История казачества.
Каких только историй не существует о том , откуда и когда появились казаки ! Некоторые вообще искренне убеждены , что казаки — это отдельный народ вроде русских или украинцев . А как все обстояло на самом деле ?
Откуда взялись казаки?
Впервые при описании боевых действий русских войск служилые казаки, составлявшие отряды пограничной стражи преимущественно из местного населения, начинают упоминаться с середины XV в. В составе русского войска казачьи части появляются в середине XVI в. в качестве одного из разрядов служилых людей «по прибору» (т.е. по государеву набору).
Слово «казак» имеет тюркские корни и означает «вольный человек», «удалец». Казаками в XV - начале XVI в. именовали всех вольных людей, проживавших на степных окраинах Московского государства. Ряды казачества пополняли русские беглые крестьяне и холопы, селившиеся на дальних «украйнах», зачастую за пределами земель, подвластных московским государям. Предшественниками самых известных из них - донских казаков - некоторые исследователи склонны считать упоминавшихся в летописях «бродников» Приазовья, иногда принимавших участие в междоусобных войнах и походах русских князей, подчас вместе с половцами и монголами. Однако подтвердить свою гипотезу убедительными доказательствами ее сторонники так и не смогли. Подобно болгарам и половцам, «бродники» были ассимилированы народами, пришедшими в XIII в. с монголами в приазовские и причерноморские степи, войдя в состав татарской народности.
Несомненно, первыми казаками были выходцы из степных орд, объединявшиеся в отряды, подчинявшиеся собственным вожакам, выдвинувшимся за счет своих военных талантов и храбрости. Во время больших походов ордынских ханов казаки присоединялись к их армиям, в мирное время - промышляли разбоем и угоном скота. Со временем в ряды казаков начинают вливаться русские удальцы, так называемые «заполяне», уходившие на степные («запольные») реки «в молодечество». Они перенимали образ жизни «ордынских» казаков, их хозяйственные занятия, а главное - способы ведения степной войны. Следы совместной жизни сохранялись достаточно долго. Знаменитый русский историк С.М. Соловьев приводил в подтверждение этого интересный пример: в XVI в. одним из главных донских атаманов был Сары-Азман, а атаманом азовских казаков - С. Ложник.
Видимо, колыбелью собственно русского казачества стала Рязанская земля, находившаяся на границе Руси и «Дикого поля». Первое упоминание о рязанских казаках относится к 1443 г. Пришедшие тогда в Рязанскую землю отряды татарского царевича Мустафы были атакованы не только войском московских воевод, но также мордовскими лыжниками и казаками, пришедшими «на ртах (лыжах. - В.В. ) с сулицами и с рогатинами, и с саблями». Совместными усилиями противник был разбит. Исключительно важная роль, сыгранная жителями рязанского порубежья в формировании казачества, подтверждается и многими другими дошедшими до нас документами. Так, в 1501 г. прибывший из Кафы посол Алакозь просил у великого князя Московского Ивана III нанять «казаков рязанских десять человек, которые бы на Дону [дороги] знали». Великий князь с пониманием отнесся к просьбе посла и обратился с соответствующим распоряжением к вдовствующей рязанской княгине Аграфене. В данном случае Иван III не преминул подтвердить запрет русским людям уходить «в молодечество» на Дон. Семьи ослушников подлежали казни или продаже в холопство. Об этом запрете свидетельствует и другой документ - послание Ивана III княгине Аграфене, датированное 1502 г. Обращаясь к ней, московский государь требовал от рязанских властей принять самые решительные меры против донских казаков и тех русских людей, кто «пойдет самодурью на Дон в молодечество».
В те же годы казачество зарождалось и в русских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского. Уходя от тяжелого панского гнета, многие жители Приднепровского края бежали «за пороги», на впадающие в Днепр и Южный Буг степные реки. Первые достоверные известия о поселениях казаков в низовьях Днепра относятся к 1489 г. и 1492 г. Центром возникшего в нижнем течении Днепра казачьего района стал о. Томаковка (Томаковская Сечь на Буцком острове), затем - о. Хортица, с сохранением Сечи на Томаковке. После уничтожения татарами в 1593 г. Томаковской Сечи казаки перенесли свое главное поселение на о. Базавлук.
Со временем русский элемент среди селившихся на Днепре и Дону казаков стал преобладающим. Тем не менее даже в конце XV - начале XVI в. в «Поле» оставались и «ордынские казаки», совершавшие дерзкие нападения на русские «украйны». Постепенно они были оттеснены к Азову. Дальнейшая судьба их неизвестна, но вполне возможно, что они вошли в состав донского казачества. Одновременно шел интенсивный процесс объединения тюркского и русского казачества, нашедший отражение в документах. В 1538 г. из Москвы писали в Ногайскую Орду: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а из наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят».
Как казаки московским государям служить начали
Защищая свои интересы, казачество постоянно сталкивалось с силами, враждебными Русскому государству - Турцией, Крымским ханством, Ногайской Ордой. При этом немногочисленные, но хорошо организованные казачьи отряды наносили противнику серьезный урон, вынуждая его считаться с собой. Правда, поначалу казаки воевали с татарами, исходя из собственных интересов. Исходя из собственных надобностей, казаки нередко совершали разбойничьи набеги и на московские владения. Однако православная Московская Русь была все же намного ближе казакам, нежели «магометанские» татарские ханства. Вот и стали они чем дальше, тем больше вовлекаться в орбиту московского влияния, исполняя, сперва периодически, а со временем все чаще, службу московским государям.
Борьба русских казаков с татарами и ногаями наиболее ожесточенный характер приняла на рубеже XV-XVI вв. В это время рязанские и мещерские казаки уже чувствовали себя хозяевами на Дону. Чтобы обезопасить подступы к крепости Азову, турецкое правительство решило сбить казаков с этой реки. В 1519 г. против них были отправлены янычары, получившие приказ занять устье р. Воронеж. Московское правительство, встревоженное приближением турецких войск к русским владениям, предложило Стамбулу установить на Хопре точно обозначенную границу, однако крымское вторжение 1521 г. перечеркнуло эти планы. Впрочем, утвердиться на Дону и Воронеже турки не смогли. «Заполяне» из рязанских и северских мест продолжали освоение Подонья в более благоприятных условиях - после нашествия Мухаммед-Гирея московские власти прекратили преследовать казаков. Более того, русские «украинные наместники», несомненно, с ведома правительства стали поручать «заполянам» «отведывати людей на поле, нечто которые люди нашего недруга хотят прити на наши украинные места и лихо похотят учинить, и они б безвестно не прошли». Выполняли казаки и другие поручения Москвы. Так, в 1523 г. отправившихся вниз по Дону русских и турецких послов сопровождало 5 станиц рязанских казаков.
Правительство, стремясь унять казачьи разбои и использовать их военный опыт для борьбы с татарской угрозой, стало привлекать вольных казаков к государственной пограничной службе. Как пограничная стража служилые казаки раньше всего появились на южных «украйнах», где существовала постоянная опасность вражеского нападения. Они сыграли очень важную роль при реорганизации в 1571 г. сторожевой и станичной службы, заменив отряды детей боярских, которые были возвращены в полковую службу.
До середины XVI в вольные казаки не включались в состав русского войска, однако их действия в южнорусских степях становились все более заметными. Игнорировать это обстоятельство московские власти не могли. Наличие общего врага сближало интересы Москвы с донским и запорожским казачеством. Постепенно возникали места постоянного проживания казаков в разных районах Дикого поля, и как следствие, началось формирование различных войск казачества.
Донские казаки
Первые временные казачьи поселения на Дону возникли во второй трети XVI в. Это были «зимовища и юрты», в которых казаки могли селить свои семьи. Постепенно на месте некоторых из них возникли огороженные простейшими укреплениями (рвом, валом с тыном) «городки». В них казаки укрывались во время внезапного нападения татар, хранили припасы и вооружение. Первые достоверные сведения о казачьих городках относятся к 40-м гг. XVI в. В 1548 г. упоминается «острога», которую атаманы М. Черкашенин и И. Извольский поставили на «Великом Перевозе» (Переволоке). Кроме этого укрепленного поселения, на Дону существовало 3 или 4 «города», в которых атаманствовал Сары-Азман, возможно, на «запольных» реках находились и другие казачьи поселения.
Московские власти пока не контролировали донских казаков, признавая тот факт, что «те разбойники живут на Дону без нашего ведома, а от нас бегают». Численность их росла. На Дон шли не только рязанские «заполяне», но и вольница из Северской земли и даже западнорусских земель. К середине XVI в. казаки освоили донские и приднепровские степи и начали тревожить татар в их улусах. С нескрываемой тревогой о действиях донцов в 1551 г. писал ногайскому князю Исмаилу турецкий султан Сулейман I, по словам которого, «казаки с Озова оброк емлют и воды на Дону пить не дадут. А крымскому де царю потому ж обиды чинят великие».
Первый известный поход против Крыма донские казаки совершили в 1556 г. Войско во главе с атаманом М. Черкашенином, возглавлявшим казаков, живших на Северском Донце, на стругах по р. Миус спустилось в Азовское море, пересекло его и разорило окрестности Керчи. Двух захваченных во время похода «языков» казаки прислали в Москву.
Приток русского населения на Дон возрос в конце XVI в. в связи с усилением податного гнета в центральных областях Русского государства, разоренного Ливонской войной и опричниной. Среди уходивших на Дон людей было немало преступников, бежавших из Московского государства от заслуженного наказания. Им на руку был старинный обычай казаков не выдавать беглых русскому правительству. Эта традиция оказалась живучей и сохранилась до времен Петра I.
Эпизодические контакты правительства с донскими казаками начались в конце 40-х - начале 50-х годов XVI в., а в 70-е гг. приобрели постоянный характер. В немалой степени этому способствовало то, что по Дону шли все дипломатические и торговые сношения Русского государства с Крымом и Турцией. В то время донское казачество еще не имело единой войсковой организации, поэтому для обеспечения безопасности этого пути правительству приходилось контактировать с выборными властями отдельных юртов и отрядов, размещавшихся по берегам рек бассейна Дона.
Первое упоминание о «приборе» донских казаков на московскую службу относится к 1549 г. Направив к ногайцам посла И. Федулова, царь Иван IV предлагал им начать совместные действия против Крыма, сообщая, что уже «велел казакам своим путивльским и донским крымские улусы воевати и недружбу царю делати». С начала 1550-х гг. донские казаки включались в состав русских войск, несших службу «на Поле». Донские и волжские казаки участвовали в борьбе с ногайцами, в составе московских армий завоевывали Казань и Астрахань, бились на полях сражений Ливонской войны , несли службу в пограничных русских крепостях, получая за службу кормовое, а иногда и поместное жалованье.
Помимо дозорной и походной службы, правительство прибегало к помощи казаков для охраны посольств и торговых караванов, обещая им жалованье, главным образом, сукнами, селитрой и свинцом, в которых казаки очень нуждались. Для успешного выполнения таких поручений атаманам разрешалось «прибирать» на «донскую службу» даже северских служилых людей, за которыми сохранялись их поместья.
Волжские казаки
Еще одним центром вольного казачества после завоевания Казани и Астрахани стала Волга, куда донцы переходили с Дона и в поисках добычи спускались на своих судах в Каспийское море. Объектом их нападений становились торговые караваны и ногайские кочевья. В официальных бумагах того времени сохранились имена казачьих предводителей, разбойничавших на Волге: В. Мещерский и П.Путивлец. Первоначально правительство пыталось договориться с волжскими казаками миром. В 1557 г. на Волгу был направлен атаман Л. Филимонов, пользовавшийся полным доверием Москвы. Но волжские казаки не послушались Филимонова и, убив атамана, напали на шедший вниз по Волге торговый караван и разграбили его. Расхищенной оказалась и государева казна, отправленная тогда в Астрахань. Это нападение стало первым зафиксированным в документах выступлением казаков против русского правительства. Оставить его без последствий московские власти не могли. На Волгу направили войска, которые навели там порядок, однако полностью очистить Волгу от казаков не удалось, и вскоре нападения возобновились. К примеру, еще в 1581 г. правительственным войскам пришлось гоняться за казачьим отрядом атамана Д. Бритоуса, который в итоге был взят в плен и повешен.
Яицкие казаки
Вынужденные покинуть Волгу, казаки вернулись на Дон, но часть их, наоборот, двинулась дальше на Восток - за Волгу. В конце июня - начале июля 1581 г. отряд атамана Нечая напал на ногайцев, разорив их столицу Сарайчик, располагавшуюся в низовьях реки Яик (Урал), положив тем самым начало яицкому казачеству. Окончательно казаки утвердились на Яике в 1586 г., поставив на Кош-Яицком острове напротив устья реки Илек постоянный городок. Ногайцы попытались уничтожить казачью крепость, долго осаждая ее, но, потерпев поражение, вынуждены были отступить. К концу XVI в. казачьи городки находились по всему Яику. С 1591 г. уральские казаки служили в рядах русского войска. Власть московского царя яицкие казаки признали при Михаиле Федоровиче, а до этого, по их воспоминаниям, «жили… немалое время своевольно, ни под чьею державою». Подобно донцам, яицкие казаки первоначально жили небольшими общинами, образовавшимися вокруг городков. Единая казачья область (Войско) возникла на Яике в 50-е гг. XVII в. В воинском искусстве яицкие казаки не уступали донцам, поддерживая с ними тесную связь, получая оттуда пополнения и помощь, а в случае необходимости и укрытие. В 1636-1637 гг. в донском городке Голубые проживал И.Я. Поленов, который в 1636 г. был есаулом в войске яицких казаков, взявших персидский город Фарабад.
Терские казаки
Во второй половине XVI в. несколько отрядов волжских казаков, продвигаясь по западному берегу Каспийского моря, достигли р. Терек на Северном Кавказе и Гребенских гор, где стала складываться новая казачья область. Первое достоверное упоминание о вольных казаках на Северном Кавказе относится к 1563 г. Но малочисленность обосновавшихся здесь вольных людей изначально вынуждала их действовать в союзе с русскими воеводами, стремившимися укрепиться на Северном Кавказе. Важной вехой в истории терского и гребенского казачества стало строительство в 1567 г. Терского городка, заложенного в месте впадения Сунжи в Терек. Несмотря на временный уход царских войск с Терека в 1571 г., казаки остались на Кавказе, продержавшись там до возобновления Терского города в 1578 г. Их городки даже выросли за счет уходивших на юг «схожих» людей. В 1592-1593 гг. 600 вольных казаков «с Терка» совершили нападение на турецкие владения на Таманском полуострове, разграбили и сожгли посады крепости Темрюк. В годы Смутного времени, подобно другим казачьим юртам, часть терцев «заворовала». Именно здесь началось движение Лжепетра, поддержанного 300 казаками во главе с атаманом Ф. Бодыриным. Втайне от других терцев, оставшихся с воеводой П.П. Головиным, восставшие ушли на Волгу для грабежа купеческих судов. Поводом к мятежу стала невыплата казакам царского жалованья. Впоследствии 4-тысячное войско Лжепетра выступило к Путивлю и приняло участие в восстании, начатом Г.П. Шаховским и И.И. Болотниковым.
События Смутного времени привели к значительному сокращению численности терского казачества, в XVII в. объединившегося в сравнительно немногочисленное Терское казачье войско. Если в 1638 г. «вольных атаманов и казаков, которые живут на Терке-реке» значилось 356 человек, то уже в 1651 г. там было 440 терских и гребенских атаманов и казаков.
Сегодня в России слово «казак» в сознании людей имеет разные, зачастую противоречащие друг другу значения. Так, одни понимают под ним только члена казачьего общества (КО), состоящего в государственном реестре, другие считают казаками всех людей, состоящих в организациях, где в названии присутствует слово «казачий». Трактовки заветного слова на этом не заканчиваются, третьи видят казаками представителей казачьего сословия
царской России
, четвертые - человека с определенным состоянием души, пятые - представителя казачьего народа.
Путаница в понятиях
Разнобой в понятиях рождает недопонимания в диалогах, а противоречивость российского законодательства только подстегивает споры о том, кто такой казак на самом деле. К подсчету количества казаков и ареалу их расселения невозможно подойти однозначно. Отличия в трактовках уже повлекли за собой абсолютно разные утверждения о числе казаков в современной России, которое по данным разных источников варьируется от нуля до семи миллионов человек.
Говоря о «казаках по состоянию души», следует учитывать непостоянство данной категории. Оно может меняться под воздействием определенных факторов, жизненных событий, и даже на протяжении дня, потому подсчитать количество их носителей невозможно и не имеет никакого смысла.
Что касается апелляции к дореволюционному казачеству, то сословия были ликвидированы «Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов» еще в 1917 году. Потому такая трактовка слова «казак» подразумевает, что они исчезли вместе с окончательным установлением советской власти. Среди сторонников данной точки зрения довольно распространено мнение, что казаков не осталось, то есть их количество в России равно нулю.
Число людей, состоящих в организациях, в названии которых употребляется слово «казачий», неизвестно. Т.н. «общественники» могут иметь нефиксированное членство в своих организациях. И в таких случаях даже формально подтвердить количество своих последователей они не могут. Зачастую лидерам «общественников» остается бравировать внушительными цифрами, не имея на то оснований.
В сухом остатке для подсчета и анализа имеем государственный реестр и казаков по национальности. Только анализируя две эти общности, можно говорить, опираясь на конкретные цифры, отображенные в официальных данных.
Дела реестровые
В отличие от предыдущих категорий, «реестровые казаки» имеют вполне четкое определение. Согласно ФЗ «О государственной службе российского казачества», российское казачество - это члены КО, которые занесены в государственный реестр. Сами КО при этом являются добровольным объединением граждан РФ, члены которого приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Именно реестровых казаков де факто признает государство, и только с ними «работает» местная и федеральная бюрократия. Уполномоченным органом Российской Федерации в сфере взаимодействия с казачеством является Министерство регионального развития России.
18 ноября на совещании Минрегиона Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Александр Журавский опубликовал доклад о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
Согласно его данным, на территории 72 субъектов РФ в настоящее время действуют 11 войсковых КО, в которых числятся 506 тысяч казаков. Численность войсковых КО распределяется следующим образом:
1. Кубанское войсковое КО - 146 тысяч человек - 29%;
2. «Всевеликое войско Донское» — 126 тысяч человек - 25%;
3. «Центральное казачье войско» — 75 тысяч человек - 15%;
4. Енисейское войсковое КО - 66 тысяч человек - 13%;
5. Терское войсковое КО - 30 тысяч человек - 6%;
6. Оренбургское войсковое КО - 25 тысяч человек - 5%;
7. Волжское войсковое КО - 14 тысяч человек - 3%;
8. Забайкальское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%;
9. Сибирское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%;
10. Уссурийское войсковое КО - 6 тысяч человек - 1%.
11. Иркутское войсковое КО - 4,5 тысяч человек - 1%;
Таким образом можно констатировать, что самыми многочисленными являются члены КО Кубанского казачьего войска, проживающие на территории Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесской республики, а также Абхазии. Второе место за казаками казачьих обществ «Всевеликого войска донского», охватывающего Ростовскую, Волгоградскую, Астраханскую области и Калмыкию. Замыкает тройку самых крупных войсковых объединений - Центральное казачье войско. Оно объединяет членов КО на территории Центрального федерального округа.
Не сложно заметить, что львиная доля реестровых казаков находится в Южном федеральном округе, при этом из традиционного казачьего триединства «Дона, Кубани и Терека» последний явно выпадает. Терское войсковое казачье общество (ТВКО), включающее в себя территорию Ставропольского края и всех республик СКФО, кроме КЧР, занимает лишь пятое место по численности.
Тем не менее у ТВКО существует потенциал увеличить количество членов КО за счет создания новых округов и включения их в государственный реестр. Так уже произошло, например, с Аланским и Сунженским округами. Следует отметить, что достаточно сильны и позиции казачьих войсковых обществ в Сибири и на Дальнем востоке.
Анализируя официальные данные, нужно понимать и особенности учета членов КО на низовом уровне. Во-первых, государственные структуры, финансируемые из Государственного бюджета, всегда стараются раздуть свой штат, и КО здесь не исключение. Тем более, если от количества членов такой структуры зависит объем ее финансирования и отсутствует жесткий контроль вышестоящих органов.
Во-вторых, в уставах Войск существуют требования к минимальной численности, необходимой для регистрации КО в государственном реестре, и их зачастую находят. Реальное количество реестровых казаков в хуторских, станичных и городских КО, как правило, не соответствуют официальному. На практике многие формальные члены реестра являются скорее мертвыми душами , на которых станичные атаманы могут ссылаться, доставая из стола стопки заполненных заявлений с просьбой принять гражданина «в казаки».
Лучше всего дела с количеством казаков обстоят там, где за членство в КО предполагаются какие-либо выгоды, как правило, материального характера. Яркий тому пример - всплеск на желающих вступить «в казаки» территории Краснодарского края сразу после начала деятельности казачьих патрулей в погоне за ежемесячным окладом в 20 тысяч рублей.
Национальность - казак
Единственным официальным источником информации о национальном составе Российской Федерации является Перепись населения. Для более объективной картины в анализе стоит опираться на данные не одной, а двух последних переписей. Так, согласно данным 2002 года, казаков по национальности в России проживало 140 тысяч человек, а уже в 2010 году их число уменьшилось более чем в два раза, до 67 тысяч человек.
Интересен здесь и региональный аспект. Более 70% казаков, по результатам обеих переписей, проживает в Ростовской и Волгоградской областях. Вслед за ними идут Краснодарский и Ставропольский края, кавказские республики, а также два российских мегаполиса: Москва плюс область и Санкт-Петербург.
На основании этого можно сделать вывод, что казачье население, за исключением «столиц», компактно проживает в ЮФО и СКФО, а также южной части Волгоградской области. Единственный субъект Российской Федерации, где казаков по национальности официально нет - это Ингушетия. Причина такого положения дел открылась вместе с учреждением реестрового Сунженского казачьего округа. Очевидно, по мнению местных властей, существование на территории республики такой национальности могло внести путаницу и создавало ненужную неопределенность вокруг слова «казак».
Почти во всех регионах традиционного проживания количество казаков с 2002 по 2010 годы значительно сократилось. Но даже на этом фоне особого внимания заслуживает КЧР, где казаков стало в 5,5 (!) раз меньше. Именно Карачаево-Черкесия имела наиболее высокий процент казаков в национальной структуре населения в 2002 году, компактно проживающих в Зеленчукском и Урупском районах, а также городе Черкесске. В переписи 2010 года этот «недочет» исправлен.
Рост казачьего населения отмечен в Москве и области, что можно объяснить трудовой миграцией. Это типично для всех южных народов России. Удивительно, но согласно официальным данным, если не брать во внимание абсолютно неадекватные изменения по КЧР, в СКФО число казаков выросло. Рост незначительный, но примечателен тем, что произошел не за счет Ставрополья, где переписчики зафиксировали падение количества проживающих казаков почти на 1 тысячу человек, а за счет Дагестана, Чечни и в меньшей степени КБР.
ТОП 10 субъектов федерации с наибольшим казачьим населением, согласно официальным данным переписи 2010 года
Если количество реестровых казаков явно завышено, то с казаками по национальности картина противоположна. Многие среди казаков критически относятся к результатам переписей. По многочисленным свидетельствам очевидцев, в 2002 году переписчики часто отказывались указывать национальность «казак», мотивируя тем, что «такой национальности не существует».
2010 год должен был расставить все по своим местам, но ко многим казакам переписчики так и не дошли. В теме «Фальсификация переписи» на официальном форуме сайта люди, работавшие переписчиками, открыто пишут, каким образом данные в некоторых регионах «спускались сверху». К тому же, при подсчете результатов последней переписи Росстат решил разыграть «языковую карту». Казаки с родным украинским языком были отнесены к украинцам, с калмыцким - к калмыкам. Непонятно, куда отнесли казаков с родным языком «казачий», «гутор», «балачка». В конечном итоге количество всех россиян, указавших в графе национальность «казак», не обнародовано, и, по-видимому, не будет.
С земным поклоном
всем братам казакам и сестрам казачкам
Кто такие казаки
Виктор Безотосный, кандидат исторических наук
Современная наука утверждает, что казачество - это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и представителей других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. В литературе даются и другие определения: 1) с точки зрения дореволюционного законодательства это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы, 2) отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в ХХ веке казачьими историками-эмигрантами.
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихологический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор этого уникального и самобытного свободного «войскового товарищества» всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других регионах страны. В силу специфических черт и исполняемых функций имелась даже определенная отчужденность казачества от остального населения. Обилие точек зрения порождено неразработанностью многих проблем ранней казачьей истории. Казачество формировалось с ХIV века и возникло в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарскими ханствами. Процесс зарождения происходил после распада Золотой Орды в постоянной борьбе с многочисленными противниками вдали от развитых культурных центров.
Первые страницы казачьей истории читаются с трудом, поскольку не сохранилось достоверных письменных источников. Когда же казачество вышло на широкую историческую арену, то на вопрос, каким образом оно возникло, никто не мог дать ясного и точного ответа. Нехватка бесспорных доказательств привела к обилию гипотез и окутала протоказачью историю туманом легендарных пересказов. Полуфантастические сюжеты и догадки рано нашли место на страницах первых
исторических сочинений
, а позднее получили дальнейшее развитие.
Феномен происхождения казачества многие исследователи пытались разгадать, отыскивая национальные корни их предков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, казахов, узбеков, киргизов, татар, горских черкес, касогов, бродников, черных клобуков, торков и других), или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали «исконную русскость» казачества, делая упор на постоянстве нахождения славян в регионах, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была сформулирована историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, полагавшим, что предки казаков - это русское население в составе Золотой Орды («налог кровью» с русских земель), поселенное монголами на будущих казачьих территориях. Долго доминировавшая официальная точка зрения (дореволюционная и советская), что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостного права, так же, как и взгляды на казачество как сословие, была подвергнута в ХХ веке аргументированной критике. Но и «беглохолопская» (миграционная) версия, и теория автохтонного (местного) происхождения казаков на сегодняшний день имеют слабую доказательную базу и не подтверждаются серьезными источниками. Вопрос остается открытым…
Нет полного единодушия и в толковании самого термина «казак» (по-украински «козак»). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от принятого в Российской империи наименования современных казахов - кайсаки. Существовали и другие филологические объяснения: от турецкого слова «каз» (гусь), от монгольских слов «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж) - то есть защитник границы. Все же большинство специалистов сходятся на мнении, что термин пришел с востока и он скорее всего тюркского происхождения, с характерным для этих языков окончанием на «ак». В русском языке слово «казак», впервые упомянутое в летописи под 1444 годом, означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но доминировал славянский элемент. С этнографической точки зрения, первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди тех и других можно выделить вольных и служивых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, существовавшей до 1775 года, а служивое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу Речи Посполитой. Русские служивые казаки назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалованье и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались к «служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик (Урал), Терек и Волга. В отличие от служивого казачества, связанного с выполнением военных функций в рамках сложившихся государственных образований (Речь Посполитая и Россия), центрами возникновения вольного казачества стали
крупные реки
(Днепр, Дон, Яик, Терек) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Каждая крупная территориальная общность независимых казачьих поселений называлась войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков были охота, рыболовство и животноводство. Например, в Войске Донском до начала ХVIII столетия хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».
Огромное значение
в жизни казачьих общин играла война (они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями), поэтому важнейшим источником существования для них являлась военная добыча, получаемая в результате их походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ. Организовывались как речные, так и морские походы на легких лодках (стругах), или совершались конные набеги. Часто несколько войск объединялись и совершали совместные сухопутные и морские предприятия. Все захваченное во время военных акций считалось коллективной собственностью и называлось «дуваном». Раздел добычи («дуван дуванить») происходил после завершения похода.
Главной особенностью
общественной жизни казаков являлась военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях - станичных и войсковых кругах или радах, высших органах казачьего управления. Исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому на кругах войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались посредством отправки в столицу зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Первоначально союзные отношения с Москвой строились по принципу независимых государств, имевших одного противника, а также религиозное и этническое единство. Получая от царя денежную и военную помощь, казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали и фактически принимали на себя набеги степных орд. Казаки принимали участие во многих войнах Москвы с соседними государствами. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, как с иностранным государством. Кремлю было выгодно дистанцироваться от вольных казачьих общин, не связывать себе руки и объяснять, например, туркам, что казаки ему не подчинены.
В то же время московское правительство с раздражением смотрело на непредсказуемые деяния казачьих сообществ, постоянно нападавших на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход зависимых крестьян в казачьи области. Демократические порядки - все равны, ни властей, ни налогов - стали неотразимым магнитом, притягивавшим к себе предприимчивых и смелых людей. Подозрения Кремля оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении ХVII-ХVIII столетий казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев.
Казаки впервые всерьез заявили о себе в Смутное время, поддержав Лжедмитрия I и составив значительную часть его военных отрядов. В дальнейших событиях Смуты принимали активное участие как вольное казачество (русское и украинское), так и русские служивые казаки. В 1611 году казаки составили главную военную силу первого ополчения, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на Земском соборе 1613 года именно слово казачьих атаманов оказалось решающим, и они настояли на избрании царем Михаила Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудила правительство в ХVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства.
Но в стратегическом плане самодержавие, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить своей власти казачью вольницу. Для этой цели московские власти постоянно приручали казачью элиту, получившую коллективное название «старшина». Этот процесс закончился указом Павла I 1798 года, по которому все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. Чтобы закрепить верность московскому престолу, цари сумели добиться к концу ХVII века принятия присяги всеми войсками (последним, в 1671 году, присягнуло Войско Донское). В результате из добровольных союзников казаки превратились в подданных русского царя. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С ХVIII столетия государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные структуры управления, превратив их в
составную часть
имперской административной системы.
В ХVIII веке казачьи военные формирования считались иррегулярными частями, а с юридической точки зрения казачество превратилось в сословие. С 1721 года казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последние остатки казачьей независимости были утрачены после разгрома Пугачевского бунта в 1775-м, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск (примером послужило Войско Донское). С 1827-го августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 году был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857-м казачество перешло в ведение Управления (с 1867-го Главное управление) иррегулярных (с 1879-го казачьих) войск Военного министерства, с 1910 года перешло в подчинение Главного штаба.
Самодержавие по мере необходимости ликвидировало или создавало новые казачьи войска, активно используя эту воинскую силу для присоединения и освоения новых территорий. Генеалогическое древо казачьих войск можно представить, исходя из двух базовых образований вольного казачества - Запорожского и Донского войск. На основе запорожцев были образованы:
- в 1787 году - Черноморское войско (первоначальное название - Войско Коша верных казаков запорожских), поселенное в 1792-м на Таманском полуострове (в 1860-м вошло в состав Кубанского войска);
- в 1787 году - Екатеринославское войско, упраздненное в 1789-м, некоторая часть (3277 человек) была переселена на Кавказ (1802) и затем влилась в Кубанское войско;
- в 1807 году Дунайское войско из беглых запорожцев, в 1856-м названо Новороссийским, упразднено в 1868-м;
- в 1828-1829 годах Азовское войско из прощенных задунайских запорожцев, добровольно перешедших на сторону России и принявших участие в русско-турецкой войне, поселено в Екатеринославской губернии, в 1864-м упразднено, а 1050 семей переселилось на черноморское побережье и влилось в Кубанское войско.
В состав русской армии в ХVII-ХIХ веках отдельно входили также украинские полки как остатки служивого казачества: в 1651-1765 годах - слободские (черкасские) казачьи полки (Сумской, Изюмский, Ахтырский, Харьковский и Острогожский), затем переформированные в регулярные гусарские. С 1654 года были приняты в российское подданство 10 малороссийских казачьих полков левой стороны Днепра, в 1674-м - еще 10 казачьих полков правой стороны Днепра. В
разные времена
их количество в армии варьировалось, а в 1783 году 19 малороссийских полков переформированы в регулярные кавалерийские части, но в 1790-1792 годах еще существовали Херсонский, Полтавский казачий и Казачий Булавы Великого гетмана полки, затем переформированные в легкоконные полки. В ХIХ столетии по военной необходимости создавались ополченческие украинские казачьи конные полки: в 1812 году - 23, в 1832-м - 8, в 1855-м - 6, в 1863-м - 3.
Колыбелью и образцом для всех российских казачьих войск по праву считался Дон. Донские казаки в ХVI-ХVII веках положили начало созданию терского, яицкого (уральского), волжского (волгского) (переселено в 1770 году на Терек), сибирского казачества. От донцов происходили бахмутские (1701-1764), чугуевские (1700-1808), хоперские (в 1786-м переселенные на Кавказ и вошедшие затем в состав Кубанского войска) казаки, не имевшие войсковой организации. В 1736 году из волжских, яицких, сибирских и служивых казаков возникло Оренбургское войско. На основе остатков Волжского войска в 1750-м было создано Астраханское войско. От Сибирского в 1867 году отпочковалось Семиреченское войско, еще ранее, в 1851-м, отделилось Забайкальское войско, часть казаков которого вскоре была переселена на Амур, что послужило основанием для образования в 1858 году Амурского войска, от которого, в свою очередь, в 1889-м отделили Уссурийское войско. От Сибирского войска вели свое начало сибирские городовые казачьи команды и полки: Тобольский, Енисейский (в 1917-1920 годах - Енисейское войско), Красноярский, Якутский, Иркутский.
Среди казачества существовали и
национальные формирования
: калмыки (в составе Донского, Уральского, Астраханского и Оренбургского войск),
крымские татары
, татары и башкиры (Башкиро-Мещерякское войско), буряты (в составе Забайкальского войска и отдельных полков), осетины (в составе Терского войска), ногайцы. В 1774-1817 годах существовало Бугское войско, составленное из христиан балканских народов. К иррегулярным частям также принадлежали многочисленные милиционные и ополченческие формирования кавказских народов.
В рядах российской императорской гвардии также имелись казачьи части. В 1796 году был сформирован лейб-гвардии Казачий полк, в котором служили донцы. Сыны «вернолюбезного Тихого Дона» и в дальнейшем составляли костяк гвардейского казачества: в 1829 году к гвардии был причислен лейб-гвардии Атаманский (наследника цесаревича) полк, а в 1830-м была сформирована 6-я Донская батарея лейб-гвардии Конной артиллерии. Помимо этого, с 1798 года службу при императорах несла лейб-гвардии Уральская сотня, на основе которой в 1905-м был сформирован лейб-гвардии Сводно-Казачий полк, в котором помимо уральцев служили астраханцы, оренбуржцы, сибиряки, семиреченцы, забайкальцы, амурцы и уссурийцы. В 1827-1881 годах на казачьих правах существовал лейб-гвардии Крымско-Татарский эскадрон. Кроме этого, в лейб-гвардии Собственном Его Императорского Величества конвое с 1828 по 1881 год службу несли представители кавказских народов, а с 1832-го по 1917-й терские и кубанские казаки.
Во все времена казачество являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Они считались великолепными наездниками, не знавшими равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений Северной и Семилетней войн, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Предводимое легендарным «вихорь-атаманом» Матвеем Ивановичем Платовым, иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели французской армии в России в кампании 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война ХVIII-ХIХ веков, не говоря уже о покорении Кавказа, присоединении
Средней Азии
и Казахстана, освоении Сибири и Дальнего Востока.
Успехи иррегулярной конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов (лава, вентерь, оригинальная система разведочной и сторожевой службы). Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями
европейских государств
. Умело сражались казаки не только на коне, но и в пешем строю. Так, при штурме Измаила в 1790 году Суворов специально сформировал две колонны из спешенных казаков, которые полностью оправдали его надежды. Случалось казакам держать и долговременную оборону. В анналы
военной истории
вошло знаменитое «Азовское осадное сидение» (1637-1641), когда донцы и запорожцы не только захватили город, но и четыре года успешно оборонялись от превосходящих сил турок. В ХIХ веке прославили себя черноморские пластуны (кубанская пехота), подарившие русской армии термин «ползать по-пластунски».
Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться», - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба,
особый вид
самоуправления и система землепользования, как материальная основа казачьего существования, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.
Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную «от монарших щедрот» землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (размер их колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы казакам-дворянам (пай колебался в зависимости от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В ХIХ веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также Донском и Уссурийском войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе и Дону.
Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское (1,6 млн), Кубанское (1,3 млн), Терское (260 тыс.), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн чел. (2,4% населения России), в том числе 480 тысяч служивого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте стояли украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовали православие, при этом имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны побывало более 300 тысяч казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли две трети русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших искусственных и
технических средств
обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.
Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь были использованы при решении острых внутренних
социальных конфликтов
. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 года казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами
Белого движения
(особенно Дон, Кубань, Терек, Урал), именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой белых армий в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, реквизиции, стравливание иногородних против казаков). В Красной армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли менее 10 процентов казачества.
После поражения в Гражданской войне около ста тысяч казаков оказались в эмиграции. В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 году пленум ЦК РКП (б) и признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались поражению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной армии был снят лишь в 1936-м, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя в Великой Отечественной войне.
Казаки… Совершенно особая социальная прослойка, сословие, класс. Своя, как выразились бы специалисты, субкультура: манера одеваться, говорить, вести себя. Своеобразные песни. Обостренное понятие чести и достоинства. Гордость собственной самобытностью. Отвага и лихость в самом страшном бою. История России с некоторых пор непредставима без казачества. Вот только нынешние «наследники» - по большей части, «ряженые», самозванцы. К великому прискорбию, большевики очень «постарались», чтобы выкорчевать настоящих казаков под корень еще в гражданскую войну. Тех, кто не был уничтожен, сгноили в тюрьмах и лагерях. Увы, но разрушенного не вернуть. Чтить бы традиции и не сделаться Иванами, родства не помнящими…
История донского казачества
Донские казаки Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. Иван Грозный, разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно.
Во времена Смуты казаки оказались весьма деятельны и активны. Впрочем, часто они принимали сторону того или иного самозванца, а отнюдь не стояли на страже государственности и закона. Один из известных казачьих атаманов - Иван Заруцкий - даже сам не прочь был воцариться на Москве. В XVII веке казаки активно осваивали Черное и Азовское моря.
В каком-то смысле они стали морскими пиратами , корсарами, наводящими ужас на купцов и негоциантов. Рядом с казаками часто оказывались и запорожцы. Петр Первый официально включил казаков в состав Российской империи, обязал их к государевой службе, отменил выборность атаманов. Казаки стали принимать самое деятельное участие во всех войнах, какие вела Россия, в частности, со Швецией и Пруссией, а также в Первой мировой.
Многие из донцов не приняли большевиков и воевали против них, а затем ушли в эмиграцию. Известные деятели казачьего движения - П.Н.Краснов и А.Г.Шкуро - активно сотрудничали с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. В эпоху горбачевской перестройки заговорили о возрождении донского казачества. Впрочем, на этой волне было много мутной пены, следования моде, откровенных спекуляций. К настоящему времени, практически никто из т.н. донских казаков и тем более атаманов по происхождению и по званиям таковыми не является.
История кубанского казачества
Кубанский казак Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, - только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ , Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область , Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.
Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи , несколько тысяч казаков бежали на черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там, под покровительством турецкого султана. Позднее они вновь развернулись лицом к Отечеству, внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.
Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими».
В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили как Кубанское войско, так и Республику. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Только во второй половине 30-х гг. казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. В Великую Отечественную войну казаки воевали наравне с другими, преимущественно вместе с регулярными частями Красной Армии.
История терского казачества
Терские казакиТерское казачество возникло примерно тогда же, что и кубанское, - в 1859 году, по дате разгрома войск чеченского имама Шамиля. В казачьей властной иерархии терцы являлись третьими по старшинству. Они расселись вдоль таких рек, как Кура, Терек, Сунжа. Штаб терского казачьего войска - город Владикавказ. Заселение территорий началось еще с XVI века.
Казаки ведали охраной приграничных территорий, но и сами порой не гнушались набегами на владения татарских князьков. Казакам нередко приходилось обороняться от горских набегов. Впрочем, близкое соседство с горцами принесло казаком не только отрицательные эмоции. Терцы переняли от горцев некоторые языковые выражения, а в особенности реквизиты одежды и амуниции: бурки и папахи, кинжалы и сабли.
Центрами сосредоточения терских казаков стали основанные города Кизляр и Моздок. В 1917 году терцы самопровозгласили независимость и учредили республику. С окончательным установлением Советской власти терцев постигла та же драматичная участь, что кубанцев и донцов: массовые репрессии и выселение.
Интересные факты
В 1949 году на советский экран вышла лирическая комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Несмотря на явную лакировку действительности и сглаживание социально-политических конфликтов, она полюбилась массовому зрителю, а песня «Каким ты был» исполняется с эстрады и по сей день.
Интересно, что само слово «казак» в переводе с тюркского языка означает человека свободного, вольнолюбивого, гордого. Так что название пристало к этим людям, знать, далеко не случайно.
Казак не склоняется ни перед какими авторитетами, он быстр и свободен, как ветер.
Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.
Откуда появились казаки?
Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3 , осень 2017 года
Рубрика: Загадки Московского царства
Текст: Александр Ситников
Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А.Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.
Оказывается, и там встречается Земля Касак, которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896-956), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается ещё в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.
Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом и на юге - в предгорьях: Кавказа. В основном именно эти два этноса - скифы и аланы , породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название «казаки». Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.
Славяно-туранские племена
Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры.
Именно в это время скифы начали вести осёдлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде - на восточном побережье Азовского моря.
Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племён ушла за Волгу и в верхнедонскую лесостепь. Те же, кто остался, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название «касаки». Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Мстислава Рюриковича.
Тьмутаракань
Именно Мстислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал своё княжество - Тьмутаракань, которое простиралось далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, 1и после прихода племён половцев стала постепенно угасать,
Многие жители Тьмутаракани бежали на север - в лесостепь и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Чёрные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название по-донских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веках о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.
Не хазары и не готы
Существует ещё одна версия, популярная на Западе, о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идёт о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и ещё один смысл - это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже Туманный Альбион
О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика»: «Народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…» Более того, говорится о том, что казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху
Хазарского каганата
.
В России же эта версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют
русское происхождение
. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки - это готы. Вестготы - это германцы. А казаки - это остготы, то есть потомки остготов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же, нам теперь считать себя потомками немцев?».
Казачий круг: что это такое?
Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или в праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» - шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрёстке, кричали: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан ради станичного дела!». После этого станичники торопились на майдан.В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в круге только под присмотром своего отца или крёстного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «Атаман не волен и в докладе».
6 заблуждений о казаках
1. «Казачество - оплот демократии»Литераторы Тарас Шевченко, Михаил Драгоманов, Николай Чернышевский, Николай Костомаров видели в запорожской вольнице «простой народ», который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема жива и сейчас. Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права. Однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
2. «Запорожцы - первые казаки»
Бытует устойчивое мнение, что казачество произошло из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
3. «Казак шёл на службу с собственным оружием»
Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги.
Позволить себе хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет. Существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.
4. «Вхождение в состав регулярной армии»
Как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура. Казачьи войска чаще всего составляли полки лёгкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.
5. «Письмо запорожцев турецкому султану»
Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации в том, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставят под сомнение подлинность этого документа. Первый исследователь переписки А.Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.
6. «Преданность казаков Российской короне»
Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов - восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.