Чем необычны герои макар чудра. Образ Радды в произведении М
В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых,«солнце в крови». Они связанны с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца.
Идеальный мир героя противостоит миру реальному. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира - основная черта этого литературного направления. И звучит мотив неприятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре - фигура сильного, гордого, смелого человека, не покоряющегося никому, несгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливаются небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.
На фоне романтического пейзажа изображена и старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной вол-ной, но иногда он точно прыгал через что-то невиди-мое и, рождая сильный порыв, развевал волосы жен-щин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать се-бя герои рассказов Максима Горького и Старухи Изергиль. Их сознание и характеры с таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения.
В легендах Старухи Изергиль выражены представления об идеальном и антиидеаль-ном в человеке, т. е. представлены романтический идеал и антиидеал. Данко и Ларра, Радда и Лойко Зобар. Действие легенд происходит в глубокой древности — это как бы вре-мя, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо свя-занные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую ви-дит Изергиль; плавно и безмолвно кружащиеся во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.
В ха-рактерах героев единственное начало - максималистское стремление к свободе. Изергиль уверена, что вся ее жизнь была подчинена лишь одному — любви к людям. То же самое вопло-щают и герои легенд, рассказанных ими. Для Лойко Зобара высшей ценностью тоже является свобода, от-крытость и доброта. Радда — высшее, исключитель-ное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару.
Неразрешимое противоречие между любовью и гордо-стью мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь так, как разрешилось в легенде — смертью. О Дан-ко и Ларре рассказывает старуха Изер-гиль. Данко воплощает крайнюю степень самопо-жертвования во имя любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм.
«Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так царями над всей землей».
Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце». Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.
В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье - в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»
Данко
Конфликт между любовью и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Забар, может разрешиться только лишь смертью обо-их. Романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но лю-бовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Радда.
Как же оценивает такую позицию Макар Чудра? Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только при такой жизненной позиции можно со-хранить собственную свободу.
Конец рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лой-ко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кру-жились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
В этих словах - восхищение автора их красотой и бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтическо-го сознания иного разрешения конфликта. Одновре-менно это и осознание бесплодности такого исхода де-ла: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не по-равняется с гордой Раддой.
Создавая образ старухи Изергиль, Горький дает ей возможность представить и романтиче-ский идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведен-ный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Иск-лючительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.
«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» — рассказыва-ет Изергиль о Ларре.
Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они - смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему - в нем самом». Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда - жизнью».
Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи - это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: - «Что сделаю я для людей, - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...»
Макар Чудра, один из главных героев повести, рассказывает притчу о двух цыганах, Радде и Лойко, полюбивших друг друга, но так и не ставших счастливыми. Радда-дочь солдата Данилы, молодая цыганка, как говорит автор, "Нонку равнять с Раддой нельзя-много чести Нонке. О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего.
Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает". Радда прекрасна, неподражаема и уникальна. Гордости Радды предела нет, она остаётся в ней даже после смерти.
Однажды один старый магнат предложил Радде поцеловать его за деньги, но девушка отвернулась, показав полное безразличие. Да и большой кошель, брошенный к её ногам, она пнула в грязь будто невзначай. На предложение магната отдать Радду замуж Данило дал дочке право на выбор, и та, проявив свою мудрость, сказала: "Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?". Понятно, что любовь свою, да даже поцелуй, Радда не продаст ни за какие деньги, она поступит лишь как её душа пожелает.
Цыганская красавица умеет язвить, насмехаться и ставить человека на место: "В ещё говорили, что Зобар умён и ловок, - вот лгут люди!- и пошла прочь", "Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадёшь, да-в лужу носом, усы запачкаешь, смотри", "Всё мог сделать с человеком Лойко, и все его любили, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня, и ладно коли б только это, а то ещё и подсмеивается над ним". По-видимому, Радда пытается скрыть свои чувства к Лойко, ведь она горда, поэтому и выставляет при каждом удобном случае его на посмешище. Главными чертами характера невозмутимой Радды являются свободолюбие и уверенность в себе.
Девушка напрямую говорит Лойко, что любит его, но позже поясняет насколько больше она любит: "Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня". "А ещё вот что, Лойко: всё равно. как ты ни вертись, я тебя одолею, моим будешь. Так не теряй же даром времени... Под поцелуи мои забудешь ты свою удалую жизнь...
петь ты будешь любовные, нежные песни мне..."-проявляется самоуверенность девушки. И не напрасно. Ведь Лойко подчиняется ей без лишних слов, он готов ради неё на всё, он будет выполнять любой её каприз, он полностью в её власти. Недаром же Макар Чудра говорит, что Радда "удалая девка", "сатана девка", "чертова девка", эти эпитеты который раз подчёркивает хитрость Радды, её умение манипулировать людьми и пользоваться их слабостями.
Трагический конец рассказа подтверждает свободолюбие Зобара, ибо ради воли он убил возлюбленную Радду. Но девушка сумела даже умереть гордо, зажав рану в сердце волосами и сказав напоследок "Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!".
Она как будто одобрила поступок любимого, возможно, потому что понимала, как дорога ему свобода. "Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды...
А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар... Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган". Такой эпичный конец говорит о независимости Радды, и о том, что даже на том свете, умерев, она продолжает управлять Лойко, таким же гордым, но всё же поддавшимся ей.
Даже если Радда и "чертова девка", даже если она подло управляет людьми и заставляет их выполнять свои требования, она всё равно прекрасна, она царица. Её можно сравнить лишь со свободой.
Поэтому она является неоромантическим героем, созданным, для того чтобы показать, насколько сильной бывает любовь и свободолюие, и на что люди готовы пойти ради них.
Макар Чудра
“Макар
Чудра” - первое печатное произведение
А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской
газете “Кавказ” в 1892 году и было
подписано псевдонимом, которому суждено
было вскоре стать известным всему миру,
- Максим Горький. Изданию первого
рассказа предшествовали годы скитаний
автора по Руси, на которые его толкало
неуемное стремление узнать Россию,
разгадать тайну огромной обездоленной
страны, понять причину страданий ее
народа. В котомке будущего писателя не
всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала
толстая тетрадь с записями об интересных
событиях и людях, встретившихся ему на
пути. Позднее эти записки вылились в
стихи и рассказы, многие из которых не
дошли до нас.
В своих
ранних произведениях, в том числе и в
“Макаре Чудре”, Горький предстает
перед нами как писатель-романтик. Главный
герой - старый цыган Макар Чудра. Для
него самое главное в жизни - личная
свобода, которую он никогда ни на что
не променял бы. Он считает, что крестьянин
- раб, который родился лишь затем, чтоб
ковырять землю и умереть, не успев даже
могилы самому себе вырыть. Его
максималистское стремление к свободе
воплощают и герои легенды, которую он
рассказывает. Молодая, красивая цыганская
пара - Лойко Зобар и Радда - любят друг
друга. Но у обоих стремление к личной
свободе так сильно, что даже на свою
любовь они смотрят как на цепь, сковывающую
их независимость. Каждый из них,
признаваясь в любви, ставит свои условия,
стараясь главенствовать. Это приводит
к напряженному конфликту, заканчивающемуся
смертью героев. Лойко уступает Радде,
при всех встает перед ней на колени, что
у цыган считается страшным унижением,
и в тот же миг убивает ее. И сам погибает
от рук ее отца.
Особенностью
композиции этого рассказа, как уже было
упомянуто, является то, что автор
вкладывает в уста главного героя
романтическую легенду. Она помогает
нам глубже понять его внутренний мир и
систему ценностей. Для Макара Чудры
Лойко и Радда - идеалы свободолюбия.
Он уверен, что два прекрасных чувства,
гордость и любовь, доведенные до своего
высшего выражения, не могут примириться.
Человек, достойный подражания, в его
понимании, должен сохранять свою личную
свободу ценой собственной жизни. Другой
особенностью композиции этого произведения
является наличие образа повествователя.
Он почти незаметен, но мы легко угадываем
в нем самого автора. Он не совсем согласен
со своим героем. Прямых возражений
Макару Чудре мы не слышим. Но в конце
рассказа, где повествователь, глядя во
тьму степи, видит, как Лойко Зобар и
Радда “кружились во тьме ночи плавно
и безмолвно, и никак не мог красавец
Лойко поравняться с гордой Раддой”,
проявляется его позиция. Независимость
и гордость этих людей, конечно, восхищают
и привлекают, но эти же черты и обрекают
их на одиночество и невозможность
счастья. Они рабы своей свободы, они не
способны жертвовать даже ради людей,
любимых ими.
Чтобы
выразить чувства героев и свои собственные,
автор широко пользуется приемом пейзажных
зарисовок. Морской пейзаж является
своеобразным обрамлением всей сюжетной
линии рассказа. Море тесно связано с
душевным состоянием героев: сначала
оно спокойно, только “влажный, холодный
ветер” разносит “по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег
волны и шелеста прибрежных кустов”. Но
вот начал накрапывать дождь, ветер
становился сильнее, а море рокочет глухо
и сердито и распевает мрачный и
торжественный гимн гордой паре красавцев
цыган. Вообще характерной чертой этого
рассказа является его музыкальность.
Музыка сопровождает все повествование
о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде,
словами и не скажешь ничего. Может быть,
ее красоту можно бы на скрипке сыграть,
да и то тому, кто эту скрипку, как свою
душу, знает”.
Это первое
произведение молодого Горького актуальной
проблематикой, яркостью образов и языка
сразу обратило на себя внимание и
возвестило о рождении нового, незаурядного
писателя.
"Господин из Сан-Франциско".
Действие
рассказа происходит на большом
пассажирском корабле, совершающем
путешествие из Америки в Европу. И во
время этого путешествия главный герой
повествования, пожилой господин из
Сан-Франциско - умирает. Казалось бы -
заурядное дело, ничего особенного. Что
же привлекло в этой истории автора?
В
рассказе "Господин из Сан-Франциско"
И.А.Бунин раскрывает своё отношение к
капиталистическому обществу. Рассказ
построен на обобщениях и
противопоставлениях.
Пароход "Атлантида"
- это как бы модель капиталистического
общества. Совсем разной жизнью живут
трюм и верхняя палуба. "Глухо грохотали
исполинские топки, пожиравшие груды
раскалённого угля, с грохотом ввергаемого
в них облитыми едким, грязным потом и
по пояс голыми людьми, багровыми от
пламени; а тут, в баре, беззаботно
закидывали ноги на ручки, курили, цедили
коньяк и ликёры..." Подробно описывается
роскошная жизнь на "Атлантиде",
где всё время занято едой или подготовкой
к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют,
и забывают о Боге, о смерти, о покаянных
мыслях. Они не думают о страшном океане,
ходившем за стенами корабля, веселятся
под "бесстыдно-грустную музыку",
обманывают себя лживой любовью и за
всем этим не видят истинного смысла
жизни.
На примере судьбы самого
господина из Сан-Франциско (Бунин даже
не дал ему имени) автор говорит о пустоте,
бесцельности, никчёмности жизни типичного
представителя капиталистического
общества. Даже перед смертью герою
рассказа не приходит просветление,
мысль о Боге, покаянии, грехах. Его смерть
как бы предвещает гибель всего
несправедливого мира "господ из
Сан-Франциско", который для Бунина -
лишь одна из форм проявления "всеобщего
зла" .
Олеся
Повесть
Куприна «Олеся» не может оставить
читателя равнодушным. История любви
прекрасной девушки-колдуньи и молодого
барина одновременно трагична и прекрасна.
Куприн создает сказочный образ полесской
красавицы. В Олесе нет ничего искусственного,
она не приемлет лжи, притворства. А
насколько отличается девушка от жителей
местных деревень! Она, как они, простая
и необразованная, но сколько в ней
врожденного такта, благородства, истинно
женской мудрости! Местные девушки,
привыкшие сохранять на своем лице
рабски-покорное и запуганное выражение,
на фоне лесной «ведьмы» теряют всю свою
прелесть и какое бы то ни было очарование.
К Олесе невозможно остаться равнодушным,
и не удивляет, что главный герой влюбляется
в эту прекрасную девушку.
Любовь
становится для Олеси смыслом жизни. Она
отдается этому поглотившему ее чувству
со всей своей страстью, до поры дремавшей
в ее душе. И все же Олеся удивительно
точно определила собственную роль в
жизни Ивана Тимофеевича. Девушка
понимает, что у их отношений нет будущего.
В дальнейшем любимый может стыдиться
необразованной, простой девушки,
показавшейся ему сказочной красавицей
на фоне леса. Истинная любовь всегда
заставляет человека идти на жертвы.
Именно это и случилось с Олесей. Она
прекрасно знает, как к ней относятся
местные жители, злобные и жестокие в
своей религиозной фанатичности. Юная
девушка и ее бабушка в их сознании тесно
связаны с чем-то нечистым, колдовским.
И поэтому местные жители уверены, что
«ведьме» не место в их обществе.
Деревенские
жители не потерпели присутствия «ведьмы»
в Божьем храме. Но сделала это Олеся не
по своей прихоти, она всего лишь хотела
выполнить просьбу своего любимого.
Величие души Олеси в том, что она, не
задумываясь, жертвует собой, своим
благополучием и счастьем. Девушка
отказывается от своего счастья во имя
другого человека. Может ли оценить Иван
Тимофеевич всю глубину нравственного
урока, который преподносит ему
возлюбленная?
Читателю хочется верить,
что чувства, которые Иван Тимофеевич
испытывает к Олесе, искренни. Но все-таки
любовь не занимает всех его помыслов.
Ради Олеси он не отказался бы от привычной
жизни, ничем не пожертвовал бы ради нее.
Он снисходительно воспринимает ее
рассказы о колдовстве, о необыкновенных
способностях, которые передаются из
поколения в поколение. Но верит ли он в
это? Или его привлекает необычность
ситуации, сам факт общения с удивительной
девушкой, совершенно не похожей ни на
избалованных светских дам, ни на
приземленных и неинтересных деревенских
жительниц?
Олеся ни в чем не винит
своего возлюбленного, несмотря на то
что отношения с ним и стали первопричиной
всех ее бедствий. Она удивительно чиста
и добра, в ней нет корысти, она не может
понять всей порочности и жестокости
окружающего мира. Ненависть крестьян
к Олесе кажется читателю жестокой
несправедливостью судьбы. Но на самом
деле люди столь глупы и ограниченны в
своем неведении, что воспринимают все
непонятное как преступление против
своего образа жизни и устоявшихся
взглядов.
Повесть о короткой, но такой
красивой и чистой любви заставляет
читателя задуматься о том, сколь
причудливы и неповторимы человеческие
судьбы. Иван Тимофеевич очень мало
времени провел со своей возлюбленной,
но ее образ останется с ним до конца
жизни. Потому что эта простая девушка
научила его многому - любви, искренности,
способности жертвовать собой ради
любимого человека.
Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами
Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.
Герои рассказы - люди отчаянные и прекрасные. Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.
Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни - это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».
Макар рассуждает о жизни человека и свободе:
«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».
Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».
Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.
Также в рассказе присутствует образ слушателя. У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.
Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.
Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган. Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»
Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался. «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».
Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».
И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает. Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.
Рассказ "Макар Чудра", анализ которого приведен в этой статье, - одно из самых известных произведений советского писателя Максима Горького. Впервые он был опубликован в 1892 году в газете "Кавказ". Подписан псевдонимом М. Горький.
История создания
Рассказ "Макар Чудра", анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.
Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа "Макар Чудра". Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал "Кавказ". Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.
Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.
Рассказ "Макар Чудра" начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе "Макар Чудра" главный герой - молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Зобар приезжает в табор
Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа "Макар Чудра". Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив. Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа. Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.
И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду. Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца. Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.
На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.
Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало. В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать. Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.
Песня Зобара
В один из вечеров Зобар исполнил новую песню, от которой все были в восторге, начали его хвалить. А вот Радда осталась в своем репертуаре - она высмеяла Зобара. Отец уже намеревался проучить ее кнутом, но сам Лойко ему это не позволил. Вместо этого попросил у Данилы отдать ее ему в жены.
Тот хоть и удивился этой просьбе, но согласился, сказав, бери, коль сумеешь. После этого Зобар подошел к девушке и признался, что она покорила его сердце и теперь он берет ее в жены. Единственное условие их семейной жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не должна перечить его воле. Зобар заявил, что он свободный человек и всегда будет жить так, как того захочет. Сначала Радда сделала вид, что смирилась, но затем незаметно обвила ноги Лойко кнутом и резко дернула. Зобар упал будто подкошенный. Она же только ехидно улыбнулась, отошла в сторону и легла на траву.
В тот же день расстроенный Зобар убежал в степь. Макар отправился за ним, боясь, что в таком состоянии он может наделать глупостей. Он наблюдал за Лойко издали, не выдавая себя. Но тот вообще ничего не делал, а только на протяжении трех часов сидел неподвижно. Спустя это время вдалеке появилась и Радда. Она подошла к Зобару. Обиженный Лойко сразу же попытался ударить ее ножом, она же в ответ приставила к его голове пистолет и объявила, что пришла сюда не ссориться, а мириться, потому что тоже любит его. Но при этом призналась, что еще больше, чем Зобара, она любит волю.
Девушка пообещала Лойко ночь любви и жаркие ласки, но только при одном условии. Если он прилюдно, перед всем табором преклонит перед ней колено и поцелует правую руку, признавая ее старшинство в семье. Раздосадованный Зобар крикнул в бессилии на всю степь, но его любовь к девушке была так велика, что он согласился и на это условие, которое должно было поставить крест на его свободолюбии и уважении в обществе.
Возвращение в табор
Когда Зобар вернулся в табор, он подошел к старейшинам и признался, что внимательно заглянул в собственное сердце, но не увидел там ни прежней вольной и свободной жизни, вообще ничего. В нем была одна только Радда. Поэтому он принимает ее условие и в ближайшее время поклониться ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку. В завершении он только отметил, что проверит, действительно ли у девушки такое крепкое сердце, которым она так любит перед всеми хвастаться.
Ни старейшины, ни остальные цыгане не успели понять, что значат эти последние слова Зобара. Он же схватил нож и воткнул прямо в сердце красавицы, по самую рукоятку. Радда тут же вырвала нож из груди, заткнула кровоточащую рану своими длинными и прекрасными волосами, сказав, что ожидала именно такую смерть.
Нож подобрал ее отец Данило и ударил Лойко прямо в спину, напротив его сердца. Радда осталась на земле, зажимая свою рану рукой, из-под которой быстро сочилась кровь, а у ее ног раскинулось тело умирающего Зобара. На этом завершилась историю, которую рассказал писателю Макар Чудра.
Рассказ завершается признанием писателя, что ему после услышанного не спалось всю ночь. Он не мог сомкнуть глаз и без отрыва смотрел на раскинувшееся перед ним море. Вскоре ему начало казаться, что он видит царственную Радду, которая идет по волнам, а за ней, раскинув руки, прямо по пятам плывет Лойко Зобар. Они будто бы кружились во тьме ночной, безмолвно, не спеша и плавно. Но как бы Лойко не старался, он никак не мог поравняться с Раддой, все время оставаясь у нее за спиной.
Анализ рассказа
Прежде всего, нужно отметить, что рассказ "Макар Чудра", анализ которого приведен в этой статье, первое печатное произведение, опубликованное Алексеем Пешковым. Его он подписал псевдонимом, под которым со временем и стал известен на весь мир. Теперь все знают, что автор рассказа "Макар Чудра" - Горький.
Перед тем как издать свое первое произведение Пешков на протяжении нескольких лет скитался по стране. Он стремился лучше узнать Россию, познакомиться и пообщаться как можно с большим количеством людей. Он ставил перед собой амбициозную задачу, понять тайну огромной страны, в которой так много бедных и обездоленных людей. Он мечтал понять, по какой причине страдает русский народ.
К концу этого путешествия в его активе были десятки увлекательных историй, которыми он охотно делился с многочисленными попутчиками и людьми, которые встречались на его пути. При этом во время самого путешествия в котомке будущего писателя не всегда находился даже ломоть хлеба, не говоря уже о чем-то более существенном. Зато всегда там находилась толстенная тетрадь, в которой он вел записи и наблюдения обо всем увиденном и услышанном. Он записывал свои встречи с интересными людьми, события, которые происходили, истории, которые они ему рассказывали. Позже именно из этих записок и родились многочисленные рассказы и стихи писателя, многие из которых ему удалось опубликовать. Так появился и "Макар Чудра" Горького.
Романтизм писателя
Стоит отметить, что ключевое направление в рассказе "Макар Чудра" - романтизм. Это характерно для всех ранних произведений Алексея Пешкова. В центре повествования мы видим типичного романтического героя - Лойко Зобар. Для него, как и для рассказчика Макара, самое главное в этой жизни - это свобода. Личная свобода, которую он никогда и ни на что не готов променять.
В своем произведении Горький описывает типичное представление о жизни и окружающем мире большинства цыган, которые встречались на его пути. Они искренне считали, что крестьяне - рабы, которые появляются на свет только для того, чтобы ковыряться в земле, а в конце жизни умереть, не успев даже самим себе выкопать могилу.
Их максималистское стремление к свободе воплощается и в героях этой легенды, которая приводится на страницах рассказа "Макар Чудра". Анализ этого произведения помогает лучше понять этот народ, для которого свобода в определенный момент стала ценнее даже самой жизни.
Герои рассказа
Главный женский персонаж рассказа "Макар Чудра" - Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть. Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода - главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.
Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.
В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением. Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом. Свобода и любовь в рассказе "Макар Чудра" становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.
Особенности композиции
Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.
В рассказе "Макар Чудра" проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека - любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.
Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость - два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.
Еще одна композиционная особенность - повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану. Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми. Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.
Художественные приемы
Чтобы лучше донести свои идеи до читателей, автор пользуется большим арсеналом художественных приемов. Например, морской пейзаж обрамляет всю сюжетную линию рассказа. Образ моря напрямую связан с душевным состоянием героев. В начале рассказа оно спокойное и умиротворенное, но со временем все меняется, а когда начинает накрапывать дождь, море уже по-настоящему рокочет. Глухо и сердито.
Яркой чертой этого произведения является и его музыкальность. На протяжении всего рассказа Зобар играет на скрипке, покоряя всех окружающих.