Значение образа сони мармеладовой в романе. роль эпилога

Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то посередине, а Соня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: «Две великие идеи — бунта и смирения, обе требуют подвига». Бунт или смирение (символически — топор или крест) — основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.

В романе «Преступление и наказание» бунт выбрал Раскольников, смирение — Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.

Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь к очищению.

Не стоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла сопротивляться внешним обстоятельствам. Она очень сильная личность , и может быть, именно потому, что она так сильна, она смогла «пойти по желтому билету», пожертвовать собой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает Раскольников: «Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Смирение не педполагает самоубийства. И это лишний раз показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на разных чашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по силе характера они равны.

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим, как развивается это в романе.

Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. — Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня не может защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее на костер. Наверное такими как Соня Мармеладова были первые христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта не оценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленях Катериной Ивановной – это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю боль и прелесть ее могли осознать только Раскольников и господин Свидригайлов, который с Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди, которые также переступили через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, как это тяжело, поэтому первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве, это: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего духовное самоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.

Но там где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда эта тоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня верит, что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая, верит, что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня надеется и знает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующей жизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине души Соня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее надежда оправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…»

Про любовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним любви. Когда мы просто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум приходит одно слово – любовь. Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую испытывает Соня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся горемыка Мармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня Мармеладова видится нам как высшее существо, сочетающее в себе только эту любовь вкупе с верой и надеждой. Она как праматерь всего человечества, когда люди еще были чистыми и светлыми и были равны Богу. Поэтому святых и называют равноапостольными. И мы все, читатели, испытываем чувство трепета, читая страницы романа, посвященные Соне Мармеладовой, точно также как она испытывала трепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы дрожали от радостного ожидания, когда, наконец, на Соню снизошло величайшее чудо, которое только может случится на этом свете – ее полюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.

    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем ; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его "Медном всаднике", в "Пиковой Даме" мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека . Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха - таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации , когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни , поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин (« Медный всадник »), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире . Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане . Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
  • Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

    Характеристика героя

    Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

    Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

    Внутренний мир

    Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами . Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

    Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

    Мораль сюжетной линии

    Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

    В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

    Нравственные качества

    Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

    Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

    Вера

    Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

    Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

    Внутренняя сила

    Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

    Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы . Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

    Любовь и смирение

    Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

    Убеждения автора

    Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

    Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

    Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

    Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.

    Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой , имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.

    Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.

    Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.

    Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.

    В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.

    Сочинение про Соню Мармеладову

    Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.

    Соня Мармеладова - молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех . Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.

    Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.

    Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения,относящиеся к справедливости и любви к людям.

    Вариант 3

    Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.

    Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.

    Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.

    Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом , не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.

    Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.

    Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.

    После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.

    Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница , Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

    Сочинение 4

    Соня Мармеладова - главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

    Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.

    Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.

    Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).

    Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.

    Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами ». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.

    Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.

    Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

    5 вариант

    Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.

    Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.

    Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.

    Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.

    Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.

    Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.

    Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.

    Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.

    Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.

    Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

    Сонечка Мармеладова

    Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.

    В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.

    Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.

    Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему , и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.

    Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

      В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

      Птицы – легко узнаваемые животные. Они произошли от группы мелких динозавров, тело которых со временем покрылось перьями, а крылья образовались из передних конечностей. На земле насчитывается более 8700 видов птиц, и открываются все новые и новые виды

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

    Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

    Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

    Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

    «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

    Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания , он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

    «В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

    Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

    Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

    Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

    «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

    Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

    Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

    Тема : Соня Мармеладова − воплощение идей народной христианской нравственности.

    Цель урока: Осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

    Задачи:

      Развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.

      Воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

    Метод: проблемно-диалоговый.

    Оборудование: Репродукция картины «Сикстинская мадонна»

    Оформление доски : Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности.

    О, как в страданье веры много!
    А. А. Фет «Смерти»

    На правой стороне доски – словарная работа

    Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

    Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

    Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

    На левой стороне доски: «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом» Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).

    Вера без дела мертва (христианский народный афоризм).

    В центре доски – репродукция картины «Сикстинская мадонна»

    Изображение идеального женского профиля (рисунок Достоевского к повести «Крокодил»)

    Ход урока

    Слово учителя

    Нам свежесть слов и чувства простоту
    Терять не толь, что живописцу – зренье
    Или актеру – голос и движенье,
    А женщине прекрасной – красоту?
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены – и это знаем сами
    Мы расточать, а не копить, –

    обращается к нам А.Ахматова. Ф.М. Достоевский через века ей вторит: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем».

    Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности.

    Слово учителя.

    «Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

    Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.

    Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.

    Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.

    «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

    По многоходовой логике Достоевского, «”осыпанность” счастьем и “зарытость” в материальных благах не только не освобождает сознание человека для духовного совершенствования, не только не делает его прекрасным и праведным, но, напротив, гасят в нем высшую жизнь и устремленность ко всеобщим явлениям, превращает лик человеческий в скотский».

    Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф. М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

    По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».

    С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви.

    Достоевский писал: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается – трудно предугадать. Но значки в темной ночи загадок все же можно найти, я и в значки верю».

    Как бы посмотрел Достоевский на сегодняшнюю нашу жизнь, в которой, кажется, не сбылись его прогнозы. Вероятно, все-таки с надеждой. Он знал, что страдания и испытания способны не только калечить, но и возвышать душу, и умел в темной ночи различать «значки» красоты. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость.

    Какой вы увидели Сонечку через портретное описание? (II ч., гл. 7)

    (III ч., гл. 4). Охарактеризуем состояние Сони во время ее первого посещения Раскольникова, в присутствии Разумихина, Дуни, матери.

    Какой вы увидели Соню в этих главах?

    Что говорят о Соне отец, Полечка, Раскольников, Катерина Ивановна?

    (I ч., гл.2) (II ч., гл.7)

    Какая она, Соня? (Кроткая, прощающая, жертвующая, любящая)

    Материал для учителя

    Кротость у Достоевского связана с идеалами христианства. Что понимают кроткие: бунтовать бесполезно, ничего из этого не получится. Кротостью модно исцелить, это противоядие против ожесточенных, которые превращаются в людей без нравственных критериев.

    Можно переделать мир?

    Нет?

    Потому что ожесточение уничтожает нравственность. Но ведь терпеть тоже невозможно. Вот Достоевский и вертится между двумя началами. Но все-таки считает, что важнее сохранить нравственное начало.

    Помните, что чувствовала Соня, когда ее Лужин обвинил в воровстве?

    (V ч., гл. 5)

    Соня кроткая, но ее смирение – это смирение рабыни или есть у нее свободный выбор?

    Что вы скажете о самом поступке Софьи Семеновны?

    Материал для учителя

    Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости. Она идет на улицу, а не попадает туда. Она делает собственный трудный выбор, сознательный шаг.

    В.Я. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается. Соня не становится порочной».

    Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня всегда была зрячей, но она не могла перестать грешить, не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее путь спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

    Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

    На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка?

    Каков главный закон христианства?

    Что чувствовала Соня к детям и Катерине Ивановне? («ненасытимое сострадание»)

    Достоевский опирается в романе на свое любимое Евангелие от Иоанна, где даже нет упоминания об аде. Любовь в представлении народной христианской нравственности выше страха божьего.

    Так грешница ли Соня?

    Взгляните на доску .

    Что Достоевский считает грехом?

    А еще она говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость?

    (Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

    А Раскольников согласился с обыденной моралью, называя ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом , совершает невольный грех.

    Есть ли выход? (С головой прямо в воду)

    Возможно ли уйти из жизни?

    В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить.

    Чтение диалога: Так ты молишься богу…

    Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни ? (Вера)

    Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)

    (Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

    После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

    Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

    Что же Бог для нее делает? − С Полечкой, наверное, то же самое будет.

    (По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало , народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу).

    Что говорит Свидригайлов о своей невесте?

    (У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость).

    Сообщение ученика

    Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

    Слово учителя

    Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания».

    Образ Сони Мармеладовой сориентирован на картину Рафаэля, как понимал Достоевский, на идею искупительной жертвы ради своих близких, ради людей. Соня отказалась от самой себя, от бесполезной «ювелирной вещицы – личности» (выражение Достоевского).

    «Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, который еще не достигнут на земле. Только в братстве, в настоящем братстве так будет», − мечтал Достоевский. А где настоящее братство? Его проблески Достоевский искал в русском национальном характере , строил из этих задатков своих героев – человеколюбцев.

    Вспомните, на прошлом уроке мы читали с вами притчу о воскресении Лазаря. В этой притче для Сони есть своя тайна, так тяжело было ей выдавать свое.

    В чем суть этой тайны? Ведь она зарождалась подле несчастного отца и сумасшедшей матери.

    Как же достичь царства Божия на земле? То есть той же свободы, равенства, братства? Конечно же, любовью («смотри как он любил его») и смирением. И произойдет чудо. «Надо только служить всем и вере, и через это добровольное состояние слуги мы и достигнем рая на земле» (Ф.М. Достоевский.)

    Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдания принять и искупить). (V ч., гл.4)

    Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем?

    (Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвования

    Слово учителя

    Обратимся к эпиграфу урока: «О, как в страданье веры много!»

    Веры во что? (В Бога, добро, милосердие, справедливость).

    Именно вера воскресила Раскольникова и совершила чудо, сделала наших героев счастливыми после того, как она прошли через великие страдания.

    Согласны ли вы со Стефаном Цвейгом, что «нет красоты более глубокой, чем красота души, преодолевшей скудость бытия»?

    Работа в группах

    I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)

    1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?

    (1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.

    2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:

    Жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);

    Безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);

    Редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);

    Чуткая душа;

    Терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;

    Вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников)

    Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня.

    Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа.

    Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.

    Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении

    II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?

    2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?

    1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.

    2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:

    Для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    Отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей :

    «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;

    Сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);

    Готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».

    Вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»).

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»

    Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».

    Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи.

    III группа . Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?

    2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?

    1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.

    Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.

    В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.

    2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках . Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни.

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:

    Когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»

    Он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),

    Да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.

    На столах у каждой группы:

    Карточка с заданием;

    - «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;

    - «Правила работы в группе»;

    - «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;

    Памятка «Ролевые функции».

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание. Мини-сочинение: Кто же Соня Мармеладова: святая или грешница?

    просмотров