Что такое орф-педагогика? Орф-воспитание: суть системы.

Волшебный мир музыки – путь гармоничного развития дошкольника Что такое ОРФ – ПЕДАГОГИКА? (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ») Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 « Эллюки » Музыкальный руководитель: Переход Надежда Александровна НИЖНЕКАМСК

1. Теоретическая часть Кто такой Орф? Карл Орф - немецкий композитор и педагог, разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах.

Что такое Орф-подход? Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Главный принцип орф-педагогики - «учимся, делая и творя». Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, она должна соответствовать психологии ребенка. Это музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Ее назвал Орф элементарной музыкой. Шульверк - это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов.

ЗАДАЧИ ОРФ – ЗАНЯТИЙ? Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. Создание «ситуации творчества», которая должна быть реализована через игру. Акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все виды деятельности (ритм, движение, танец, пение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое. ПРИНЦИПЫ ОРФ – ОБУЧЕНИЯ? 1. Обучение нужно для развития. 2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются. 3. Процесс важнее результата. 4. Практика важнее теории (нот).

2. Практическая часть КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» (дети 5-6 лет)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ПЕНИЕ РИТМИКА Смена деятельности не даёт малышам почувствовать усталость

Методологическая основа работы Методика «Музыка для детей» Карл Орф; Авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной; «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация» Т. Э. Тютюнниковой; «Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой; «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева; «Звуки, ритмы и слова» Татьяна Боровик.

Танцевальная ритмика - в основном даются самые базовые упражнения на ритмику и координацию. Детки учатся слушать музыку, находить в ней ритм и делают свои первые танцевальные шаги (речевые упражнения, звучащие жесты, пальчиковая гимнастика).

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Жук Я ленивый майский жук. Я немного пожужжу – жж. На ромашке полежу – жж. Муха в воздухе летает – вз. Я на муху погляжу – жж. Поглядел и есть пора - жж ням. На обед у нас кора - ням ням. И улягусь до утра-а-а-а, Потому, что спать пора – тс-с-с-с. (стих. В. Фишкина) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «На елке» Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.) И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.) После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.) Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.) В них же - вкусные предметы. (Делают ритмичные хлопки.) Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.) Орешки рядом с ними, груша, Яблоко, один золотистый мандарин.

Звучащие жесты (ЗЖ) – термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Инструменты, которые всегда «с собой». Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Лиса. Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям) Нашла книгу под сосной.(Поочерёдно шлепки по коленям) Она села на пенёк (Притопы) И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу») Скок – скок – поскок. Скок,скок,поскок (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Сколочу мосток. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Серебром замощу (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Всех ребят пущу. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.)

ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ работа над развитием музыкального слуха, голоса; работа над дикцией и артикуляцией; различные упражнения и игры, развивающие певческое и речевое дыхание. дыхание; звукообразование; дикция; чистота интонирования; ансамбль. Песенный репертуар: «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе, «Песенка - чудесенка » А. Берлин, «Песенка о гамме» Г. Струве, «Солнечный зайчик» В. Голиков, «Я умею рисовать» Л. Абелян, «Зеленые ботинки» С. Гаврилов. ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР Карл Орф разработал целую серию шумовых инструментов для обучения детей и использование этих инструментов является частью всей методики обучения. Все инструменты обладают уникальными тембрами, их использование помогает детям стать внимательными слушателями и участниками увлекательного процесса игры вместе в ансамбле. В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы. Мышиная история Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. МЕТАЛЛОФОН Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ? Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ грызли зёрнышки ТОН - БЛОК (рубель) И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. РАСЧЁСКА / (Рубель) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Классическое Орф — занятие — это движение и музицирование на Орф-инструментах. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию .
Орф-общества есть в десятках стран мира. Некоторые из них насчитывают несколько тысяч членов (США). Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары и многоуровневые курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте в Австрии.

Кто такой Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог. Он наиболее известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937).

Что такое Орф-подход?
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Она не предполагает только одну ограниченную цель или фиксированный набор шагов для её достижения.

Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. При этом мама знакомится с массой новых идей и инструментов для игры с ребенком.

Из чего состоит урок?
— движение и танец (традиционный и художественный;
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— пение;
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— ксилофоны;
— звучащие жесты (body percussion) — это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

Каковы принципы Орф-обучения?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).

В музыкальной школе все наоборот:
1. Обучение оторвано от развития.
2. Все предметы сразу отдельные — движения вообще нет, дети сидят весь урок.
3. Важен только результат
4. Сначала теория – ноты.

Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами не работает. Орф-уроки дополняют, предваряют и готовят к академическому образованию.

Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Катя шла»
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
( «Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
( «Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха», перевод Б. Заходера)
1. Ходим и читаем вслух это стихотворение, пока не выучим наизусть.
2. Хлопаем на «тирлим-бом-бом».
3. Хлопаем вместо «тирлим-бом-бом».
4. Делимся на две партии. Один читает основной текст, другой произносит или хлопает «тирлим-бом-бом». Меняемся ролями.
5. Вместо хлопания стучим по любому предмету.
6. Под основной текст тоже стучим или хлопаем, попадая ударами в слоги.
7. Делимся на те же две партии и только стучим, а слова произносим беззвучно.
8. Основную часть произносим, вместо «тирлим-бом-бом» прыгаем (бегаем, садимся на корточки – каждый раз разное). Поняв правила игры, ребенок каждый раз придумывает новое задание.

Сайты
Орф в Москве
Музей и фонд Орфа
Орф-Шульверк Форум — международная организация, координирующая Орф-движения во всем мире

Литература
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. — М., 1978
Леонтьева О. Карл Орф. — М.. 1984.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

Курсы
Обо всех курсах, проходящих на территории России можно узнать на сайте.
__________________________________________________________________________

Статья подготовлена по материалам Вадима Каневского , композитора и Орф-педагога.

Нашла материал здесь: http://orff-vadim.livejournal.com/4873.html



ПРИНЦИПЫ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ

Виды деятельности: От единства к разделению
В начале движение, ритм, речь, пение - слиты в единый процесс, потом постепенно они разделяются и изучаются как самостоятельные дисциплины

Процедура урока: От процесса к результату
В начале процесс важнее результата, потом постепенно наращивается работа над результатами, готовыми формами и навыками

Динамика урока: От развлечения к обучению
Развлечение, игра, групповое переживание радости - важны для начала как энергетический импульс, пробуждение интереса; они заряжают энергией, необходимой для обучения и приобретения навыков

Мотивация учеников: От «хочу» к «надо»
В начале всего - пробуждение искреннего глубокого интереса детей к тому, что они делают, и только потом, постепенно, приучение их к постановке задач

Дети в группе: От коммуникации к интеграции
Межличностное общение детей в группе в начале важнее всего, потом постепенно группа интегрируется в единое целое - команду, делающую художественный проект

Формы совместной работы: От игры к театру
В начале игра - основная форма деятельности и обучения. Затем идет обучение, ориентация на навыки и результаты, а те, в свою очередь интегрируются в финале в синтетическое художественное целое - театр, шоу, перформанс, сценическое действо


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение: игры, упражнения, пантомима, двигательная импровизация
Танец: народный танец, художественная хореография
Ритм: телесные ударные (body percussion), барабаны, перкуссия (мелкие ударные инструменты)
Голос: артикуляция, декламация, пение, вокальная импровизация
Музицирование: ксилофоны, продольные флейты, ударные


ЦИКЛ ОПЫТА

игра-имитация-вариация-импровизация-комп озиция

Это универсальный цикл опыта. В начале - естественно возникающий спонтанный импульс, который оформляется и выходит в игре, рождая паттерн - минимальную индивидуальную единицу деятельности. Через имитацию паттерн отрабатывается и присваивается. Затем он начинает варьироваться, плодятся множества паттернов и их вариантов. Это множество реализуется через импровизацию - осознанное эстетическое высказывание в реальном времени.
И, наконец, множество импровизаций отстаивается, и зрелый разум, отбирая лучшее, составляет из них эстетическое целое - мелодию, песню,танец. Это композиция.

ФОРМА УРОКА

вступление - тема - вариации - финал

Вступление - мягкое введение, через игру, беседу или разогревающее упражнение (но не просто так, а обыгрывая элементы будущей темы) энергия детей канализируется и включается в структуру урока
Тема - разучивание основной структуры урока (чаще всего песня, а также стихотворение, танец)
Вариации - нанизывание на нее новых заданий и трудностей, разввивающих разные навыки
Финал - интеграция всех элементов урока в целостное музыкально-двигательное действо


ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

танец и хореография
ритм
речь
пение
элементарное музицирование
импровизация и композиция
сценическое мастерство (азы)

ОРФ-ПЕДАГОГИКА:ПОДРОБНЕЕ

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец.
Движение - это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.
Танец -
это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов - 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм.
Как говорил Орф, «в начале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение.
Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса - это связь с душой. Голос - самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке - гораздо больше.
Речь.
В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь - просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами - вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке
Театр.
История, сказка, миф - нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

ИНСТРУМЕНТЫ
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных - маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы - целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки, - практически любой предмет может быть использован на уроке - либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например мыльные пузыри), и т.д.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.
Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом - начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило следует за импровизацией, только после того, как ее возможности исчерпаны.
Спетакль-демонстрация. Вначале Орф - урок - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делется на несколько частей, одни показывают, другие смотрят.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Это система песен, танцев, игр, сказок, текстов (считалки, заклички, дразнилки, заклинания и т.д.) созданная в древности в каждом сообществе. Орф-подход воссоздает традиционную культуру на уроке. Она представлена в нескольких видах:
1) Традиция той страны, где проходит урок, ее язык и специфика (немецкая в Германии, испанская в Испании, русская в России)
2) Образцы традиции народов мира на аутентичном языке (песни и танцы народов Европы, Латинской Америки, Африки, Азии и т.д.)
3) Детская традиционная культура - игры, песни, тексты, и по сей день бытующие среди детей разных народов.
4) Творчество учителя или участников группы - песни и танцы в фольклорном стиле, созданные на уроке или для урока.

Чем же тогда Орф-класс отличается от фольклорной студии? Задачи прямо противоположные. Фольклорная студия или ансамбль (этнографический подход) стремится погрузиться вовнутрь одной данной культуры, воспроизвести все ее детали, отразить ее уникальную специфику. Орф-подход, наоборот, стремится наружу, к синтезу культур, к выявлению общего в них. Этнографический подход стремится аутентично воспроизвести данный стиль в его первозданном варианте, со всеми деталями. Орф-подход отбирает только наиболее простые и архетипические образцы данного стиля (например африканского), упрощает и искажает их, выводит из изначального внутрикультурного контекста и делает совместимыми с образцами фольклора других культур. В результате возникает новый культурно-творческий феномен - Универсальный Фольклор, Единая Мировая Традиция в самых главных, архетипических образцах.
Так называемая угандийская, месиканская или австралийская песня, теряя свою аутентичность, становится для Орф-учителя средством импровизации, варьирования, игры, обучения, организации деятельности группы. Однако таким образом она в большей степени выполняет собственно фольклорную задачу, чем будучи исполнена аутентичным коллективом на сцене. Ибо настоящий фольклор ориентирован на реальную групповую деятельность участников, он прагматичен по своей природе, его задача - обслуживать общение, обучение и живой контакт.
В условиях утраты детской и традиционной культур в больших городах, Орф-подход возвращает их детям и взрослым через активную деятельность и творчество.


ОРФ-ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ

НАЧАЛО
Карл Орф (1895 - 1982) - баварец. Бавария - удивительный горный край с красивейшей природой, богатой мифологией и развитой фольклорной традицией. По ландшафту, культуре и национальному характеру Бавария ближе Австрии чем Германии, к которой она номинально относится.
Орф родился в Мюнхене в 1895 г. Он научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже музыку для своего собственного кукольного театра.
В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.
В 1924 году начал работать в школе гимнастики, музыки и танца Доротеи Гюнтер («Гюнтершуле») в Мюнхене.

ТВОРЧЕСТВО
Орф наиболее известен по «Carmina Burana» (1937), «сценической кантате». Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite» (Триумф Афродиты). «Carmina Burana» написана на латинские стихи из средневековой рукописи. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, Орф был способен выразить дух средневекового периода в этой трилогии с заразительным ритмом и простыми тональностями. Орф сопротивлялся тому, чтобы его какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Умница») (1943) он называл «сказочные оперы». О его опере «Антигона» (1949), Орф специально сказал, что это была не опера, а «переложение на музыку» древней трагедии. Его последняя работа «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен») - мистическая пьеса на греческом, немецком и латинском языках.


РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА
Итак, это началось в двадцатые годы. Жажда движения, физической активности - спорт, гимнастика, танец - захватили молодежь Европы. Труды и идеи Эмиля Жака-Далькроза распространились по всему миру и подготовили почву для нового интереса к музыкально-двигательному образованию. Рудольф фон Лабан был, без сомнения, один из самых значительных учителей танца и хореографов своего времени. Его книги принесли ему международную известность. Высокоодаренная Мэри Вигман, ученица Далькроза и Лабана, создала новый вид экспрессивного танца. Работа их обоих оказала значительное влияние на широкие круги людей, занятых искусством и образованием. В то время открылось много гимнастических и танцевальных школ. Орф живо интересовался этими начинаниями, они были впрямую связаны с его работой в театре.

ГЮНТЕРШУЛЕ
В 1924 году Доротея Гюнтер основала школу гимнастики, музыки и танца для молодых девушек («Гюнтершуле») и пригласила Орфа в качестве главного преподавателя. Орф нашел идеальную экспериментальную площадку для новых идей. Он начал работать над новыми способами ритмического воспитания и взаимопроникновения музыки и движения.
Танец и движение преподавались как единое целое. Музыка была главным предметом и определяла все остальное.

ОРФ-ОРКЕСТР
Но музыкальная сторона обучения сильно отличалась от общепринятого. Центр тяжести был перенесен с гармонии на ритм. Естественно, ударные инструменты преобладали. Фортепиано больше не было главным и незаменимым инструментом обучения.
Ученики много импровизировали и сочиняли свою собственную музыку.
Поэтому не было смысла обучать их на сложных классических инструментах. Орф предпочитал ударные, простые в использовании и обучении. Однако обойтись без мелодических инструментов совсем было невозможно. Так появились ударные с определенной высотой звучания - ксилофоны и металлофоны. Они сильно отличались от подобных оркестровых инструментов и по конструкции были близки своим традиционным экзотическим прототипам, прежде всего инструментам индонезийского оркестра «гамелан». Первые их образцы были изготовлены Карлом Мендлером, мастером по изготовлению фортепиано и клавесинов.
Благодаря советам и помощи музыковеда Курта Закса оркестр был дополнен группой блокфлейт. Гитара и лютня использовались для акомпанемента, бурдон и басовые партии исполнялись на лютне и виоле да гамба. Таков был оркестр Гюнтершуле. Было ясно, что для этого состава лучше писать новую музыку, либо создавать ее силами самих участников. Искусство создания музыки проистекало из самой практики музицирования. Уже в 1930-е годы ансамбль Гюнтершуле много выступал, под руководством Гунильд Кеетман, сначала ученицы, позже преподавательницы школы.

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
В 1930 году вышло в свет первое издание, озаглавленное «Ритмико-Мелодические упражнения». С этого момента Гунильд Кеетман стала принимать деятельное участии в практической работе и в создании публикаций.
В 1932 издательство Шотт выпустило «Орф-Шульверк - практика элементарного музицирования».

КОНЕЦ ГЮНТЕРШУЛЕ
В конце 30-х годов Орф отошел от занятий, будучи занят композицией, прежде всего «Карминой Бураной». В 1944 Школа была конфискована нацистами. На занятия был наложен запрет. В 1945 во время бомбардировки войсками союзников было уничтожено все: инструменты, костюмы, фотографии, библиотека и все архивы. Казалось бы, наступил полный и окончательный крах.

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Война закончилось. Германия была подавлена разрухой, культурным кризисом и общемировым позором. Надо было заново решать, как жить дальше, во что верить и как воспитывать детей. Низвержение национал-социалистской идеологии открыло путь гуманистическим начинаниям, вынашивавшимся еще в 20-е годы,еще до нацистского режима.
В этой сложной ситуации нашлись люди, всерьез озабоченные детским воспитанием. Один из них, Вальтер Панофски, сотрудник Баварского радио, как-то случайно зашел в лавку старьевщика. Роясь в куче пластинок, он обнаружил запись оркестра Гюнтершуле, сделанную Орфом и Кеетман в 1936 году. «Да это то, что нам нужно!» - воскликнул Панофски. В 1948 Орфу позвонили из Баварского радио: «Вы могли бы написать музыку такого же типа для детей? Так, чтобы они могли бы играть ее сами? Нам кажется, такая музыка очень подходит детскому возрасту; мы планируем серию передач». Орф опять объединился с Кеетман, вместе они подготовили 14 передач под названием «Орф Шульверк - музыка для детей». Эти программы были адресованы всем, кто работает с детьми - учителям, воспитателям, родителям. Они были встречены таким энтузиазмом аудитории, что были возобновлены и продолжались до 1953 года. Слушатели этих передач нашли для себя новый путь воспитания и обучения детей, путь, возвращавший их к их собственным корням. Подход стал распространяться по всей стране.

ПОБЕДА
Вот так Карл Орф, который был прежде всего художником и менее всего стремился к активной социальной деятельности (хоть всегда был окружен людьми, верившими в него) оказался перед огромной социальной задачей, которую явно в этот момент никто не мог решить кроме него. И его метод воспитания, выращенный Гюнтершуле, как в экспериментальной лаборатории, и раньше понятный только посвященным, «вышел в люди», оказался востребован новой ситуацией, новым поколением и новыми задачами.
Теперь необходимо было начать систематическое обучение детей и учителей. В 1949 году при академии Моцартеум в Зальцбурге, открылись классы для детей и взрослых, под руководством Гунильд Кеетман.
Возникла необходимость в серийном изготовлении Орф-инструментов. В 1949 г. Карл Беккер создал мастерскую, которая и по сей день называется «Студия 49».
В 1950-54 гг. вышло в свет пятитомное издание музыки, созданной Орфом и Кеетман для детских передач на Баварском радио, под названием «Музыка для детей» (Шульверк»). За ним закрепилась название Шульверк, которое стало обозначать Орф-подход в целом.
В 1963 в рамках консерватории Моцартеум открылся Орф-Институт, главное учебное заведение для учителей по настоящий момент.
С этого момента Орф-подход вышел за пределы Баварии-Австрии и стал распространяться по всему миру. Возникли Орф-общества, в 1968 г. в США в 1974 г. в Канаде, и т.д.

просмотров
просмотров