец»
1908
«Рассеянно глядя в окно»
1908
«Дорога домой»
1908
«Пробегающие мимо»
1908
«Пассажир»
1908
«Платья»
1908
«Отказ»
1913
«Наездникам к размышлению»
1913
«Окно на улицу»
1913
«Желание стать индейцем»
1908
«Деревья»
1913
«Тоска»
1919
Сборник «Сельский врач»
1917
«Новый адвокат»
1917
«Сельский врач»
1917
«На галерее»
1917
«Старинная запись»
1914
«Перед законом»
1917
«Шакалы и арабы»
1917
«Посещение рудника»
1917
«Соседняя деревня»
1917
«Императорское послание»
1917
«Забота главы семейства»
1917
«Одиннадцать сыновей»
1919
«Братоубийство»
1914
«Сон»
1917
«Отчёт для академии»
1924
Сборник «Голодарь»
1921
«Первое горе»
1923
«Маленькая женщина»
1922
«Голодарь»
1924
«Певица Жозефина, или мышиный народ»
Малая проза
1917
«Мост»
1917
«Стук в ворота»
1917
«Сосед»
1917
«Гибрид»
1917
«Воззвание»
1917
«Новые лампы»
1917
«Железнодорожные пассажиры»
1917
«Обыкновенная история»
1917
«Правда о Санчо Пансе»
1917
«Молчание сирен»
1917
«Содружество подлецов»
1918
«Прометей»
1920
«Возвращение домой»
1920
«Городской герб»
1920
«Посейдон»
1920
«Содружество»
1920
«Ночью»
1920
«Отклонённое ходатайство»
1920
«К вопросу о законах»
1920
«Набор рекрутов»
1920
«Экзамен»
1920
«Коршун»
1920
«Рулевой»
1920
«Волчок»
1920
«Басенка»
1922
«Отъезд»
1922
«Защитники»
1922
«Супружеская чета»
1922
«Комментарий (не надейся!)»
1922
«О притчах»
Романы
1916
«Америка» («Пропавший без вести»)
1918
«Процесс»
Франц Кафка был одним из самых важных немецких писателей двадцатого века. Он провел всю свою жизнь в родном городе Праге — столице Богемии. Кафка славится своими гротескными историями и романами, многие из которых были опубликованы лишь посмертно, под редакцией его близкого друга Макса Брода. Работы Кафки, принадлежащие к различным литературным периодам, неизменно уникальные и популярны у широкого круга читателей.
Детские годы
Франц Кафка появился на свет 3 июня 1883 года в семье германоязычных евреев-ашкенази, проживающих на территории гетто в районе нынешней Праги. Он был первым ребенком в семье Германа и его жены Джулии, урожденной Лёви.
Его отец, сильный и громкоголосый, был четвертым ребенком Якова Кафки, мясника, приехавшего в Прагу из Осеки, еврейской деревни, расположенной на юге Богемии. Поработав некоторое время в качестве торгового представителя, он зарекомендовал себя как независимый розничный торговец мужских и женских галантерейных товаров, и аксессуаров. В деле было занято порядка 15 человек, а контора в качестве логотипа использовала знак «галочка», олицетворяющий значение фамилии на чешском. Мать Кафки была дочерью Якова Лёви, процветающего пивовара из Подебрады и была образованной женщиной.
Франц был старшим из шести детей. У него было двое младших братьев, умерших в младенческом возрасте, и три младших сестры: Габриэль, Валери и Оттла. На неделе, в рабочее время, оба родителя отсутствовали в доме. Его мать помогала управлять бизнесом мужа и работала по 12 часов в день. Дети в значительной степени были воспитаны чередой гувернанток и слуг. Сердечная мать была большой отдушиной для детей, но тенденция быть одиноким и замкнутым у Франца осталась на долгие годы. Именно от матери он унаследовал свою чувствительность и мечтательность. В своих литературных произведениях Кафка трансформировал полное отсутствие общения и понимания во взаимоотношениях между авторитетными людьми и маленьким человеком.
Он вырос в еврейской немецкоязычной общине, редко общаясь с чешскоязычными гражданами Праги. Несмотря на это он в течении своей жизни получил глубокое знание чешского языка и понимание литературы. Парень обладал серьезным характером и был мало разговорчив. Он говорил спокойным и тихим голосом, носил в основном темные костюмы, а иногда и черную круглую шляпу. Он старался не показывать публично свои эмоции. Более того, неверующий Кафка был аутсайдером даже в еврейской общине. Еврейская принадлежность была отмечена участием в бармицве в 13 лет и посещением синагоги с отцом четыре раза в год.
Тяга к сочинительству зародилась ещё в детстве. Ко дням рождений родителей он сочинял маленькие пьесы, которые ставили дома его младшие сестры, в то время как он сам выступал в качестве режиссера домашних спектаклей. Он был заядлым читателем.
Кафка и его отец
Отец Герман хотел воспитать своих детей в соответствии со своими идеалами. Он оставлял им мало места для личного развития, а все социальные контакты подростков строго контролировались. Особенно отец контролировал Франца и его младшую сестру Оттлу. Несмотря на дружественный и миротворческий характер матери, периодически возникали конфликты между Германом и детьми.
В своих письмах, дневниках и прозе, писатель многократно обращался к теме взаимоотношений с отцом. Герман, физически сильный, энергичный, волевой самодовольный холерик служил своего рода катализатором для своих детей. Застенчивый Франц становился все более тревожным, что в свою очередь делало его мишенью для отцовских насмешек. Этот порочный круг ему так и не удалось разорвать до конца дней.
В 1919 Кафка написал «Письмо моему отцу», где на более чем ста страницах описываются его конфликтные отношения с Германом. Он всей душой стремится к примирению, но считает, что это невозможно. Остается только надежда на мирное сосуществование. Его произведения «Метаморфоза» и «Суждение» характеризуют мощные фигуры отцов.
Годы образования
С 1889 года Кафка посещал начальную школу для мальчиков на улице Масна. Среднее образование было получено в немецкой государственной гимназии на Староместской площади, в которой он обучался с 1893 по 1901 год. Это была академическая средняя школа восьмигодичного уровня, где преподавание велось на немецком языке, размещавшаяся в Кинском дворце в Старом городе. Среди первых его друзей были будущие искусствовед Оскар Поллак и поэт, переводчик и журналист Рудольф Иллови. Семья жила в то время на улице Целетна. В подростковом возрасте он сказал своему школьному другу, что станет писателем. С этого времени начались его первые литературные попытки.
Сдав школьные выпускные экзамены Франц был принят в пражский университет, основанный Карлом Фердинандом в 1348 году. Обучение пришлось на период с 1901 по 1906 год. Он начал изучать химию, через пару недель переключился на немецкую литературу и философию, но перешел факультет, специализирующийся на изучение права во втором семестре. Это был своего рода компромисс между пожеланиями отца в получении сыном профессии с целью построения успешной карьеры и более длительным сроком обучения, дававшим Кафке дополнительное время для занятий исследованиями и изучения истории искусств. Во время обучения он был активным участником студенческого жизни, в рамках которой организовывалось множество публичных литературных чтений и других мероприятий. В конце своего первого курса учебы он встретился с Максом Бродом, ставшим его близким другом на протяжении всей своей жизни и с журналистом Феликсом Вельчем, который тоже изучал право. Студентов сблизила безграничная любовь к чтению и общность мироощущения. На этот период пришлось глубокое изучение трудов Платона, Гете, Флобера, Достоевского, Гоголя, Грильпарцера и Клейста. Особый интерес вызывала чешская литература.
В июне 1906 года он получил полное высшее образование, в свои 23 года став доктором юриспруденции. В октябре он начал трудовую карьеру, с обязательного для выпускников неоплачиваемого юридического практикума, и проработал год в качестве государственного служащего. В общей сложности 14 лет он проработал адвокатом в «Институте страхования от несчастных случаев трудящихся» в чешском королевстве.
Начало литературной деятельности
Франца удручал рабочий график с восьми утра до шести вечера, так как было чрезвычайно сложно совмещать работу, сопряженную с рутинной обработкой и расследованием компенсационных требований пострадавших рабочих с необходимой сосредоточенностью при работе над произведениями. Параллельно Кафка трудился над своими рассказами. Вместе со своими друзьями Максом Бродом и Феликс Вельчем они называли себя «близкий пражский круг». Будучи при этом трудолюбивым и исполнительным работником, Кафка иной раз уходил пораньше со службы, чтобы предаться сочинительству. В 24 Кафка опубликовал свои первые произведения в журнале, после чего рассказы были опубликованы в виде книги под названием «Размышления».
Самыми продуктивными для писателя стали годы после окончания университета. Его произведения были написаны вечерами после работы или ночью. Так появился на свет роман «Свадебные приготовления в сельской местности».
Кафка провел свой отпуск на севере Италии на озере Гарда с Максом и Отто Бродом. 29 сентября пражская ежедневная газета «Богемия» опубликовала небольшой рассказ «Аэропланы в Брешии». В 1910 году он начал вести записи в дневнике и интенсивно изучать иудаизм, сионизм, еврейскую литературу и собственные еврейские корни, овладел ивритом.
Два года спустя, он начал работать над романом «Пропавший без вести» и написал первые его главы. Работа прославилась с легкой руки Макса Брода, под названием «Америка». В том же году он занимался написанием романа и сборника из 18 коротких рассказов. За одну ночь был написан в 1912 году его первый большой рассказ «Приговор». История содержит все элементы, связанные с внутренним миром автора, в которой прикованный к постели авторитарный властный отец осуждает своего принципиального сына. Его следующая работа, завершенная в мае 1913 года, была рассказом «The Stoker», позже включенным в его роман «Пропавший без вести» и удостоенным литературной премии имени Теодора Фонтане в 1915 году, что явилось его первым общественным прижизненным признанием.
Если бы не старания его друга Брода, мир не узнал бы лучших романов Кафки. Редактируя их после смерти автора, Макс проигнорировал просьбу своего друга уничтожить все свои неопубликованные произведения после смерти.
Так, благодаря Броду свет увидели такие произведения, как:
- «Америка»;
- «Процесс»;
- «Замок».
Зрелые годы
Кафка никогда не был женат. Согласно воспоминаниям его друга, его обуревало сексуальное желание, но страх перед интимными неудачами препятствовал личным отношениям. Он активно посещал бордели и интересовался порнографией. Близкие отношения в его жизни были с несколькими женщинами.
13 августа 1912 года Кафка встретился с Фелис Бауэр, дальней родственницей Брода, которая была в Праге проездом. Пять лет длились их отношения, перемежавшиеся с активной перепиской, два раза за этот период они подходили к рубежу брака. Женитьбе не суждено было случиться, и они разошлись в 1917 году.
В том же году у Кафки проявились первые симптомы туберкулеза. Во время рецидивов его поддерживала семья. Он переехал к сестре Оттле в северо-западную Богемию и посвятил время изучению творчества Кьеркегора. Он опасался возможных физических ограничений, вызванных болезнью, других он впечатлял опрятным и строгим внешним видом, тихими и спокойными реакциями, интеллектом и специфическим юмором. Он начинает записывать афоризмы. Позднее они были опубликованы в книге «Размышления о грехе, страдании, надежде и об истинном пути».
В октябре 1918 пала Австро-Венгерская империя и была провозглашена Чехословакия. Официальным языком в столице стал в чешский язык. Год принес автору и личные потрясения. Кафка заболел испанкой. Возникшая впоследствии физическая слабость негативно влияет на психику писателя. Кафка не доверял врачам. Он был сторонником натуропатии. Неспецифические симптомы, такие как бессонница, головные боли, проблемы с сердцем или потеря веса, которым он страдал, он объяснял психосоматией.
В это время зарождаются новые отношения с Джулиек Вохрыцек, происходившей из скромной купеческой семьи. Эта связь сильно огорчала отца, что натолкнуло Франца на написание обращения «Письмо моему отцу». Молодым не удалось снять жилье. Кафка увидел в этом знак и удалился. Весной 1922 года он написал «Голодный художник», а летом «Исследования одной собаки». Следующие страстные отношения с переводчицей и журналисткой Миленой Есенской не удались. Несмотря на несчастливое замужество возлюбленной она не готова была уйти от мужа. В 1923 году он расстался с ней. В период с 1920 по 1922 год здоровье ухудшилось, и Франц был вынужден уйти с работы.
В 1923 Кафка, восстанавливая здоровье на Балтийском море, встретил учителя детского сада Дору Диамант, двадцатипятилетнюю дочь польских евреев. Дора, говорившая на идиш и иврит, очаровала писателя. Поразили естественная и скромная манера ее поведения при достаточно зрелых взглядах. Кафка покинул Прагу в конце июля 1923 года и перебрался в Берлин-Штеглиц, где написал свою последнюю, сравнительно счастливую историю «Маленькая женщина». Дора ухаживала за возлюбленным так, что ему в конце своей жизни, наконец удалось освободиться от влияния семьи. Именно в паре с ней у него возник интерес к Талмуду. Кафка написал свою последнюю работу «Жозефина, или мышиный народ», вошедшую в сборник «Голодарь». Однако его здоровье стремительно ухудшается. Он вернулся в Прагу за три месяца до своей смерти 3 июня 1924 года. В апреле он едет в санаторий, где подтверждается диагноз. На лечение ложится в университетскую клинику Вены, затем в санатории доктора Хьюго Гофмана в Клостернойбурге. Дора Диамант всячески опекает и поддерживает Кафку, который стремительно теряет вес, с трудом глотает пищу и не может говорить. 3 июня около полудня Кафка умер. Писатель был похоронен на еврейском кладбище в Праге.
До сих пор, на наш взгляд, так и не оцененного по достоинству гения, не многое говорит большинству неприхотливых читателей. Его имя, у подавляющего большинства читавших или только слышавших о нем, вызывает приступ тоски, ассоциации с чем-то мрачным, непонятным, алогичным или, в лучшем случае, напоминает о неких тайных глубинах подсознания. Тем не менее имя этого писателя безусловно модно и ни один мало-мальски уважающий себя читатель не сможет признаться, что он не читал Франца Кафки, даже в том случае, если, споткнувшись на первом рассказе, он захлопнул книгу этого удивительного автора навсегда.
При этом, вернее, несмотря на все противоречивое отношение к этому писателю читающей публики, мы можем без сомнения заявить, что Франц Кафка не только гениальный писатель, но и, безусловно, один из уникальных еврейских пророков так называемого «нового времени». Как писатель, он произвел совершеннейшую революцию в мышлении и в литературе, обнажив дно сознания, а как трагический пророк (были ли у евреев пророки–оптимисты?) прокричал нам всем о том ужасе европейского нового времени, которым, как одним из своих самых впечатляющих достижений, до сих пор гордится современная европейская цивилизация. Катастрофа еврейская, которую устроили нам европейцы (вернее, немцы при молчаливом согласии и участии других европейских народов), была лишь кошмарным и логичным продолжением того ужаса, о котором кричал Кафка.
Итак, откуда берутся гении и откуда взялся Франц Кафка? В этом коротком исследовании мы попытаемся опереться на высказывания и работы его биографов, в частности таких выдающихся, как Клод Давид, Макс Брод и Элиас Каннети, его друзей, родственников, знакомых и любящих его женщин.
Сам Франц слишком хорошо различал в себе две семейные линии. Первая и, безусловно, главная - ветка Кафки, отмеченная, на его взгляд, «силой, здоровьем, хорошим аппетитом, сильным голосом, даром слова, самодовольством, чувством превосходства над всеми, упорством, остроумием, знанием людей и определенным благородством». Заметим в скобках, сколь сильными положительными, даже превосходными качествами наделяет эту семью сам Франц – при том, что именно с этими родственниками и, в первую очередь, с отцом Германом Кафкой , его отношения были сложными, чтобы не сказать ужасными. Эти родственники никогда не могли понять его, а он их. Другая ветка - материнская линия семьи Лёви, которую он наделяет несколько иными качествами, иногда прямо противоположными – « чувствительность, чувство справедливости, беспокойство». При этом в его знаменитом «Письме отцу», которое, как пишет биограф, «тот, впрочем, так никогда и не прочитал», он открыто объявляет себя, даже настаивая на этом, именно - Лёви, самое большее, «с некоторой основой Кафки».
Кто же эти Кафки? Да и что значит сама их фамилия? Ответы на оба эти вопроса достаточно прозаичны. Начнем с последнего. Как настаивают исследователи, «фамилия Кафка по своему звучанию явно чешская: Кафка - это галка, и галка будет служить в дальнейшем эмблемой их торгового дома.» Фамилия эта была присвоена семье скорее всего при Иосифе II, то есть по его знаменитому указу от 1787 года, согласно которому «до 1 января 1788 года все евреи Австро-Венгерской империи должны были принять фамилии», получив таким образом гражданский статус. Фамилия произошла, видимо, от прозвища основателя этого рода. Почему возникло то или иное прозвище – мы не знаем.
Возможно, это родилось от – «черный как галка». Франц терпеть не мог свою фамилию, а особенно два ее «к». Итак, кто же эти люди, прозванные когда-то таким не очень благозвучным прозвищем, как «Галка». Вот что мы знаем из исследования Давида об этих сильных, здоровых, с отменным аппетитом и громким голосом людях. «Род Кафки отличался великанским ростом. Рассказывают, что дед Якоб Кафка, мясник в Воссеке, мог поднять мешок с мукой зубами. В этой семье все были рослыми, даже сестры Франца. Но сам он стыдился своего высокого роста, из-за которого чувствовал себя не сильным, а хилым, неуклюжим и смешным. В своей генеалогии Кафки не восходят дальше деда Якоба, того самого, который должен был ждать революции 1848 года, чтобы получить возможность жениться, и жил в местечке Воссек.
Якоб Кафка с женой |
Воссек - деревня на юге Чехии. Она населена чехами и евреями. Жизнь в Воссеке отличалась крайней убогостью. Был найден родной дом Германа Кафки - хижина, крытая соломой. Все спали в одной комнате - Якоб Кафка , четверо его сыновей и две дочери. Отец писателя неоднократно воскрешал в памяти трудные годы своего детства: голод, когда не хватало картошки; холод, который вызывал на лодыжках незаживающие открытые раны; в семь лет Герман Кафка вынужден был ходить из деревни в деревню, толкая ручную тележку; его сестру Юлию отослали в одну семью в качестве кухарки». Как вспоминал рассказы отца Франц: «ей доводилось ходить по поручениям в самые жестокие холода в своей маленькой промокшей юбке, кожа на ее ногах трескалась, маленькая юбка замерзала и высыхала только вечером в кровати". Герман Кафка, впрочем, ставил в упрек своим детям то, что они не знали этих страданий: "Кто знает об этом сегодня! Что могут знать дети об этом! Никто так не страдал! Как современный ребенок может понять это?" При этом тот же биограф высказывает некоторое сомнение в абсолютной правдивости этих рассказов, превратившихся у Кафок в семейную легенду. «По правде говоря, сохранившиеся фотографии, где представлены Якоб Кафка и его жена, одетые как настоящие буржуа и выглядевшие весьма преуспевающими людьми, наводят на мысль, что эта крайняя нищета была не всегда, или же память мало-помалу притуплялась и слегка мистифицировала прошлое».
Вот краткая биография отца Франца. Бедный еврей Герман Кафка , отслужив три года в имперской армии, в 1881 году приезжает в Прагу и и через год женится на Юлии Лёви , «девушке из семьи богатых провинциальных суконщиков, которые в то же время были владельцами пивной». Прислушаемся к биографу: «Юлия Лёви, несомненно, принесла весьма существенное приданое, и трудно представить, чтобы в эту зажиточную семью приняли какого-то мелкого коммерсанта без средств». Действительно странно. Возникает вопрос – действительно ли Герман был столь беден, как любил о себе рассказывать? Ведь уже в том же 1881 году он открывает магазин модных вещей на Цельтнерштрассе и это предприятие начинает процветать. Герман богатеет и вскоре превращает небольшой магазин в большую оптовую фирму, которая располагается теперь уже «на первом этаже великолепного дворца Кински на Большой площади Старого города». Герман «разбогател», «преуспел», «достиг цели» и уж во всяком случае опередил всех своих братьев и сестер. Вернее, о сестрах, Анне и Юлии , неизвестно ничего, они словно канули в безвестность, а братья... Судьба их прослежена достаточно подробно. Людвиг, вначале работал в магазине у Германа, потом стал мелким страховым агентом и более, видимо, в своей жизни не совершил ничего. Генрих умер молодым, его дочь Ирма со слабым здоровьем и несчастливым мужем долгое время работала в том же магазине на своего дядю Германа. Франц Кафка вспоминал, что даже на ее панихиде отец не нашел для нее доброго слова. Единственное, что выдавил из себя Герман: "Бедная Ирма мне завещала хорошенькую свинью". Последний брат Германа, Филипп имел небольшое дело в одном из заштатных чешских городков. Один из сыновей Филиппа умирает совсем молодым в 1901 году. Три его других сына и двое сыновей Генриха эмигрируют. Четверо из них в Соединенные Штаты, один в Парагвай. «Удачливым» по меркам семейства Кафки становится только один кузен Франца – Роберт, пятый сын Филиппа. Он становится достаточно популярным адвокатом и вызывает восхищение Франца: «Мой кузен - превосходный человек. Когда этот Роберт, в возрасте около сорока лет, приезжал вечером к бассейну Софии - он не мог приходить раньше, он был адвокатом, очень занятым человеком, скорее работой, чем удовольствиями, - когда он приезжал вечером после пяти часов, он снимал несколькими быстрыми движениями одежду, бросался в воду и плыл с мощью красивого дикого зверя, весь струящийся водой, со сверкающими глазами, и уплывал тотчас в сторону запруды, он был великолепен». В «блистательном» Роберте Франца восхищает все те качества, что отсутствуют у него самого. Впрочем, вспоминая Роберта, он добавляет: "А шесть месяцев спустя он умер, без толку замученный врачами".
Кстати, из рода Кафок вышел и еще один, даже более чем Роберт, удачливый человек. Как пишет Клод Давид: «этот Бруно Кафка, чье имя, впрочем, никогда не упоминалось ни в "Дневнике" писателя, ни в его переписке, был сыном одного из братьев дедушки Якоба. Он был практически того же возраста, что и писатель, но его карьера сложилась совсем иначе. Сын адвоката, он принял христианство, стал профессором права, деканом факультета, потом ректором университета. После войны Бруно Кафка - депутат Парламента, главный редактор "Богемии", одной из крупных газет Праги, и, если бы не преждевременная смерть, он, по всей видимости, сыграл бы важную роль в истории Чехословакии. Макс Брод, который ненавидел его, сообщает, что он имел некоторое физическое сходство со своим кузеном Францем: «Черные как смоль волосы, сверкающие глаза, та же отвага в лице - даже движения указывают на благородство исключительной личности. Только у Франца все было более достойным и более мягким, у Бруно же оно было близко к карикатурности, с тенденцией к гениальному мошенничеству, насилию и даже к садизму». Таким, по меньшей мере, он представлялся Максу Броду, который часто не ладил с Бруно. Таковы были эти Кафки, чьей энергии Франц завидовал, но к которым не хотел принадлежать».
Якоб Лёви. Дед Кафки, со стороны матери. |
Семья Лёви, к которой принадлежала мать писателя, с точки зрения предпринимательской хватки была еще более «преуспевшей», чем Кафки. Они вообще были в чем-то похожи. Обе семьи состояли из ассимилированных евреев, обе «были выходцами из среды провинциальных лавочников». Но, тем не менее, Лёви отличались от старательных Кафок. В атмосфере семейства Лёви все-таки был некий воздух, люфт, некий хоть и небольшой, но зазор в этом жестком лавочном практицизме, какое-то «впечатление неустойчивости», что-то не поддающееся программированию. Например, среди них было много холостяков, что было крайне нетипично для подобных семей. Вообще из всех пяти родных или сводных братьев матери писателя Юлии (ее отец вновь женился вскоре после смерти своей молодой жены), только двое создали семью. Один из братьев, Альфред, уехавший в Испанию и ставший директором железных дорог в Мадриде, был, как указывает биограф, «семейной знаменитостью». «Видимо, это именно он в "Процессе" стал прообразом «провинциального дядюшки», напыщенного, властного, чьи начинания, однако, в основном заканчиваются неудачами. Кафка не питал к нему неприязни, он находил с дядюшкой общий язык гораздо лучше, чем с родителями. А главное, Альфред Лёви был для него символом холостяка.»
Другой брат матери и любимый дядя Франца - Зигфрид Лёви, к которому он часто ездит на каникулы в Триест, вообще выбрал себе странную для семьи профессию - сельский врач. Он тоже остается холостяком и, пребывая в сельской глуши, созерцает природу и тишину. Франц записывает в дневнике, что у него «не по-человечески тонкий ум, ум холостяцкий, ум птицы, который, похоже, рвется из слишком узкого горла. Так он и живет в деревне, глубоко пустив корни, довольный, как бывает, когда легкий бред, принимаемый за мелодию жизни, делает человека довольным».
Другой дядя Франца, Йозеф, поступает не менее, а скорее даже более экстравагантно - он уезжает на край света, в экзотическое Конго, женится там на француженке и переезжает в Париж. Об еще одном брате матери, Ричарде Лёви, биографам сказать нечего, кроме того, что он «был безвестным мелким торговцем».
Последний брат Юлии Кафки, Рудольф, тоже на всю жизнь остается холостяком. Рудольф в семье считается «неудачником», «чудаком», «человеком смешным», или, как пишет Франц, «непонятным, слишком любезным, слишком скромным, одиноким и тем не менее болтливым». Он принимает христианство, что уже само по себе было необъяснимо, он всю жизнь живет со своим отцом и конфликтует с ним, и при всем при этом служит «всего лишь бухгалтером в пивной». Кстати, один из его и Франца предков, сын прапрадеда писателя, Иосиф, тоже отрекся от веры отцов, чем заслужил соответственное в семье отношение. Рудольф же вообще, можно сказать, был семейной притчей во языцах. Когда маленький Франц совершал нечто, что казалось его отцу немыслимой глупостью, Герман Кафка имел обыкновение восклицать: «Вылитый Рудольф!». Видимо, это сравнение стало настолько обиходным в семье, что и сам Франц отчасти поверил в него. Во всяком случае в 1922 году, уже после смерти Рудольфа, он записывает в своем дневнике: "Сходство с дядей Р. поразительно еще и сверх того: оба тихие (я - менее), оба зависимы от родителей (я - более), во вражде с отцом, любимы матерью.., оба застенчивы, сверхскромны (он - более), оба считаются благородными, хорошими людьми, что совсем неверно в отношении меня и, насколько мне известно, мало соответствует истине в отношении его.., оба вначале ипохондрики, а потом действительно больные, обоих, хотя они и бездельники, мир неплохо содержит (его, как меньшего бездельника, содержат гораздо хуже, насколько можно сравнивать) оба чиновники (он - лучший), у обоих наиоднообразнейшая жизнь, оба неразвивающиеся, до конца пребывают молодыми, - точнее слова "молодыми" слово "законсервированными", - оба близки к безумию, он, далекий от евреев, с неслыханным мужеством, с неслыханной отчаянностью (по которой можно судить, насколько велика угроза безумия), спасся в церкви, до конца... Неправда также, что он не был добрым, я никогда не замечал в нем и следа скупости, зависти, ненависти, жадности; для того же, чтобы самому помогать другим, он был слишком слаб. Он был бесконечно невиннее меня, здесь нельзя и сравнивать. В деталях он был карикатурой на меня, в главном же я карикатура на него". Так Франц, как пишет Клод Давид, пытался узнать себя в Рудольфе, в его судьбе, которая, как казалось тогда писателю, уготована и ему наследственностью Лёви.
Зная теперь всю судьбу этого гениального человека, мы можем понять, насколько велики были его заблуждения по поводу самого себя. Но Франц был почти уверен – ему казалось, что он предощущает собственное безумие – он вспоминал брата бабушки Эстер по материнской линии, о котором, правда, ничего не знал, кроме того, что его всегда называли «чокнутый дядя Натан». Франц с упорством подозревал в безумии себя самого, в то время как мир вокруг него давно уже был безумным. Не исключено, что его ощущение личной трагедии было столь сильно и потому, что он был одним из немногих пророков, сознающих все сумасшествие окружающего и при этом обвиняющих себя в невозможности соответствовать этому безумию. Он был подобен канатоходцу, танцующему на проволоке странный немыслимый танец, канатоходцу не по выбору – по принуждению. За границами проволоки праздновало безумие – обыкновенное, привычное, повальное сумасшествие.
Откуда же в семье почти стопроцентных лавочников, коммерсантов и содержателей пивных заведений взялся пророк? В генеалогии Франца Кафки была и еще одна семейная линия, окутанная почти сакральными легендами, в которой, как пишет Клод Давид, «ощутимы следы духовности» . Эта линия Пориасов. Пориас – это фамилия бабушки писателя. Сам Франц знал очень мало об этой семейной ветке, в основном – некие предания, за давностью лет казавшиеся почти легендами. В своем дневнике он записывает с чьих-то слов рассказ о своем прапрадеде Иосифе Пориасе, жившем в 18 веке – «это был человек чрезвычайно образованный, столь же уважаемый христианами, как и евреями. Во время одного пожара благодаря его набожности произошло чудо: огонь не коснулся его дома, и он уцелел, тогда как кругом все дома сгорели». Как указывает биограф, «мать Кафки зато знала Адама Пориаса, своего деда, сына Йозефа, так как ей было шесть лет, когда он умер. Он был раввином, исполнявшим также обряд обрезания (то есть и моэлем), и к тому же еще суконщиком. Она говорила о нем как о человеке «очень набожном и очень образованном, с длинной белой бородой». Она вспоминала о том, как должна была, когда он умер, «держать пальцы покойника и просить прощения за все прегрешения, которые могла совершить по отношению к нему». Она не забыла, что этот дедушка скрупулезно практиковал купания, предписанные религиозным каноном: «Он купался все дни в реке, даже зимой. Для этого ему приходилось прорубать топором лунку во льду». Что еще было известно писателю о семье Пориасов? Немного. Например, то, что Сара, жена прадеда Адама Пориаса, не смогла перенести смерть своей дочери, умершей в двадцать восемь лет от тифа, - она бросилась в Эльбу. Вот собственно и все или почти все, не считая атмосферы легенд, что было известно о роде Пориасов.
Мы предприняли собственное исследование, и вот какие дополнительные сведения об этой семейной ветке стали известны. Пориас или Париас – это фамилия сефардского происхождения. Из Испании или Португалии миграция этой семейной ветви проходила через Италию в Богемию и Чехию, которые вошли в результате в Австро-Венгерскую империю. Один из исследователей рода провел фонетико-лингвистическую экспертизу написания и произношения в разных странах Европы фамилии Париас. По-итальянски эта фамилия имеет написание Parjas или Parges, что произносилось как Парьас или Париас. Когда семья переехала в германские и славянские страны, то написание фамилии и ее произношение стали различаться. Те ветви семьи, новые документы которых переписывались со старых итальянских, сохранили правильное написание, но утратили оригинальное произношение и в результате стали Паргесами и Поргесами. Те же семьи, документы которых составлялись на основе устной информации, стали записывать фамилию в соответствии с правилами местной фонетики, то есть Пориас и Париас. Таким образом из одного рода Parjas (Parges) возникли две новые фамилии - Паргес и Париас, которые, собственно, являются одним и тем же родовым именем.
Занимаясь исследованием этого рода, мы, наконец, смогли ответить и на наш главный вопрос – откуда же появился Франц Кафка, этот уникальный писатель и пророк. Оказалась, что семья Париас (Паргес) дала миру многих знаменитых равинов, талмудистов, а позже, уже в 20-м веке, писателей и деятелей культуры. Вот лишь некоторые из них:
Моше сын Израиля Нафтали Гирша Поргеса родился в 1600 году в Праге, а умер в 1670 году в Иерусалиме. Он был раввином и путешественником. Он жил в Праге, а позже добрался до Иерусалима и стал там эмиссаром ашкеназской общины. Там же он получил прозвище Прагер. Еврейская община Земли Обетованной поддерживалась в те годы щедрыми пожертвованиями польских евреев. В годы кровавой резни Хмельницкого на Украине и в Польше экономическое положение ашкеназской общины Эрец Исраэль резко ухудшилось. Было принято решение послать Моше в Европу на сбор пожертвований. Во время выполнения возложенной на него миссии в 1650 году Моше написал небольшой иллюстрированный труд о жизни евреев в Израиле – «Пути Сиона». Этот труд был опубликован лишь единожды, но завоевал сердца европейских евреев, которые щедро отозвались на талант писателя – миссия была выполнена и экономические проблемы решены.
Аарон сын Беньямина Поргес (Порьес) родился в Праге в 1650 году. Будучи пражским раввином, он написал знаменитый труд «Память Аарона» о древних еврейских обрядах, касающихся смерти и умерших.
Йосеф сын Иегуды Лейба Поргеса, известный автор, писавший на иврите в начале 18-го века.
Моисей Поргес (1781-1870), как указывает еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, был одним из первых выдающихся промышленников Австрии. Позднее он стал вице-бургомистром Праги-Смихов. Но еще до этого он, вместе со своим братом Леопольдом Йудой, примкнул к «франкистом», движению последователей лже-мессии Шабтая Цви, во главе которого стоял Яков Франк. Разочарованные в этом движении, братья вернулись в Прагу и в маленькой темной мастерской с одним прядильным станком создали небольшое мануфактурное дело. Но вскоре разросшееся предприятие стало одним из крупнейших во всей Австрии. За особые заслуги по развитию экономики император Фердинанд в 1840 году предложил Моисею Поргесу дворянское звание. Но Моисей попросил взамен этого уравнять в правах евреев Австрии с остальным населением. Естественно, его просьба была отвергнута. При этом, несмотря на подобную дерзость, через год Моисею и его брату Йуде был присвоен дворянский титул, и их семья стала именоваться Поргес фон Портгейм.
В 19-м веке в Европе творили драматург Карл Поргес, художник Ингац Йосеф Поргес, раввин и библиограф Натан Поргес, композитор Генрих Поргес и его дочь – знаменитый драматург Эльза Бернштейн.
В 20-м веке этот род подарил миру Франца Кафку.
Род Пориасов-Поргесов, как и многие другие еврейские европейские семьи, перекинул свои ветви через Атлантический океан. Там, в США, Фридрих Поргес стоял у истоков Голливуда, творили братья Артур и Ирвин Поргес, своим танцем покорял сердца самый знаменитый танцор своего времени Фред Астер, который тоже являлся потомком этой знаменитой семьи.
Франц Кафка, произведения которого известны во всем мире, был немецкоязычным автором еврейского происхождения. Как ни странно, писатель, который сейчас известен на весь мир, при жизни не пользовался популярностью и опубликовал всего несколько коротких рассказов. Все свое литературное наследие Кафка приказал сжечь, но его друг Макс Брод ослушался, и только благодаря этому миру удалось узнать, кто же такой этот таинственный писатель, и познакомиться с его произведениями.
Детство писателя
Кафка Франц - известный еврейского происхождения. Родился он 3 июля 1883 года в одном из гетто Праги, которая в то время была частью Австро-Венгерской Империи. Отец писателя - Герман Кафка - был чешскоязычным евреем, работал продавцом в галантерейной лавке, а мать - Юлия Кафка - говорила больше на немецком, так же, как и Франц, который, тем не менее, хорошо знал чешский и французский языки. В семье, помимо него, было еще несколько детей. Два младших брата будущего писателя умерли в детстве, но у него осталось еще три сестры. Маленький Франц ходил в школу вплоть до 1893 года, а потом перешел в гимназию, которую закончил в 1901 году, получив аттестат зрелости.
Зрелые годы
По окончании Пражского университета Кафка получил степень доктора права. После этого он работал в страховом ведомстве на должности простого чиновника. В 1922 году Кафка преждевременно вышел на пенсию из-за болезни. Однако во время своей службы на государственной должности Кафка оставался преданным своему основному занятию - литературе, которой посвящал множество времени. Из-за длительного туберкулёза, который начался после легочного кровоизлияния, писатель умер 3 июня 1924 года. Кафка перед смертью попросил своего друга сжечь все неопубликованные рукописи, однако тот его не послушался и поэтому многие произведения талантливого автора были опубликованы посмертно.
Внутренний мир Кафки
Всегда сложно говорить о чувствах человека, особенно если он ведет замкнутый образ жизни. Тем не менее, о жизни известного немецкого писателя еврейского происхождения существуют задокументированные свидетельства, касающиеся не только его биографии, но и его взглядов на жизнь. Каким на самом деле был Франц Кафка? «Письмо отцу», одно из произведений писателя, является, например, отличным отражением взаимоотношений автора со своим отцом и ряда детских воспоминаний.
Здоровье
Во многом на жизнь писателя повлияло его состояние здоровья, с которым у него постоянно возникали проблемы. Спорным считается вопрос, были ли его проблемы психосоматической природы, но то, что болезни изводили автора, это несомненно. и регулярная гимнастика - вот как пытался справиться со своим состоянием Кафка. Франц употреблял много непастеризованного коровьего молока, которое могло стать причиной хронического туберкулеза.
Личная жизнь
Считается, что несостоятельность Кафки на любовном фронте в определенной степени обусловлена его отношениями с деспотичным отцом, из-за которого ему так и не удалось стать семьянином. Тем не менее, в жизни писателя присутствовали женщины. Начиная с 1912 года по 1917 он был в романтических отношениях с Фелицией Бауэр, проживавшей в Берлине. За этот период они дважды были помолвлены, но оба раза это ни к чему не привело. Кафка и Фелиция общались преимущественно посредством переписки, в результате которой в воображении писателя возникло неправильное представление о девушке, мало соответствовавшее действительности. Из сохранившейся переписки понятно, что они были разными людьми, которые так и не смогли найти общий язык. После этого Кафка состоял отношениях с Юлией Вохрыцек, но тоже вскоре была расторгнута. В начале 20-х годов у писателя начался роман с журналисткой и переводчицей его романов - Миленой Есенской - которая к тому же была замужем. В 1923 году Кафка вместе со своей музой Дорой Димант отправился в Берлин на несколько месяцев, чтобы удалиться от семьи и полностью посвятить себя литературе.
Смерть
После посещения Берлина Кафка опять вернулся в Прагу. Постепенно его туберкулез все более прогрессировал, доставляя писателю новые проблемы. Это в конце концов привело к смерти Франца в одном из санаториев под Веной, которая, вероятно, была вызвана истощением. Постоянные боли в горле не позволяли ему принимать пищу, а в то время внутривенная терапия была на начальных стадиях развития и не могла компенсировать питание искусственным путем. Тело великого немецкого автора было перевезено в Прагу, где его захоронили на Новом еврейском кладбище.
Франц Кафка. Творчество
Судьба произведений этого писателя весьма необычная. При жизни Кафки его талант оставался непризнанным, а в печати появилось всего несколько его коротких рассказов, которые не были отмечены особым успехом. Популярным автор стал уже после смерти и только из-за того, что его близкий друг - Макс Брод - ослушался его воли и опубликовал романы, которые Кафка хотел сжечь, чтобы никто и никогда их не прочел.
В противном случае мир бы не узнал, кто такой Кафка. Романы, которые опубликовал Брод, вскоре начали привлекать внимание мировой общественности. Все опубликованные произведения автора, кроме некоторых писем Милене Есенской, были написаны на немецком языке. На сегодняшний день они уже переведены на множество языков и известны во всем мире.
Рассказ «Превращение»
Франц Кафка в этом произведении в полной мере в присущей ему депрессивной, угнетающей манере отразил свои взгляды на человеческие взаимоотношения. Главный герой рассказа - это мужчина, который однажды, проснувшись утром, понимает, что он превратился в отвратительное гигантское насекомое. Типичным для автора являются обстоятельства превращения. Кафка не указывает причин, не говорит о событиях, которые происходили до этого, главный герой просто оказывается перед фактом того, что теперь он насекомое. Окружающие Грегора Замзы воспринимают его новый облик критически. Отец закрывает его в комнате, а сестра, которая сначала довольно тепло к нему относится по сравнению с другими, периодически приходит его накормить. Несмотря на свои внешние перемены, Грегор остается тем же человеком, его сознание и его чувства никак не изменяются.
Поскольку он был кормильцем семьи и фактически все родственники зависели от Грегора, который оказался неработоспособным после своего превращения, семья решила принять квартирантов. Новые жильцы дома ведут себя беспардонно, а родственники главного героя все более критично относятся к нему, ведь теперь он не может содержать их. Сестра начинает заходить реже и реже и постепенно семья забывает о насекомом, которое некогда было их родственником. Заканчивается рассказ смертью главного героя, которая в действительности не вызвала у членов его семьи практически никаких эмоций. Чтобы дополнительно подчеркнуть безразличие окружавших его людей, в конце произведения автор описывает, как родственники Грегора Замзы беззаботно прогуливаются.
Анализ
Привычная для писателя манера написания в полной мере отразилась в рассказе «Превращение». Франц Кафка играет роль исключительно повествователя, он не стремится отразить свое отношение к описываемым событиям. По сути, рассказ является сухим описанием событий. Характерным для стиля писателя является еще и главный герой, который предстает перед несправедливой, порой абсурдной судьбой. человека, столкнувшегося с событиями, с которыми он не способен бороться. Несмотря на фантастичность сюжета, в рассказе присутствуют и вполне реалистичные детали, которые фактически превращают произведение в гротеск.
Роман «Процесс»
Как и многие другие примечательные произведения автора, этот труд был опубликован уже после смерти писателя. Это типичный для Кафки роман, в котором нашли отражение не только элементы абсурда, но и фантастики с реализмом. Гармонично сплетаясь, все это порождает философскую повесть, которая стала отражением творческих исканий автора.
Точно не известно, каким принципом руководствовался писатель, создавая «Процесс», однако рукопись не была сформирована в полноценное произведение, она состояла из множества разрозненных глав. Позже их расположили по хронологии событий, и в таком виде мир увидел произведение, которое создал Кафка.
«Процесс» повествует о жизни человека по имени Йозеф К., который работает простым служащим в банке. Однажды утром его арестовали неизвестные люди, не указав причину. Длительное время за ним наблюдают, но никто не принимает мер по его задержанию.
Самое удивительное здесь это то, что Йозеф К. понятия не имеет, в чем его подозревают, и в чем обвиняют, поскольку ему ничего не предъявили. В течение всего произведения он вынужден пытаться понять, в чем причина ареста. Однако ему это не удается даже тогда, когда обвиняемому выносят смертельный приговор и сразу же убивают ударом в сердце, «как собаку». Главному герою, одинокому в своей борьбе, не удается добиться правды.
«Замок»
Это еще один роман писателя с множеством сюжетных элементов абсурда, которые очень часто использовал Франц Кафка. «Замок» - это произведение, повествующее о жизни некого К., который приехал в Деревню, чтобы работать землемером. Прибыв, он узнает, что все здесь управляется Замком, а чтобы приступить к работе или хотя бы попасть туда, он должен получить разрешение.
К. пытается всеми возможными способами получить разрешение, но ему ничего не удается сделать. В результате оказывается, что Деревня не нуждается в землемере, и К. предлагают должность сторожа. Главный герой соглашается, поскольку у него нет выбора. Роман обрывается на посещении К. возницы. По замыслу писателя, К. должен был остаться здесь навсегда, а перед смертью он бы получил сообщение, что его проживание в Деревне было нелегальным, но теперь Замок позволяет ему жить и работать здесь. Но своему другу он сообщил, что прекращает работу над романом и возвращаться к нему не намерен.
Другие произведения
Кроме вышеперечисленных произведений у автора есть еще множество менее популярных. Например, существует несколько сборников рассказов, с которых начинал Франц Кафка. «Письма к Милене» - это один из примеров эпистолярной лирики писателя. Это сборник, в котором содержатся письма, адресованные одной из его возлюбленных - Милене Есинской, которая изначально была просто переводчицей его произведений на чешский язык. В результате между писателем и Миленой завязался роман по переписке, который сильно повлиял на Кафку, но сделал его еще более несчастным, чем он был до него, после того как оказалось, что их характеры несовместимы.
Это не единственный сборник, автором которого является Кафка. Франц во время жизни публиковал только свои рассказы, которые не принесли ему такой популярности как романы, признанные посмертно, но они не являются менее примечательными и ценными с литературной точки зрения. Поэтому их тоже следует упомянуть. Что же еще примечательного создал Франц Кафка? «Лабиринт» - это сборник рассказов, в который входит произведение с одноименным названием и ряд других, самым известным из которых считается «Исследования одной собаки».
Стиль
Абсурд и реализм, реальность и фантастика... Казалось бы, это все несовместимые понятия, однако автору удается органично связывать элементы разных стилей и жанров. Мастер слова, гений, который не был признан при жизни, а после смерти стал популярен во всем мире - все это Кафка. Франц стал неким символом эпохи, гласом человечества, проповедующим одиночество.
Вывод
Его герои похожи: они сталкиваются с проблемами, которые не могут быть решены, и оказываются один на один с судьбой.
Трагичность и комичность приобретают формы гротеска в фантастичных сюжетах Кафки. Он не стремится показать героя или выдающегося человека, писатель повествует о страхе человека перед чем-то высшим, перед внешним миром, который зависит только от обстоятельств. Главные персонажи Кафки - это люди, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, которые не зависят от них и едва ли могут быть решены. Все это порождает их неуверенность, одиночество и страх - все то, что постоянно окружает людей, вгоняя в состояние тревоги.