Базаров и одинцова, испытание любовью. Конспект урока по литературе "Испытание любовью в романе И.С

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект урока литературы

в 10 классе

«Испытание любовью в романе И.С.Тургенева

«Отцы и дети»»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

Ашнина О.Э.

г. Керчь, 2015

Тема: «Испытание любовью в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»»

Цель:

Образовательная : учить сопоставлять разные истории любви героев и делать выводы о том, какова концепция любви в романе, анализировать сцены, где через чувство раскрывается развитие образа главного героя, особенности творческого подхода мастера к теме любви; формировать осознанное отношение к событиям и героям романа Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам;

Развивающая: развивать познавательные способности учащихся в процессе урока, образное и логическое мышление, критическое мышление, развивать монологическую речь учащихся за счет аргументированных ответов; навыки анализа и комментирования, умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения; развивать индивидуальные способности

Воспитательная : Воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской литературе, стремление к самопознанию, любовь и уважение к людям, способность сопереживать; формировать систему нравственных ценностей.

Методы работы на уроке : репродуктивный; частично-поисковый; эвристический.

Используемые технологии : лично-ориентированная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, элементы технологии критического мышления

Эпиграф
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний. Звучит запись сонаты №2 Бетховена

1) Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Учащиеся кратко обобщают тему предыдущего урока, акцентируя внимание на основных проблемах, поднятых в романе

(Примерный ответ:. Большое внимание в романе уделяется философско-художественным раздумьям Тургенева о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. В романе подробно освещается глубоко волновавшая Тургенева нравственная сторона во взаимоотношениях младшего и старшего поколений, говорится о ложной и истинной дружбе и товариществе, много страниц уделяется любовному конфликту.)

    Коллективное составление опорной схемы «Проблематика романа»

1)конфликт поколений 2) отношение к культурному наследию 3) нравственные ценности 4) истинная и ложная дружба

5) любовный конфликт

2) Проверка домашнего задания: обучающиеся анализируют проблему, аргументируя примером из текста.

Слово учителя : Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений. Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно А Евгений Базаров, являясь непримиримым нигилистом, был в центре всех конфликтов романа

*взаимооценивание или самооценивание (по шкале)

    Подведение к теме урока.

Слово учителя : Главный герой всегда умел четко и убедительно аргументировать свои взгляды на все затронутые в романе проблемы. Его слова редко расходились с делом. Он не боялся испытаний, которые посылала ему судьба…Но было одно испытание, которое пошатнуло его непримиримые взгляды….Это…?

( обучающиеся дают ответ) Это испытание любовью.

Итак, мы определили тему урока.

3. Учебный материал

1) Определение темы, работа с высказываниями, постановка задач

* Индивидуальное задание для обучающегося, с низкой познавательно активностью : найти 3-4 высказывания о любви, которые бы подходили к теме урока(работа с компьютером):

Учитель: К теме любви обращались почти все поэты и писатели всех времён и народов. И для каждого из них любовь имеет особое, личное значение.

(работа с цитатами и высказываниями)

* Постановка задач урока:

Какие же вопросы, по вашему мнению, мы будем рассматривать?

Рассуждать, какое место занимает любовь в жизни тургеневских героев

Способны ли они к глубокому и сильному чувству?

Выдержали ли они испытание любовью?

Как изменилась их жизнь? Какими они стали? Какая бывает любовь?

2) Работа с мини-презентацией «И.Тургенев и Полина Виардо»

Слово учителя : Чтобы лучше понять героев Тургенева, нужно понять отношение к любви самого автора.

* Индивидуальное(домашнее) задание для сильных обучающихся: представление и защита презентации«И.Тургенев и Полина Виардо»

    Работа с высказываниями И.Тургенева

- «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той самой роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит хозяину. Я…я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной…»

- «Я люблю её больше, чем когда-либо, и больше, чем кого-либо на свете»,- признавался он в письме Л. Н. Толстому в 1857 году (через 13 лет знакомства!).

(рассказ о великой любви Тургенева и Виардо)

Вывод: Любовь для Ивана Сергеевича Тургенева все: страсть, упоение, страдание …

3). Исследовательская работа

Слово учителя : В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии

*Работа в группах: Задания по группам – охарактеризовать каждую любовную линию

Участники групп, отвечая на вопросы составляют общую характеристику взаимоотношений героев.

Представители групп дают характеристику любовных отношений и делают вывод.

*1 группа . Первая любовная линия: Николай Петрович и Фенечка (презентация)

Вопросы к группе:

1. Когда происходят описываемые события? (весной). Почему весна, а не осень, зима?

2. Кто вспоминает стихи Пушкина о любви?

(Н. П. Кирсанов). Почему? (любит Фенечку)

(Выступление ученика – рассказ об истории любви)

3. Помнит ли он свою первую жену? О чем это говорит?

Как они жили? Сколько лет они прожили? (Десять лет прошло как сон)

4. Что связывает его с Фенечкой? Любит ли ее? (учащиеся находят примеры из текста)

5. Что, на ваш взгляд, значит любовь для Фенечки? Найдите цитаты в тексте.

(Я Николая Петровича одного на свете люблю и век буду любить.

Мне не любить – да после этого мне и жить не надо!)

6. Что общего у этих людей?

7. Боится ли Николай Петрович осуждения сына, брата? Что они ему

советуют? И чем завершаются эти отношения? (найти цитаты в тексте)

Характеристика любви : тихая, семейная, спокойная, естественная

Вывод . Николай Петрович очень любил свою первую жену, хранил верность, но его доброта и чувство любви ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. Он стал счастливым семьянином.

*2 группа . Вторая любовная линия: Павел Петрович и княгиня Р.(презентация)

1. Счастливый ли человек Кирсанов?

2. Какова история его любви? Как он добивается любви княгини?

3. Взаимны ли их чувства?

4. Что значит для него эта любовь? Повлияла ли любовь к княгине на жизнь Павла Петровича?

5. Кем была для него Фенечка? Почему именно на неё обратил он внимание?

6. Что значила любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова?

Характеристика любви: роковая, страстная, трагичная, безответная…

Вывод. Княгиня Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Он бросил все ради нее. Карьеры, родового имения, любви – ничего нет. Есть только память о всепоглощающей любви. После смерти княгини ущла душа. … Любовь, по Тургеневу, - это страшная и трагическая сила.

* 3 группа . Третья любовная линия: Аркадий и Катя.

    Кого ждет счастливое семейное счастье? (Аркадия и Н. П. Кирсанова).

    Чем привлекла Аркадия Одинцова? Почему он не стал добиваться её любви?

    Отношение Аркадия к Кате

    Какими они были вначале? Почему они сблизились? Что их объединяло? (найти цитаты из текста)

    Чем похожа судьба Аркадия на судьбу его отца?

    Что ценят они в женщинах?

    Что значит для Аркадия любовь?

    Будут ли они счастливы? Что об этом говорит автор?

Характеристика любви: взаимная, надежная, простая, земная, ориентированная на создание семьи.

Вывод : Аркадий Кирсанов похож на своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Они близки по духу, их многое объединяет. Их ждет тихое семейное счастье.

    Коллективно : Четвертая любовная линия: Любовь Базарова (презентация учителя)

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Ребята приводят цитаты:

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Вопрос: Какое отношение Базарова к любви?

(ответы детей)

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Конспект урока по предмету « Литература »

Подготовила:

литературы .

Тема урока:

«Испытание Базарова любовью».

“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин” .

Цели урока:

Методические:

Использование технологии критического мышления на уроке литературы;

Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательные:

Раскрытие образа Базарова через испытание любовью, понимание сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Отработка навыка анализа художественного произведения;

Развивающие:

Совершенствование умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

Развитие внимания и памяти.

Развитие культуры устной монологической речи, выразительного комментированного чтение;

Развитие индивидуальных способностей студентов;

Воспитательные:

Воспитание умения слушать и понимать других и их точку зрения;

Формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Воспитание чувства прекрасного, интереса к русской литературе , стремления к самопознанию, любви и уважения к людям, способности сопереживать.


Тип урока: комбинированный.

Техническое оснащение урока : интерактивная доска;

Методическое оснащение урока : презентация, опорный конспект по теме:

«Испытание Базарова любовью».

Литература:

1. «Отцы и дети».

Ход урока.

Организационный момент

I .Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Дочитаны последние страницы романа «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Николай Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?

Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.

Тема урока. Эпиграф.

Навечно, навсегда в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой «Отцов и детей» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е. Базарова.

Цель нашего урока - раскрыть образа Базарова через испытание любовью, понять суть отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Вопросы:

1.

2.

У Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.

- Сначала вспомним, что такое нигилизм.

Учитель. Давайте вспомним, какой он Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучали слова о его отношении к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, следует поговорить о отношении Базарова к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечные категории.

Ответ студента.

Базаров до встречи с Одинцовой (слайд).

(Примерные ответы студентов)

Искусство: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу.

Поэзия: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Он не знает Пушкина. И не потому, что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.

Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.

Как же смотрит Базаров на природу? «Природа не храм, а мастерская». Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97


- Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь. Я просила вас выписать цитаты. Зачитать. Гл. 7,17.

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской люби и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Гл. 17

«… (Базаров) любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами ? « Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась»).

Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к..?. Он положил свою жизнь на вздохи и страдания по неразделенной любви.

Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее:

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе».

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина – Одинцова.

-Что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого Базарова?

-Когда мы впервые знакомимся с ней?

-Каковы первые впечатления об Анне Сергеевне?

Отрывок из фильма.

( Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась, с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником»). Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё).

- Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение».

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). 19 с ф.

- Мы знаем, что отношение Базарова к Одинцовой по ходу романа меняется.

Где происходит следующая встреча героев? Меняется ли поведение Базарова в гостиничном номере Одинцовой? (зачитать)

(Однако оказавшись ядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться . В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел », услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно богатого тела Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность (« Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)

- Из предыдущих уроков мы знаем, что представляет собой Е. Базаров. А что нам известно о характере Одинцовой?

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

- В чем же особенность ее жизни? Прочитать характеристику Одинцовой XVI

(Основа ее жизни – обеспеченность и покой. «Ее ум был пытлив и равнодушен: ее сомнения… никогда не достали до тревоги». Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность, незнание любви, отсутствие друзей. « Кровь ее по - прежнему тихо катилась в ее обаятельном теле»).

-Что привлекло Базарова в Одинцовой? Только ли внешность?

(Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16, о том, что все люди одинаковы). Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройства) и продолжая вопросами медицины, ботаники. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. О женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Фенечка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям).

Женское очарование, красота, ум, решительность, независимость и самостоятельность, отвращение к пошлости, чувство собственного достоинства, женская гордость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.

-Что же увидела Одинцова в Базарове?

(Ум, силу. Затем любопытство переросло в заинтересованность и она пригласила Базарова к себе в имение погостить).

Базаров и Одинцова в Никольском

-Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?

(«Аль удрать?»)

-Зачем Тургенев так подробно знакомит нас с усадьбой, порядками, царящими в усадьбе?

(Усадьба поражает порядком, строгостью, некоторой замороженностью - словом, отвечает внешнему и внутреннему настрою хозяйки.

Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой ).

- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

15 дней.

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова, его мысли, чувства?

(Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство).

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? Зачитайте. Гл XVII

«В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»

«Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по-прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

«Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»

«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»

«Сердце у него действительно так и рвалось».

«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».

- Что происходит с Базаровым?

( Любовь)

-Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает в себе чувство любви и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия).

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

(Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством ).

- А что чувствует Одинцова? Гл XVII

(Базаров, конечно, поразил её воображение и она много думала о нем.

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло).

- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?

- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

-Как ведут себя герои в этой цене? Почему?

Сама сцена объяснения Базарова в любви очень короткая, но сколько в ней эмоций, сколько говорящих деталей!

После первого прочтения сразу бросается в глаза противопоставление спокойного поведения Одинцовой и порывистого, страстного поведения Базарова. Тургенев несколько раз подчёркивает состояние испуга и удивления у Одинцовой: «вопросительно посмотрела», «повторила с каким-то, ей ещё непонятным, испугом», «Одинцовой стало страшно и жалко его», «мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова», «прошептала она с торопливым испугом».

А вот как описывается Базаров: «он задыхался; всё тело его трепетало», «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей», «быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь», «он рванулся к ней», «закусил губы и вышел».

Интересны художественные детали: «Одинцова протянула вперёд обе руки» после признания Базарова, но он в это время стоит к ней спиной. Этот жест Одинцовой как защитный, как некая дистанция. Не случайно « мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова» (курсив мой – К. Е.А.). Или же этот жест Одинцовой как мгновенное проявление нежности, потому что ей стало «жалко его»? Но всего лишь «мгновенное». Потом уже Анна Сергеевна очень далеко от Базарова не только буквально, «далеко в углу», но и далеко от того, что чувствует Базаров. Ей никогда этого душевного состояния Евгения Базарова не понять. Она и себя-то не понимает: «Я вас не понимала – вы меня не поняли»,- ответила ему ( Базарову в записке) Анна Сергеевна, а сама подумала: «Я и себя не понимала»).

После того, как «Базаров закусил губы и вышел», мы его больше не видим (только спустя полчаса служанка приносит записку от него). Тургеневу в этой сцене важно было показать именно Одинцову. Поэтому ещё целых четыре абзаца мы наблюдаем за ней. Вот она ходит взад и вперёд по комнате, пытаясь понять, «что заставило её «добиваться», по выражению Базарова, его откровенности». Мы не видим никакого особенного переживания Анны Сергеевны. Она то останавливается перед окном, то перед зеркалом (вряд ли женщина, переживающая что-то серьёзное, будет периодически останавливаться перед зеркалом, чтобы полюбоваться собой), то вдруг покраснеет, вспоминая «зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней».

- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни).

- Что же выбирает Одинцова?

(Покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили).

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

1. Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

2. Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?

А).Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В). Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему).

-А Одинцова?

(Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она выдаст замуж сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце).

- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

(Базаров - нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в «его горькую жизнь».)

III . Закрепление.

Обобщение материала.

Выводы.

А) Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В) Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Г) Несчастная любовь не «растоптала» Базарова, как Павла Петровича, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. А в последнем объяснении с Одинцовой, понимая, что ею движет жалость, он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

И закончить наш урок я хочу словами: « Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

IV . Итоги урока.

V . Домашнее задание.

Подумать, почему Анна Сергеевна Одинцова приходит к умирающему Базарову.

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Базаров и Одинцова: испытание любовью. Тема любви в романе.

Цели: рассмотреть образы Базарова и Одинцовой; совершенствование навыков анализа прозаического произведения; воспитание у студентов активной жизненной позиции.

Оборудование: портреты Базарова и Одинцовой, запись романса Тургенева «Утро туманное» (в исполнении Н. Обуховой)

Ход урока.

Тайны человеческой жизни велики, а любовь -

самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

« Спящее, холодное сердце»

А. Одинцова

«Страстное, грешное, бунтующее сердце»

Е. Базаров

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.

Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Е. Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем.

Переход к проблеме.

- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь (до встречи с А. С. Одинцовой)?

- Вульгарно-материалистически: («любовь – белиберда», «романтическая бредь», «можешь – добейся толку, нет – отвернись»)

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

    Работа с текстом.

- Что думает о любви, о женщине Базаров в начале романа? Найдите необходимые цитаты.

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Почему Базаров и Аркадий едут в город?

И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну. Какое впечатление произвела на Базарова Одинцова при первом знакомстве?

- « Это что за фигура?»

Что привлекало Базарова в ней?

- Сочетание «герцогини», дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она далека от народной среды, но и на ее долю выпало много невзгод.

Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова?

- Интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16 спор об антропологической теории). Одинцова заводит Базарова в споре в тупик. Но Базаров и не спорит, он полюбил.

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

« Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. Вот те раз!- бабы испугался!»- подумал он, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

До встречи с Одинцовой Базаров считал: « Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя- ну, не надо, отвернись- земля не клином сошлась»

Так ли это? Почему Базаров не смог « отвернуться» от Одинцовой?

Проследите за поведением Базарова после встречи с Одинцовой.

- Как ведет себя герой, впервые полюбив?

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).

Чтение фрагмента.

Переход к героине.

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой. Расскажите историю её

-- Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров.

- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, она не дала ему развиться?

Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведет». Спокойствие ей дороже. Базаров же в чувстве груб, нетерпелив, он вспугнул ее чувство. Он не умеет тонко чувствовать.

Базаров и Одинцова в сцене объяснения. Сравните поведение, чувства героев.

Базаров : «Страсть в нём билась сильная и тяжёлая».

Одинцова : «Заставила себя дойти до известной черты».

Продолжите ряд сопоставлений

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились»

Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и в то же время отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе».

Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

Элементы дискуссии: «Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?»

Точки зрения.

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической «белибердой»: он и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Любовь Базарова страстное, но тяжелое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению, даже бестактен, и огонек любви (в душе Анны Сергеевны) погас.

    Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

Вывод, итог спора . Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви (и потери независимости).

Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?

Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая постепенно переросла в любовь.

Оба (Катя и Аркадий) одинаково ровные/ романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна на фоне Кати и Аркадия почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску?

Финал.

- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?

Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго …». (У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как, дай вам Бог, любимой быть …)

- Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Пред лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

Звучит романс «Утро туманное».

    Итоги

    Домашнее задание:

просмотров
просмотров