"онегин" - энциклопедия русской жизни. “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни” Слово энциклопедия русской жизни

Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Что дало основание В. Г. Белинскому назвать роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

Гипотеза исследования

Мы считаем, что В.Г. Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" - энциклопедией русской жизни, потому что в нем отражены все сферы общественной жизни

Цели исследования

  1. Познакомиться с определением энциклопедия
  2. Изучить статью В.Г. Белинского " В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Статья девятая. "Евгений Онегин" (Окончание)"
  3. Проанализировать статью
  4. Найти подтверждение слов В.Г. Белинского в романе
  5. Составить ментальную карту
  6. Сделать выводы

Результаты проведённого исследования

  1. Энциклопедия - это приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания
  2. а)Историзм. "Евгений Онегин", считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица .

б)Народность романа. В романе " Евгений Онегин " народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении.

в)Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. " Онегина " можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением " ,- утверждает критик.

г)Критик указывает на реализм" Евгения Онегина " " Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию " ,- отмечает Белинский. " Онегин " есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. " В лице главных героев, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество .

  1. Подтверждение слов критика

А) Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием , с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов. В романе нет ни одного исторического лица, но Белинский назвал “Онегина” исторической поэмой, так как в ней видим “поэтически воспроизведенную картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития” (период декабристского движения). По мнению Белинского, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одной из фаз его образования и развития.

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Называя «Евгения Онегина» «историческим» произведением, Белинский имел в виду историзм романа, то есть верность конкретной эпохе, которая у Пушкина связывается с прошлым (через героев старшею поколения) и с будущим общего хода истории (через открытый финал романа). Об этом свидетельствует следующее высказывание критика: «Мы начали статью с того, что «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. Картина эта явилась вовремя, то есть именно тогда, когда явилось то, с чего можно было срисовывать её, - общество». « Известная эпоха », о которой пишет Белинский, - это время общественного подъёма, имевшее началом Отечественную войну 1812 года. Резвившееся общество потребовало своего выражения - явился Пушкин, и новое национальное самосознание отразилось в его творчестве, вершиной которого стал «Евгений Онегин».

Так, «Евгений Онегин» оставил след в русской литературе недаром. Ведь, сам роман является вехой прошедших времен, он заставляет невольно вспоминать те происшествия, которые наглядно отображаются в строках автора. Это – кусочек истории, о которой нельзя забывать.

Б). Народность:

В своем романе Пушкин, благодаря образу Татьяны Лариной, ярко изобразил народные русские традиции, показал народный дух, народное самосознание. В первой главе романа «Евгений Онегин» поэт показывает читателю начало трудового дня в Петербурге, при этом противопоставляя его жизни дворянства. Работающие люди рано встают и направляются на работу, а в тоже время дворянин Онегин едет отдыхать после шумного бала: «Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик…».

Здесь поэт утверждает простые ценности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Также образ народа показан в песне, которую поют дворовые девушки, когда заняты сбором клубники в саду. Пели они по приказу: «…И хором по наказу пели… Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..», но в самом пении, в исполнении песни присутствуют искренность, которая была присуща русскому народу. В пении девушек просматривается желание быть счастливыми, стремление к осуществлению своих мечтаний. Через образ ключницы дома Анисьи, Пушкин показывает, что народ относится

с уважением к своим хозяевам: «И старый барин здесь живал; Со мной, бывало, в воскресенье, Здесь под окном, надев очки, Играть изволил в дурачки. Дай Бог душе его спасенье, А косточкам его покой В могиле, в мать-земле сырой!». Однако, уважительное отношение к себе заслуживали лишь те хозяева, которые также относились к своим работникам. Например, к Онегину, Анисья относится без уважения, с полным равнодушием. И все-таки самым главным образом, благодаря которому читатель ощущает народность произведения «Евгений Онегин», является образ Татьяны Лариной. Татьяна и другие, менее яркие народные образы помогают нам ощутить жизнь народа той эпохи, понять народный характер , народную мораль.

В) В первой главе отступления введены в XVIII, XIX строфах и посвящены театру, Пушкин называет имена, оставшиеся в истории театрального искусства. Он искренне любил театр и восхищался постановками. Эти отступления помогают также подчеркнуть равнодушие Онегина к театральному искусству . Далее следует экспозиционная строфа об отношении к театру Онегина, куда он приезжает, чтобы показать себя.

Следующие отступления в этой главе встречаются, когда Онегин отправляется на бал. И пока он находится там, Пушкин отдает дань петербуржским балам, которые сам любил в свое время. Он с удовольствием описывает прелесть балов, блеск и радость дам, коротко касается нравов, царивших в бальных залах, вспоминает женщину, которую успел полюбить, море, свои мечты. Пушкинские стихи можно сравнить с кистью художника, который легкими мазками наносит полупрозрачные штрихи, превращающиеся в картину.

Онегин протанцевал на балу почти всю ночь, и под утро полусонный возвращается домой. И пока Онегин спит в своей постеле, Пушкин снова пускается в рассуждения. Поэт говорит о том, что когда-то дружил с Онегиным, и даже они собирались отправиться в дальнее путешествие.

Молодой повеса прибыл в деревню и нашел дядю на погребальном столе. Глава заканчивается лирическими отступлениями о любви Пушкина к деревенской природе, о своем поэтическом творчестве и отношении к своей новой работе.

Вторая глава начинается с описания деревни. Некоторые критики готовы это описание также включить в список лирических отступлений романа «Евгений Онегин», но нет. Композиционно это – экспозиция, пейзаж показывающий, в какие условия попал главный герой .

Во второй главе небольшие рассуждения встречается в XIV, XVII, XVIII строфах, они помогают читателю лучше понять зародившиеся отношения между Онегиным и Ленским. Последние 2 строфы поэт посвятил себе. Пушкин выразил свое стремление творчеством оставить о себе память.

В 3-й главе, где Онегин знакомится с Татьяной, но некоторые строки говорят о планах Пушкина. В XV строфе автор выражает сочувствие Татьяне, таким образом, приближаясь к своим героям.

Первые 2 строфы четвертой главы воспринимаются как лирическое отступление, но, тем не менее, это рассуждения Онегина, который был обескуражен признанием Татьяны.

Отступления появляются в XXVIII-XXX и посвящены модному молодежному увлечению – девичьим альбомам, куда молодые люди вписывали стихи, признания в любви, посвящения. От альбомов Пушкин переходит к размышлениям о поэзии.

В 6-й главе в XXXIII, XXXIV строфах идут размышления об убийстве человека. И далее Пушкин думает об участи, о судьбе убитого Ленского. Пушкин осознает, что он уже не мальчик, скоро исполнится 30 лет. Пройдена половина жизненного пути , и с этим надо смириться и жить дальше.

Удивительно. Весна – время пробуждения природы на автора наводит грусть. Об этом он говорит в лирических отступлениях 7-й главы.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован. А та, с которой образован Татьяны милый идеал… О много, много рок отъял!

Г) Роман «Евгений Онегин» является всесторонним осуществлением реалистических принципов. Реализм Пушкина осуществляется во всех сторонах его поэтического творчества: и в реализме характеров, и в реализме сюжета (в основу взаимоотношения характеров Пушкин клал те жизненные конфликты, которые давала ему сама жизнь), и в реализме языка, и, наконец, в реализме стиха, в том смысле, что Пушкин строит стих на интонации, отвечающей переживаниям определенного характера.

Основной проблемой «Евгения Онегина» является проблема кризиса дворянской культуры, отражение тех исторических противоречий, которые вставали перед дворянским обществом в эпоху крепостничества.

Сюжет «Евгения Онегина» заключается в истории столкновения лучших характеров, созданных дворянской культурой, с обществом, по родившим эти характеры.

Определяющим моментом в развитии сюжета является воздействие на героев общественных условий и условностей, характерных для дворянской среды, приводящих к краху их личную судьбу. Бессознательно подчиняется им оскорбленный Ленский, вызывая Онегина на дуэль; сознательно подчиняется им Онегин, принимая этот вызов и противореча себе («Условий света свергнув бремя...», Онегин, тем не менее, не мог преодолеть « ложного стыда »); сознательно подчиняется им Татьяна, выходя замуж («для бедной Тани все были жребии равны») и при последней встрече с Онегиным и т. д.

Сюжет «Евгения Онегина» ограничен любовным конфликтом, но причины социального порядка - конфликт личности со средой, с обществом, - ощущаются в самой судьбе героев.

Так, подбирая события для характеристики Татьяны, Пушкин был связан тем обстоятельством, что женщина в этот период не имела никаких возможностей для проявления своей общественной активности, и в этом смысле любовный конфликт был уже формой выражения общественного протеста. Например, письмо Татьяны является нарушением с ее стороны обычных норм социального поведения . Не случайно Пушкин в нескольких строфах мотивирует поступок Татьяны и оправдывает его. Достаточно вспомнить, что даже в такой момент общественного подъема, каким было восстание декабристов, общественная активность женщины могла выявиться только в том, что она делила судьбу мужа, причем самый этот факт (отьезд Трубецкой, Волконской и др.) имел огромный общественный резонанс.

Композиция «Евгения Онегина», понимаемая как принцип развертывания действия и характеров, отличается типичными чертами реалистической композиции. В композиции «Евгения Онегина» можно отметить следующие моменты:

1) естественность самого жизненного процесса, развертывание характеров в их естественной бытовой и социальной среде (в противоположность «романтическим» поэмам, где наблюдается условность жизненной обстановки, в которой развертывается характер); 2) логическая последовательность действия и развития характеров; 3) типичность и закономерность жизненных обстоятельств и мотивированность поступков.

В «Евгении Онегине» реалистические принципы в области сюжета осуществляются в полной мере. Для героев найден свойственный им тип жизни, найдены те обстоятельства, в которых они выявляются с наибольшей полнотой. Так, Онегин дан в кругу таких жизненных обстоятельств, в которых действительно и создавался тип утонченного, безвольного, терявшего способности к настоящей практической деятельности человека.

В характере Онегина заметны следующие основные моменты: типичное дворянское воспитание, светская жизнь, грозящее разорение, получение наследства, приезд в деревню, случайная дружба с Ленским, знакомство с Лариными, дуэль, путешествие, возвращение в Петербург, любовь к Татьяне, когда она становится «неприступною богиней роскошной, царственной Невы», т. е. возвращение к той же светской жизни, от которой он ушел, - вот та основная цепь событий, в которых реализуется характер Онегина. Этот же принцип можно установить и в обрисовке Ленского, Татьяны (сельская тишина, близость к природе, привязанность к няне и т. д.)

Принцип реалистичности обнаруживается и в последовательности событий, во внутренней мотивированности их. Одно событие вытекает из другого и определяет последующее. Приезд в деревню Онегина, сближение с Ленским, встреча Татьяны с Онегиным, ее письмо, ссора Оне гина с Ленским, дуэль и ее последствия и т. д. - все это дается в последовательной логической связи постольку, поскольку это неразрывно связано с самим ростом характеров. Чем шире и многостороннее раскрываются в романе характеры, тем глубже выявляются и противоречия окружающей социальной действительности. Нелепая смерть Ленского, угасание Онегина в «бездействии досуга», ничтожная роль Татьяны в качестве «законодательницы зал», драматический финал ее жизни («но я другому отдана...») и жизнь самого дворянства, как она дана в романе, - все это, в комплексе, приводит к заключению о глубоком осознании Пушкиным «несовершенства мира», в котором гибнут лучшие его представители.

Крепостническая среда губит, обесценивает характеры, несущие в себе лучшие черты человечности, губит людей, критически относящихся к этой действительности. Вот противоречие социальной действительности того времени, которое вскрывает Пушкин в «Евгении Онегине». Облик человека, рисовавшийся Пушкину, имел в себе такие устремления, полноценное осуществление которых возможно было лишь в иных социальных условиях, и в этом реалистичность этих образов.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть поэма истори­ческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Однако образ историче­ского времени необыкновенно полно представлен в сюжете произведения. Это сама эпоха, дух века, атмосфера жизни, целый спектр различных областей ее: воспитание и образова­ние, литература и театр, хозяйство и сословные отношения, быт, манеры и привычки людей той эпохи. В романе пред­ставлены все времена года, весь круговорот природы, жизнь различных слоев русского общества.

«Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дожд­ливая осень, и морозная зима; тут и столица, и деревня, и жизнь столичного денди, и жизнь мирных помещиков, веду­щих между собой незанимательный разговор О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне; тут и мечтательный поэт Ленский, и тривьяльный забияка и сплетник Зарецкий; то перед вами прекрасное лицо любящей женщины , то сонная рожа трактирного слуги... - и все они, каждый по-своему, прекрасны и исполнены поэзии», - пи­сал Белинский. Пушкин в своем романе коснулся самых разных тем, недаром критик назвал «Евгений Онегин» «эн­циклопедией русской жизни».

Одна из важнейших проблем , которая всегда волновала поэта, - проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего. Как правило, оно было поверхностным: учи­теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами тол­ком не владели предметом. Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к нацио­нальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основатель­ных знаний.

Как замечает Ю. М. Лотман, учили в основном языкам - русскому и иностранным, словесности, истории, танцам, вер­ховой езде, фехтованию. Классический образец общеприня­того светского воспитания - детство Онегина:

Сперва Madam за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Выйдя в свет, Онегин хорошо знает французский язык, умеет поддержать непринужденную беседу, блеснуть эпиграм­мой, знает историю, немного понимает по-латыни, любит те­атр. Его не привлекает литература и поэтическое творчество : он бранит Гомера, Феокрита, не может отличить «ямба от хо­рея», но при этом изучает труды английских экономистов, ему знакомы основные понятия теории физиократов («...умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и поче­му Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»).

Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из об­щения с гувернером, - это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык.

В романе прекрасно владеет французским языком и Тать­яна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским го­раздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байро­на, Нодье.

Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные. Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами - после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев гроз­ный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди. В поместье Евгений ввел «прогрес­сивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он бар­щины старинной Оброком легким заменил».

Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общест­ва первой трети XIX века: аристократии Петербурга, москов­ского и провинциального дворянства.

Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Основные занятия столичных дворян - балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно опи­сывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа - «широкий боливар».

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Молодые люди из дворян нередко были франтами и щего­лями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом го­ворит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами».

Живописно представлены блюда, которыми славился мод­ный ресторан «Talon»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли.., французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой».

Посещение театра - одно из любимых занятий петербург­ской аристократии. В 1817-1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин - также «почетный гражданин кулис». Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского. Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блиста­тельной, полувоздушной» балерине Истоминой.

Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовы­ваться образ города - «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.

Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противо­поставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва - «белокаменная», «с креста­ми золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва - хранительница рус­ских традиций, русской культуры и русской славы.

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Если Петербург следует во всем европейской моде, запад­ному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, не­спешный и по-русски размеренный:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна...

Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности рус­ских традиций есть что-то близкое и родное русскому чело­веку.

Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам , искон­ным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые цен­ности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий - купечества, крестьянства.

В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о ре­альных людях - пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем име­на Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее.

Атмосфера времени отразилась и в героях романа Как че­ловеческих типах, своеобразных характерах. Онегин - чело­век, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни.

Ленский, наоборот, - юный восторженный поэт, идеа­лист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «...Он сердцем милый был невежда».

И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, вос­торженный романтик и охлажденный, просвещенный и раз­очарованный скептик-байронист - именно эти два типа отно­шения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», - писал Д. Благой.

Ольга - тип обыкновенной, посредственной уездной ба­рышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувст­вами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее - в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее.

Татьяна - это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность.

И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В. Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу. Так про­изошла подмена многих православных понятий, исконно рус­ских нравственных ценностей . Именно отсюда пошло повсе­местное господство индивидуализма, идей вседозволенности.

Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.

Таким образом, Пушкин представил нам всю русскую жизнь начала XIX века, во всем многообразии ее типов. В ро­мане его живет сам дух тогдашней эпохи, ее представления, ее миропонимание. Однако «Евгений Онегин» открывает нам лишь одну страницу в жизни России, в ее истории. Но пусть «идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор» (Белинский В. Г.).

Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М., 1988. С. 111.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 251.

Там же. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­ментарий. - В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Том 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 238.

Благой Д. Д. Пушкин - зодчий. - В кн: Благой Д. Д. От Кан­

темира до наших дней. Том второй. М., 1973. С. 158.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в 1823-1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития - в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде “ лишних людей ” и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев “о вине, о псарне, о своей родне”, переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь , любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.

Бывало, ом еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается “Петербург неугомонный”. Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право , против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе , но и к серьезным научным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы , что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой - о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая “равнодушною княгиней”, “законодательницей зал”. Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, “цвет столицы”, в лицах - это “знать” и “моды образцы”, “везде встречаемые лица, необходимые глупцы”. На балу мы видим и “бального диктатора”, и “залетного путешественника”, и субъекта, заслужившего известность “низостью души”, и “на все сердитого господина” - но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется темный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны “целью взоров и суждений” был жирный пирог, “к несчастию, пересоленный”. Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны^ которым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в -жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям . Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках , совершенно не понимая друг друга. В рассказе “Филипьевны седой” мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.

Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, “собирая ягоду в кустах”, в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман “Евгений Онегин” - это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы , существующие в любое время.

Добрый день. Предлагаем Вашему вниманию сочинение на тему «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Надеюсь, в этом сочинении вы найдете множество идей, которые помогут вам в написании собственного сочинения.

Также Вы можете вспомнить текст произведения, прочитав . На сайте есть и другие

«Евгений Онегин» — энциклопедия русской души.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах. Ранее ничего подобного не было ни в русской, ни в мировой литературе. Уникальным произведение делает также и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита, освоенные гением Пушкина, приобрели такую значимость и достоверность, что роман стали называть энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века.

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором отразился век и современный человек . Болезнью века, «болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию именно этого явления и посвятил Пушкин свой роман.

Из этого романа, как из энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ. Это позволяет нам говорить об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», «ни о необходимых нахалах» и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — «ярмарка невест». Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «наивный пошлый вздор», но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России:

Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось.

Он гордится Москвой 12-го года:

Напрасно ждал Наполеон,

последним счастьем опоенный,

Москвы коленопреклоненной

с ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слое в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная, попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни 19-го века — поэмой Гоголя «Мертвые души»!

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Образ, очень похожий на Коробочку.

На месте Буянова, «в пуху, в картузе с козырьком» вполне можно представить гоголевского Ноздрева, а Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», напоминает Плюшкина.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Эту характеристику можно отнести и к чиновникам « Мертвых душ », да и «Ревизора» тоже.

Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскoго гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе в реализме: Печорин, Болконский, Обломов.

Спасибо за внимание. Надеемся, сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской души оказалось Вам полезным

Роман «Евгений Онегин» - истинно народное произведение и вершина творчества Александра Сергеевича Пушкина . Не зря известный критик В. Г. Белинский называл этот роман «энциклопедией русской жизни». В связи с тем, что роман писался в первой половине 19 века, в нем правдоподобно описаны картины русской жизни 1820-х годов. Это описание великосветского общества Москвы и Петербурга, дворянской интеллигенции, старого дворянства, их нравов и культурных особенностей.

В этот период в стране происходили огромные перемены, последовавшие после победы в Отечественной войне 1812 года и после выступления декабристов в 1825 году. В свете последних событий на печать была наложена жестокая требовательность. Поэтому мысли и поступки героев должны стали осмотрительнее.

Однако писателю все же удалось в точности осветить некоторые аспекты русской жизни. Так, например, затрагивая культурно-экономическую сферу, он упоминает, что в страну ввозились разнообразные декоративные безделушки, начиная от гребней для волос и заканчивая пилочками для ногтей, в обмен на лес и сало. В точности он описал балет и театр своего времени, упоминая некоторых известных персон из этой сферы.

Примечательно то, что Пушкину удалось на фоне развивающихся событий описать практически все социальные группы русской нации, начиная от столичной аристократии и заканчивая крепостным крестьянством. Он четко разграничил и свое личное отношение к каждому сословию.

Петербургская аристократия, например, или так называемая «золотая молодежь» была обрисована не в выгодном свете. В их праздном образе жизни смешались день и ночь. Их не интересовал здоровый, целеустремленный труд. Такое существование было бессмысленно, так как не давало пищи ни для ума, ни для сердца, а приводило лишь к хандре или душевной опустошенности.

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…

Несмотря на явную симпатию поэта к провинциальному дворянству, к их простоте и хлебосольству, он и для этого слоя населения нашел пару сатирических строк. А деревенских помещиков во сне Татьяны он и вовсе предпочел изобразить получудовищами.

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине

Правдиво изображена и жизнь крестьян, их мировосприятие, устои. Когда няни Татьяны с характерной крестьянской непосредственностью делится рассказом о своем неудачном замужестве, в ее словах отражается смиренность и терпеливость русского народа.

А. С. Пушкину мастерски удалось воспроизвести картину русского общества в определенный исторический момент его развития. Можно сделать вывод, что произведение «Евгений Онегин» является воистину исторической поэмой, хотя среди ее героев не замечено ни одного исторического лица.

просмотров
просмотров